Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РАБОЧИХ ПРОФЕССИЯХ НОВГОРОДСКОГО РЕГИОНА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РАБОЧИХ ПРОФЕССИЯХ НОВГОРОДСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МИР ТРУДА И ПРОФЕССИЙ / ПРОФЕССИЯ / РЫНОК ТРУДА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РЕГИОН / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / THE WORLD OF WORK AND PROFESSIONS / PROFESSION / LABOR MARKET / CAREER GUIDANCE / JUNIOR SCHOOLCHILD / REGION / PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Серова Алена Михайловна

В статье описана проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий с учетом регионального компонента и пути ее решения с помощью проектно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна, Серова Алена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS’S REPRESENTATIONS OF THE WORKING PROFESSION OF THE NOVGOROD REGION

Тhe article describes the problem of forming representations of younger schoolchildren about the world of work and professions taking into account the regional component and the way to solve it with the help of design and research activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РАБОЧИХ ПРОФЕССИЯХ НОВГОРОДСКОГО РЕГИОНА»

the formation of valeological literacy and readiness of primary school teachers to use health-saving technologies in the educational process of primary school.

Keywords: health saving technologies, readiness, training teachers for primary education, health education, health literacy, health culture.

Литература:

1. Абдулахамидова Б.Н., Шерматова Н.Т. Педагогические основы валеологического образования школьников // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 2. - С. 163-167.

2. Бедерева Н.С., Шилов С.Н., Игнатова И.А., Покидышева Л.И. Проблема адаптации и реадаптации к школьным нагрузкам. Роль нейрометаболизма, активационных процессов головного мозга и темпераментальных характеристик // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1.

3. Божедомова С.В. Формирование готовности студентов к использованию здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности: на примере подготовки учителей начальных классов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Тольятти, 2011. - 265 с.

4. Ганина О.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 766-768. - URL https://moluch.ru/archive/102/23682/ (дата обращения: 29.05.2019).

5. Лободин В.Т. Педагогические условия формировагия валеологической грамотности в процессе образования взрослых: диссерт. ... к.п.н. 13.00.01 - общая педагогика. - СПб., 2000. - 242 с.

6. Панкова Е.С. Подготовка будущего педагога к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 2. - С. 74-77.

7. Храпова О.П., Лепёхина С.И. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. - 2011. - №7. Т.2. - С. 126-128. - URL https://moluch.ru/archive/30/3464/ (дата обращения: 29.05.2019).

УДК: 371.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О РАБОЧИХ ПРОФЕССИЯХ

НОВГОРОДСКОГО РЕГИОНА

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

кандидат педагогических наук Алексеева Ольга Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

студент Серова Алена Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. В настоящее время большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития личности, способной уверенно адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, успешно реализующей себя в выбранной профессии. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии является одной из важных задач школьного образования. В то же время, по данным экспертно-аналитического центра РаНХиГС только 20 % выпускников университета идут работать по специальности.

Актуальным является привлечение внимания подрастающего поколения к рабочим профессиям, которые сохранятся на рынке труда в ближайшие 20-25 лет. Об этом свидетельствует внедрение федерального проектов «Молодые профессионалы», «Билет в будущее», разработка стандартов Ворлдскиллс Россия и др. К сожалению, данные проекты охватывают учащихся вузов, СПО и основной школы. В то время, как зарубежный педагогический опыт свидетельствует о необходимости раннего профессионального самоопределения. Тем не менее в Российской Федерации, несмотря на возросший в последнее время интерес к данным вопросам, на уровне начального общего образования не сложилось успешных методик формирования представлений младших школьников о рабочих профессиях с учетом актуальной и прогнозируемой ситуации на рынке труда конкретного региона.

Изложение основного материала исследования. Возникновение интереса к вопросам профориентации молодежи в нашей стране восходит к 20-м годам XX века. Тем не менее, разработки методологии и методик урочной и внеурочной деятельности профориентационной направленности для учащихся начальной школы появились сравнительно недавно.

Профориентация, или профессиональная ориентация учащихся, по мнению В.И. Тарлавского и Е.А. Цуканова, трактуется как система взаимодействия личности и образования, способствующая развитию и соотнесению способностей, потребностей и индивидуальных особенностей личности с потребностями общества, ее профессиональному самоопределению [7].

Интерес к проблеме профориентации младших школьников обусловлен выявлением учеными-педагогами трудностей в профессиональном самоопределении учащихся старшей школы, недостаточными знаниями о профессиях выпускников школ, неготовность выпускников школ сделать осознанный профессиональный выбор [3]. В настоящее время в мире существует более 7 тысяч профессий, а к 2035 году могут появиться и другие. Разумеется, обширность перечня предлагаемых профессий не дает сформировать у учащихся полноценной картины возможностей для профессиональной самореализации. Подготовка к ряду новых профессий, требует раннего начала формирования необходимых компетенций учащихся.

Возникает потребность расширять знания детей в данной области как можно раньше, еще с начальной школы.

