Bibliography
1. Zelenina, E.B. Pedagogicheskie usloviya razvitiya innovacionnogo potenciala pedagoga v neprerihvnom professionaljnom obrazovanii: dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2005.
2. Klochko, V.E. Innovacionnihyj potencial lichnosti: sistemno-antropologicheskiyj kontekst / V.E. Klochko, Eh.V. Galazhinskiyj // Vestnik Tomskogo universiteta. - 2009. - № 325.
3. Sergeeva, V.P. Innovacii v obrazovateljnom processe: uchebno-metod. posob. / V.P. Sergeeva, L.S. Podihmova. - M., 2012.
4. Slastenin, V.A. Pedagogika: innovacionnaya deyateljnostj / V.A. Slastenin, L.S. Podihmova. - M., 1997.
5. Slobodchikov, V.I. Innovacii v obrazovanii: osnovaniya i smihsl // Issledovateljskaya rabota shkoljnikov: nauchno-metod. zhurnal. - M. - 2004.
- № 2.
6. Chernyavskaya, V.S. Psikhologo-pedagogicheskie faktorih pedagogicheskoyj tolerantnosti: monografiya. - Vladivostok, 2006.
Статья поступила в редакцию 20.09.13
УДК 371
Ponomareva I.A. REFLEXIVITI AS JNE OF THE MAIN COMPONENTS OF READINESS OF TEACHERS TO TEACH STUDENTS - SPORTSMENS. Training of students - athletes high achievements is a specific educational process involving the readiness of the teacher to the custom of the organization of educational activity. Students with high sports achievements combine the educational process in schools with intense training process and the competitive schedule in sports professional sphere. What is the system of methods of organization of reflection allows the teacher to reach an effective level of межсубъектых relations?
Key words: sportsmen of high achievements, readiness for training sportsmen of high achievements, reflexivity, reflexive willingness of teachers.
И.А. Пономарева, психолог Школы для одаренных детей Владивостокского гос. университета экономики
и сервиса, Е-mail: [email protected]
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ- СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Обучение учащихся - спортсменов высоких достижений является специфическим образовательным процессом, предусматривающим готовность педагога к организации эффективной учебной деятельности. Учащиеся, имеющие высокие спортивные достижения, совмещают учебный процесс в общеобразовательной школе с напряженным учебно-тренировочным процессом и соревновательным графиком. В статье предпринята попытка ответить на вопрос: какая система способов организации рефлексии позволит педагогу выйти на эффективный уровень межсубъектых отношений?
Ключевые слова: спортсмены высоких достижений, готовность к обучению спортсменов высоких достижений, рефлексивность, рефлексивная готовность педагогов.
Под спортивным достижением, как правило, понимается показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Является признанным фактом, что спорт высших достижений — это модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека [1-4; 6; 7]. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Победителя спортивных соревнований международного и национального уровня определяют как спортсмена высоких достижений.
По мнению Е.П. Ильина, достичь высоких результатов в спорте могут только спортсмены с высоким уровнем интеллекта и рефлексивности [8]. Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин и РЭ. Салахов, изучая рефлексию в структуре соревновательного процесса, считают, что «рефлексия это не просто знание и понимание своих действий в процессе игры, но и форма осознания субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими индивидами, в данном случае партнерами и соперниками по игре. Проявление рефлексии и интуиции в соревновательной деятельности способствует развитию профессионально важных качеств рефлексивности и интуитивности. Этими качествами обладают все спортсмены, однако степень их проявления и реализации для каждого спортсмена является индивидуальной. С повышением спортивной квалификации повышается и уровень развития и проявления рефлексии у спортсменов» [3; 4]. Наиболее высокие показатели рефлексивности в результате исследований Г.Д. Бабушкина выявлены в группах хоккея (84 балла), футбола (82 балла), в группе баскетболистов (78 баллов) [3; 4].
Готовность педагогов к обучению спортсменов высоких достижений предполагает наличие взаимосвязанных компонентов
профессиональной готовности к эффективной учебной деятельности в предложенных условиях. Понятие о готовности к выполнению какой-либо деятельности, несмотря на его широкую распространенность, не имеет в современных научных исследованиях однозначной трактовки.
