УДК 340
Кочкаров Руслан Махарович
кандидат юридических наук [email protected] Ruslan M. Kochkarov candidate ofjurisprudence [email protected]
Достоинство личности как обеспечение прав и свобод человека Human dignity as a guarantee of rights and freedoms of a person
Аннотация. Статья посвящена изучению малоисследованной проблемы о человеческом достоинстве, взаимовлиянии достоинства личности и свободы. Обосновывается положение о том, что достоинство человека выражает ступень обеспечения его прав и свобод. Особое внимание уделяется анализу защиты достоинства человека в современном российском обществе. По итогам проведенного исследования отмечено, что в уголовном законодательстве незаконное лишение свободы квалифицируется как акт насилия - физического или психического. Но существуют ситуации, требующие принудительного ограничения свободы или неприкосновенности. Подобного рода действия должны основываться на законе. При этом в Конституции России гарантии от незаконного ограничения свободы личности подробно рассматриваются административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом.
Ключевые слова: достоинство, право, свобода, личность, ценность, мораль, демократия, Конституция РФ, государство.
Annotation. The article examines the little-investigated problems of human dignity-the sacrament, mutual dignity and freedom. Substantiated the provisions of that human dignity expresses the degree of assurance of his rights and his baud. Special attention is paid to the analysis of the protection of human dignity in modern by Russian society. According to the results of the study noted that in the criminal law illegal imprisonment qualifies as an act of violence - physical or mental. But there are situations that require a compulsory restriction of liberty or integrity. Such actions should be based on law. In the Russian Constitution safeguards the party from illegal restriction ofpersonal freedom are discussed ad-administrative, criminal procedure, criminal law.
Keywords: dignity, right, freedom, identity, values, morals, democracy, the Constitution of the Russian Federation, the state.
В условиях реформирования всех сторон жизни российского общества обеспечение достоинства как основной цели прав и свобод человека происходит с определенными трудностями. Сложность состоит в осознании единства и неделимости свободы и права, а также в понимании того, что существенным в
содержании права является свобода, и реализация достоинства личности возможно лишь в условиях, когда защищены права и свободы личности.
Однако, как справедливо отмечает Л. С. Мамут, в отечественной юридической литературе существующие в настоящее время абстрактные и аморфные дефиниции достоинства пока дают возможность говорить об указанном феномене в виде только как-то угнездившейся в единичном индивиде трудноуловимой субстанции [1, с. 9].
Сравнительный анализ юридической и философской литературы по вопросу достоинства показал, что данная проблема гораздо глубже и в большей степени разработана российскими философами. Это требует обратиться к работам наших современных отечественных философов.
«Достоинство личности, - пишет В. Морозов,- осознание личностью своего общественного значения, права на общественное уважение, основано на признании обществом социальной ценности человека» [2, с. 58].
По его мнению, осознание собственного достоинства выступает формой самоконтроля человека, на которой базируется взыскательность личности к себе.
Несколько подобное определение достоинству дается также в философском словаре под редакцией И.Т. Фролова. В нем отмечается, что «достоинство выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности». По его мнению, моральные представления достоинства в определенном социуме тесно связаны с совершенствованием правосознания, гражданской зрелостью людей, «реальной обеспеченностью прав человека» [3, с. 170].
С этих позиций достоинство выступает как понятие о ценности человека в виде морального отношения индивида к самому себе и социума к личности. Осознание собственного достоинства является формой контроля человека, на которой базируется взыскательность человека к себе.
В этом плане взыскательность, исходящая от социума, приобретает форму индивидуальных (действовать так, чтобы не ронять своего достоинства).
На основе вышеизложенного можно заключить, что «достоинство человека является выражением его личностной ценности» [4, с. 144].
В отличие от этого, ощущение же собственного достоинства индивида выступает как понимание личной ценности и ратификация ее, по возможности, вопреки обстоятельствам [5, с.315].
Опираясь на вышеприведенные определения, можно высказать свое представление в отношении данного явления. Данный феномен выражает осознание человеком своей ценности, нравственное, справедливое отношение к себе, желание заслужить уважение других людей и потребность почитать других индивидов, чтить их права и свободы.
В этой связи следует отметить, что в условиях формирования в России правового государства, право на достоинство является, по существу, основной целью прав и свобод человека. «Наиболее важно то, - пишет С.С. Алексеев,-что именно право гарантирует такую реализацию свободы людей в практической жизни, которая способна обогатить ее достоинством разума и отсечь произвол, своеволие, безумие неконтролируемой стихии субъективного» [6, с.96].
Следует отметить, что в праве объем свободы ограничивается предписаниями закона, ценности свободы, справедливости, равенства имеют определенный, дозированный объем в правовых нормах, однако на уровне общеправовых норм, а также идеалов, идей, происходит «смыкание» правовых и нравственных ценностей.
