УДК 624.0
Развитие туризма в регионах Российской Федерации и некоторые предложения по обеспечению безопасности туристической деятельности
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
С.П. Чумак, В.В. Овчинников, Е.А. Вдовиченко, Н.В. Трофимова, О.А. Антамошкин, О.Ю. Иванова
Аннотация
В данной статье рассмотрены перспективы развития туризма в Российской Федерации, туристических кластеров отдыха на Северном Кавказе и в Прикаспии, а также пути обеспечения безопасности туристической деятельности на примере Сибирского регионального центра, спортивной подготовки и реабилитации спасателей «Ергаки».
Ключевые слова: туризм; кластер; безопасность туризма.
Tourism Development in Regions of the Russian Federation and Offers on Safety of Tourist Activity
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2012
S. Chumak, V. Ovchinnikov, E. Vdovichenko, N. Trofimova, О. Antamoshkin, O. Ivanova
Abstract
In this article the prospects of tourism development in the Russian Federation, tourist clusters of rest in the North Caucasus and in Prikaspy, and also a way of safety of tourist activity on an example of the Siberian regional center, sports preparation and rehabilitation of rescuers of "Ergaki" are considered.
Key words: tourism; cluster; rebranding; safety of tourism.
Меры по развитию туризма в стране реализуются в рамках соответствующей федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», при этом создаются в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, которые планируют стать точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса, в том числе на Байкале, Алтае, в Приморье, в Калининградской области и на Северном Кавказе. Все более популярным становится так называемый экстремальный туризм в красивейших уголках нашей страны: это, в основном, Север, Сибирь, Дальний Восток.
Крупные мероприятия, которые будут происходить в нашей стране: имея в виду универсиаду в Казани, чемпионаты мира по легкой атлетике в Москве, зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году, чемпионаты мира по хоккею, по футболу в 2016 и 2018 годах, — дадут толчок развитию внутреннего туризма. Однако привязывать внутренний туризм только к крупным спортивным соревнованиям совершенно неправильно, потому что внутренний туризм должен существовать непрерывно.
Выступая 11 марта 2012 г. в Краснодаре по вопросам развития туристического кластера на Северном Кавказе, Д.А. Медведев сказал:
«К сожалению, прогресс за последние четыре года незначительный. По реализации туристического потенциала, по оценке международных экспертов, мы находимся на 59-м месте. Причем все-таки мы должны понимать, что такое Россия: ежегодно к нам приезжает немногим более 2 миллионов иностранных туристов, при том, что мы самая большая по территории страна на планете и у нас такое разнообразие различных мест, которым не может похвастаться ни одно государство в мире. При этом мы еще и один из мировых лидеров по количеству объектов природного и культурного наследия. Поэтому у нас есть базовые предпосылки для роста туристического потока. По оценке Всемирной туристической организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 миллионов российских и иностранных туристов. Обращаю внимание, что сейчас — 2 миллиона иностранцев. Общий туристический поток в 2011 году составил порядка 37 миллионов человек, то есть он может быть увеличен минимум в два раза».
Туристическая отрасль является одной из ключевых в мире. По объему доходов она занимает третье место в мире, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению: сначала — углеводороды, потом — автомобили, и потом — туризм. В 2010 году мировой туристический поток уже приблизился к миллиарду человек, и на долю туризма приходится 9 процентов валового внутреннего продукта в целом по планете — и рабочих мест. Прежде всего,
это места, самые важные и для нас тоже: это места в малом и среднем бизнесе. Задача заключается в том, чтобы использовать наши уникальные возможности и поддерживать индустрию туризма по всем направлениям.
Мощным импульсом развития туризма на юге России послужит решение о создании туристического кластера на основе 7 туристско-рекреационных особых экономических зон в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Всего в России действует 14 особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
Существуют проблемы, которые необходимо решить. И это в первую очередь — обеспечение курортов современной инфраструктурой, их транспортная доступность. Строительство автомобильных и железных дорог, аэропортов мирового уровня — это важнейшие условия привлечения туристов на Северный Кавказ и на Каспий.