Определение понятия «готовность» дано в словаре С.И. Ожегова: «Готовность - согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [5]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова готовность определяется как «согласие делать что-нибудь, желание содействовать чему-нибудь».
В психолого-педагогической литературе встречаются различные трактовки данного понятия: готовность рассматривается как «особое психическое состояние», «состояние мобилизации всех психофизических систем человека» (Г.Г. Голубев, И.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, К.К. Платонов), «синтез свойств личности» (В.А. Крутецкий), «социальная установка личности» (Л.П. Буева), «сложное интегративное качество личности» (3.К. Бакчеева, Г.Д. Глебова, В.И. Ширинский), «синтез свойств, симптомокомплекс свойств человека» (Р.Г. Гурова, В.А. Крутец-кий, С.Л. Лыбин).
Готовность исследуется на нескольких уровнях: 1) функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности (Г.М. Гагаева, Н.Д. Левитов, Д.Н. Узнадзе); 2) личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером будущей деятельности (И.А. Зимняя, М.И. Дьяченко, В.А. Гаспарян); 3) личностно-деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции.
Выделяются различные виды готовности (длительная и временная; психологическая, нравственная, теоретическая, практическая, профессиональная, рефлексивная и др.), что обусловлено спецификой деятельности.
Занимаясь исследованием вопроса готовности к педагогической деятельности, А.А. Деркач выводит понятия готовности как целостное проявление свойств личности, выделяя три компонента, и это познавательный, эмоциональный, мотивационный. По его мнению, развитие готовности означает организацию системы из накопленной общественной информации, отношений, поведений и тому подобной информации, которая, активизируясь, может снабдить индивида возможностью эффективно выполнять свои функции [6].
Анализируя готовность, В.Д. Шадриков первичным ставил профессионализм индивида. Предположение сформировано на основе индивидуального опыта и практики, многообразных социальных отношений, процесса обучения и так далее. В результате вырабатывается готовность к деятельности как проявление способностей [7]. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, в своих исследованиях характеризуют готовность как психологический настрой на исполнение деятельности. Теория же строится на основании модифицирования поведения личности, при внутреннем настрое, который будет содействовать её активности, целенаправленности [8]. Анализируя готовность с такого подхода можно выделить несколько компонентов, показывающих сложное психическое образование. Первым и первичным как оно и есть будет познавательный процесс, который отражает основные края деятельности. Следующий компонент - эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность. Третьим будет волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели.
Смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, точнее как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически. Сторонниками данного подхода были Ф. Генов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин Д.Н. Узнадзе, А.Ц. Пуни, и другие.
Л.А. Кандыбович и М.И. Дьяченко [8] выделяют структуру готовности к профессиональной деятельности в виде следующих компонентов: мотивационный: интерес к профессии, согласного отношения к профессиональной деятельности; ориентационный: профессионализм в своей работе; операционный: комплексный подход к профессиональной деятельности; волевой: самоконтроль себя в процессе профессиональной деятельности; оценочный или рефлексивный.
Изучение рефлексивного компонента в структуре готовности является актуальным для нашего исследования, так как оно позволяет решить одно из противоречий, проявляющееся в меж-субъектных отношениях педагогов и учащихся - спортсменов высоких достижений.
С одной стороны - высокий уровень рефлексивности (92,4%) спортсменов высоких достижений; с другой стороны - средний (46,1%) и низкий (50%) уровень рефлексивности педагогов, проявляющийся в неготовности педагогов принять личностные особенности юных спортсменов в межсубъектных отношениях.
Высоким уровнем рефлексивности обладает небольшое количество педагогов (3,9%), что свидетельствует о необходимости диагностики рефлексивности и разработки педагогических условий по формированию рефлексивной готовности педагогов к обучению спортсменов высоких достижений. Под рефлексивностью понимается способность осуществлять субъектом (индивидуальным, групповым или даже институциональным) рефлексию по отношению к различным видам и областям собственной активности. Другими словами, это способность придавать качество рефлексивности любому процессу и функциональной структуре (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) [9].
