Научная статья на тему 'Педагогические технологии подготовки студентов: эколого-компетентностный подход'

Педагогические технологии подготовки студентов: эколого-компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ENVIRONMENTALLY-ORIENTED PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Л. Е.

В статье дается теоретическое обоснование необходимости использования педагогических технологий в профессиональной экологически ориентированной подготовке студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technologies of students´ training: eco-competence approach

The article gives the theoretical rationale for the use of pedagogical technologies in the professional ecologically-oriented students´ training

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии подготовки студентов: эколого-компетентностный подход»

Л. Е. Куприна

(Тюмень)

Педагогические технологии подготовки студентов:

эколого-компетентностный подход

В статье дается теоретическое обоснование необходимости использования педагогических технологий в профессиональной экологически ориентированной подготовке студентов.

На сегодняшний день целью университетского образования является формирование базовых социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций. В Федеральных государственных стандартах высшего образования (ФГОС ВО] нового поколения понятию «компетенции» дается следующее определение: «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [2]. «В новой образовательной парадигме при переходе от субъект-объектной схемы обучения к субъект-субъектной, студент выступает полноправным участником учебного процесса. Одно из нововведений в учебном процессе - применение компетентностного подхода» [6, с. 68].

Формированию профессиональных компетенций будущих специалистов туриндустрии и сервиса будут способствовать педагогические технологии, направленные на подготовку студентов к экологически ориентированной рекреационной деятельности и обеспечению безопасности в туризме.

Понятие «экологически ориентированная рекреационная деятельность» (ЭОРД) созвучно с понятием «эколого-туристская деятельность», рассматриваемым как «целенаправленный процесс формирования экологических знаний, умений, ценностных ориента-ций и норм поведения в природном окружении, базирующийся на активной туристско-краеведческой деятельности обучающихся» [7, с. 8]. В процессе дальнейших исследований автора по проблеме формирования экологической культуры средствами туризма и краеведения для обеспечения непрерывности и преемственности в системе общего и дополнительного образования границы понятия «эколого-туристская деятельность» определились как составная часть более емкого по-

нятия «экологически ориентированная рекреационная деятельность». Это оправдано тем, что рекреационная деятельность включает туристскую деятельность, которая проходит не только в природной среде, но и в социальной среде, то есть в социоприродной среде [8, с. 145].

Автор видит необходимость и в определении понятия «педагогическая технология», и в выявлении наиболее оптимальных технологий в профессиональной подготовке студентов. В аспекте заявленной темы наиболее емким является следующее определение: «Педагогическая технология - отработанная система операций и действий, с наибольшей вероятностью обеспечивающая получение искомых результатов, алгоритм педагогического процесса, используемый в типовых ситуациях» [9, с. 25]. Такие педагогические технологии, как информационные, модульные, личностно развивающие, проблемные, учебного проектирования, улучшают процесс преподавания. Они способствуют более эффективной подготовке студентов к их профессиональной деятельности.

При обучении студентов на кафедре сервиса, туризма и индустрии гостеприимства большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов (СРС), особенно индивидуальной СРС: подготовке к зачетам, лекциям; написанию рефератов, курсовых работ и проектов и т.д. Исходя из анализа педагогической деятельности, можно заключить, что наиболее эффективна парная или групповая СРС, так как здесь возникает ситуация «здоровой конкуренции», взаимного контроля, усиливается фактор мотивации. К таким индивидуально-групповым формам, которые широко используются, можно отнести проектирование, деловые игры и др. (по итогам анализа результатов анкетирования студентов и преподавателей].

В практике обучения студентов широко используются метод проектов, входящий в основу проектной технологии, и проблемные лекции-семинары. Их эффективность проявилась при анализе проверочных работ студентов.

Как показал опыт, большие возможности для активной деятельности студентов раскрываются при реализации образовательной программы «Лавиноопасность» в дисциплине «Обеспечение безопасности в туризме».

Цель: получение студентами представления о специфике геофизического явления -лавине - и обеспечении безопасности в разных видах туристской деятельности в лавиноопасных районах.

