Научная статья на тему 'Формирование предпринимательской компетентности'

Формирование предпринимательской компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ENTREPRENEURSHIP COMPETENCE / PROJECT COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявский А. А.

В статье описан ход экспериментальной работы по формированию предпринимательской компетентности в вузе. Представлены педагогические условия, критерии формирования, а также основные результаты, приведены данные о достоверности динамики результативности процесса формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявский А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCE

The article describes the experimental work on creation of entrepreneurial competence in the University. Presented pedagogical conditions, criteria of formation, as well as the main results are the data on the reliability of the dynamics of the effectiveness of the process of formation.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательской компетентности»

ренцирующую функцию, благодаря которой становится возможным «доступ» субъекта к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству, т.е. подвластность субъективному, произвольному контролю» [10].

Среди базовых направлений, рассматривающих вопросы рефлексии можно выделить следующие: деятельностное направление (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); педагогическое направление (О.С. Анисимов, М.Э. Боцманова, А.З. Зак, A.B. Захарова, Г.Г. Гранатов, А.Я. Найн, Т.М. Давыденко и др.); личностное направление (Ф.Е. Васшиок, М.Р Гинзбург, Н.И. Гут-кина, А.Ф. Лазурский и др.); акмеологическое направление (К.А. Абульханова-Славская, С.А. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, A.A. Реан и др.).

Специальному изучению понятия «рефлексивная готовность» с позиций разных подходов (деятельностного, компетен-тностного, культурологического) уделяли внимание О.С. Анисимов, Т.А. Бондаренко, В.К. Елисеев, С. А. Желобицкая, Е.В. Ко-рецкая, Н.М. Пинегина, А.А. Смирнов и др. С.А Желобицкая рефлексивную готовность (отождествляя ее с «готовностью к реф-

лексивной деятельности») определяла как совокупность приемов, методов, способов осуществления рефлексивной деятельности [11].

К данным выводам присоединяются А.А. Смирнов [12] и Н.М. Пинегина [13], А.В. Карпов [14], определяя рефлексивную готовность как систему способов и средств организации рефлексивной деятельности, сформированную на основе ценностных и интеллектуальных критериев.

Сходная трактовка рефлексивной готовности встречается и у О.С. Анисимова, понимающего ее как систему способов организации рефлексии, обеспечивающей осмысление и переосмысление опыта деятельности [15]. Таким образом, для решения противоречия о различии уровней рефлексивности необходимо изучение рефлексивной готовности педагогов к обучению учащихся - спортсменов высоких достижений, анализ полученных результатов и разработка внутрифирменной образовательной программы развития профессиональной готовности педагогов к обучению спортсменов высоких достижений «Спортивная академия».

Библиографический список

1. Холодов, Ж.К. Теория физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2003.

2. Ильин. Е.П. Психология спорта Ю 18821187: цифровая книга. - СПб., 2012.

3. Бабушкин, Г.Д. Проявление рефлексии в спортивно-игровом взаимодействии и противоборстве / Г.Д. Бабушкин, РЭ. Салахов // Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола: материалы межрегион. науч. прак. конф. тренеров по футболу. - Омск, 2008.

4. Бабушкин, Г.Д. Рефлексия и интуиция в структуре соревновательного процесса спортсмена / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, РЭ. Салахов [Э/р]. - Р/д: lib.sportedu.ru>Press/SP/2009N3/p33-35.htm

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1973.

6. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.; Воронеж, 2004.

7. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1999.

8. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) / М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. - Минск, 1978.

9. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.

10. Чернявская, В.С. Психолого-педагогические факторы педагогической толерантности: монография. - Владивосток, 2006.

11. Желобицкая, С.А. Формирование готовности коллектива общеобразовательной школы к самообразовательной и рефлексивной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2005.

12. Смирнов, А.А. Социально-философский анализ влияния рефлексивной культуры на уровень развития регионального сознания государственного служащего: автореф. дис. . канд. филос. Наук. - Великий Новгород, 2000.

13. Пинегина, Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: дис. ... канд. психол. наук. — Калуга, 1999.

14. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - Т. 24.

15. Анисимов, О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1994.

