Формирование эколого-направленного профессионализма будущего педагога лежит в основе эколого-педагогических компетенций учителя.
Модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему педагогического образования. Однако сам феномен «эколого-педагогическая компетентность» является новым, требующим определения, раскрытия содержания и уточнения структуры, а проблема становления эколого-педагогической компетентности у специалистов сферы образования в педагогических вузах нашей страны до сих пор остается нерешенной, хотя проблема экологизации педагогического образования и развития экологической культуры будущих педагогов освещалась в трудах многих ученых.
Разработанный и внедренный курс «Экологическое образование школьников» принес
положительные результаты. Студенты, являющиеся учителями-практиками, научились определять экологические компоненты, ознакомились с их характеристиками, выявили критерии и уровни, по которым можно оценить эффективность проведенных экологических мероприятий, научились разрабатывать и оформлять экологические исследовательские работы, наметили планы будущих экологических проектов. В то же время были выявлены проблемы, возникающие при выполнении эколого-исследовательских работ: недостаточная разработанность экологического аспекта на уроках естественнонаучного цикла; слабая оснащенность школьных лабораторий для проведения экологических исследований; нерегулярность эколого-ориентированных конкурсов и конференций, где школьники могли бы выступать со своими эколого-исследовательскими и творческими работами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моисеева, Л.В. Экологическое образование — основа формирования экологической культуры в природоохранной деятельности [Текст] / Л.В. Моисеева // Формирование эколог. культуры учащихся и студентов: мат. Всерос. конф. в Набережных Челнах 22 октября 2010 года. — Набережные Челны, 2010.
2. Мамедов, Н.М. Экологическая философия и экологическая этика: состояние и перспективы [Текст] / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, И.П. Кор-неева // Социал.-эколог. образ. учащейся молодежи: проблемы и перспективы: мат. Междунар. науч.-
практ. конф. в Белгороде 11—12 ноября 2010 года. — Белгород, 2010.
3. Игумнова, Е.А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры [Текст]: монография / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачев, О.В. Корсун [и др.]; под ред. В.П. Соломина. — Новосибирск: Наука, 2008. — 284 с.
4. Гайсин, И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин (в 6—9 классах) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / И.Т. Гайсин. — Казань, 1995.
УДК 378.147.88
Н.Е. Ефимова, О.В. Алексеева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Вхождение России в европейское образо- примером чему является введение компетент-вательное пространство ускорило реоргани- ностного подхода. Курс на реализацию данного зацию в отечественной педагогической науке, подхода в высшей школе отражен в «Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой делается акцент на том, что высшая школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков [2, 3].
Как показывает практика, современные туристские предприятия нуждаются в специалистах со сформированными профессиональными компетенциями [2]. В системе профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, ориентированной на требования рынка труда, все большую значимость приобретает формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов. Задачи, связанные с развитием профессиональных компетенций, постоянно обновляются, поэтому углубленного изучения требует процесс обучения студентов. Однако существуют определенные проблемы при подготовке студентов, особенно в преподавании отдельных дисциплин. В педагогической практике недостаточно четко определены межпредметные связи, средства и условия, способствующие формированию профессиональных компетенций и личностных качеств будущих специалистов туриндустрии в процессе учебно-практической деятельности. Проблемы связаны с целенаправленной подготовкой студентов и их обучением профессиональным задачам туристской отрасли, а также недооценкой важности взаимодействия вуза и специалистов туриндустрии. Эти проблемы являются актуальными и требуют решения.
В литературе под термином «компетенция» понимают знания, навыки, опыт и способность личности применять их в дальнейшей деятельности [3, 5—7]. На наш взгляд, они очень важны для достижения поставленных целей.
Как показывают исследования, компетенциям невозможно научить, их можно только сформировать у обучающихся на основе приобретенных знаний, умений, навыков и развития личностных качеств. Многие педагоги считают, что переход к компетентностному обучению требует четкого формулирования новых целей для получения хороших результатов. По нашему мнению, одним из подходов в выполнении этой задачи является формирование предметных компетенций, могущих
определять уровень развития личности студента, связанный с качественным изучением содержания дисциплины, что предусматривается требованиями и нормами к подготовке будущего специалиста по туризму на основе государственных профессиональных образовательных стандартов высшей школы.
