НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№4(41) 2014
УДК 371,075 М.Д МИРЗОХОДЖАЕВ
ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДОВАНИЯ
Ключевые слова: возникновение и развитие профессий, ремесло, разделение труда, мир профессий, типы профессий, формула профессий, профориентация, трудовое воспитание, трудолюбие, реформирование, дифференциация, социальное преобразование, творческое мышление
Во все времена человечество решало стоящую перед ним задачу подготовки молодого поколения к практической деятельности с той лишь разницей, что в различных социальноэкономических формациях эта задача решалась по-разному. При этом она приобретала новые формы реализации на практике и наполнялась новым содержанием.
Сама по себе идея трудового обучения и воспитания подрастающего поколения далеко не нова и впервые была высказана еще в средние века социалистами-утопистами Томасом Мором (14781535г.), Томазо Кампанелло (1568-1638г.) и другими как попытка таким образом устранить имеющееся неравенство между людьми умственного и физического труда.
В дальнейшем идея трудового воспитания нашла свое отражение и в работах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна, а своего наивысшего развития получила в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
По вопросам трудового воспитания учащихся опубликовано большое количество научных трудов, авторами которых являются:
И.Д. Денисов (1), Ф.И. Иващенко (2), Е.А. Климов (4), Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова (5),
А.С. Макаренко (6), С.В. Ушнев (13), Д.И. Фельдштейн (14), В.В. Чебешева (15) и др.
Воспитание положительного отношения к труду, вероятно, следует начинать с раннего возраста у дошкольников и учащихся младших классов, воспитывая у них уважительное отношение к труду окружающих их взрослых людей: родителей, воспитателей, нянечек, учителей, персонала школы и др. Но в начале этого процесса дети должны усвоить, какой труд вкладывают взрослые, выполняя ту или иную работу.
«Воспитание - основное, родовое понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле - это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом. В узком социальном смысле воспитание - это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и качеств» (7,276).
Труд был и остается во все времена самым необходимым и важным средством развития личности. Формирование элементарных представлений о трудовых обязанностях начинается с раннего возраста в семье и школе.
«В общеобразовательной школе решают следующие задачи трудового воспитания учащихся:
- формирование социальных мотивов трудовой деятельности, отношения к труду как к высшей жизненной ценности;
- воспитание моральных качеств (трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости);
- формирование трудовых умений и навыков, основ культуры умственного и физического труда;
- развитие стремления применять получаемые знания на практике и потребности в творческом труде» (7,402).
Трудовое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных способностей учащихся. На этапе начальной школы происходит формирование положительного отношения к труду, учеников убеждают в необходимости, важности и полезности труда для общества. В рамках неполной средней школы разъясняется нравственная сторона необходимости выбора жизненного пути, учащихся знакомят с конкретными видами трудовой деятельности, расширяют
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*
№4(41) 2014
представления о труде взрослых. На этапе полной средней школы осуществляется осознание самой сути труда и дифференциация интересов к труду, приобретаются знания об экономике производства, уровне комплексной механизации и автоматизации производства. Для решения этой задачи необходимо сочетание политехнического обучения и трудового воспитания, которые совершаются при изучении основ наук, на уроках технологии, при организации различных форм внеклассной работы, во время общественно полезного труда учащихся с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, состояния здоровья и требований научно-технического прогресса.
«Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую из них в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей» (11,206). Выпускники школы принимают решение о выборе той или иной профессии.
При решении проблемы профессиональной ориентации учащихся на нынешнем этапе развития общества необходим комплексный подход, при котором сочетаются вопросы социальноэкономического, психофизического и психолого-педагогического характера.
Социально-экономический подход предполагает проведение анализа потребности общества в различных профессиях и их перспективности в общем объеме трудовых ресурсов. Но, помимо этого, важно, чтобы каждый гражданин для максимальной отдачи работал в соответствии со своими способностями.
Термин «способность», несмотря на его давнее и широкое употребление в психологии, определяется разными учеными по-разному. Если суммировать различные его определения, попытаться их представить в единой классификации, то данный термин будет выглядеть следующим образом:
1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность его психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из всех имеющихся определений способностей. Например, в древности словосочетанием «способности души» называли все без исключения, приписываемые душе свойства. В настоящее время таким широким определением способностей практически уже не пользуются.
2. Способности - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось в психологии XVII - XIX веков и употребляется по настоящее время.
3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболее распространено в отечественной психологии. Оно, вместе с тем, является наиболее точным из всех» (8,379).
Последнее из приведенных определений способностей принадлежит Б.М. Теплову, ученому, внесшему значительный вклад в разработку общей теории способностей. В понятии «способности», как он считает, содержатся три основные идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека» (12,32).
