Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая культура / цифровая образовательная среда / методическая система обучения правовым дисциплинам / legal culture / digital educational environment / methodological system of teaching legal disciplines

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Л. Родина

В статье раскрываются особенности формирования правовой культуры студентов медицинского колледжа. На основе анализе понятий «правовая культура», «правовое сознание», «правовая компетентность» и с учётом возрастных особенностей обучающихся раскрываются основные направления формирования правовой грамотности студентов. Важность и актуальность этого вопроса обусловлена конкурентоспособностью выпускников на рынке труда. Особенностью преподавания правовых дисциплин в организации среднего профессионального образования является воспитание у студентов положительно ориентированного правового сознания. Практическая деятельность медицинского работника актуализирует поиск новых подходов в обучении дисциплинам правовой подготовки студентов колледжей. Новая образовательная среда имеет тенденцию к цифровизации, насыщению образовательного контента современными материалами в области права и правовых знаний. В статье определяется новое направление в методическом обеспечении правовых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF STUDENTS MEDICAL COLLEGE: METHODOLOGICAL ASPECT

The article reveals the specifics in forming legal culture in medical college students. Based on the analysis of the concepts of “legal culture”, “legal consciousness”, “legal competence” and taking into account the age characteristics of students, the main directions of the formation of legal literacy of students are revealed. The importance and relevance of this issue is due to competitiveness of graduates in the labor market. A special feature of teaching legal disciplines in the organization of secondary vocational education is the education of students with a positively oriented legal consciousness. The practical activity of a medical worker actualizes the search for new approaches in teaching legal training disciplines to college students. The new educational environment tends to digitalize, saturating educational content with modern materials in the field of law and legal knowledge.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 378.14

Rodina V.L., teacher, State Budgetary Professional Educational Institution of the Moscow Region "Moscow Regional Medical College No. 1" (Moscow, Russia),

E-mail: rodinavl@bk.ru

FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF STUDENTS MEDICAL COLLEGE: METHODOLOGICAL ASPECT. The article reveals the specifics in forming legal culture in medical college students. Based on the analysis of the concepts of "legal culture", "legal consciousness", "legal competence" and taking into account the age characteristics of students, the main directions of the formation of legal literacy of students are revealed. The importance and relevance of this issue is due to competitiveness of graduates in the labor market. A special feature of teaching legal disciplines in the organization of secondary vocational education is the education of students with a positively oriented legal consciousness. The practical activity of a medical worker actualizes the search for new approaches in teaching legal training disciplines to college students. The new educational environment tends to digitalize, saturating educational content with modern materials in the field of law and legal knowledge.

Key words: legal culture, digital educational environment, methodological system of teaching legal disciplines.

В.Л. Родина, преп., Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский областной

медицинский колледж № 1», г. Москва, E-mail: rodinavl@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье раскрываются особенности формирования правовой культуры студентов медицинского колледжа. На основе анализе понятий «правовая культура», «правовое сознание», «правовая компетентность» и с учётом возрастных особенностей обучающихся раскрываются основные направления формирования правовой грамотности студентов. Важность и актуальность этого вопроса обусловлена конкурентоспособностью выпускников на рынке труда. Особенностью преподавания правовых дисциплин в организации среднего профессионального образования является воспитание у студентов положительно ориентированного правового сознания. Практическая деятельность медицинского работника актуализирует поиск новых подходов в обучении дисциплинам правовой подготовки студентов колледжей. Новая образовательная среда имеет тенденцию к цифровизации, насыщению образовательного контента современными материалами в области права и правовых знаний. В статье определяется новое направление в методическом обеспечении правовых дисциплин.

Ключевые слова: правовая культура, цифровая образовательная среда, методическая система обучения правовым дисциплинам.

Формирование правовой культуры студентов медицинских колледжей в процессе обучения является составной частью профессиональной компетентности специалиста среднего звена. Современные требования к выпускнику СПО обусловливают более серьёзную правовую подготовку студентов для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда. Практическая деятельность медицинского работника актуализирует поиск новых подходов в обучении дисциплинам правовой подготовки студентов колледжей. Новая образовательная среда имеет тенденцию к цифровизации, насыщению образовательного контента современными материалами в области права и правовых знаний. Тем самым определяется новое направление в методическом обеспечении правовых дисциплин.