В педагогической деятельности важно, чтобы формирование предметной компетенции обучающегося, усвоение им знаний происходили на основе системного подхода. Поэтому формирование системы знаний по дисциплине «География» нами будет определяться на основе построения структурированного содержания учебного материала. Разработка структурированного подбора содержания предметной области позволяет выделить те элементы, которые будут повышать активизацию познавательной деятельности у обучающихся, а также способствовать более глубокому усвоению материала.
Считается, что предметные компетенции связаны с конкретной областью знаний, а ее средства играют определенную роль в их формировании, т. е. тесно связаны с методикой обучения и максимально конкретизированы по отношению к отдельному предмету или ряду циклов дисциплин [4]. Например, Л.А. Пиджонян раскрывает понятие предметных компетенций с позиции ориентации содержательного плана в рамках актуальной профессиональной значимой тематики, предусматриваемой учебными программами дисциплин. В связи с этим предметные компетенции, в нашем понимании, это необходимые действия, обеспечивающие знаниевую платформу для применения их в профессиональной деятельности.
Хотелось бы отметить, что в профессиональной подготовке студентов для туристской сферы изученность формирования географических компетенций, которые особенно необходимы для специалистов туриндустрии, недостаточна. В настоящее время подготовка специалистов сферы туризма осуществляется на основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Туризм», которые способствуют построению структурно-содержательной на-
правленности образовательной деятельности вуза. Но, как показывают практические исследования, выпускники вузов туристской подготовки не готовы реализовать себя в профессиональной деятельности в силу несформированности практических компетенций, в том числе и по географии.
Знания по географии для специалистов сферы туризма необходимы. При этом географическая компетентность должна включать в себя не только географические знания, но и общекультурную подготовку (Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова). В этой связи в процессе подготовки студентов по географии нами было выполнено исследование на предмет выявления отношения обучающихся студентов к пониманию компетенции. В основу нашего исследования положен подход, предложенный исследователем И.А. Зимней. Автор выделяет три основные группы компетентностей:
• относящиеся к самому себе как личности (здоровьесбережение, ценностно-смысловая ориентация в мире, гражданственность, само-
совершенствование, саморегулирование, саморазвитие, личностная и предметная рефлексии);
• компетенции интеграции (структурирование, приращение знаний и др.);
• относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, к деятельности человека (познавательной, игровой, учебной, трудовой, исследовательской и др.) [2].
Данный подход позволяет нам определить значимость перечисленных компетенций у студентов, обучающихся по туристским специальностям, недавно получивших теоретические знания в области отрасли, и студентов, уже имеющих представление о производственном процессе туристской организации. Опрос проводился среди 60 студентов вузов. Предлагалась анкета, включающая 10 компетенций. В исследовании приняли участие также 30 специалистов туриндустрии. Студентам предлагалось оценить значимость компетенций по 10-балльной шкале. Результаты анкетирования приведены в табл. 1.
Таблица 1
Отношение обучающихся студентов к пониманию компетенции
Компетенции 1-я группа 2-я группа 3-я группа
% Место % Место % Место
1. Здоровьесбережения 8 7 12 4 11 4
2. Ценностно-смысловой ориентации 1 10 4 10 4 10
3. Интеграции 10 5 11 5 10 5
4. Гражданственности 4 9 6 8 8 9
5. Самосовершенствования/ саморазвития 13 3 14 1 15 1
6. Социального и профессионального взаимодействия 20 1 13 2 10 6
7. Профессионального общения 19 2 13 3 11 2
8. Познавательно-аналитической деятельности 9 6 11 7 11 3
9. Профессиональной деятельности 10 4 10 6 10 7
10. Информационных технологий 6 8 4 9 8 8
Из данных табл. 1 видно, что студенты как наиболее важные выделили компетенции самосовершенствования / саморазвития. Две группы опрашиваемых студентов отметили компетенции социального и профессионального взаимодействия, при этом для студентов 1-й группы они стоят на первом месте, т. е. студентов волнует, как они в дальнейшем смогут адаптироваться в новом коллективе, каким будет к ним отношение коллег по работе.
Студенты, получившие практический опыт на предприятиях туристской индустрии, больше ценят компетенцию социального взаимодействия. В отличие от студентов-теоретиков они уверены в себе. Специалисты туриндустрии эти компетенции не отметили как приоритетные. Для студентов 2-й группы, прошедших производственную практику, важной является компетенция интеграции (11 %), так как, оценив уровень теоретических знаний, они понимают необходимость совершенствования навыков и умений на практике, а также получения дополнительных профессиональных знаний. Для студентов-теоретиков (1-я группа) эта компетенция не является первостепенной.