По этому поводу Д.А. Медведев сказал:
«У нас как минимум под реконструкцией находятся шесть существующих аэропортов для того, чтобы развивать соответствующее направление. Я имею в виду Краснодар, Майкоп, Минеральные Воды, Нальчик, Беслан, Махачкалу, да, собственно, и другие города тоже. Нужно построить четыре новых аэропорта. При этом мы должны определиться также с тем, какие аэропорты будут так называемыми хаба-ми (то есть пунктами, где происходит основная перевалка пассажиропотока и грузопотока), при том, что пропускная способность действующих аэропортов Северного Кавказа — около 20 тысяч человек в сутки. Для реализации этого большого проекта горнотуристического кластера пассажиропоток должен быть увеличен минимум в пять раз, то есть, как минимум 100 тысяч человек в сутки, необходимо пропускать через аэропорты Северного Кавказа».
Кластерные элементы подхода к развитию туризма не должны быть ограничены Северным Кавказом. Все соответствующие решения могут быть использованы в любой точке нашей страны.
Результатом этой большой работы должно стать создание более 330 тысяч новых рабочих мест и привлечение в регион до 10 миллионов туристов в год. В результате реализации указанного проекта, предполагается строительство горнолыжных курортов: Архыз — в Карачаево-Черкесии, Мамисон — в Республике Северная Осетия — Алания, Эльбрус-Безенги — в Безенги, в Кабардино-Балкарии, Армхи и Цори — в Ингушетии, Матлас — в Дагестане, Лагонаки — в Краснодарском крае и в Республике Адыгея. При этом надо отметить, что продолжительность трасс составит свыше 1100 километров, а количество подъемников — свыше 227. Это на самом деле достаточно серьезный и масштабный проект.
Помимо программы, конечно, нужно активизировать вопросы продвижения информационной по-
литики, потому что на сегодняшний день представлена Россия за рубежом и на внутреннем рынке очень слабо.
Перед нами стоит очень важная задача — изменить имидж России как туристической страны, осуществить ее ребрендинг как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.
Рассмотрим один из важнейших вопросов туризма — это обеспечение безопасности туристической деятельности.
Под безопасностью туризма понимаются безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства (в ред. Федерального закона от 5.02.2007 № 12-ФЗ).
Международный опыт по разработке мер безопасности туризма исследуется и обобщается Всемирной туристской организацией.
Безопасность путешествий декларировалась в Хартии туризма и Кодексе туриста (VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО, 1985 год), Гаагской парламентской конференцией по туризму (1989 год). При Исполнительном Совете ВТО в 1994 году создан Комитет по качеству туристского обслуживания, который отвечает за вопросы безопасности путешествий.
Права и обязанности туриста при подготовке и совершении путешествия в РФ определены Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности». В частности, в соответствии с законом турист имеет право на обеспечение личной безопасности, сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.
Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специализированными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Накопленный опыт обеспечения безопасности туристической деятельности наработан на территории Сибирского регионального центра МЧС России. Сибирский филиал Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций выполнил научно-исследовательскую работу (НИР) — «Исследование методов и разработка технологий обеспечения безопасности на территории Сибирского регионального центра МЧС России».
Данная НИР посвящена повышению эффективности технологий обеспечения безопасности туристической деятельности на основе применения современных наукоемких технологий.
В работе проведена оценка антропогенного воздействия на ландшафты парка, зонирование террито-
рии по степи опасности, сформированы рекомендации по повышению безопасности туризма и других видов деятельности в условиях горно-таежной местности. На основе анализа оснащенности спасательного центра техникой, оборудованием и инструментом, подготовленности личного состава разработаны методические рекомендации по повышению эффективности использования технических средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Спроектирована и внедрена информационная система (ИС), включающая геоинформационный блок, базы атрибутивных данных, подсистему обработки данных мониторинга опасностей и происшествий в зоне ответственности СРЦ СПРС. Отработан алгоритм оперативной передачи данных мониторинга территории природного парка в Центр мониторинга и прогнозирования ЧС Красноярского края.