Задачи: освоение программы:

- обеспечение безопасности в туристской деятельности;

- освоение комплекса технических средств и организационных мер обеспечения безопасности в туризме в лавиноопасных районах;

- развитие навыков работы при составлении кластера с его презентацией.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения данной темы, общекультурные компетенции:

- владение основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты в туристской деятельности от возможных последствий стихийных бедствий;

- профессиональные компетенции:

- готовность к реализации проектов в туристской индустрии.

Ожидаемый результат. Обучающийся должен:

Знать теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в условиях лавиноопасного района; виды и характер воздействия лавин в условиях лавиноопасного района; правила организации отдыха в условиях лавиноопасного района.

Уметь организовать и выполнять действия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в условиях лавиноопасного района.

Владеть навыками по составлению безопасных способов организации туристской деятельности в условиях лавиноопасного района.

Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо включает в себя три этапа: «вызов», «осмысление» («реализация»], «рефлексия» [1, 3].

Исходя из опыта проведения занятия, можно заключить, что в традиционном занятии они соответствуют этапам: актуализации; изучения нового материала; закрепления, обобщения и подведения итогов.

Тема семинарского занятия выстроится в ходе первого этапа «вызова» - в результате обсуждения (таблица].

Остановимся на характеристике отдельных педагогических приемов. Прием «корзина» - метод организации индивидуальной и групповой работы студентов на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Студентам предлагается «сложить в "корзину"» все свои ассоциации, связанные с природным явлением, отображенным на иллюстрации (снежная лавина в горах]. Идет «складывание» идей в общую «корзину» - на доске преподаватель записывает (без комментария] все мысли студентов. Выделение главного -темы (проблемы] семинарского занятия, например, «На пути снежного дракона».

Прием «кластер» - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. В переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет студентам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре листа записывается ключевое понятие, а от него в разные стороны рисуются стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее, и т.д. (рисунок].

Технологиями обучения, направленными на развитие общих и профессиональных компетенций студентов в процессе обучения курсу «Обеспечение безопасности в туризме», являются технология проектной деятельности, деловые игры.

Использование таких контрольно-измерительных материалов, как кейс-метод, тесты действий, в сочетании с лекционно-семинар-ской методикой реализует деятельностный характер образования в условиях интегра-тивной среды высшего профессионального образования и обеспечивает достижение целей образовательного процесса [4, 5, 10].

Приведем пример теста действий, используемый автором при проведении семинара-практикума по теме: «Обеспечение безопасности при проведении туристского похода. Чрезвычайные ситуации». Семинар-практикум эффективнее проводить в условиях

Таблица

Этапы педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, деятельность педагога и студентов

Этапы и содержание (деятельность педагога) Развивающий эффект (деятельность студентов)

1 2

Цель этапа «Вызов»: актуализировать и обобщить имеющиеся у студентов знания по данной теме «Угроза геофизических воздействий во время отдыха на природе и путешествий»; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности; - побудить студента к активной работе на занятии и дома.

Этап «Вызов» Прием: «Корзина». Демонстрируется фото лавины (Прилож. 1]. Задание: сложите в «корзину» все свои ассоциации, связанные с природным явлением, отображенным на иллюстрации. Желательно свои ассоциации разделить на две группы: с позиции научного обоснования, эмоционально-чувственного восприятия. Индивидуальная работа: запись в тетрадь понятий и всего того, что студент знает о явлении, изображенном на фото. Работа в паре - обсуждение. Совместная работа: «Складывание» идей в общую «корзину» - на доске преподаватель записывает (без комментария] все мысли студентов. Выделение главного - темы (проблемы] семинарского занятия.

Цель этапа «Осмысление» («Реализация»]: осмысление, которое позволяет студенту: - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.