Смысловое значение понятий «культура», «культура специалиста», «правовая культура», «правовое сознание», «правовая грамотность» имеет большое значение для воспитания личной и профессиональной позиции студентов в обеспечении успешности их будущей профессиональной деятельности.

В философии и других науках понятие культура рассматривается как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле культура - это духовные и материальные ценности, созданные людьми в разные исторические эпохи для удовлетворения своих потребностей. В узком смысле культура рассматривается «как идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями его жизни и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, литературы, искусства» [1].

В теории права «под правовой культурой понимается особое взаимодействие личности с органами законодательной, исполнительной и судебной власти на основе правовых знаний, норм, ценностей, обеспечивающих ей законопослушное поведение во всех сферах повседневной жизни» [2, с. 12]. Анализ понятия «правовая культура» показывает, что существенными его признаками являются:

- знания о нормах и стандартах поведения;

- умение выявлять в правовых явлениях передовой социальный и ценный опыт;

- способ социальной активной деятельности человека на протяжении всей жизни.

Таким образом, правовая культура - это и результат общей культуры человека, и его специфическое мышление как основа мировоззрения и духовно-нравственного поведения.

Задача преподавателя правовых дисциплин сводится не только к формированию правовой культуры студентов, но и, главным образом, к закреплению их убеждения в правовом поле деятельности. Необходимо как в личном, так и профессиональном становлении личности студентов стремиться создавать условия для их самореализации и самоактуализации.

Особенностью преподавания правовых дисциплин в организации среднего профессионального образования является воспитание у студентов положительно ориентированного правового сознания [3]. Правовое сознание включает, прежде всего, систему правовых знаний. Содержание дисциплины определяют знания принципов права, устройство государства, права и обязанности человека

и гражданина, установленные конституцией, знания отдельных отраслей права и законодательства, связанных с будущей профессиональной деятельностью специалистов среднего звена медицинских направлений подготовки.

Правовое сознание обеспечивается в закреплении умений и навыков в профессионально юридически значимых ситуациях. Важно отметить, что для данного возрастного периода правовое сознание необходимо не только для профессиональной деятельности в коллективе, но и для взаимодействия с другими людьми в обществе в целом. Формирование правового сознания направлено на ценностные ориентации и правовые установки поведения студентов в повседневной жизни, в обществе, коллективе и в семье [3; 4].

В настоящее время работа преподавателей правовых дисциплин направлена на формирование правовой компетентности студентов. Правовая компетентность студента-медика характеризуется постоянным расширением и углублением правовых знаний, умением самостоятельно приобретать новые знания и умения в правовом поле медицинской профессиональной деятельности, опытом применения правовых знаний и умений в профессиональной деятельности медицинского работника среднего звена. Уровень профессиональной правовой компетентности определяется не отдельными её характеристиками, а интегра-тивным качеством личности, сочетающим все три компонента правовой компетентности. Повышение этого уровня происходит в усвоении студентом накопленного опыта в обществе правовой культуры и личного роста правового сознания в процессе обучения в колледже [4].

Современная образовательная парадигма базируется на принципах вариативности, нелинейности, вероятностного функционирования и определяет новые подходы в обучении студентов. Прежде всего, существенному изменению подвергается образовательная среда. С.Т. Шацкий (13 июня 1878 - 30 октября 1934 гг., русский и советский педагог-экспериментатор) писал, что «...весь педагогический процесс как сложное явление социального порядка направляется в ту или другую стороны, изменяется качественно или полностью в зависимости от изменения среды» [5, с. 34]. Исходя из того, что современная образовательная среда, как и общество в целом, имеет тенденции к постоянному развитию в сторону цифровизации, использованию информационных и интернет-технологий, то изменению подвергаются и методическая система обучения правовым дисциплинам.

В условиях образовательного процесса среднего профессионального образования на изучение правовых дисциплин отводится ограниченное количество времени (объём изучения - 54 часа). В связи с этим придаётся особое значение внеаудиторной самостоятельной работе студентов, за счёт информационно насыщенной образовательной среды. Для студентов открыт доступ к электронным библиотекам и интернет-ресурсам, что позволяет усилить подготовку к семинарским и практическим занятиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС) является практико-ориентиро-ванными стандартом, направленным на личностный и профессиональный рост обучающихся. Такой подход обусловливает применение информационных ком-

пьютерных технологий и методов, позволяющих активизировать процесс познавательной деятельности студентов [6].