Bibliography

1. Kholodov, Zh.K. Teoriya fizicheskogo vospitaniya i sporta / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznecov. - M., 2003.

2. Iljin. E.P Psikhologiya sporta ID 18821187: cifrovaya kniga. - SPb., 2012.

3. Babushkin, G.D. Proyavlenie refleksii v sportivno-igrovom vzaimodeyjstvii i protivoborstve / G.D. Babushkin, R.Eh. Salakhov // Aktualjnihe voprosih razvitiya detskogo i yunosheskogo futbola: materialih mezhregion. nauch. prak. konf. trenerov po futbolu. - Omsk, 2008.

4. Babushkin, G.D. Refleksiya i intuiciya v strukture sorevnovateljnogo processa sportsmena / G.D. Babushkin, A.P Shumilin, R.Eh. Salakhov [Eh/r]. - R/d: lib.sportedu.ru>Press/Sp/2009N3/p33-35.htm

5. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka / pod red. N.Yu. Shvedovoyj. - M., 1973.

6. Derkach, A.A. Akmeologicheskie osnovih razvitiya professionala. - M.; Voronezh, 2004.

7. Shadrikov, V.D. Problemih sistemogeneza professionaljnoyj deyateljnosti. - M., 1999.

8. Djyachenko, M.I. Psikhologiya vihssheyj shkolih (Osobennosti deyateljnosti studentov i prepodavateleyj vuza) / M.I. Djyachenko, J1.A. Kandihbovich. - Minsk, 1978.

9. Semenov, I.N. Refleksiya v organizacii tvorcheskogo mihshleniya i samorazvitii lichnosti / I.N. Semenov, S.Yu. Stepanov // Voprosih psikhologii. - 1983. - № 2.

10. Chernyavskaya, V.S. Psikhologo-pedagogicheskie faktorih pedagogicheskoyj tolerantnosti: monografiya. - Vladivostok, 2006.

11. Zhelobickaya, S.A. Formirovanie gotovnosti kollektiva obtheobrazovateljnoyj shkolih k samoobrazovateljnoyj i refleksivnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Toljyatti, 2005.

12. Smirnov, A.A. Socialjno-filosofskiyj analiz vliyaniya refleksivnoyj kuljturih na urovenj razvitiya regionaljnogo soznaniya gosudarstvennogo sluzhathego: avtoref. dis. . kand. filos. Nauk. - Velikiyj Novgorod, 2000.

13. Pinegina, N.M. Razvitie refleksivnoyj kuljturih prakticheskogo psikhologa: dis. ... kand. psikhol. nauk. — Kaluga, 1999.

14. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 5. - T. 24.

15. Anisimov, O.S. Akmeologicheskie osnovih refleksivnoyj samoorganizacii pedagoga: tvorchestvo i kuljtura mihshleniya: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1994.

Статья поступила в редакцию 20.09.13

УДК 316.37

Chernjavskij А.А. THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCE. The article describes the experimental work on creation of entrepreneurial competence in the University. Presented pedagogical conditions, criteria of formation, as well as the main results are the data on the reliability of the dynamics of the effectiveness of the process of formation.

Key words: entrepreneurship competence; project competence, pedagogical conditions; performance.

А.А. Чернявский, аспирант Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье описан ход экспериментальной работы по формированию предпринимательской компетентности в вузе. Представлены педагогические условия, критерии формирования, а также основные результаты, приведены данные о достоверности динамики результативности процесса формирования.

Ключевые слова: предпринимательская компетентность, проектная компетентность, педагогические условия, результативность.

Новые этапы экономического развития российского общества смещают акценты в системе ценностей и приоритетов развития экономического образования, все это актуализирует проблему предпринимательских компетенций. Готовность к реализации предпринимательской деятельности становится важной проблемой, а теоретические подходы к ее развитию с необходимостью становятся все более и конкретизированными. Е.П. Бе-лан справедливо полагает, что предпринимательские компетенции - это интегральные надпредметные характеристики качества подготовки [1]. Целью настоящей статьи является описание результатов исследования и анализ полученных результатов по теме формирования предпринимательских компетенций в процессе профессионального образования экономического направления.