Актуальность выполнения НИР обусловлена ежегодно возрастающим туристко-рекреационным потенциалом Красноярского края благодаря уникальности и разнообразию природных и рекреационных ресурсов, объектов исторического наследия. Развитие привлекательных туристических объектов невозможно без создания всех видов инфраструктуры, а также повышения внимания к безопасности туризма, в частности, на особых охраняемых природных территориях.
Деятельность спасателей является исключительно важной стороной процесса ликвидации ЧС и их последствий. Она регламентируется федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», а также рядом постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными документами.
Эта деятельность всегда затруднена воздействием многочисленных психологических факторов, связанных с угрозой жизни и здоровью, напряжением, обусловленным необходимостью спасения пострадавших, средовыми воздействиями. Значительную часть этих воздействий минимизируют специальная подготовка профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации ЧС, и опыт ведения аварийно-спасательных работ.
В Законе РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» регламентированы вопросы обязательного профессионального обучения спасателей. Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей. Уровень профессиональной подготовленности спасателей обуславливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.
Следует отметить, что СРЦ СПРС «Ергаки» расположен в районе Западного Саяна, где на сравнительно небольшой площади сосредоточены уникальные горные массивы Ергаки и Арадан. Несмотря на эстетическую привлекательность ландшафта, климат данной местности отличается суровостью, а некоторые маршруты с перевалами категории 1Б и выше требуют специальной подготовки. Так, например, если несчастный случай произойдет на маршруте 2-й категории трудности, то спасательные работы смогут осуществить только спасатели, имеющие квалификацию, позволяющую работать на маршруте такой категории трудности и опыт восхождений на такую категорию. Подобная категория соответствует третьему спортивному разряду.
Эффективность спасательных операций в горах зависит как от знаний, умений и опыта спасателей в горах, так и от организаторов спасательных работ. И те, и другие должны в совершенстве владеть техникой проведения спасательных работ в горах и технологией их организации.
Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям, участвующим в поисково-спасательных работах. Они должны знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим. А также иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции. Уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор.
Для того чтобы проводить спасательные работы на сложных горных маршрутах в тяжелых условиях, нужна хорошая альпинистская подготовка, которая не может быть достигнута только обучением или тренировкой. Нужны систематические занятия альпинизмом и нужна соответствующая альпинистская квалификация, которая подтверждается спортивными разрядами в альпинизме.
В рамках задачи проведения мониторинга и исследования рекреационно-туристического воздействия на природные комплексы национального парка «Ергаки» представленные данные отражают положительную динамику развития туризма в природном парке «Ергаки» и тенденцию к увеличению потока туристов. Анализ статистических данных позволил выявить 2 ежегодно проявляющихся пика наплыва туристов, в зимний период (март—апрель) и в летний период (в июле). Данный фактор обусловлен в первую очередь климатическими условиями.
Для адекватной оценки и актуализации статистических данных о туристических потоках на террито-
рии природного парка было проведено анкетирование. Приняло участие двести человек. Анкеты были заполнены туристами (185 человек) и спасателями (15 человек).
Особый интерес вызывает разработка предложений по повышению безопасности на территории природного парка «Ергаки».
По сезонности проявление чрезвычайных ситуаций можно условно разделить на 3 категории:
всесезонные (или круглогодичные) — чрезвычайные ситуации, вероятность происхождения которых одинакова в любое время года (к таким видам ЧС относятся дорожно-транспортные происшествия);
осенне-зимние (правильнее сказать, период времени, когда на территории природного парка сформирован устойчивый снежный покров — примерно с ноября по апрель) — чрезвычайные ситуации, обусловленные занятиями зимних видов спорта (катание на горных лыжах, снегоходах);
весенне-летние (период времени с апреля по ноябрь) — чрезвычайные ситуации, сопряженные с основным потоком туристов, занимающимися пешим туризмом и скалолазанием.
Дорожно-транспортные происшествия. Сложность автотрассы, пролегающей по территории природного парка (серпантин, лавиноопасные участки, часта непогода) и большая интенсивность движения, обуславливает высокий показатель ДТП.
Рекомендуется усилить Сибирский региональный центр спортивной подготовки и реабилитации спасателей «Ергаки» постом Центра медицины катастроф для оказания врачебной помощи пострадавшим. При создании Поста необходимо использовать опыт работы аналогичных медицинских подразделений на трассах М-53 и Р-409 в Красноярском крае.