Успешность учебного процесса сегодня определяется умением преподавателя использовать в равной степени готовности традиционные и инновационные методы и технологии обучения. В истории образования одними из приоритетных методов обучения являются интерактивные. Начиная со времён античной педагогики, особое внимание уделялось методу сократической беседы. В основе интерактивных методов обучения лежит диалог Именно благодаря смысловому взаимодействию всех участников образовательного процесса активизируется внутримыслительная деятельность обучающихся, развивается речь, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения. А главное, знания закрепляются и превращаются в убеждения, при этом мотивируя студентов к стремлению приобретать новые знания. Катализатором мыслительной активности в таком обучении является конфликт, который мы понимаем, как столкновение различных точек зрения на один объект познания. В поиске истины ответа на поставленный педагогом вопрос рождается новое знание.

Цифровая образовательная среда придаёт новый импульс развитию интерактивных методов и технологий обучения. Организация обучения с применением компьютерных и интернет-технологий обусловливает переход к новому уровню взаимодействия участников образовательного процесса за счёт диалога человека и компьютера. Сетевое взаимодействие позволяет усилить групповое обучение, которое становится доступным и во внеурочное время. Обучение в сотрудничестве обеспечивает как индивидуальное развитие обучающихся, так и умения работы в команде, повышая персональную и коллективную ответственность студентов [7; 8].

Таким образом, интерактивное обучение позволяет вовлечь в процесс познания всех студентов группы, используя для этого информационные технологии. Отметим особую роль интерактивного обучения на занятиях правовых дисциплин, поскольку в основе приобретения новых знаний лежит диалоговое общение. Парная и групповая работа на семинарских занятиях обеспечивает качественно новый уровень работы с юридическими документами, при этом используя различные источники информации.

Новая образовательная среда актуализирует применение исследовательских проектов в изучении студентами правовых дисциплин, а также веб-квестов в поиске ответов на вопросы в сети Интернет, видеофильмов и мультимедийных презентаций [8]. Одним из новых видов обучения является компьютерная учебно-деловая игра. Развитие информационно-компьютерной грамотности происходит в ходе применения правовых сайтов «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс» и др.

Изучение Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» можно организовать, используя технологию веб-квест.

Эффективность работы над веб-квестом обеспечивается за счёт владения студентами базовыми правовыми знаниями. Правовая культура проявляется в раскрытии сущности основных правовых понятий темы изучения. Правовое сознание развивается в аргументированном доказательстве и убедительном отстаивании своей позиции.

Среди традиционных форм обучения правовым дисциплинам актуальными остаются мозговой штурм и дебаты. Практико-ориентированное направление

этих организационных форм проведения семинарских занятий обеспечивается за счёт важных для специфики профессиональной деятельности будущих медиков среднего звена обсуждения вопросов о нормах Уголовного кодекса Российской Федерации, преступлениях, совершаемых медицинскими работниками, а также о правах и обязанностях пациентов и медицинских работников. На таких занятиях студент оперирует знаниями, полученными раннее не только на занятиях по правовым, но и другим общим дисциплинам, например, истории, философии, этики. Важным моментом является и тот факт, что студент опирается и на свой жизненный опыт в этих вопросах.

Студент за время обучения должен изучить медицинское право, ознакомиться с реальными юридическими аспектами будущей профессиональной деятельности, знать специфические особенности правового регулирования вопросов, которые относятся к деятельности учреждений здравоохранения, овладеть опытом профессиональной деятельности медицинских работников среднего звена.

Анализ научно-педагогической литературы и свой личный опыт педагогической деятельности позволяет обобщить и конкретизировать методическую систему обучения правовым дисциплинам в средних профессиональных образовательных учреждениях в условиях цифровой образовательной среды.

Центральное место в системе обучения занимает образовательная среда, что влечёт изменение в содержательном плане всех компонентов системы. Образовательная среда представлена как интеграция трёх составляющих современного процесса обучения: практико-ориентированного (профессионального), личностно значимого (деятельностного), открытого пространства (информационно насыщенного и цифрового).

