Педагогика
УДК: 377.5
кандидат педагогических наук, доцент Блясова Ирина Юрьевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат юридических наук, доцент Сычева Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Аннотация. В статье рассматривается формирование правовых компетенций как важная составляющая профессиональной подготовки студентов колледжа. Раскрываются суть структуры и содержания правовых компетенций, а так же пути их развития.
Ключевые слова: правовые компетенции, компетентность, студенты, правосознание, профессиональная деятельность.
Annotation. The article considers the formation of legal competences as an important component of professional training of College students. The article reveals the essence of the structure and content of legal competences, as well as the ways of their development.
Keywords: legal competence, competence, students, legal consciousness, professional activity.
Статья печатается в рамках гранта ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Введение. Проблема развития современной системы среднего профессионального образования представляется одной из значимых. Фактором успешности будущего специалиста является его профессионализм, который невозможен без формирования активной, творческой позиции, правовой грамотности, наличия культурного и духовного потенциала. В современных условиях востребованы не просто специалисты с теоретическим набором знаний, а профессионалы, готовые применить их в будущей деятельности, разбирающиеся в практике, владеющие коммуникативными технологиями.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года намечен курс на модернизацию системы образования на основе реализации компетентностного подхода, состоящего в приоритетном формировании компетенций. Избрание данного курса вызвано необходимостью повышения эффективности развития страны в целом и отдельных ее отраслей. Компетентностный подход в профессиональном образовании призван сформировать новую модель будущего специалиста, отвечающего условиям экономического развития страны и востребованным на рынке труда.
В компетентностном подходе результаты образования оцениваются не по показателям освоения научных знаний, а по степени подготовленности личности к успешной деятельности за пределами системы образования и фиксируются в виде определенного набора компетенций и компетентностей.
Изложение основного материала статьи. В отечественной педагогической мысли понятие «компетентность» рассматривается в научных исследованиях достаточно активно. Ученые в области компетентностного подхода в образовании И.А. Зимняя, Л.А. Ибрагимова, А.Г. Каспржак, Г.А. Петрова, М.П. Трофименко А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов и др. не только раскрыли сущность данного подхода, но и выявили его особенности. Разнообразные подходы к классификации компетентностей предложили Л.П. Алексеева, Н.М. Борытко, Е.Л. Бондаревская, В.Б. Сериков, А.И. Иванов, Н. В. Кузьмина, С.А. Куликова, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.
Термин «компетенция» означает готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы и опыт деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач, способность действовать в ситуациях неопределенности [5].
Компетенции включают не только требуемые в профессии знания, умения и навыки, но и действенную мотивацию, а также, набор личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих ожидаемый от специалиста результат. В то время как компетентность это способность к выполнению деятельности на основе сформированных компетенций.
Профессиональные компетенции будущего специалиста среднего профессионального образования включают в себя сформированность профессиональных знаний, умений и навыков; способность применять их на педагогической практике; готовность организовывать собственную профессиональную деятельность в соответствии с требованиями образовательного учреждения; достижимость планируемых результатов, раскрытых ФГОС СПО; нацеленность на постоянное профессиональное совершенствование.
Важное место в профессиональной подготовке юристов принадлежит правовым компетенциям.
При рассмотрении правовых компетенций студентов колледжа важно определиться с понятием, раскрыть их сущность, выделить компонентный состав, а также необходимые качества, характеризующие готовность будущих юристов к их профессиональной деятельности.
А.А. Максименко правовую компетенцию понимает как интегральную профессионально-личностную характеристику специалиста, отражающую высокий уровень правовых знаний, умений и навыков и включающей коммуникативные способности и личностные качества, направленные на создание условий для правового регулирования деятельности [5].
Давая характеристику правовой компетенции, А.В. Коротун рассматривает её как интегральное качество личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее ее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности [3].
Резюмируя сказанное, правовая компетентность рассматривается нами как сложная качественная характеристика личности, отражающая высокий уровень правовой осведомленности, включая коммуникативные способности и личные качества, направленные на создание условий для правового регулирования профессиональной деятельности, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами, а также обладающая
комплексом правовых компетенций, оказывающих влияние на процессы профессионального развития и саморазвития.
То есть, правовая компетенция включает, знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии и саморазвитии личности.
ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» указывает на важность овладения такими правовыми компетенциями, как способность осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты; консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет; анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем; формировать пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом; планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы; содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.
Для формирования названных компетенций недостаточно усвоения только теоретических и практических знаний, умений и навыков, важно ориентировать студентов на развитие способности решать практические задачи, осваивать типы отношений и поведения, которые важны для будущей профессиональной деятельности, развивать способность использовать инновационный опыт, формировать мотивационно-ценностное отношение к профессии, готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами [4].
Не менее важно научить студентов ориентироваться в мире правовых ценностей, объяснять существующие явления действительности, их причины, сущность, взаимосвязи, ставить цели деятельности, искать и находить способы их достижения, разрешать возникающие проблемы, оценивать полученные результаты, сотрудничать с различными службами. Внедрение такого обучения поможет в большей мере развить творческое мышление, привлечь интерес студентов к важным вопросам профессиональной деятельности, сформировать такие качества личности как мобильность, конструктивность, динамизм, умение работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу.
Повысить эффективность развития правовых компетенций студентов колледжа возможно за счёт совершенствования научно-методического содержания подготовки специалистов, их мотивации к успешному уровню профессиональной деятельности, а так же путем взаимодействия с будущими работодателями. Изучение различных отраслей права, предусмотренных ФГОС СПО, позволяет структурировать и систематизировать формирование правовых компетенций. В процессе их развития эффективными являются методы проектов, мини лекций, лекций с дискуссионными вопросами, лекции с запланированными ошибками, эвристические беседы, групповые дискуссии и др.
В качестве средств формирования правовых компетенций используются учебные программы по дисциплинам профессионального учебного цикла, методические рекомендации по семинарским занятиям, организация самостоятельной работы студентов.
В целях более эффективного формирования правовых компетенций вводятся курсы по выбору «Теория социальной работы», «Правовое регулирование занятости населения», «Основы разработки и управления социальными проектами», «Социальная работа за рубежом», «Муниципальное право», «Организация социальной работы с различными группами населения» и др.
Правовые компетенции являются результатом правовой обученности, их основу составляет правосонание личности, поскольку будущий специалист в ходе профессиональной подготовки вырабатывает свои взгляды, собственную позицию на происходящее, достигает определенных правовых представлений.
При этом следует помнить, что основу правосознания студента составляют не только знание существующих правовых норм, но и осознание социальных ценностей, которые находят свое закрепление в праве и предполагают отражение правозначимых явлений жизнедеятельности; представления о должном правопорядке - правомерном и неправомерном; субъективное моделирование объективно существующего правопорядка [1, 40].
Важно, что через правосознание происходит процесс правового самопознания личности студента как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Структура и содержание правовой компетентности включает в себя ряд компонентов, определяющих готовность к профессиональной деятельности.
И.А. Зимняя в структуре компетенции выделяет [2]:
- готовность к проявлению компетенции (мотивационный компонент);
- владение знанием содержания компетентности (когнитивный);
- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий);
- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой компонент);
- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Применительно к процессу формирования правовых компетенций нами выделяются мотивационно-
ценностный, когнитивный, коммуникативно-творческий, личностно-деятельностный (поведенческий), рефлексивно-оценочный компоненты.
Раскроем содержательное наполнение каждого из представленных компонентов более подробно. Эффективность правовой подготовки во многом определяется сформированностью мотивов, определяющих отношение к профессиональной деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент направлен на осознание социальной и личностной значимости приобретаемых знаний и умений, на умение формулировать собственные ценностные и смысловые ориентиры по отношению к различным сторонам жизнедеятельности, на развитие интереса и удовлетворения
правовой деятельностью, на связь правовых интересов с ценностными ориентациями, на проявление волевых усилий в правотворческой деятельности.
Мотивационный компонент понимается как совокупность доминирующих мотивов поведения при правовом разрешении ситуаций; сформированная установка на постоянное самообразование и самовоспитание; эмоционально-положительное отношение субъекта к деятельности в целом, либо к выполнению её отдельных функций [5].