Для учета дорожного трафика по территории природного парка рекомендуется установить видеорегистраторы дорожного движения на аварийно-опасных участках автодороги (район «полки»). Это позволит выявить основные тенденции сезонной загруженности автодороги, что послужит основой для принятия превентивных мер по снижению ДТП.
На наиболее опасных участках автодороги рекомендуется оборудовать так называемые «ловушки» для аварийного съезда автотранспорта.
Действия спасателей при поступлении сообщения о других видах чрезвычайных происшествий регламентированы служебными инструкциями по технике безопасности, методическими рекомендациями и алгоритмами действий.
Чрезвычайные происшествия на горнолыжных трассах обусловлены следующими причинами:
применение не сертифицированного снаряжения или с истекшим сроком эксплуатации;
непогодой: катанием при температуре ниже -200С и скорости ветра свыше 12—15 м/сек; лавинной опасностью;
использованием одежды, не обеспечивающей тепловой баланс организма и свободу передвижения;
пренебрежением средствами индивидуальной защиты (перчатками, горнолыжными шлемами, очками);
переоценкой туристом уровня своей технической и физической подготовки;
использованием незнакомых, не оборудованных трасс (трассы должны быть промаркированы, опасные участки ограждены);
превышением скорости спуска и маневрирования на трассе;
неучетом состояния снежного покрова на трассе. Для повышения безопасности на горнолыжных склонах рекомендуется:
установить непрерывное дежурство спасателей на время работы горнолыжных подъемников; оснастить основные трассы видеокамерами; оборудовать все трассы средствами безопасности в соответствии с международными стандартами;
не допускать туристов на необорудованные, незнакомые и лавиноопасные склоны;
спасателям проводить 2-3 тренировки в сезон по эвакуации пострадавших и оказанию им медицинской помощи.
Чрезвычайные происшествия, связанные с использованием снегоходов, обусловлены следующими факторами:
движением по незнакомой трассе, по целине без видимых ориентиров, без предварительной разведки;
движением по льду водоемов при толщине льда менее 17 см и в незнакомых местах;
движением накатом (спуски со склонов с выключенной скоростью);
траверсированием крутых склонов с возможным переворачиваем снегохода;
траверсированием лавиноопасных склонов; эксплуатацией снегохода со снятыми кожухами ограждения вращающихся частей двигателя и вариатора;
перевозкой людей в прицепе снегохода без страховки, с повышенной скоростью;
несоблюдением правил буксировки лыжников: аварии при прохождении поворотов, наезд на снегоход при его внезапной остановке;
буксировкой лыжников со скоростью движения более 10 км/час;
буксировкой лыжников по льду замерзших водоемов и на лавиноопасных склонах.
Для предотвращения данных чрезвычайных происшествий рекомендуется:
проводить инструктаж туристов, использующих технику;
не допускать к вождению лиц в состоянии алкогольного опьянения;
проводить патрулирование наиболее излюбленных мест для катания на снегоходах.
Чрезвычайные происшествия, связанные со сходом лавин. В зоне ответственности Сибирского регионального центра подготовки и реабилитации спасателей имеется лавиноопасный участок, угрожающий блокировкой движения на автотрассе М-54. Кроме снежных лавин и обвалов на территории природного парка возможны камнепады, срыв отдельных камней, снежных карнизов, провал снежных мостов над трещинами. При этом происходит блокирование людей под снежными завалами. Для пеших туристических маршрутов в непроверенных местах характерны также падение в трещины и со склонов, возможное травмирование камнями, деревьями, кусками породы и льда. Это приводит к закупорке дыхательных путей снегом, обморожению, замерзанию, удушью. Низкая температура в горах, ослепляющая поверхность льда (снега), недостаток кислорода, повышенная ветровая нагрузка могут вызвать обморожение, замерзание, тепловой удар, ослепление — солнечный ожог сетчатки глаз, горную болезнь (гип-сонию).