Принципы обучения определяются возрастными особенностями студентов колледжей и изменением образовательной среды:

- технология веб-квест - принцип развития всех видов познавательной деятельности, в том числе самостоятельной, творческой и исследовательской;

- принцип самоорганизации определяет перспективу развития самостоятельной деятельности, как учебной, так и профессиональной;

- принцип диалогичности обучения способствует общению как ведущего типа деятельности данного возрастного периода;

- принцип вариативности форм и методов обучения обеспечивает свободу осознанного выбора преподавателем и студентом способа достижения поставленных целей обучения;

- принцип открытости образовательного пространства обеспечивает расширение и углубление знаний за счёт информационной насыщенности среды и цифровых технологий её функционирования;

- принцип нелинейности представлен в постнеклассической образовательной парадигме как альтернатива традиционному принципу последовательности обучения, но не нарушающему принципа преемственности обучения и направленного на соединение различных частей целого, всесторонность изучения объекта и одновременность.

Следующий компонент методической системы обучения правовым дисциплинам в СПО является целевой компонент, который прогнозирует конечный результат обучения, значит, определяет современные требования к специалисту среднего звена. В правовом обеспечении цель обучения - формирование право-

Таблица 1

Психолого-педагогические условия

№ Условие Характеристика условия

1. Психологические: Мотивационно-поведенческие Воспитание мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности через активизацию мыслительной деятельности, устойчивого интереса к правовым знаниям, развитие правового сознания и гражданского поведения; развитие качеств личности, таких как самостоятельность, самоорганизованность, саморефлексия, самооценка своей деятельности как способности к самоактуализации

Личностно-деятельностные

2 Педагогические: Организационно-методические Содержательные: Организация обучения в сотрудничестве, основанного на взаимном обогащении, через диалоговое обучение и интерактивное взаимодействие с окружающим миром, используя особенности образовательной среды. Применение информационных технологий для развития самостоятельной познавательной деятельности студентов, расширения их возможностей работы с компьютером и другими цифровыми инструментами. Педагогическое сопровождение развития правового сознания студентов (сбор информации, определение плана действия, оценка, коррекция и обобщение результатов) в процессе обучения. Разработка групповых и индивидуальных заданий с применением инструментов цифровой образовательной среды, обеспечивающих качество знаний и правовую грамотность студентов. Создание банка практических заданий, проектов, проблемных юридических ситуаций, отвечающих специфическим особенностям правового регулирования вопросов, которые относятся к деятельности учреждений здравоохранения. Для оценки результатов обучения внедрять тестовый контроль знаний, как в офлайн-, так и онлайн-режимах, защиту веб-квестов и написание эссе, на основании которых можно провести корректировку содержания, методов и форм обучения. Обеспечение требований здоровьесберегающих технологий обучения к применению дистанционного обучения, электронных учебников, использования инструментов цифровой образовательной среды

Контрольно-диагностические: Организационно-технические:

вой культуры студента, развитие правового сознания, владение правовыми компетенциями как составной частью профессиональной компетентности.

В определении содержания обучения выделяют базовые знания общего права и специфические знания медицинского права. Контекстное содержание обеспечивает профессиональному становлению студентов. Образовательная среда способствует равным возможностям обучающихся к самостоятельному приобретению новых знаний.

Субъект-субъектная организация обучения позволяет активизировать познавательную деятельность студентов за счёт включения его как равноправного участника образовательного процесса и осознания своей учебной деятельности на всех этапах обучения.

Такой подход влияет на выбор форм и методов обучения. Новая образовательная среда актуализирует и неформальное обучение, которое обеспечивается за счёт веб-семинаров, онлайн-форумов и др. Применение интерактивных методов и технологий обучения возможно, как в традиционном понимании, так и в новых условиях с использованием компьютерных и интернет-технологий.

Библиографический список

Методическая система представлена традиционно и включает принципы, цели, содержание, формы, методы и средства обучения. Методическая система дополнена описанием образовательной среды и организационными подходами к обучению. Считаем необходимым остановиться на психолого-педагогических условиях обучения студентов СПО в условиях цифровой образовательной среды.

Под психолого-педагогическим условиям будем понимать систему мер, направленных на обеспечение достижения поставленных целей обучения. Представим их содержание в таблице 1.

Таким образом, методическая система обучения правовым дисциплинам -динамическая система, которая функционирует в новых условиях образовательной среды и обеспечивает формирование правовой грамотности, развитие правового сознания студентов с учётом их возрастных особенностей. Конечным результатом обучения студентов правовым дисциплинам является овладение правовыми компетенциями, что способствует успешности их профессиональной деятельности.

