Научная статья на тему 'Формирование правовых ценностей курсантов как педагогическая проблема образовательных учреждений ФСИН России'

Формирование правовых ценностей курсантов как педагогическая проблема образовательных учреждений ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / VALUE ORIENTATION OF PERSONA-LITY / VALUES SELF-DETERMINATION / THE FORMATION OF LEGAL VALUES / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев А. М.

статья раскрывает необходимость решения проблемы формирования правовых ценностей у курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Автор описывает расхождения в системе ценностей молодежи советского времени и современных молодых людей, рассматривает правовое воспитание как многогранный и сложный процесс, включающий в себя систему общих и специальных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article reveals the need to solve the problem of formation of legal values among students of educational institutions FSIN of Russia. The author describes differences in the value system of youth Soviet times and today's young people, examines legal education as a multifaceted and complex process, comprising a system of general and special events.

Текст научной работы на тему «Формирование правовых ценностей курсантов как педагогическая проблема образовательных учреждений ФСИН России»

Формирование правовых ценностей курсантов как педагогическая проблема образовательных учреждений ФСИН России

А.М. Киселев

Аннотация: статья раскрывает необходимость решения проблемы формирования правовых ценностей у курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Автор описывает расхождения в системе ценностей молодежи советского времени и современных молодых людей, рассматривает правовое воспитание как многогранный и сложный процесс, включающий в себя систему общих и специальных мероприятий. Ключевые слова: ценностная ориентация личности, ценностное самоопределение, формирование правовых ценностей, правовое воспитание. Summary: this article reveals the need to solve the problem of formation of legal values among students of educational institutions FSIN of Russia. The author describes differences in the value system of youth Soviet times and today's young people, examines legal education as a mul-tifaceted and complex process, comprising a system of general and special events. Keywords: value orientation of personality, values self-determination, the formation of legal values, legal education.

Под функционированием ценностей понимается их воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие культуры. Это воздействие осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида ценности —

религиозной или эстетической, политической или нравственной, с другой — от особенностей аксиологического субъекта — индивидуального или совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя на его целостное сознание, деятельность и поведение, или же, будучи воплощенной тем или иным образом, она сталкивается с ценностями других субъектов и получает возможность оказывать влияние на их сознание, поведение, изменение ценностных ориентаций.

Поскольку ценностное отношение является одним из видов духовной деятельности, взаимосвязанным со всеми другими, и выполняет определенные функции в культуре и общественной жизни, постольку целостное его понимание предполагает соотнесение двух аспектов его изучения—внутреннего и внешнего.

Рассматривая внутреннюю составляющую как некую системную целостность, имеет смысл говорить о содержании и форме ценностного отношения: его содержание — мировоззренчески-смысловое, детерминированное общим социокультурным контекстом, в котором рождается и «работает» конкретное ценностное значение, а его форма—психологический процесс, в котором ценность охватывается сознанием.

В основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система

ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью. С этой точки зрения воспитание и формирование у курсантов вузов ФСИН России личностных качеств означает, что усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие курсантом системы существующих как в обществе в целом, так и в пенитенциарной системе в частности ценностей.

Трудно определить меру сложности той ситуации, с которой на рубеже тысячелетий столкнулось наше российское общество: оно достигло неизвестной собственному прошлому степени личностного разнообразия и одновременно сознания необходимости объединения, материального и духовного, на исторической почве, то есть на патриотическом отношении к прошлому и одновременно на критическом отношении к нему, на социальном чувстве. Отказ от Кодекса строителя коммунизма и социалистических ценностей привел к тому, что стремления к богатству, успешности, социальному престижу оказались вне ценностной ориентации молодежи, поэтому приобрели нередко уродливую, асоциальную форму выражения.

К сожалению, органы власти, образующие некое подобие системы организации молодежной политики, работают далеко не всегда эффективно. Можно выделить следующие причины деградации ценностного самоопределения постсоветской молодежи и падения уровня гражданско-патриотических настроений в молодежной среде: отсутствие проведения последовательной государственной политики в области социального, культурного, духовного и физического развития молодежи; от-

сутствие межведомственной программы военно-патриотического воспитания молодежи, скоординированной с учебными планами вузов и колледжей и с мероприятиями местных властей; отсутствие научно обоснованных целей и содержания воспитательной деятельности в молодежной среде; слабая поддержка со стороны структур местного и федерального уровня проводимой в учебных заведениях воспитательной гражданско-патриотической работы.