Для проведения поиска людей в снежной массе и трещинах рекомендуется использовать специальные приборы и обученных собак. Извлекать из завалов пострадавших необходимо с соблюдение всех правил техники безопасности. Для транспортировки пострадавших рекомендуется использовать технические средства и лошадей, согласно зонам доступности, рассчитанных с помощью ГИС с использованием знаний об особенностях местности специалистов-эскпертов.
Чрезвычайные ситуации на скалах возникают по следующим причинам:
применение несертифицированного, самодельного снаряжения или с истекшим сроком эксплуатации;
лазание на неактированных скальных массивах и при наличии свободно свисающих камней, не проверенных местах для организации страховки и самостраховки;
пренебрежение средствами индивидуальной защиты (касками, страховками, защитными рукавицами или перчатками);
отвлечение внимание страхующих; перестежка с одной веревки на другую без промежуточной страховки;
отстегивание от страховочной веревки до момента устойчивого равновесия.
Поскольку скальный район природного парка обладает большой высотой (по сравнению с заповедником «Столбы», г. Красноярск), пренебрежение правилами поведения на скалах, несоблюдение техники безопасности приводит к смертельным исходам. Для обеспечения безопасности рекомендуется: все группы спортивного альпинизма и скалолазания в обязательном порядке регистрировать в СРЦ СПРС «Ергаки»;
все тренировки проводить под руководством опытных спортсменов и с обязательным присутствием спасателей;
иметь на месте проведения тренировок комплект оборудования для оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших.
Основные опасности при движении в горнотаежной местности (пеший туризм):
движение по плато с крутыми обрывами в непогоду, при скрытых опасностях местности;
нарушение техники безопасности при организации бивуака и бивуачных работ;
пожар из-за костра, печи или примуса; неправильный темп движения, и, как следствие, перегрев или охлаждение.
незнание местности и неумение ориентироваться на местности.
При несоблюдении правил безопасного поведения возможна болезнь или травмирование туристов с потерей способности к самостоятельному перемещению. Рекомендуется проводить инструктаж с каждой группой туристов, с учетом особенностей горнотаежной местности природного парка «Ергаки».
В рекомендательных целях следует так же отметить организацию совместных мер Дирекции природного парка, собственников туристических баз и спасателей для планирования и разработки механизмов регулирования безопасного туристского природопользования на территории природного парка «Ергаки», организации безопасности контролируемого туристско-экскурсионного обслуживания и разработки информационных, печатных и программных средств для пропагандирования безопасного туризма на территории природного парка «Ергаки».
Так же в качестве рекомендаций предлагается организация ежегодного мониторинга на основных маршрутах парка с участием волонтеров для сбора статистических данных о посещаемости и категориях туристов методами анкетного опроса. Для обеспечения полноты статистических данных о посещаемости природного парка вносится предложение рассмотреть возможность регистрации посредством сети Internet. Для совершенствования анализа данных о посещаемости предлагается создание и ведение электронной базы данных регистрации и учета посетителей природного парка «Ергаки».
Для предупреждения ЧС проводится прогнозирование в соответствии с сезонностью туризма, а также заблаговременное проведение комплекса мероприятий учитывающих особенности региона, его физико-географических и климатических условий.
На основе данных по учету поисково-спасательных работ представленных СРЦ СПРС «Ергаки» проведен анализ выполненных работ за период 2010—2011 годов.
За 2010 год сотрудниками Сибирского регионального центра спортивной подготовки и реабилитации
спасателей «Ергаки» выполнено 35 поисково-спасательных операции. В чрезвычайных ситуациях на территории природного парка «Ергаки» и сопредельных территориях пострадало в общей сложности 25 человек, из них силами сотрудников СРЦ СПРС «Ергаки» было спасено 88 % от общего количества пострадавших. Основными видами техники и оборудования, задействованными при выполнении поисково-спасательных работ, являются автомобиль (АСМ — аварийно-спасательная машина), снегоходы и гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ) типа «Спрут», «Медведь».