1. Толковый словарь Д.Н. Ушакова. Available at: http://www.вокабула.рф

2. Савин В.Н. Правовая культура студентов в современных условиях: социологический анализ. Екатеринбург. 2011.

3. Арутюнова Э.К. Правосознание и правовая культура личности в России: монография. Москва, 2018.

4. Ибрагимова З.Н. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание. Орел.

5. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. Москва, 1964; Т. 2.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г № 502). Available at: https://base.garant.ru/70683786/

7. Артюхина М.С., Артюхин О.И., Фролов И.В. Исторические предпосылки интерактивного обучения в теории и практике педагогики. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018; Выпуск 60, Ч. 1: 342 - 345.

8. Санина Е.И., Артюхина М.С. Методология, теория и практика интерактивного обучения математике бакалавров гуманитарного направления в информационно-образовательной среде вуза. Москва: АСОУ, 2016.

References

1. Tolkovyj slovar' D.N. Ushakova. Available at: <http://www.aieaaoea.6o>

2. Savin V.N. Pravovaya kul'iura studentov v sovremennyh usloviyah: sociologicheskijanaliz. Ekaterinburg. 2011.

3. Arutyunova 'E.K. Pravosoznanie ipravovaya kul'tura lichnosti v Rossii: monografiya. Moskva, 2018.

4. Ibragimova Z.N. Pravosoznanie, pravovaya kul'tura, pravovoe vospitanie. Orel.

5. Shackij S.T. Pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1964; T. 2.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego professional'nogo obrazovaniya po special'nosti 34.02.01 Sestrinskoe delo (utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 maya 2014 g. № 502). Available at: https://base.garant.ru/70683786/

7. Artyuhina M.S., Artyuhin O.I., Frolov I.V. Istoricheskie predposylki interaktivnogo obucheniya v teorii i praktike pedagogiki. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. 2018; Vypusk 60, Ch. 1: 342 - 345.

8. Sanina E.I., Artyuhina M.S. Metodologiya, teoriya ipraktika interaktivnogo obucheniya matematike bakalavrov gumanitarnogo napravleniya v informacionno-obrazovatel'noj srede vuza. Moskva: ASOU, 2016.

Статья поступила в редакцию 09.07.21

УДК 378

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia),

E-mail: petrark47@mail.ru, ORCID 0000-0003-0011-6129

Safronova E.A., postgraduate, Department of Pedagogy, Omsk Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: sekatova@mail.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES IN THE STUDY OF THE SOCIO-CULTURAL TRANSFORMATION OF MODERN EDUCATION. The article considers features of the main methodological approaches used in the study of socio-cultural transformations of modern educational institutions: schools, colleges, universities. Three positions of reflection of interrelation of socio-cultural approach in pedagogical science are analyzed. Special attention is paid to the general scientific system approach, which is inextricably linked with other approaches and, in particular, with the cultural and educational approach as its integral part. The article presents the idea that the study of socio-cultural transformations requires the definition of the logic of research, which is determined by the chosen methodological approach. The most deeply socio-cultural transformations are studied by the cultural and educational approach, which is based on modern paradigms of education development.

Key words: system, methodology, methodological approach, culture, education, research.

А.А. Петрусевич, д-р пед. наук, проф., Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: petrark47@mail.ru

Е.А. Сафронова, аспирант, Омский педагогический университет, г. Омск, E-mail: sekatova@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены особенности основных методологических подходов, используемых в исследовании социокультурных преобразований современных образовательных институтов: школы, колледжа, вуза. Разобраны три позиции отражения взаимосвязи социокультурного подхода в педагогической науке. Особое внимание уделяется общенаучному системному подходу, который неразрывно связан с другими подходами и, в частности, с культурно образовательным подходом как его неотъемлемой частью. В статье проводится идея, что исследование социокультурных преобразований диктует необходимость определения логики исследования, которая определятся избранным методологическим подходом. Наиболее глубоко социокультурные преобразования исследуются культурно-образовательным подходом, который строится на современных парадигмах развития образования.

Ключевые слова: система, методология, методологический подход, культура, образование, исследование.

В условиях развития современного образования одной из важных задач, определяющих это развитие как непрерывное, поступательное, нацеленное на получение нового качества является рассмотрение основных методологических

подходов, исследующих происходящие процессы в рамках социокультурных преобразований образования и его институтов. Определение таких подходов и их характеристика с позиции социокультурных преобразований не только образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.