Однако, на любом уровне право на достоинство является, по существу, основной целью прав и свобод человека. Это значит, что обеспечение достоинства человека отражает его права и свободы, выражает признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека. Заметим, что если оно надлежащим образом защищено - то это опора демократии и правовой государственности.
В ст. 21 Конституции России содержатся также идеи, касающиеся достоинства личности. В российской Конституции закрепляется, что «достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления». В соответствии с указанной статьей «никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному, либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».
В этой связи отметим, что в комментариях к Конституции РФ под редакцией Л.А. Окунькова говорится, что достоинство человека определяется как «осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благополучие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.)» [7, с.96].
Однако для оценки смысла такого понятия, как достоинство личности, значимо установить соотношение данного феномена с другими правами и свободами человека. Как правило, в литературе по юриспруденции, написанной по вопросам прав и свобод, право на достоинство человека рассматривается самостоятельно, в отрыве от других понятий личности.
Так, подобного взгляда придерживается и комментатор Конституции РФ В.А. Четвернин. По его мнению, «достоинство личности как юридическая категория не стоит в одном ряду с такими правами, как право на свободу передвижения и другими личными правами. Как жизнь человека и признание его права на жизнь являются общим условием существования всех прав и свобод человека и гражданина, так и человеческое достоинство (достоинство личности), его признание, соблюдение и защита государством являются необходимым условием существования личных прав человека» [8, с. 145]. Как видим, автор Комментария исследует принцип уважения достоинства человека как основу в сфере личных прав и свобод. Но, с нашей точки зрения, вполне можно говорить и о более широком содержании данного понятия, охватывающего, наряду с правом на жизнь, все феномены (права и свободы), выражающие такое свойство жизни, которое не только идеально, но и объективно удостоверяют и гарантируют статус личности как полноправного субъекта человеческой деятельности. Об этом свидетельствует ст. 7 Конституции России, в соответствии с которой Россий-
ская Федерация - общественное государство, политика которого направлена на формирование условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное совершенствование личности.
Поэтому, говоря о том, что обеспечение прав и свобод являются целью достижения достоинства личности, нельзя ограничивать трактовку достоинства человека только кругом индивидуальных прав и свобод. В этой связи заметим, что человек может обладать органическими правами, но личностная самооценка индивида будет низкой, если он ограничен в области социально-экономических прав и свобод. При этом здесь также значима самооценка своего положения в условиях определенного социума и государства, которые обязаны гарантировать равноправие.
Современная наука проливает свет на то, что даже в экономически слабо развитых странах, но в которых государство является демократическим и социальным, люди обладают более высоким чувством достоинства, чем в более развитых странах, где существует поляризация доходов.
В этом плане основные претензии граждан к власти - это экономическое неблагополучие. Социологические исследования свидетельствуют, что подобное неблагополучие обусловлено неспособностью или нежеланием власти реагировать на положительные идеи, высказываемые гражданами.
Представляется, что осуществление конвенции о защите прав личности и главных свобод [9, с.761-772], в том числе и объясняющая практика ЕКПЧ Европейским судом по правам личности, выступает правовой базой для совершенствования национального законодательства стран, присоединенных в ЕС, и его осуществления. По нашему мнению, нам следует изучить опыт осуществления ЕКПЧ, обратив особое внимание на олицетворение решений Европейского суда по правам человека. С нашей точки зрения, использование набранного опыта Европейским судом, а также опыта Европейской конвенции позволяют более ускоренными темпами совершенствовать свою национальную правовую систему в направлении приближения ее к лучшим европейским образцам.
В этой связи Н.Е. Бондарь отмечает, что «ценность и цели свободного развития каждого включают деятельное солидарное соучастие в создании необходимых предпосылок не только физического (материального), но и духовного здоровья нации. С этих позиций следует оценивать и актуальность охраны достоинства личности посредством реализации конституционных начал социальной политики» [10, с.217].
Существуют также концепции, согласно которым «достоинство личности» наполняется конкретным содержанием в конкретной правовой культуре. Вместе с тем, невозможно согласиться со взглядами, согласно которым, лишь «в наиболее развитых в государственно-правовом отношении странах в понятие достоинства включается обладание не только правовой свободой, но и минимальным набором социальных благ, необходимых для достойной жизни по стандартам современного потребительского общества (жилище, относительно высокая заработная плата, общедоступное здравоохранение и образование, социальное обеспечение и т. д.) [11, с.146].
Говоря о достоинстве, следует отметить, что конституция Российской Федерации в ст.21 защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» [12, с.43]. Вместе с тем в самом тексте этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также что никто не в праве силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью, без добровольного согласия гражданина подвергать его медицинским, научным или иным опытам. Личность вправе сама распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т.д.).
Представляется, что заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и уголовного процесса Конституции России. Например, в Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление личности [13, с. 129-130].