Формирование таких общих способностей, как трудолюбие, высокая трудоспособность, работоспособность, внимательность, собранность, наблюдательность, целенаправленность, гибкость и глубина ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, творческое мышление происходит у человека в школьном возрасте.
«Общие - это способности, которые имеются у всех людей (но развиты у них в различной степени) и которыми определяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например, относят общие умственные или двигательные способности» (8,380).
Развитие у учащихся всех вышеперечисленных способностей, предполагает наличие у самих учителей педагогических способностей, которые, в свою очередь, делятся на конструктивные, организаторские и коммуникативные. Конструктивные способности учителя проявляются в умении и желании развивать личность ученика, подбирать и методически правильно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям учеников. Организаторские способности проявляются в умении учителя вовлечь учеников в различные виды деятельности, умело воздействуя на каждого из них. Наличие у учителя коммуникативных
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№4(41) 2014
способностей позволяет ему строить правильные отношения с детьми, чувствовать их настроение, понять каждого ученика.
Таким образом, ошибки при выборе профессии приводят к моральной неудовлетворенности, потере жизненной активности и, даже, расстройству здоровья, а правильный выбор определяет жизненный путь человека, повышает его жизненную активность и способствует психофизиологическому совершенствованию. В этом и заключается суть психофизиологического подхода при решении проблем профессиональной ориентации учащихся.
Профессии возникли в человеческом обществе практически сразу после его возникновения. Зародившись в условиях первобытно-общинного строя, а, в дальнейшем, и в процессе его разложения, профессии, вследствие возникавшего разделения труда, стали более разнообразными.
«Разделение труда - это качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, которая приводит к обособлению различных ее видов. Определяющим условием разделения труда является рост производительных сил общества. При этом основную роль играет развитие орудий производства. В свою очередь, разделение труда способствует развитию производительных сил, росту производительности труда» (3,5-6).
Развитие производственных отношений зависит от влияния на них роста и углубления разделения труда. Первым масштабным примером разделения труда в первобытно - общинном строе является образование пастушеских племен. «Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых» (16,161). В тот исторический момент происходит и профессиональное разделение труда.
Наблюдения за ростом крупных производств в конце XIX - начале XX в. в привели ученых и общественных деятелей к мысли о том, что человеку для выполнения какой-либо конкретной работы нужны не только навыки и опыт, но и способности и, по этой причине, молодым людям, приходящим на производство и выбирающим профессию, нужна помощь.
Это привело к появлению уже в конце XIX века первых литературных пособий, описывающих отдельные аспекты профессиональной ориентации молодежи. В 1849 году во Франции было издано «Руководство по выбору профессий», а в 1897 году в Петербурге была издана книга профессора университета Караева Н.И. «Выбор факультета и прохождение университетского курса”. Из этого следует, что возникшее в конце XIX - начале XX веков движение профессиональной ориентации является не продуктом какого-либо гениального открытия или изобретения, а является требованием самой жизни.
Свое дальнейшее развитие движение профессиональной ориентации получило в начале XX века в США, Англии и Германии, где впервые при биржах труда были созданы справочноинформационные бюро для молодежи. В них у школьников появилась возможность получить квалифицированную консультацию у специалистов по выбору будущей профессии, о возможности дальнейшего образования и подготовке к будущей работе. Деятельность этих бюро следует считать началом профессиональной ориентации, которая явилась основой для изучения различных профессий с разных точек зрения: технической, экономической, психологической, гигиенической, социальной.
Деятельность упомянутых бюро не ограничивалась разовыми беседами или консультациями, они издавали профориентационные листки, брошюры и т.п., и, тем самым, проводили пропаганду осознанного выбора профессии. Однако, преобладающим методом определения профпригодности являлся метод анкетирования (опроса). К примеру, бюро, учрежденное в Нью-Йорке в 1910 году, занималось изучением требований, предъявляемых к претенденту различным профессиями, и свою работу строило во взаимодействии со школьными учителями. Таким образом, накапливался первый опыт профориентации учащихся, включавший в себя предварительное изучение профессиональных склонностей, учащихся в условиях школы, проведение консультативных бесед, заполнение анкет, опрос родителей и учителей, заключительную беседу и содействие в трудоустройстве.
В 1883 году стал широко применяться предложенный английским психологом Ф. Гальтоном метод психологического исследования с помощью тестов. Метод позволил дать количественную оценку интеллектуальному уровню детей и стал широко применяться психологами и педагогами.