Рефлексивность лежит в основе социально-перцептивных и коммуникативных способностей педагога и обусловливает уровень его профессионального самосознания. Рефлексия профессиональной деятельности необходима, как начинающему работнику, так и специалисту на вершине профессиональной зрелости. Каждому из них, хотя и в разных формах, необходимо уметь
оценивать свои профессиональные планы и мотивы, выявлять имеющиеся профессиональные способности, изучать опыт своего профессионального прошлого и настоящего, прогнозировать профессиональное будущее. Это профессиональное самоизуче-ние невозможно без адекватно развитого свойства рефлексивности, которое органично присуще природе каждого человека.
Рефлексия определяется как основное психическое новообразование младшего школьного возраста. Условиями рефлексивного развития младшего школьника (по Слободчикову В.И., Цукерман Г.А.) являются: проектируемая норма, итог начального образования — это ребёнок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся.
Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов С.Ю. и др.), мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др.), творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.), общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В. и др.), личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.).
Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:
- рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн);
- рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н. Алексеева, И.Н. Семенов, Д. Дьюи);
- рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С. Ладенко, Я.А. Пономарев);
- рефлексия помогает «войти» в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, «снять» содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н. Кулюткин, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская).
В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека (С.В. Кондратьева, В.А. Кривошеев, Б.Ф. Ломов); рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А. Лефевр, Г.П. Щедровицкий); рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает «Я-концепцию» человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко);рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В. Столин, К. Роджерс).
Отечественные исследователи И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов показали, что рефлексия активно используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в качестве: методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления и т.п.); объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика, лингвистика, экология и др.).
В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса. «Наряду со структурообразующей ролью, рефлексия выполняет и диффе-
ренцирующую функцию, благодаря которой становится возможным «доступ» субъекта к каждому отдельно взятому его качеству, психическому свойству, т.е. подвластность субъективному, произвольному контролю» [10].
Среди базовых направлений, рассматривающих вопросы рефлексии можно выделить следующие: деятельностное направление (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); педагогическое направление (О.С. Анисимов, М.Э. Боцманова, А.З. Зак, А.В. Захарова, Г.Г. Гранатов, А.Я. Найн, Т.М. Давыденко и др.); личностное направление (Ф.Е. Васшиок, М.Р Гинзбург, Н.И. Гут-кина, А.Ф. Лазурский и др.); акмеологическое направление (К.А. Абульханова-Славская, С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.А. Реан и др.).
Специальному изучению понятия «рефлексивная готовность» с позиций разных подходов (деятельностного, компетен-тностного, культурологического) уделяли внимание О.С. Анисимов, Т.А. Бондаренко, В.К. Елисеев, С. А. Желобицкая, Е.В. Ко-рецкая, Н.М. Пинегина, А.А. Смирнов и др. С.А Желобицкая рефлексивную готовность (отождествляя ее с «готовностью к реф-
лексивной деятельности») определяла как совокупность приемов, методов, способов осуществления рефлексивной деятельности [11].
К данным выводам присоединяются А.А. Смирнов [12] и Н.М. Пинегина [13], А.В. Карпов [14], определяя рефлексивную готовность как систему способов и средств организации рефлексивной деятельности, сформированную на основе ценностных и интеллектуальных критериев.
Сходная трактовка рефлексивной готовности встречается и у О.С. Анисимова, понимающего ее как систему способов организации рефлексии, обеспечивающей осмысление и переосмысление опыта деятельности [15]. Таким образом, для решения противоречия о различии уровней рефлексивности необходимо изучение рефлексивной готовности педагогов к обучению учащихся - спортсменов высоких достижений, анализ полученных результатов и разработка внутрифирменной образовательной программы развития профессиональной готовности педагогов к обучению спортсменов высоких достижений «Спортивная академия».
Библиографический список
1. Холодов, Ж.К. Теория физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2003.
2. Ильин. Е.П. Психология спорта Ю 18821187: цифровая книга. - СПб., 2012.
3. Бабушкин, Г.Д. Проявление рефлексии в спортивно-игровом взаимодействии и противоборстве / Г.Д. Бабушкин, РЭ. Салахов // Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола: материалы межрегион. науч. прак. конф. тренеров по футболу. - Омск, 2008.