По информации на 1 августа 2011 года сотрудниками СРЦ ПС «Ергаки» проведено 44 поисково-спасательные операции, в том числе 3 операции на акватории, 1 кинологическая. Для выполнения работ задействован 251 спасатель. В ходе выполнения ПСР 33 % от общего количества пострадавших было спасено, 60 % пострадавшим была оказана первая медицинская помощь. Для выполнения ПСР привлекались следующие виды техники и аварийно-спасательного инструмента: автомашины, плавательные средства, снегоходы, ГАСИ. Так же в поисково-спасательных работах для поиска заблудившихся туристов были использованы собаки.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о высоком профессиональном уровне и слаженном оперативном реагировании спасателей, задействованных при выполнении поисково-спасательных работ. В рекомендательных целях для повышения эффективности деятельности СРЦ ПС «Ергаки», предлагается в ходе проведения занятий по повышению профессионального уровня спасателей, уделять особое внимание занятиям по скалолазанию, альпинизму, работе с альпинистским снаряжением, горнолыжной подготовке, передвижению по пересеченной местности и работе со средствами связи и навигации.
Возможности сил и средств СРЦ СПРС «Ергаки» при выполнении оперативных и предупредительных мероприятий обусловлены тремя основными факторами:
наличие связи территорий природного парка с Центром либо другими подразделениями МЧС России, для своевременного информирования аварийно-спасательных формирований о чрезвычайных происшествиях;
доступность территорий природного парка «Ергаки» для ведения аварийно-спасательных операций и доставки сил и средств к месту происшествия, доставки пострадавших в Центр подготовки и реабилитации спасателей и далее в медучреждения Красноярского края (при необходимости);
характеристикой опасностей территории.
Территория природного парка «Ергаки» представляет собой горно-таежную местность, компактно расположенную в районе 620—630 км трассы М-54
«Абакан-Кызыл». Статус природного парка определен нормативными документами Красноярского края. Посещаемость большинства территорий сезонная (май—сентябрь). Исходя из этого, можно провести зонирование территории по степени доступности. Выделим четыре основные группы:
территория с всесезонной доступностью — районы, непосредственно прилегающие автомагистрали;
территория, посещаемая в зимне-весенний период: склоны гор, прилегающих к автотрассе и используемые для горнолыжного отдыха; долина р. Буйба, доступная для снегоходов;
отдельные участки скал и горных массивов, используемых в июне-июле в качестве тренажеров для занятий скалолазанием и альпинизмом;
территория всего природного парка, используемая для пешего туризма в летний период.
Следует отметить, что территория природного парка посещается крайне неравномерно. До 80 % туристов располагаются в базовых лагерях на расстоянии дневного перехода от автомагистрали М-54.
Специфика местности сильно затрудняет доступ технических средств даже к базовым лагерям с устойчивой мобильной связью. Для повышения оперативности выполнения спасательных работ, обеспечения эффективной эвакуации пострадавших из базовых лагерей на озерах Светлое, Радужное, Золотарное и Мраморное, на которые приходится более % турпотока, рекомендуется использовать лошадей алтайской породы.
Данный вид транспорта хорошо зарекомендовал себя в условиях Алтайских гор, с длинными подходами (3-4 суток) к скальным массивам. Хорошо разработанные тропы, отсутствие сложных курумников делает этот вид транспорта незаменимым при эвакуации пострадавших.
В настоящее время гужевой транспорт используется при проведении 2-3 дневных экскурсий на озеро Красное через перевал Тракторный (Араданский горный массив) и в Каменный Городок. Разработаны конные маршруты и для других территорий природного парка. Поскольку горные массивы Алтая и Саян схожи по географическим и климатическим условиям, рекомендуется более детальное изучение опыта применения лошадей в Горно-Алтайском поисково-спасательном отряде.
Создание конного поисково-спасательного расчета необходимо для проведения работ в условиях горно-лесистой местности, где невозможно использование какого-либо другого вида транспорта, в связи с погодными условиями невозможно использование вертолета, конное подразделение в таких случаях является основным, а порой единственным средством быстрой доставки спасателей, специальных грузов и оборудования (грузоподъемность лошади составляет до 200 кг) к месту проведения поисково-спасательных работ.
Эффективно использовать лошадей для транспортировки пострадавших с использованием одноконных носилок, параконных, а также носилок-волокуш по снегу. При проведении поисково-спасательных работ в горно-лесистой местности большой протяженностью спасатели на лошадях смогут более оперативно обследовать район поиска пострадавшего в условиях плохой видимости.