Когнитивный компонент правовой компетентности - это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать и передавать необходимую правовую информацию, овладевать знаниями правовых основ содержания профессиональной деятельности, информировать об общих и специальных профессионально значимых качествах в профессиональной сфере, знания основных целей, задач, содержания, структуры правовой деятельности, различных подходов к оценке эффективности её результатов. Цель - это то, к чему личность стремится, осуществляя деятельность. Осознавая цель, студент осознает образ будущего, стремится к ее достижению и подчиняет ей свои действия. От цели, целеполагания и целеустремленности зависит то, как человек осуществляет деятельность, какую позицию занимает, как выбирает соответствующие решения и способы поведения.
Развитие когнитивного компонента правовой компетеции способствует повышению самооценки, коррекции представлений будущего специалиста о предстоящей деятельности и самом себе [3].
Коммуникативно-творческий компонент включает способность решать актуальные правовые проблемы, избирать способы общения не выходящие за рамки правовых норм, ставить цель своей деятельности и составлять программу правовых действий для ее достижения; проводить самоанализ, самоконтроль и коррекцию правовых планов; соотносить свои индивидуальные особенности с правовыми требованиями профессии, работать в группе в соответствии с нормами права и морали.
Личностно-деятельностный (поведенческий) компонент проявляется в умении осваивать нормы правовой деятельности, адекватно ориентироваться в правовой сфере, выполнять правовую деятельность на высоком уровне активности. Данный компонент проявляется в адекватной самооценке, умении управлять своими эмоциональными состояниями, управлять действиями, направленными на достижение сознательно поставленных целей, отстаивать свою позицию с использованием правовых ресурсов. К личным характеристикам правовой компетентности относятся уверенность в себе, самообладание, ответственность, беспристрастность, эмоциональная уравновешенность, принципиальность, независимость, общительность и др.
Рефлексивно-оценочный компонент связан со способностью студентов оценивать свое личностно-профессиональное поведение, умением увидеть причинно-следственные связи того или иного события, поступка в соответствии с морально-правовыми нормами, а так же прогнозировать последующую деятельность, выбирать наиболее эффективные способы профессионального поведения, готовность принимать ответственность за свой выбор.
Вышеназванные компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку усвоенные знания, умения и навыки являются важной предпосылкой для развития положительного отношения к правовым проблемам, возникающим в процессе профессиональной деятельности специалистов. Положительное отношение к профессиональной деятельности стимулирует активность студентов в овладении профессионально правовыми знаниями и умениями. Исключение значимости одного из компонентов правовой компетентности влечет за собой снижение результативности профессиональной деятельности, приводит к снижению уровня их сформированности.
Формирование правовых компетенций как профессионально значимых качеств будущих специалистов, может быть успешным при соблюдении следующих условий:
- актуализации правовой информированности студентов за счет освоения содержания правовых дисциплин;
- использования возможностей практики в обогащении социально-правового опыта обучающихся;
- организации образовательной среды колледжа, поддерживающая правовые установки и социально-правовые ценности;
- повышения роли учебно-профессиональной, научной, социально-культурной деятельности в формировании правовых ценностей, мотивационных установок, коммуникативной культуры будущего специалиста;
- активизации внеучебной деятельности, усилении её правовой направленности;
- использования в образовательном процессе инновационных, практико-ориентированных методов и технологий обучения, направленных на формирование позитивного отношения к правовым явлениям, на обогащение личного опыта обучающихся, на развитие диалогового общения, способствующего взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению проблем.
Выводы. Итак, можно сделать вывод о том, что во время обучения у студентов в колледже должна сформироваться целостная система универсальных правовых знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной профессиональной деятельности, то есть профессиональные компетенции, подструктурой которых являются правовые компетенции. Правовые компетенции обеспечивают готовность обучающихся осуществлять профессиональную и научно-исследовательскую деятельность, ставить перед собой цели и осуществлять планирование профессиональной деятельности, творчески подходить к решению задач, используя современные технологии и средства, осуществлять рефлексию полученных результатов. Конечный результат развития компетентного специалиста определяется уровнем его правовой зрелости.
Литература:
1. Жигулин А.А. Психологическая структура правовой компетентности субъекта профессиональной деятельности [Текст] / А.А. Жигулин // Вестник высшей школы. - 2011. - N 7. - С. 37- 40.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34- 44.
3. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 373 с.