4. Бабушкин, Г.Д. Рефлексия и интуиция в структуре соревновательного процесса спортсмена / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, РЭ. Салахов [Э/р]. - Р/д: lib.sportedu.ru>Press/SP/2009N3/p33-35.htm
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1973.
6. Деркач, А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.; Воронеж, 2004.
7. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1999.
8. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) / М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. - Минск, 1978.
9. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
10. Чернявская, В.С. Психолого-педагогические факторы педагогической толерантности: монография. - Владивосток, 2006.
11. Желобицкая, С.А. Формирование готовности коллектива общеобразовательной школы к самообразовательной и рефлексивной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Тольятти, 2005.
12. Смирнов, А.А. Социально-философский анализ влияния рефлексивной культуры на уровень развития регионального сознания государственного служащего: автореф. дис. . канд. филос. Наук. - Великий Новгород, 2000.
13. Пинегина, Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: дис. ... канд. психол. наук. — Калуга, 1999.
14. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - Т. 24.
15. Анисимов, О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1994.
Bibliography
1. Kholodov, Zh.K. Teoriya fizicheskogo vospitaniya i sporta / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznecov. - M., 2003.
2. Iljin. E.P. Psikhologiya sporta ID 18821187: cifrovaya kniga. - SPb., 2012.
3. Babushkin, G.D. Proyavlenie refleksii v sportivno-igrovom vzaimodeyjstvii i protivoborstve / G.D. Babushkin, R.Eh. Salakhov // Aktualjnihe voprosih razvitiya detskogo i yunosheskogo futbola: materialih mezhregion. nauch. prak. konf. trenerov po futbolu. - Omsk, 2008.
4. Babushkin, G.D. Refleksiya i intuiciya v strukture sorevnovateljnogo processa sportsmena / G.D. Babushkin, A.P. Shumilin, R.Eh. Salakhov [Eh/r]. - R/d: lib.sportedu.ru>Press/SP/2009N3/p33-35.htm
5. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka / pod red. N.Yu. Shvedovoyj. - M., 1973.
6. Derkach, A.A. Akmeologicheskie osnovih razvitiya professionala. - M.; Voronezh, 2004.
7. Shadrikov, V.D. Problemih sistemogeneza professionaljnoyj deyateljnosti. - M., 1999.
8. Djyachenko, M.I. Psikhologiya vihssheyj shkolih (Osobennosti deyateljnosti studentov i prepodavateleyj vuza) / M.I. Djyachenko, J1.A. Kandihbovich. - Minsk, 1978.
9. Semenov, I.N. Refleksiya v organizacii tvorcheskogo mihshleniya i samorazvitii lichnosti / I.N. Semenov, S.Yu. Stepanov // Voprosih psikhologii.
- 1983. - № 2.
10. Chernyavskaya, V.S. Psikhologo-pedagogicheskie faktorih pedagogicheskoyj tolerantnosti: monografiya. - Vladivostok, 2006.
11. Zhelobickaya, S.A. Formirovanie gotovnosti kollektiva obtheobrazovateljnoyj shkolih k samoobrazovateljnoyj i refleksivnoyj deyateljnosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Toljyatti, 2005.
12. Smirnov, A.A. Socialjno-filosofskiyj analiz vliyaniya refleksivnoyj kuljturih na urovenj razvitiya regionaljnogo soznaniya gosudarstvennogo sluzhathego: avtoref. dis. . kand. filos. Nauk. - Velikiyj Novgorod, 2000.
13. Pinegina, N.M. Razvitie refleksivnoyj kuljturih prakticheskogo psikhologa: dis. ... kand. psikhol. nauk. — Kaluga, 1999.
14. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 5. - T. 24.
15. Anisimov, O.S. Akmeologicheskie osnovih refleksivnoyj samoorganizacii pedagoga: tvorchestvo i kuljtura mihshleniya: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1994.
Статья поступила в редакцию 20.09.13
yflK 316.37
Chernjavskij А.А. THE FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCE. The article describes the experimental work on creation of entrepreneurial competence in the University. Presented pedagogical conditions, criteria of formation, as well as the main results are the data on the reliability of the dynamics of the effectiveness of the process of formation.
Key words: entrepreneurship competence; project competence, pedagogical conditions; performance.