Развитие научно-технического прогресса неизбежно ведет к целому ряду изменений в народном хозяйстве: совершенствуются орудия труда и технологии производства, повышается квалификация рабочего класса, происходит дифференциация и интеграция рабочих профессий, снижается число профессий с тяжелыми условиями труда и, одновременно с этим, растет число
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*
№4(41) 2014
рабочих профессий, связанных с функциями управления механизированными и автоматизированными производствами. Поскольку возрастает интеллектуальная составляющая труда рабочего, возрастают и требования к уровню его образования, культурно-техническому уровню.
Научно-техническая революция, помимо этого, оказывает влияние и на изменение характера и условий труда, меняет весь облик производства и приводит к социальным преобразованиям. Научное познание в сочетании с производственно-трудовой деятельностью в этих условиях выступает как движущая сила производства, коренные изменения происходят в его материальнотехнической и социальной базах.
«Принципиально новые требования предъявляются, естественно, к содержанию и к процессу профессиональной подготовки специалистов всех уровней. У рабочего, например, кроме определенных способностей требуется сформировать профессионально важные психические свойства личности, приемы умственного труда, сам характер мышления. Значительное влияние на содержание профессиональной подготовки рабочих оказывает связь производства с отраслями научного знания, особенно такими, как электроника, электротехника, вычислительная техника, автоматика, биотехнология и т.п.» (10,3).
По этой причине подготовка всех учащихся к сознательному выбору профессии и к овладению ею в условиях и интересах конкретного экономического региона - серьезная государственная задача. Экономика постоянно и настойчиво требует оперативно искать эффективные пути формирования у учащейся молодежи положительного отношения к массовым производственным профессиям, оптимальные методы воспитания моральной и трудовой готовности к овладению ими, а также заинтересованного отношения к самому процессу труда.
Исходя из этого, содержание и характер профессиональной подготовки должны, прежде всего, учитывать требования производства и решать задачи профессионального развития личности. И это важно, поскольку изменение характера общественных отношений и условий труда предполагает изменение требований к рабочему человеку. Требование экономики по неуклонному повышению производительности труда делает актуальной проблему правильного выбора молодым человеком профессии.
«Именно в школе подрастающее поколение знакомится с миром профессий, формирует интересы к различным видам деятельности, познает свои психофизические особенности. Профориентационная работа, осуществляемая в учебное и во вне учебное время, должна обеспечивать развитие индивидуальных особенностей и творческих способностей каждого учащегося, формировать профессиональную направленность в единстве личных и общественных интересов» (9,3).
В самом деле, рыночная экономика открывает перед каждым человеком широкие горизонты в самоопределении и выборе профессии. В этих условиях школа и семья призваны вовремя прийти на помощь молодому человеку в его правильном выборе. И, если они не в полной мере осуществляют свои функции, молодой человек не застрахован от ошибки. Реформирование системы образования, происходящее в Республике Таджикистан, формирует новые условия профессиональной теоретической и практической деятельности учителя. Он разрабатывает новейшие педагогические технологии, создаёт авторские программы по кредитной системе, выдвигает творческие идеи, продуктивно решает педагогические проблемы, ведёт научноисследовательскую работу, способствуя развитию способностей и личности своего ученика, организует творческие уроки.
В процессе исследования автором были выявлены некоторые причины и факторы, мешающие полному раскрытию теоретической и практической подготовки будущего учителя технологии к предметам профориентации. Поэтому с целью раскрытия творческого потенциала студентов автор проанализировал готовность будущих учителей к творческому мышлению во время проведения урока профориентации.
Так как студентам специальности «технология» необходимы более глубокие знания о профориентации и основ профориентационной работы в общеобразовательной школе, которая в основном проводится учителем технологии.
С помощью анкетирования было выявлено, что на полное раскрытие себя как будущего учителя технологии негативно влияет отсутствие уверенности в своём мастерстве, неимение достаточных знаний о возникновении и развитии профессий.
Многие студенты предпочитают проводить уроки технологии в общеобразовательных школах (15%), так как считают, что уровень их знаний и возможностей не достигает того уровня, которого
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№4(41) 2014
требует школа от учителей технологии. Для развития практических способностей 10% студентов стремятся работать с научной литературой. 20% -работать самостоятельно, стараются формировать своё творческое мышление как будущего учителя и применяют различные методы самообразования, 1% студентов считает, что формирование творческого мышления и способностей у них недостаточно.
Исходя из вышеизложенного, нами предлагаются задания для студентов физического факультета ХГУ имени Б. Гафурова второго курса специальности «Технология» по предмету «Профориентация». Смысл заданий заключается в следующем: студенты должны выполнить задания по определенному образцу, представленному ниже, на примере одной профессии (по их личному выбору). Задания составлены в нескольких вариантах.