Молодежь принимает хаос, образовавшийся в духовной сфере, как свободу, как противовес советскому идеологическому давлению, когда были сформированы особый стиль жизни—советский, особый тип культуры—советский, особое, подвижническое отношение к тяготам и лишениям жизни, особый, героический тип поведения, особый образ мышления и особая мораль. Советское общество было особым, замкнутым миром жизни. И вдруг этот мир разомкнулся, разрушив одну систему ценностей и хаотично образовав другую.

Из таблицы 1 видно,каковы расхождения в системе ценностей молодежи советского времени и современных молодых людей.

Положительные качества молодого человека тоже переосмыслились (табл. 2).

Исходя из диаметрально противоположных значений, представленных в таблицах, следует, на наш взгляд, отметить необходимость научного подхода к организации педагогической работы в образовательных учреждениях ФСИН России по формированию правовых ценностей, учитывая при этом рекомендации ведущих педагогов и психологов. Именно от уровня формирующихся в молодеж-

Таблица 1

Соотношение советских и постсоветских ценностей

Советские ценности Постсоветстские ценности

Коллективность выше индивидуальности Индивидуальность выше коллективности

Общественное выше личного Личное выше общественного

Классовое выше общечеловеческого Общечеловеческое выше классового

Богатый человек—это человек, заведомо достойный подозрения и презрения Богатый человек—это человек, достойный уважения, человек престижный

Много зарабатывать—предосудительно Много зарабатывать—достойно уважения

Предприимчивость—это порок Предприимчивость — это положительное качество

Торговать—значит спекулировать, торговать—это позорно Торговать—значит делать бизнес, торговать—это престижно

Таблица 2

Соотношение положительных качеств человека советской и постсоветской эпох

Положительные качества советского молодого человека Положительные качества постсоветского молодого человека

Беззаветная вера в идеалы коммунизма Полное и абсолютное отрицание идеалов коммунизма

Беззаветная преданность делу КПСС Аполитичность вообще и неприятие коммунистов в частности

Безусловная готовность подчинить личные интересы общественным, коллективным. Уверенность в том, что меньшинство должно подчиниться большинству Стремление отстаивать личные интересы перед коллективными, утверждать ценность личной, частной жизни. Уверенность в том, что большинство должно подчиниться меньшинству

ной среде ценностей зависит будущее общества.

Применительно к персоналу пенитенциарной системы полагаем, что особенным объектом педагогического воздействия в данном направлении должна стать курсантская среда высших учебных заведений ФСИН России, так как от сформированности правовых ценностей у будущих специалистов уголовно-исполнительной системы будет зависеть и успех начавшегося реформирования самой системы.

В правовом воспитании курсантов должна существовать определенная последовательность целей. Их четкое определение имеет важное значение для выявления критериев эффективности такого воспитания и восприятия его как целенаправленного процесса. Правовое воспитание—многогранный и сложный процесс, включающий в себя целую систему общих и специальных мероприятий.

Наиболее общая цель правового воспитания как составной части учебно-воспитательного процесса в вузах

ФСИН России — способствовать общественно-политическому и культурному росту будущих специалистов УИС, утверждению в их сознании высокогуманных нравственных принципов, воплощенных в праве.

Кроме того, правовое воспитание имеет специфические цели, одна из них— повышение уровня юридической осведомленности курсантов.

Однако правовая осведомленность сама по себе не решает проблемы правового воспитания. Приобретаемые правовые знания иногда рассматриваются лишь как полезные сведения о тех или иных фактах и не оказывают влияния на поведение. Таким образом, наличие в цепи, заключающей в себе основные структурные элементы правового воспитания (знание права—формирование убежденного отношения к праву, выработка готовности действовать в соответствии с правовыми требованиями—пра-вомерное и социально активное поведение личности), первого звена еще не обеспечивает общего успеха правовоспитательных мероприятий.