Специалисты сферы туризма среди приоритетных отметили компетенцию здоровье-сбережения (11 %), при этом они считают, что внешний вид, поведение и образ жизни человека влияют на его работу, мнение окружающих и что это сказывается на успехе предприятия в целом. Студенты 2-й группы поставили эту компетенцию на четвертое место (12 %), но все же отмечают ее важность, определив на практике тот факт, что клиенты оценивают работу предприятия.
Кроме того, специалисты выносят на второй план по степени значимости компетенцию профессионального общения, являющуюся для некоторых средством, обеспечивающим их самоутверждение в коллективе, т. е. возможность установить контакты с партнерами по бизнесу и клиентами. Однако специалисты полагают, что имеющиеся у них знания достаточны для их работы, хотя не исключают возможности их совершенствования.
Исследования показали, что специалисты-практики не выделяют компетенцию, затрагивающую ценностно-смысловую ориентацию в мире. Ими не была отмечена компетенция, характеризующая применение информационных
технологий в профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, является непониманием роли данной компетенции в профессиональной деятельности.
Таким образом, проведенное анкетирование позволило нам выявить отношение студентов, обучающихся по образовательным программам туристской подготовки, и специалистов в сфере туриндустрии к компетенциям, которыми они уже обладают и которые им необходимо использовать в профессиональной деятельности. На основе полученных данных необходимо раскрыть сущность процесса по формированию у студентов предметных компетенций во время подготовки.
Использование логическо-смыслового метода позволяет решить поставленные задачи по созданию технологии формирования компетенций в рамках дисциплины «География». Опыт подготовки показывает, что формирование компетенций в области географии у сотрудника турфирмы должно начинаться не на рабочем месте, а еще в период обучения. По мнению В.М. Авдеевой, формирование предметных компетенций происходит либо по общим для разных предметов реальным объектам познавательной действительности, либо по общим умениям, навыкам и способам действий. В нашем понимании интеграцию обучения необходимо рассматривать как особый способ осмысления студентом взаимодействия профессиональных действий и операций профессиональной деятельности.
Поэтому возникает необходимость учитывать интеграционную взаимосвязь между предметными компетенциями, в том числе и по дисциплине «География», причем если одна компетенция не формируется, то она обязательно должна найти отражение в другой. Приведенные выше данные исследования на первом этапе внедрения компетентностного подхода в процесс обучения студентов географии позволяют использовать различные дидактические приемы.
На примере двух компетенций, отмеченных студентами как менее значимые, рассмотрим интеграционную взаимосвязь содержания учебной дисциплины с ними. В исследовании приняли участие 56 студентов, обучающихся по специальности 100200 (62) «Туризм» с 2009 по 2011 год. Опрос был организован в начале учебного года и по окончании курса (табл. 2).
Таблица 2
Интеграционное взаимодействие компетенций с содержанием учебного материала по географии
в процессе обучения студентов
Содержание учебного материала и заданий
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4
Компетенция ценностно-смысловой ориентации
Выполнение докладов на темы: «Этносы мира», «Народы Российской Федерации», «Религии мира» и др. Эти задания знакомят с общей географической картиной мира и выявляют проблемы по заданным темам Работа с картой «Географический минимум». Студенты работают с географическими объектами по карте: горами, реками, городами, водоемами. Для подготовки к данному занятию необходимо выучить 500 географических объектов. Задание тренирует память, заставляет студентов думать, ориентироваться по карте. Оценивать местоположение, достоинства страны, в которой они проживают Подготовка презентаций на темы: «Экологические проблемы современности», «Демографические проблемы России», «Россия в глобальном мире». К оформлению работ преподаватель предъявляет определенные требования, а содержание свободное. Приветствуется нестандартный подход, допускается мнение, не совпадающее с мнением преподавателя. Успешное выполнение данного задания позволяет студентам проявить творческое самовыражение, у них возникает мотивация познакомить преподавателя и студентов со своей позицией, направленность обучения Поиск материалов дискуссии по темам: «Основные рекреационно-туристские центры мира» и «Оценка туристского потенциала России и возможности его развития». Задание позволяет студентам публично высказать свою позицию по изучаемой теме и внести инновационные предложения по развитию туризма в стране. Выполнение этого задания способствует формированию у студентов отношения к основным направлениям реформирования туристской отрасли страны, т. е. у них возникает мотивация — желание участвовать в развитии туризма России, желание выявлять и разрабатывать туры в новые туристские центры мира
Компетенция гражданственности