На первых этапах нашей работы был проведен анализ представлений о предпринимательской компетентности в психологии, педагогике и экономике [2]. Было принято в качестве рабочего определение предпринимательской компетентности как ме-тапредметной личностно-профессиональной характеристики будущего экономиста, проявляющейся в результативности предпринимательского проектирования. Был проанализирован контекст межкультурной интеграции в образовании России и КНР [3]. Сравнительно-сопоставительный анализ проектных компетенций, как одного из базовых результатов связанного с предпринимательской компетентностью у студентов России и КНР показал определенные различия. В качестве определенного ресурса и ключевой задачи эмпирического исследования преобразующего характера стал компонент самоконтроля как готовности и способности к самосовершенствованию и саморазвитию в профессиональной сфере. Сюда же отнесена готовность и способность обучаться самостоятельно, разрешать проблемные ситуации, исследовать окружающую среду для выявления ее ограничений и ресурсов, способность контролировать и оценивать свою поведенческую и психическую активность в процессе предпринимательской проектной деятельности.

Для проверки предположения о взаимосвязи проектной компетентности и предпринимательской компетентности было проведено следующее исследование на выборке из 23 студентов российских вузов. После диагностики предпринимательской компетентности при помощи экспертной оценки группа (N=23) была разделена с помощью медианы на две группы: с более высоким уровнем проектной компетентности (группа А) и менее высоким уровнем проектной компетентности (группа Б). В таблице 1 даны обобщённые данные по преобладающим в группах уровням проектной компетенции

Для исследования наличия или отсутствия взаимосвязи между уровнем предпринимательской компетентности (в показателях экспертной оценки) и уровнем формирования проектной компетентности использовался метод и-критерия Манна-Уитни. Были сформулированы гипотезы: Н0: Уровень проектной компетентности студентов группы А достоверно не отличается от уровня проектной компетентности студентов группы Б. Н1: Уровень проектной компетентности студентов группы А досто-

верно отличается от уровня проектной компетентности студентов группы Б. Для вычисления достоверности отличий по исследуемому признаку результаты тестирования были проранжиро-ваны.

и = (п Xп2) + _г,

иэмп = (23 X 23) + 23х (23 + 0 _ 677 иэмп = 529 + 23^221 _ 677 иэмп = 529 + 276 _ 677 иэмп = 128

Были определены критические значения иэмп при N=23

и [189(р < 0.05)

крит [158(р < 0.01)

иэмп крит

Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Гипотеза Н1 подтвердилась. Были определены критические значения при N=23. Полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Гипотеза Н1 подтвердилась. Уровень проектной компетентности студентов группы с более высокими показателями предпринимательской компетентности достоверно отличается от уровня проектной компетентности студентов с менее высокой проектной компетентностью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровни проектной компетентности и предпринимательской компетентности у студентов имеют неслучайную взаимосвязь.

Вторая - наиболее важная часть эмпирического исследования состояла в проведении преобразующего эксперимента (программы формирования предпринимательской компетентности - ПРПК) со студентами - экономистами из российских вузов. В работе приняли участие 80 студентов, из них 40 человек в экспериментальной группе, 40 человек из контрольной группы. Группы были выравнены по полу и возрасту, они состояли из студентов экономического направления бакалавриата. Для реализации программы были использованы следующие условия: был осуществлен контекстно-рефлексивный подход к проблеме формирования ПК будущих экономистов; примененены инновационные педагогические технологии - кросс-технологии ситуационного центра; создание рефлексивной методической системы моделирования предпринимательских ситуаций. Ниже представлены результаты реализации программы (таблица 2).