Для выполнения задания студентам дается специальная литература. Задание выполняется во время, отведенное на самостоятельную работу под руководством преподавателя. На выполнение задания отводится 50 минут.
Приведем пример выбора одного из заданий.
1. Выбор профессии (например: токарь, слесарь).
2. История возникновения профессии.
3. Общая характеристика профессии.
4. Требования к индивидуальным особенностям человека.
5. Медицинские противопоказания.
6. Требования к профессиональной подготовке.
7. Родственные профессии.
8. Типы профессий.
9. Классы, группы, отделы профессий.
10. Формула профессии.
Деятельность студентов при выполнении ими практических работ условно можно разделить на три уровня: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень характеризуется тем, что при выполнении самостоятельной работы студент вынужден неоднократно обращаться к преподавателю по поводу смысла заданий.
Средний уровень-студент выполняет задания качественно и в срок под руководством преподавателя без прямой его помощи. Он высказывает отдельные предложения по совершенствованию задания, правильно отвечает на поставленные вопросы, но в основном его знания неполные, хотя они служат базой для успешной работы в целом.
Высокий уровень-студент имеет четкое представление о поставленной задаче в заданиях, подробно знает об истории возникновения профессии, о типах профессий, классах, группах, отделах профессий и формуле профессии.
При оценке результата труда студента от преподавателя требуется умение квалифицированно оценивать его знания и умения. При этом должны учитываться:
-знания о возникновении и истории профессий;
-умение работать со специальной литературой;
-знание требований к качеству выполняемого задания;
-умение различить классы профессий от группы и отделов профессий;
-знание о требованиях профессий к человеку;
-знание о родственных профессиях.
Таким образом, методика работы по предмету «Профориентация» позволяет повысить способности студентов к творческому мышлению, получить представление о мире профессий, самостоятельности и т.д.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Денисов, И.Д. Творчество учителя труда и развитие творческой активности школьников / М.Д.Денисов, С.В.Ушнев, Э.А.Ферапонтова //Вопросы психологи.-1988.-№1- С.45-46
2. Иващенко,Ф.И. Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников/ Ф.И.Иващенко //Вопросы психологии.-1983.-№6.-С.28-35
3. Калугин, Н.И., Профессиональная ориентация учащихся/ Н.И.Калугин, А.Д.Сазанов,
В.Д.Симоненко.- М.: Просвещение, -1983. - 190с.
4. Климов, Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии /Е.А.Климов // Вопросы психологии.-1984.-№4. С. 5-15
НОМАИ ДОНИШГОҲ* УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ* SCIENTIFIC NOTES*
№4(41) 2014
5. Кудрявцев, Т.В., Форопанова Э.А. Психологические основы подготовки учащихся к труду и выбору профессии / Т.В.Кудрявцев, Э.А.Форопанова // Школа и труд. М.: 1987.
6. Макаренко, А.С. О трудовом воспитании / А.С.Маквренко// Избранные педагогические сочинения: В 4т. М.:1949.-Т.3.
7. Марцинковская, Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика /Т.Д.Марцинковская.- М.: Проспект, 2010.- 580 с.
8. Немов, Р.С. Психология / Р.С.Немов.- М.: Юрайт. 2013.- 639с.
9. Ретивых, М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. / М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко// Пировское книжное издательство. 1990.- 130с.
10. Сейтешев, А.П. Пути профессионального становления учащейся молодёжи/ А.П.Сейтешев.- М.: Высшая школа, 1988.- 335 с.
11. Столяренко, Л.Д., Самычин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика / Л.Д.Столяренко, С.И.Самычин, В.Е.Сторяленко//Ростов-на-Дону: Денник, 2010. - 636с.
12. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. М.: 1981.
13. Ушнев, С.В. Влияние бригадной формы обучения на уроках труда на развитие и воспитание личности школьников/ С.В.Ушнев // Психология учебной и трудовой деятельности. Ярослав, 1985.
14. Фельдштейн, Д.И. Трудовое воспитание учащихся советской школы / Д.И.Фельдштейн.-Душанбе, 1968.- 220с.
15. Чебешева, В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду/ В.В.Чебешева // Вопросы психологии.- 1987.- №2.- C.18
16. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. ч-е изд., т 2. Т. 22. М.: Политиздат, 1962.- C.214-225
REFERENCES:
1. Denisov, I.D., Ushnev S.V. Foropanova E.A. The creativity of labor and pupils’ creative activity development teacher // The questions of psychology. 1988. #1. P.45-46.