Тем не менее передача правовой информации и усвоение курсантами определенного количества правовых знаний дают возможность подойти к решению более сложной задачи—к организации направленного усвоения обучаемыми полученных знаний, правильного оценочного отношения к правовым явлениям, с тем чтобы правовая осведомленность перерастала в убеждения человека, становилась ориентиром его поведения, вела к правомерным действиям в будущей деятельности в практических органах и подразделениях УИС.

Формирование адекватного оценочного отношения к праву и правовым яв-

лениям, то есть достижение следующей, промежуточной цели правового воспитания, возможно лишь при условии не только познавательного, но и эмоционального восприятия правовых знаний, понятий и целей, что находит отражение в выработке курсантом собственной оценки правовых требований. Таким способом складывается правовая готовность личности к их выполнению.

Однако усвоение правовых норм и даже формирование убежденности в том, что эти нормы нельзя нарушать, не всегда означают глубокую осознанную убежденность в их истинности и справедливости. Внешне одинаковое поведение может быть следствием различных психологических мотивов. Человек может соблюдать правовые нормы прежде всего благодаря глубокой убежденности в их правильности. Но иногда внешне вполне правомерное поведение обусловливается, например, страхом личности перед наказанием или внутренними корыстными интересами, противоречащими действительным целям права. Такой человек совершит неправомерный поступок, как только будет уверен в недоказуемости своей вины или в безнаказанности, даваемой, скажем, служебным положением или должностью.

В целях правового воспитания для правового государства наиболее приемлемым результатом педагогического воздействия на личность будет формирование такого поведения, в котором интересы личности находятся в единстве с интересами общественными, а достижение внутренней согласованности с велением закона сочетается с социальной активностью, что, в свою очередь, приводит не только к эффективному соблюдению установленных правом обязан-

ностей, но и к полному осуществлению личностью своих юридических прав.

Формирование у курсантов высокоразвитого чувства социальной справедливости, основанного на сформировавшемся развитом правосознании,—это цель, к которой должен стремиться педагог образовательного учреждения ФСИН России, тем более что правовое воспитание с наибольшим коэффициентом полезного действия может осуществляться именно в среде учебного заведения юридического профиля, так как здесь дается максимальное количество правовых знаний. В связи с этим логично ставить вопрос не просто о правовых ценностных ориентациях, но о формировании системы правовых ценностей в курсантской среде вуза.

Действенность правового воспитания во многом опирается на тесную взаимосвязь педагогов-практиков и ученых-юристов. Такая взаимосвязь характерна для вузов ФСИН России, и это обстоятельство дает право надеяться на положительные итоги в работе по становлению правомерного поведения обучаемых, выработке у них социально-правовой активности и, в целом, по достижению целей формирования правовых ценностей у будущих специалистов пенитенциарной системы.

Учитывая все изложенное, необходимо остановиться и на некоторых педагогических аспектах личностного самоопределения курсантов вузов ФСИН России в современных условиях обучения.

Суть процесса личностного самоопределения курсантов вузов ФСИН России основывается на нескольких компонентах, в том числе на выявлении и утверждении индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, требующих от сотрудника пенитенциарной системы

совершить выбор, соответственно принять экзистенциальное или прагматическое решение. Одним из основных условий самоопределения, готовности к жизненному выбору выступает, по мнению выпускников, способность самостоятельно вырабатывать моральные принципы и руководствоваться ими как в практической деятельности, так и повседневном поведении.

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. Для того чтобы определить, какими личностными качествами, обусловливающими эффективность будущей профессиональной деятельности, должен обладать курсант вуза ФСИН России, выпускники психологического факультета Академии права и управления ФСИН России особое внимание обращают на следующие личностные особенности деятельности сотрудника УИС.

1. Правовая регламентация деятельности — одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности личного состава правоохранительных органов, которая строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами и т. п.). Эта особенность отличает работу сотрудника УИС от других многочисленных отраслей человеческой деятельности. Правовая регламентация подчиняет ее порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона (нор-

мативного акта). Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность человека за свои решения и действия.

Эта повышенная ответственность личности будет иметь прочный психологический фундамент, если в числе индивидуально-психологических особенностей личности курсанта образовательного учреждения ФСИН России будет присутствовать, по мнению выпускников, эмпатийность(способность к сопереживанию), имеющая корреляционные связи с мотивом интереса к профессии, мотивом гуманистического содержания профессии, мотивом оказания помощи нуждающимся в ней людям.