Многие педагоги отмечают такие важные личностные особенности младших школьников, как доверительность и открытость, послушание, любознательность и исполнительность. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств [2]. По мнению А.Д. Сазонова взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников, а

психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым [61. С другой стороны, сведение профориентации только к просвещению и научению было бы сильным упрощением. По мнению М. Кушнира, Н.С. Пряжникова и др. более перспективным направлением является смещение акцента на профессиональное самоопределение учащихся. Хотя, не отрицается, что начальной ступенью профессионального самоопределения является формирование представлений о мире труда и профессий.

Под формированием представлений о мире труда и профессий понимаем создание условий, способствующих обогащению представлений учащегося о разнообразии существующих профессий.

По мнению Н.С. Пряжникова, профессиональную ориентацию невозможно рассматривать без аспектов (точек зрения) ее разрешения [4]. Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический. В рамках нашего исследования особое внимание уделено экономическому аспекту профессиональной ориентации. Экономический аспект предусматривает вопросы анализа реальной потребности нашего региона в различных профессиях. Данный аспект заключается в содействии или обеспечение укомплектованности рабочих мест, росте эффективности труда, устранении потерь времени, предоставлении возможности самореализации в конкретном регионе.

В последнее время, когда говорят о профориентации, особое внимание уделяют не только учету индивидуальных особенностей личности, но и полноценному распределению трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства региона, поскольку профессиональные намерения и предпочтения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация в условиях рынка - это, прежде всего, трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на принцип реальности. Сегодня школьник имеет возможность выбрать специальность из широкого перечня, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность на рынке труда. Эффективность профориентационной работы среди молодежи в значительной мере зависит от того, насколько она соответствует конкретной социально-экономической ситуации. Достаточно негативной является тенденция выбора профессий из сферы обслуживания в ущерб рабочим специальностям, появившаяся в 80-90 годы XX века. Зачастую школьники делают выбор не в пользу рабочих профессий, потому, что ничего не имеют о них представления и не видят перспектив самореализации в них.

Проведенный анализ вакансий и предложений рынка труда Новгородской области [5] показал, что имеется несоответствие спроса и предложения. Установлена значительная потребность предприятий в квалифицированных рабочих профессиях.

В рамках нашего исследования выявлялись профессиональные предпочтения новгородских четвероклассников. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

3

Е ^ а

Профессиональная к<иеюрин

Рисунок 1. Профессиональные предпочтения младших школьников

В результате исследования мы выяснили, что для учащихся этого возраста характерны малодифференцированные представления о мире профессий, недостаточные знания о нем. Чаще всего профессии известны учащимся по названиям, некоторым рабочим функциям, внешним признакам. Главный ориентир для младшего школьника в мире профессий - сложившееся эмоциональное отношение к ним.

Анализируя результаты исследования, увидим, что наибольшей популярностью у четвероклассников пользуются профессии, связанные с медициной и воспитанием в то время, как на рынке труда большей востребованностью пользуются профессии не только связанные с продажами, но и рабочие профессии. Поэтому учителю особое внимание следует обращать на формирование представлений о рабочих профессиях, востребованных на рынке труда, чтобы дети узнали о них, увидели их, познакомились с людьми, работающими в данной сфере, определили необходимые представителям данных профессий компетенции и личностные характеристики, а также и постарались идентифицировать себя с этой профессией.

Высказывая свои профессиональные предпочтения, не думают о том, будет ли выбранная ими профессия востребована на рынке труда региона. Данный факт, возможно, связан с тем, что многие учителя организуют

свою профориентационную работу, не основываясь на тенденциях рынка труда. Это подтверждается и результатами проведенного анкетирования учителей начальных классов г. Великий Новгород.

Прогнозирование основных тенденций на рынке труда является достаточно непростой задачей. Тем не менее, существуют методы и технологии, которые позволяют предсказать наиболее вероятные пути развития экономики, выявить наиболее актуальные тренды, и, соответственно, дать прогноз по той или иной профессиональной сфере.

Так, в 2014 году Московская школа управления Сколково и Агентство стратегических инициатив создали «Атлас новых профессий» - альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет [1]. Сейчас эту инициативу начинают перенимать регионы страны, например, известно, об «Атласе новых профессий» Калужской области».

Для подготовки основы для более осмысленного и осознанного профессионального выбора на уровне начального общего образования нами предлагается проект под названием «Мир.Труд.Новгород». Проект рассчитан на детей в возрасте 9-10ти лет (4 класс). В проекте принимают участие родители, приглашенные специалисты. Основным результатом проекта мы видим ребенка, имеющего представления о востребованных профессиях, рабочих местах и образовательных возможностях своего региона.

В основу организации занятий положены следующие принципы:

- учет основных тенденций на региональном рынке труда,

- связь теории с практикой,

- подход к участникам занятия как к равноправным участникам диалога,

- взаимодействие с представителями работодателей и образовательных организаций (СПО, НПО, ВО).