Результаты исследования говорят о том, что количество студентов с высокими показателями самоконтроля существен-

Таблица 1

Показатели проектной компетенции в группах с разным уровнем предпринимательской компетентности

——Г руппа Показатель ■—— Г руппа А Г руппа Б

Высокий уровень проектной компетентности 61% 13%

Низкий и средний уровни проектной компетентности 39% 87%

Таблица 2

Результаты методики «Оценка проектной компетентности» до и после опытно-экспериментальной работы (кол-во студентов) (в %)

Количество студентов с указанием уровня проектной компетентности

Шкала До эксперимента После эксперимента

низкий средний высокий низкий средний высокий

Целеустремленность 20 70 10 7,5 67,5 25

Гностичность 34,5 45 19,5 15 43 42

Освоенность проектной деятельности 15 65 20 11 44 45

Самоконтроль 40 50 10 8 70 22

Таблица 3

Результаты диагностики предпринимательской компетентности студентов контрольной и экспериментальных групп

до и после опытно-экспериментальной работы

Критерии Количество студентов с указанием уровня предпринимательской компетентности (в %)

Д о эксперимента После эксперимента

низкий средний высокий низкий средний высокий

Проектная компетентность 38 50 12 13 56 31

Экономическая культура 25 60 15 15 57 28

Рефлексивность, саморегуляция 19 70 11 8 51 31

Экспертная оценка 30 49 21 5 60 35

но выросло: с 10% до 22% студентов. Наибольший рост обнаружен у показателей освоенности проектной деятельности и гнос-тичности. После проведения преобразующего эксперимента была проведена диагностика всего комплекса личностно-профессиональных качеств и способностей студентов - экономистов: проектной компетентности; экономической культуры; компонентов рефлексивности и саморегуляции, также повторно была проведена процедура экспертной оценки предпринимательских компетенций по результатам игрового моделирования и предпринимательского проектирования в рамках кросс-технологий ситуационного центра. Ниже представлены результаты диагностики предпринимательских компетенций российских студен-тов-экономистов по выдененным критериям (таблица 3).

Библиографический список

Для проверки эффективности формирования предпринимательской компетентности была определена достоверность изменений, для чего был использован критерий х2- «хи - квадрат критерий». Результаты позволили сделать вывод о достоверности различий в показателях всех структурных компонентов ком-петенности до и после формирующего эксперимента (р <0,001). Динамика формирования предпринимательской компетентности оказалась существенной при реализации нижеследующих условий: контекстно-рефлексивный подход к проблеме формирования ПК будущих экономистов; применение инновационных педагогических технологий - кросс-технологий ситуационного центра в образовательном процессе вуза; создание рефлексивной методической системы моделирования предпринимательских ситуаций

1. Белан, Е.П. Формирвание предпринимательской компетентности будущих менеджеров // Педагогические науки [Э/р]. - Р/д: http:// www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/2_94881 .doc.htm

2. Чернявский, А.А. Межкультурная интеграция в международном образовании: предпринимательская компетентность у российских и китайских студентов // В мире научных открытий. - 2013 (в печати).

3. Чернявская, В.С. Психолого-педагогические механизмы межкультурной интеграции молодежи в процессе образования: возможности новых информационных кросс-технологий / В.С. Чернявская, А.А. Чернявский // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3(34).

Bibliography

1. Belan, E.P. Formirvanie predprinimateljskoyj kompetentnosti buduthikh menedzherov // Pedagogicheskie nauki [Eh/r]. - R/d: http:// www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/2_94881 .doc.htm

2. Chernyavskiyj, A.A. Mezhkuljturnaya integraciya v mezhdunarodnom obrazovanii: predprinimateljskaya kompetentnostj u rossiyjskikh i kitayjskikh studentov // V mire nauchnihkh otkrihtiyj. - 2013 (v pechati).

3. Chernyavskaya, V.S. Psikhologo-pedagogicheskie mekhanizmih mezhkuljturnoyj integracii molodezhi v processe obrazovaniya: vozmozhnosti novihkh informacionnihkh kross-tekhnologiyj / V.S. Chernyavskaya, A.A. Chernyavskiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3(34).

Статья поступила в редакцию 20.09.13

УДК 159. 923. 2; 159. 9. 07

Alexandrovskaya V.N. «SOCIAL IMITATION» AND «IDEAL IMAGE»: PSYCHOLOGICAL PROBLEMS IN THE INTERDISCIPLINARY RESEARCH. This article considers a psychological problems of ideal image in the systems of different sciences. Author researchers social and cultural, social and psychological reason of ideal image, its collective nature, place and role of social imitation in the personal and public life of man, cultural potential of social imitation and ideal appearance.

Key words: ideal, image, ideal image, social imitation, historical and cultural psyche, social conditioning of the ideal image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.