Заметим, что нормы Гражданского кодекса РФ призваны защищать честь, достоинство, деловую репутацию человека даже и тогда, когда распространение о нем порочащих сведений сделаны не умышленно, полагая, что они соответствуют действительности.
Следует подчеркнуть, что уголовно-процессуальный кодекс РФ запрещает унижать честь и достоинство всех лиц, подвергаемых освидетельствованию, личному обыску, участвующих в следственном эксперименте. При этом предусматривается присутствие понятых того же пола, что обыскиваемый или осви-детельствуемый. Вместе с тем отметим, что необходимо принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства личной жизни человека, занимающего данное помещение, и других лиц. В то же время запрещается насилие, угрозы и домогательства, иные незаконные действия в отношении любого лица, участвующего в уголовном судопроизводстве, в административном и иных правоотношениях.
В случае, если лицу причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные права, он вправе возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда [14]. Для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в суд, причем допускается защита чести и достоинства и после его смерти [15, с.27-30].
В Конституции России подчеркивается, что право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. Представляется, что в этом праве заложено ограничение для свободы других людей и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. Заметим, что в неразрывной связи с этими положениями находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. В этой связи отметим, что согласно Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» [12, с.43].
В уголовном законодательстве незаконное лишение свободы квалифицируется как акт насилия - физического или психического. Но существуют ситуации, требующие принудительного ограничения свободы или неприкосновенности. Подобного рода действия должны основываться на законе. При этом в Конституции России гарантии от незаконного ограничения свободы личности подробно рассматриваются административным, уголовно-процессуальным, уголовным правом. Литература:
1. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права. Государство и право. М., 2001. № 7. - С.5-14.
2. Философская энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1962, Т. 2. - 576 с.
3. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -
719 с.
4. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. - 576 с.
5. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика. Ростов - на - Дону: Март, 2003. - 412с.
6. Алексеев С.С. Философия права. М. : Издательство Норма, 1998. -
336с.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Отв. ред. Л. А. Окуньков. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: БЕК, 1996. - 635 с.
8. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. Отв. ред. В. А. Четвернин. М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997. - 702 с.
9. Права человека : сб. междунар.- прав. документов. Сост. В.В. Щербов.-Минск: Белфранс, 1999. - 1146с.
10. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. М.:Эксмо, 2009. -1056 с
11. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий. Отв. ред. В. А. Четвернин. М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997. - 702с.
12. Конституция РФ, 1993 г. М.: АСТ, 2012. - 64с.
13. Уголовный кодекс РФ, 1993. М.: Эксмо, 2012. - 320с.
14. Гражданский кодекс РФ, 1994. Гл.59. М.: Проспект, КноРус, 2010. -
544с.
15. Колоколов Н. Злые языки страшнее пистолета. Проблемы судебной защиты чести, достоинства, деловой репутации и права граждан на невмешательство в их личную жизнь. Арбитражный и гражданский процесс. 2002 г., № 2. - С. 27-30.
Literature:
1. Mamut P.S. Social state from the point of view of law. State and law. M, 2001. № 7. - P. 5-14.
2. Encyclopedia of philosophy. M: «Soviet encyclopedia», 1962, So 2. - 576р.
3. Philosophical dictionary. Ed. by I. T. Frolov. M: Republic, 2001. - 719 р.
4. Concise encyclopedia of philosophy. M: Progress-encyclopedia, 1994. - 576
P.
5. Zolotukhina-Abolina E. Century Modern ethics. Rostov - on - don: March, 2003. - 412 p.
6. Alekseev S. Philosophy of law. M: Norma Publishing house, 1998. - 336p.
7. The commentary to the Constitution of the Russian Federation. Resp. ed L. A. Okunkov. - 2-e Izd., supplementary and Rev. M. BECK, 1996. - 635 p.
8. The Constitution of the Russian Federation: Problem comment. Resp. Ed. Century A. Chetvernin. M: Center for constitutional studies, Moscow public science Foundation, 1997. - 702 p.
9. Human rights : collection of international.- rights. documents. Comp. V.V. Scherbov.- Minsk: Beltrans, 1999. -1146p.
10. The commentary to the Constitution of the Russian Federation. Ed. by C. D. Zorkin, L. C. Lazarev. M:Eksmo, 2009. -1056p.
11. The Constitution of the Russian Federation: Problem comment. Resp. Ed. Century A. Chetvernin. M: Center for constitutional studies, Moscow public science Foundation, 1997. - 702 p.
12. The Constitution of the Russian Federation, 1993, M.: AST, 2012. - 64 p.
13. Criminal code of the Russian Federation, 1993. M: Eksmo, 2012. - 320 p.
14. The civil code of the Russian Federation, 1994. GL. M: Avenue, KnoRus, 2010. - 544 p.
15. Bells N. Evil tongues terrible gun. Problems of judicial protection « you honor, dignity, business reputation and the rights of citizens to respect for their private life. Arbitration and civil procedure. 2002, № 2. - P. 27-30.