На занятиях рекомендуется использовать коммуникативно-деятельностные формы взаимодействия

педагога и детей (эвристическая беседа, создание поисковой, творческой ситуации, элементы дискуссии и т.п.), интерактивные методы (практические задания, профессиональные пробы, познавательная игра и др.), которые помогут активизировать деятельность младшего школьника.

Выводы. В современном мире в ужесточающихся условиях рыночной экономики девиз профориентационной работы звучит так: добиться, чтобы каждый школьник был подготовлен к вступлению в мир труда и определял свой профессиональный выбор с учетом потребности региона в кадрах. Связующим звеном, которое во многом определяет предпочтения школьников, является школа в лице учителя.

В нынешней системе профориентации школьники не имеют возможности определить рациональность выбора профессии и оценить спрос на нее к моменту окончания обучения, однако через десять-двадцать лет формируемое в современных условиях поколение работников будет определять развитие и благосостояние нашего региона. Решение этой проблемы необходимо начинать уже с начальной школы, в том числе, с формирования представлений о рабочих профессиях. В ходе данной работы детей следует учить опираться и на потребность в кадрах конкретного региона.

Педагогу необходимо постоянно изучать производственное окружение школы и помнить о том, что правильный выбор профессии в два раза уменьшает текучесть кадров, в полтора раза снижает стоимость затрат на переквалификацию работников и на 10-15% увеличивает производительность труда.

Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию и педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Аннотация. В статье описана проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий с учетом регионального компонента и пути ее решения с помощью проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, мир труда и профессий, профессия, рынок труда, профориентационная работа, младший школьник, регион, представления.

Annotation. The article describes the problem of forming representations of younger schoolchildren about the world of work and professions taking into account the regional component and the way to solve it with the help of design and research activities.

Keywords: professional orientation, professional self-determination, the world of work and professions, profession, labor market, career guidance, junior schoolchild, region, presentation.

Литература:

1. Атлас новых профессий // Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: http://atlas100.ru/

2. Лях Ю.А., Донина И.А. Современные подходы к определению ролей учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 179-183.

3. Никейцева О.Н. Практико-ориентированный подход к реализации профессиональной подготовки будущих специалистов / О.Н. Никейцева // Педагогический вестник. - Научный журнал: Новосибирск-Ялта: Изд. АНС «Сибак, 2019. - Вып. 6. - С. 48-50.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 320 с.

5. Работа в Великом Новгороде // NoJob [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novjob.ru/ (дата обращения 05.04.2019)

6. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся // Издательская группа URSS [Электронный ресурс]. - URL: http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=117789

7. Тарлавский В.И., Цуканов Е.А. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта // КиберЛенинка [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-professionalnoy-orientatsii-obzor-otechestvennogo-opyta

УДК: 371.3

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель математики Виноградова Юлия Алексеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Школа № 17" (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. Современное образование требует от педагога все более новые методы и приемы преподавания. Неотъемлемой частью сегодняшнего урока является использование современных информационных технологий. Причем современный урок это не только использование презентаций, это и дистанционное образование на различных образовательных платформах как для обучения и контроля, так и самоконтроля учащихся.

Изложение основного материала исследования. Современный ребенок сейчас большое время проводит в Интернете: игры, блоги, социальные сети, виртуальное общение. Поэтому применение современных мультимедийных средств на уроке демонстрирует, что компьютерные технологии можно включать и как элементы урока, что для современных детей поколения Z является одним из показателей хорошо построенного и доступного для них урока.

Сейчас для учащихся разработано огромное количество обучающих программ, позволяющих дистанционно повторять пройденный материал, осваивать новый и проводить самоконтроль по изученным темам.

Многие обучающие системы позволяют повторить пройденный материал и применить его на практике в виде игровых действий.

Большую популярность в этом направлении набирает сайт Учи.ру, где учащиеся условно-бесплатно решают задания по темам школьной программы, участвуют бесплатно в различных российских олимпиадах по математике, английскому языку, русскому языку и получают дипломы, сертификаты и похвальные грамоты.

Причем задания, в том числе и олимпиадные построены таким образом, что ученик нахождения решения погружается в обучающую игру . Для решения такого типа задач,необходима не толтко логика и сообразительность, но и знание законов и правил в различных учебных предметах. Такие задания повышают интерес ребят к предмету и мотивирует их на нахождения путей решения той или иной задачи (рис. 1).

-I Космический лабиринт

▼ ▼ ▼

Сделай как можно меньше ходов, чтобы робот доехал до второго шлюза. 10 баллов — за 6 и менее ходов. Лучший результат — 3 хода.

Сделано ходов:

А А А

Рисунок 1. Задача платформы УЧИ.ру

Более "серьезный" сайт, где учащийся может себя проверить, повторить или усвоить новое - это образовательная платформа Якласса. Также она является условно-бесплатной (ограниченны возможности в анализе решения задач в бесплатной версии). Здесь учебный материал выложен в краткой, но доступной форме для обучающихся. Разобраны примеры задач, разработаны проверочные работы в тестовой форме с выбором ответа и открытой формой ответа. Задания дифференцированы по уровню сложности (рис. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.