Для поиска пострадавших потерявшихся в горнотаежной местности, находящихся под завалами лавин и снежных завалов, очень эффективно использовать кинологические расчеты. В район поисков проводники с собаками отправляются налегке. В комплект снаряжения обычно входит: портативное средство связи, компас, электрический фонарь, лавинный зонд, лопата (в случае поиска под завалами снежных масс), брезентовые рукавицы, защитная каска, 20 красных флажков (25Х15 см.), подстилка для отдыха собаки и фляга с питьевой водой. В литературных источниках [34], посвященных использованию собак при проведении ПСР, говорится о том, что наиболее выносливыми и работоспособными в горно-таежной местности являются лайки. Установлено, что многочисленные разновидности лаек и близкие им породы обладают наибольшими адаптивными способностями, выносливостью, проходимостью завалов, активностью, подвижностью и обучаемостью.
Особенности проведения поисково-спасательных работ с применением кинологических расчетов, структура и организация поисковой кинологической службы (ПКС); использование, содержание и ветеринарное обслуживание поисковых собак в зонах различных чрезвычайных ситуаций, а также общие кинологические вопросы подробно изложены в Справочнике спасателя. Книга 9. Поисково-спасательные работы с применением специально обученных собак, их подготовка и содержание.
В Информационной системе СРЦ СПРС «Ергаки» реализована функция картографической визуализации информации, принимаемой от аварийных буев КОСПАС-САРСАТ. Информация об аварийных сигналах поступает в систему в виде сообщений электронной почты. Сообщения обрабатываются автоматически, из них определяются координаты точек аварийных сигналов. Затем точки динамически отображаются в web-интерфейсе на специальном слое «КОСПАС-САРСАТ».
Для успешного функционирования информационной системы СРЦ СПРС «Ергаки» необходим мониторинг таких параметров внешней среды, как уровень снега в районе лавиноопасного участка федеральной автодороги М-54 и метеорологических параметров внешней среды. Для актуализации этой информации были созданы межпрограммные интерфейсы с системами «мониторинга лавиноопасного участка федеральной автодороги М-54», и метеостанцией УшБаТа.
Система мониторинга является комплексным решением задачи дистанционного контроля текущего состояния лавиноопасного участка федеральной автодороги М-54 в районе противолавинных сооружений на 601-м км (Буйбинский перевал), разработанным специалистами ЗАО «НТК «Союзтехнопроект». Система мониторинга позволяет получать текущую информацию о состоянии контролируемой территории в режиме «реального времени», производить анализ динамики изменений глубины снежного покрова, метеоусловий, заснеженности трассы и т.д., прогнозировать потенциальную угрозу лавинообра-зования и др.
Система мониторинга обеспечивает: сбор информации о событиях на контролируемых объектах — наличие помех для движения на трассе, дорожно-транспортных происшествий, глубину снежного покрова на лавиноопасном склоне горы, метеоусловия в районе 601-го км автодороги М-54;
хранение собранной информации о состоянии лавиноопасного участка трассы М-54 на независимом от центра мониторинга сервере с возможностью последующего восстановления динамики развития событий;
автоматическую передачу данных о состоянии лавиноопасного участка в центр мониторинга при помощи GSM каналов связи;
визуализацию текущего состояния на трассе М-54 и контролируемых параметров на экране ПЭВМ, установленного в центре мониторинга;
ведение в центре мониторинга базы данных (БД) событий на контролируемых объектах с возможностью ретроспективного анализа развития ситуации на объекте;
автономное электропитание аппаратуры Системы мониторинга, расположенной в районе 601-го км автодороги М-54, при помощи необслуживаемых систем ветрогенераторов и солнечных батарей;
периодическую проверку работоспособности комплекса технических средств и сигнализацию при отказах оборудования.