2. Ivantshenko, F.I. Psychological features of labor activity of senior pupils // The questions of psychology. 1983. №6. 28-35p.
3. Kalugin, N.I., Sazanov A.D., Simonenko V.D. Career guidance of pupils. M.: “Prosvesheniye”. 1983. -190p.
4. Klimov, E. A. A Man as a subject of labor and the problems of psychology.// The questions of psychology. 1984. №4. P.5-15
5. Kudryavtsev, T.V. Foropanova E.A. Psychological basis of pupils labor training and choice of profession.// Shkola i trud. M., 1987.
6. Makarenko, A. C. About labor education / collected works on pedagogy: In 4 v. M., 1949. v.3.
7. Martsinkovskaya, T.D., Grigorovich L.A. Psychology and pedagogy/T.D. Martsinkovskaya. -M.: Prospekt, 2010. - 580p.
8. Nemov, P.S. Psychology. M.: Yurayt. 2013. - 639p.
9. Retivikh, M.V. Simonenko V.D. How to help to choose a profession Tula/ M.V.Retivikh// Pirovski publishing house. 1990. - 130p.
10. Seiteshev, A.P. The path of professional development of pupils/ A.P. Seiteshev. -M.: Visshaya shkola, 1988. - 335p.
11. Stolyarenko, L.D. Samichin S.I. Stolyarenko V.E. Psychology and pedagogy. Rostov-na-Dony: Dennik. 2010. - 636p.
12. Teplov, B. M. Ability and talent M., 1981.
13. Ushnev, C.V. The impact of team form of learning in labor training classes to develop and grow up pupils’ personality / C.V. Ushnev // The Psychology of teaching and labor activity. Jaroslavl. 1985.
14. Feldshtein, D.I. Labor education of pupils in the Soviet school. Dushanbe, 1968. - 220 p.
15. Chebesheva, V.V. Some psychological questions of preparing schoolchildren to labor/ V.V. Chebesheva // The questions of psychology. 1978. №2.-P.18.
16. Engels, F. The origin of family, private property and state.- Marks K., Engels F. Composition. 4 edition. v 2. V. 22. M.: Politizdat. 1962.-P. 214-225.
Изучение связи трудового воспитание и профориентации с методикой преподования
М.Д. Мирзоходжаев
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№4(41) 2014
Ключевые слова: возникновение и развитие профессий, ремесло, разделение труда, мир профессий, типы профессий, формула профессий, профориентация, трудовое воспитание, трудолюбие, реформирование, дифференциация, социальное преобразование, творческое мышление
В процессе труда формируется весь комплекс моральных качеств и черт характера личности: организованность, четкость действий, ответственность за его результаты. Указанные качества уже входят в более широкое, чем трудовая направленность, понятие, в понятие- «трудовая воспитанность».
Многие задачи профориентации решаются в самом учебном процессе, при этом важна координация всех учителей. На уроке учащиеся побуждаются к серьезному обдумыванию своего дальнейшего жизненного пути, ориентируются в условиях правильного выбора профессии. Поэтому учителю нужно знать ведущие, перспективные и необходимые обществу профессии, связанные с его предметом, методику обучения в целях профориентации. К будущему учителю предъявляются особые требования по освоению знаний профориентации на самом высоком уровне.
В данной статье рассматриваются некоторые проблемы изучения предмета профориентации в ВУЗах и её методика преподавания в целях повышения способности студентов к творческому мышлению.
Exploring the links between labor education and career guidance with teaching methods.
M.D. Mirzokhojaev.
Keywords: the emergence and development of profession, craft, division of labor, world of professions, types of profession, formula of professions, career guidance, labor education, industriousness, reformation, differentiation, social transformation, creative thinking
The whole set of moral qualities and personality traits are developed in labor process like organization, clarity of action, responsibility for its results. These qualities are included into a broader concept than labor orientation, i.e. into the concept of “labor education”.
Many problems of career guidance are solved in academic process, while coordination of all teachers is important. Pupils are encouraged to serious consideration of their further course of life, guided in a correct choice of profession at lessons. Therefore, the teacher needs to know the leading, prospectively and necessary public professions related to his/her subject, methods of teaching for career guidance. Future teacher is offered special requirements to learn career guidance at the highest level.
Сведения об авторе:
Мирзоходжаев Музаффарджон Дадоевич, старший преподаватель кафедры методики преподавания математики и информационных технологий Худжандского гасударственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд, Email: mirzo. muzaffarjon @mail. ru
Information about the author:
Mirzokhojaev Muzaffarjon Dadoevich, senior lecturer of the department of teaching methods and information technologies, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail:[email protected]