2. Эмпатийность как профессионально значимое качество личности курсанта вуза ФСИН России было включено в проведенный на выпускном курсе психологического факультета корреляционный анализ, на основании которого было установлено, что оно имеет положительную корреляцию с мотивом, нуждающимся в оказании помощи людям (0,75), интересом к профессии (0,50) и гуманистическим содержанием профессии (0,35).

Таким образом, мы можем говорить об эмпатийности как о свойстве, имеющим обоюдостороннюю связь с мотивами выбора обучения (в нашем слу-чае—на психологическом факультете вуза). Причем наиболее тесная связь у эмпатийности, как показал анализ, наблюдается с мотивом оказания помощи людям, который, в свою очередь, является немаловажным фактором выбора обучения именно на психологическом факультете.

Другими словами, люди, которые поступают на психологический факультет

вуза ФСИН России, руководствуясь желанием и стремлением помогать людям, направлены на общение и имеют высокую склонность к проявлению эмпа-тии, которая, в свою очередь, должна стать психологической основой для выработки такого личностного качества, как ответственность перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. Для формирования такого свойства личности необходимо строить учебно-воспитательный процесс в рамках гуманитарной парадигмы. Главной ценностью в данной парадигме становится конкретный человек, его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания. В этой плоскости приоритетное значение приобретает персонифицированное, субъективированное знание, у которого всегда есть автор со своим внутренним миром, неповторимым индивидуальным опытом.

3. К наиболее важным ценностным основаниям выпускники психологического факультета академии отнесли и такое личностное свойство, как социальную компетентность, которая предполагает наличие у учащихся не только знаний и умений в той или иной области, но и целостного социокультурного опыта.

Термин «компетентность» включает в себя три аспекта:

• проблемно-практический, заключающийся в умении распознавания и понимания ситуации, в постановке и эффективном достижении целей, выполнении задач и норм в данной ситуации;

• смысловой, предполагающий рациональное осмысление ситуации в более общем культурном контексте;

• ценностный, реализуемый в способности к адекватной оценке ситуации,

ее смысла, целей, задач и норм с точки зрения собственных и общезначимых ценностей.

Конкретное наполнение, то есть знания, умения или познавательно-практические качества, зависит от определенных сфер деятельности и областей знания. Понятие компетентности, с одной стороны, является устойчивым, ассимилирующим наличные и потенциальные познавательно-практические возможности; с другой стороны, понятие компетентности в своей сущности подвижно, исторически изменчиво: знания и умения, определенные творческие способности со временем устаревают, становятся неадекватными новой исторической ситуации, компетентность же не привязана жестко к определенным образовательным содержаниям, знаниям и умениям.

На основании изложенного представляется целесообразным при организации учебно-воспитательного про-

цесса в вузах ФСИН России учитывать необходимость достижения обучаемыми следующих целей самоопределения:

• укрепления эмпатийности как индивидуально-психологической основы ответственности курсанта;

• развития социальной компетентности курсантов;

• создания в мировоззрении выпускника определенной базы ценностных позиций, которые препятствовали бы психологической профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

В качестве общего вывода хотелось бы подчеркнуть необходимость совместного, системного рассмотрения формирования правовых ценностей и личностного самоопределения курсантов в современных условиях обучения. Эта взаимосвязь играет важную роль в современной педагогической практике в силовых вузах.

Педагогика политико-воспитательной и культурно-массовой работы с заключенными в 20-е годы прошлого века

Ю.А. Реет, А.В. Жигалев

Аннотация: в статье представлены материалы историко-педагогического исследования политико-воспитательной и культурно-массовой работы с заключенными в России в 20-е годы прошлого века.

Ключевые слова: педагогика политико-воспитательной работы, педагогика культурно-массовой работы, осужденные, заключенные, воспитательное воздействие.

Summary: the article presents the materials of historical and pedagogical study of political education or the cultural-mass work with prisoners in the 20-ies of the last century in Russia. Keywords: pedagogy of political education work, education and cultural mass work, prisoners, prisoners, nurturing.

Идеологические установки первых лет существования Советского государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.