В состав системы мониторинга входят следующие подсистемы:
подсистема видеомониторинга автодороги М-54; подсистема контроля уровня снега на лавиноопасном участке;
подсистема сбора метеоданных; подсистема передачи данных; центр мониторинга;
подсистема автономного электропитания. Подсистема мониторинга обеспечивает визуальный контроль состояния автодороги М-54 в районе противолавинной галереи. С этой целью на порталах противолавинной галереи установлены видеокамеры, направленные на автотрассу внутри галереи и за ее пределами. Эти видеокамеры транслируют непрерывный видеоряд о ситуации на дороге, просмотр
которого позволяет оперативно выявлять возникающие дорожно-транспортные происшествия, степень заснеженности трассы, факты схода лавин на данном участке и т.д.
В рамках задачи «Создание системы моделирования опасных природных явлений в среде ГИС с использованием оперативной информации от датчиков регистрации метеорологических параметров и уровней снеговых запасов» разработана информационная система.
Созданная информационная система позволила сконцентрировать и структурировать слабо формализованные и разрозненные данные о силах и средствах, чрезвычайных ситуациях, метеоинформации на территории СРЦ СПРС «Ергаки» в одном месте.
Разработанный программный продукт «Информационная система СРЦ СПРС «Ергаки» успешно прошел апробацию, тестирование и внедрен в работу.
В связи с ежегодным возрастанием туристической деятельности благодаря уникальности и разнообразию природных и рекреакционных ресурсов, объектов исторического наследия России, считаем целесообразным проведение научно-прикладных исследований по обеспечению безопасности туристической деятельности на территории всех региональных центров МЧС России.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г № 390-Ф3 «О безопасности».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 19 мая 2010 г. № 91-ФЗ и от 27 июля 2010 г. № 223-Ф3).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2010 г №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 5 февраля 2007 г № 12-ФЗ «Закон о туризме».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
6. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике, М.: Деловой экспресс, 2004. 352 с.
7. Совещание по вопросам развития туристического кластера на Северном Кавказе 11 марта 2012 г., г. Краснодар.
8. Шойгу С.К., Фалеев М.И., Кириллов Г.Н. и др. Учебник спасателя / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар: «Советская Кубань», 2002. 528 с.
9. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х. Цаликова; МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2007. 288 с.
10. Приказ Минздавсоцразвития РФ № 179 от 1.11.2004 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи».
11. Постановление от 20 сентября 2006 г. № 291-п «О внесении изменений в Постановление Совета администрации края от 4.04.05 № 107-п «Об образовании особо охраняемой природной территории — природного парка краевого значения «Ергаки».
12. Концепция развития природного парка «Ергаки» до 2010 года: http://www.ergaki-park.ru/about.htm
13. Шестакова Е.С. Экологический туризм в природном парке Ергаки: история, проблемы, перспективы // Наука, образование в системе культуры: Сибирь и Россия: освоение, развитие, перспективы: Материалы IV Всерос. науч. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2006. С. 358—361.
14. Дурнев Р.А., Верескун А.В., Жданенко И.В., Чумак С.П. О принципиальной невозможности достоверного расчета сил и средств выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в настоящее время // Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2011. №2. С. 9—17.
15. Антамошкин Н.В., Антамошкина О.А., Ничепорчук В.В. Методы исследования состояния безопасности территорий горного туризма (на примере природного парка «Ергаки») // Проблемы, пути и направления дальнейшего совершенствования природной, техногенной, пожарной безопасности населения и территорий субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа: Мат-лы науч.-практ. конф. Новосибирск, 2011. С.141—143.
16. Закон Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 (ред. от 8.07.2010) «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае».
Сведения об авторах
Чумак Сергей Петрович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), нач. научно-исслед. центра.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
Тел.: (499) 449-90-74.
E-mail: [email protected]
Овчинников Валентин Васильевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с.
121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-99-72. E-mail: [email protected]
Вдовиченко Евгений Александрович: к. воен. н., с. н. с.,
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-99-72. E-mail: [email protected]
Трофимова Наталья Васильевна: Сибирский филиал
ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
660009, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 123а.
E-mail: [email protected]
Антамошкин Олеслав Александрович: Сибирский филиал ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 660009, г. Красноярск, ул. Ленина, д. 123а. E-mail: [email protected]
Иванова Оксана Юрьевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7. Тел.: (499) 449-90-74. E-mail: [email protected]