Этап «Осмысление» («Реализация»]. Прием: «Кластер». Студентам (группа 4 человека] предлагается в середине ватманского листа изобразить два взаимно пересекающихся круга, в которых подписываются ключевые слова: - лавина, - снежный дракон. Объясняются особенности составления кластера («грозди»] (см. рисунок]. Задание: на основе прочитанного текста дополните двойной круг, от которого нарисуйте стрелки-лучи в разные стороны, образуя двойную гроздь. Определите категории (смысловые единицы], по которым будет разделен текст. Преподаватель направляет работу в парах, при необходимости помогает. Работа в группе: Составление кластера на основе прочитанного текста, его осмысление и соотнесение с уже имеющимися знаниями. Смысловые единицы (если студенты затрудняются в их определении, можно им помочь] к ключевому слову «лавина»: - понятие - виды лавин - лавиноопасность: - рельеф (склоны] - погода - геофизические явления - антропогенное воздействие К ключевому слову «снежный дракон»: - горы: - альпинисты - фрирайдеры-спортсмены - отдыхающие в горах - туристы-лыжники - обслуживающий персонал отелей - инструктора - спасатели - город (село]: - играющие дети - невнимательные пешеходы и др. - равнинные участки (природа]: - берег реки: - туристы-лыжники - рыбаки, охотники - играющие дети и т.д. - овраг: - туристы-лыжники - играющие дети и т.д.

Таблица (продолжение)

1 2

Цель этапа «Рефлексия»: - осмыслить всю полученную информацию; - присвоить новое знание; - сформировать у каждого студента собственное отношение к изучаемому материалу.

Этап «Рефлексия» Организация обобщения материала по групповым кластерам. Подведение итогов. Преподаватель анализирует вместе со студентами этапы технологии (10 мин.) Выясняет, понравилась ли такая технология студентам. Выводит результаты в виде таблицы-распаковки. Презентация группового кластера. Составление общего кластера на основе групповых. Выводы по работе, оценка своей деятельности.

реальной ситуации рекреационного природопользования - на местности (у водоисточника: озера, реки, низинного болота) или имитировать ситуацию водозабора при использовании воды, взятой из-под крана.

Задание студентам (реальная ситуация) при организации водопотребления в «аварийной ситуации»:

1. Определите оптимальную точку водозабора у водоема (реки).

2. Проведите водозабор.

3. Проведите очистку и обеззараживание взятой воды, используя подручные средства и набор индивидуальной медицинской аптечки.

Карта оценки уровня сформированности компетенций должна включать: использование средств для подготовки питьевой воды в

полевых условиях; качество воды; безопасность воды для использования.

При реализации образовательной программы заявленные компетенции, как общекультурные, так и профессиональные, выступают основополагающими при формировании высококвалифицированного специалиста.

В анализе проблемы рекреационного природопользования очень важен экологический подход, который поможет сформировать у студентов представление об антропогенном воздействии на природу, ухудшении среды обитания человека, зависимости массового туризма и степени рекреационной нагрузки на ландшафты.

Детальный разбор ситуаций, приведших к трагическим последствиям, а также анализ

Рис. Вид кластера.

случаев благополучного выхода из сложных экстремальных ситуаций вместе с изучением правил лавинной безопасности (и других чрезвычайных ситуаций, возникающих во время путешествий] дает студентам возмож-

ность еще раз задуматься и найти правильный путь к их решению. Активные методы и технологии обучения помогут студентам в их профессиональной эколого-туристской подготовке.

Литература

1. Галактионова Т. Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.

2. Девисилов В. А. Компетенции в области безопасности в структуре новых образовательных стандартов высшего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 5. -С. 37-41.

3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

4. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html (дата обращения 04.04.2015).

5. Емельянова И. Н., Волосникова Л. М., Неумоева-Колчеданцева Е. В., Задорина О. С. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций: учеб. пособие. - Тюмень : Изд-во ТГУ, 2014. - 152 с.

6. Иванова Л. В., Рыбалова Т. В. Опыт кафедры СКСиТ по формированию общекультурных компетенций // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности : сб. науч. материалов. Ч. 10. - Тамбов : Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 67-69.

7. Куприна Л. Е. Экологическое образование учащихся V-VII классов в процессе туристско-краеведческой деятельности : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 1990. - 175 с.

8. Куприна Л. Е. Формирование культуры рекреационного природопользования в системе современного образования // Научно-методическое и кадровое обеспечение на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы : материалы Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием, 1819 марта 2010 года, г. Тюмень. - Тюмень : ГОУ ВПО «ТюмГУ» ; ИППСУ, 2010. - С. 144-147.

9. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

10. Фугелова Т. А. Профессиональная мобильность студентов технического вуза как социально-педагогическая проблема // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.