Оценка географического положения России с точки зрения экономики, туризма и развития внешнеэкономических связей. Выполнение данного задания способствует формированию патриотической позиции по отношению к собственной стране, крупнейшей стране мира, которая граничит со многими странами и влияет на развитие соседних и удаленных территорий Географический минимум» по теме «Субъекты Российской Федерации». Задание заключается в том, чтобы с помощью физической карты России и собственных знаний определить крупнейшие месторождения полезных ископаемых, рассказать о природных ресурсах страны. Также необходимо выучить и уметь показывать на карте все субъекты Российской Федерации. Компетенция гражданственности развивается с позиции проявления гордости за свою страну Подготовка к диспуту по демографическим и миграционным проблемам различных территорий. Для подготовки студенты получают следующие вопросы: 1. Выявить современные демографические проблемы и дать им характеристику. 2. Миграции, формы и виды миграций. 3. Численность и плотность населения мира Подготовка к презентации на темы: «Хозяйство России», «Народы России», «Перспективы развития туризма в РФ». Данное задание формирует у студентов отношение к будущему страны и ответственность за свою Родину
Считаем, что для формирования компетенций в рамках курса географии необходимо осуществлять несколько этапов деятельности: педагогическое проектирование; планирование методических приемов по формированию
мотивации у студентов; определение смыслового значения совместной деятельности; планирование диагностических результатов. С учетом этого нами предложена структура процесса (табл. 3).
Таблица 3
Процесс формирования предметных компетенций у студентов по географии
Этап Содержание Методика диагностики Диагностические средства
1. Педагогическое проектирование Составление практических заданий для студентов с целью повышения значения исследуемой компетенции Педагогическое наблюдение. Анализ точности выполнения задания-инструкции. Анализ процесса и результата выполнения задания Лист регистрации результатов. Сводный протокол
2. Мотивация студентов к познавательной деятельности Активизация самостоятельной работы по заданным темам и поиск заданий, формирующих личностные универсальные учебные действия и способствующих достижению личностного результата Педагогическое наблюдение. Анализ точности выполнения задания-инструкции. Анализ качества самопроверки Лист регистрации результатов. Сводный протокол
3. Определение смыслового значения совместной деятельности Погружение студентов в реальную среду будущей профессиональной деятельности. Построение механизмов самореализации Педагогическое наблюдение. Анализ качества самопроверки Лист регистрации результатов. Сводный протокол
4. Планирование диагностических результатов Составление критериев для проверки взаимодействия компетенций Анализ точности выполнения задания-инструкции. Анализ качества самопроверки Лист регистрации результатов. Сводный протокол
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Современное состояние профессиональной сферы туризма выдвигает определенные требования к подготовке специалистов.
2. Одной из неизученных проблем в профессиональной подготовке будущих специалистов сферы туризма является формирование предметных компетенций в процессе обучения.
3. Подготовленные выпускники и специалисты туристской сферы не всегда имеют
представление о компетенциях и не могут обозначить их значимость в профессиональной деятельности.
4. Интеграционный подход способствует процессу формирования предметных компетенций у студентов по географии на основе выполнения педагогического проектирования, подбора методических приемов, обеспечивающих мотивацию студентов к получению знаний, определения диагностических средств и методики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев, В.В. Практическая подготовка ме- монография / В.В. Васильев. - М.: Наука, 2002. -неджеров туризма в системе образования [Текст]: 239 с.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. Квалификационные требования, характеристики должностей, нормативы труда работников гостиничного хозяйства и общественного питания [Текст]: практ. пособие / И.А. Зимняя; сост. С.С. Скобкин. М.: Экономист, 2004. - 192 с.
3. Ростовцева, В.М. Компетентность и компетенции: герменевтический аспект в контексте диверсификации современного образования [Текст] / В.М. Ростовцева. — Томск: Изд-во ТПУ : изд-во ИЧА «КИТ», 2009. — 261 с.
4. Самсонова, М.В. Планирование процессов формирования компетентностного специалиста в высшем профессиональном образовании [Текст] /
М.В. Самсонова // Качество, инновации, образование. — 2008. — № 9. — С. 7—16.
5. Сергеев, А.Г. Компетентность и компетенции [Текст]: монография / А.Г. Сергеев; Владим. гос. ун-т. — Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. — 107 с.
6. Универсальные и специальные (профессиональные) компетенции выпускников высших медицинских учебных заведений [Текст]: монография / под общ. ред. В.Н. Казакова. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. — С. 61—63.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58—64.