4. Коротун А. В. Сущность правовой компетенции социального педагога [Текст] / А. В. Коротун // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 7. - С. 75-80.
5. Максименко А. А. Формирование правовой компетенции студентов колледжа в процессе профессионального образования [Текст] / А. А. Максименко // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 2, ч. 1. - С. 59-67.
Педагогика
УДК: 372.8: 81.243
аспирантка Бобунова Анна Сергеева
Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СДО MOODLE
Аннотация. Статья посвящена описанию воспитательных возможностей системы дистанционного обучения (СДО) MOODLE при реализации обучения иностранному языку в среднем звене общеобразовательной школы. Раскрыто содержание предмета иностранный язык, направленное на формирование нравственно-эстетических качеств, обучающихся в условиях СДО MOODLE. Автор подробно описывает содержание воспитательного компонента, реализуемого на базе СДО MOODLE, а также дает характеристику учебным ресурсам, дополняющим содержание электронного курса.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание и обучение, СДО Moodle, электронный языковой портфель, содержание обучение, воспитательный аспект.
Annotation. The article is devoted to the description of educational opportunities of Learning Management System (LMS) Moodle in the process of teaching a foreign language in a secondary school. The article reveals the content of the foreign language curriculum. It aimed at the formation of moral and aesthetic qualities, trained by means of LMS Moodle. The author describes in detail the content of the educational component implemented on the basis of LMS MOODLE and characterizes the educational resources that complement the content of the e-course.
Keywords: moral and aesthetic education, LMS Moodle, electronic language portfolio, the content of training, educational aspects.
Введение. В условиях требований к межпредметным и предметным результатам освоения программ обучения, выдвинутых Федеральными стандартами, а также в связи с расширяющийся тенденцией использования информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях учитель иностранного языка сталкивается с проблемой интерактивной и дистанционной передачи не только учебного содержания предмета, но его культурного и воспитательного аспекта. В последнее время интернет-платформа MOODLE стала самой востребованной системой дистанционного обучения, позволяющей создавать каждому учителю свои индивидуальные электронные курсы обучения иностранному языку. При создании соответствующего алгоритма данная система дает возможность закреплять не только языковые и речевые аспекты языка, но и вносить вклад в нравственно-эстетическое воспитание школьников, а также повышать уровень их культуры и самостоятельности.
Цель и задачи исследования. Целью данной статьи является определение возможностей СДО MOODLE в реализации воспитательного компонента обучения иностранному языку школьников среднего звена общеобразовательной школы. Из заданной цели вытекают следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть определение понятия «содержание обучения» применительно к процессу овладения иностранным языком и его компоненты.
2. Определить диапазон умений и навыков, развиваемых и формируемых в процессе реализации воспитательного компонента обучения иностранному языку в условиях СДО MOODLE.
3. Описать материалы, сопровождающие процесс воспитания и обучения иностранному языку в условиях СДО MOODLE.
Изложение основного материала статьи. В методической литературе под содержанием обучения понимают систему научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения [1]. Применительно к иностранному языку, содержание обучения - это те знания, навыки, умения, компетенции, владение которыми обеспечивает способность пользоваться языком как средством общения, формирование и развитие личности [2].
В свою очередь знания разделяется на знание языкового материала (знание единиц языка и речи, грамматические форм), способов и приемах речевой деятельности (правила образования и оформления слов и их употребления), лексического фона (лингвострановедческий подход), национальной культуры. Содержание обучения иностранному языку зависит от типологии речевых заданий, форм языка и речи (устная, письменная, монолог, диалог и др.), речевых жанров и стилей формы языка и речи, типовых ситуаций и средств общения [3, 77]. Построение теории речевого общения, в процессе нравственно-эстетического воспитания посредством иностранного языка и коммуникации, включает наравне с вышеперечисленными компонентами и соответствующее эмоциональное, эстетическое и нравственное содержание [5, 15]. Наравне с литературно-языковой нормой обучающийся должен строить свою коммуникацию целесообразно культурным нормам и правилам этикета страны-носителя изучаемого языка в устной форме.
Содержание обучения имеет предметную и процессуальную стороны. Предметное содержание касается представлений об окружающем мире, таких сфер общения как социально-бытовая, учебно-трудовая, социально-культурная. Процессуальное содержание начинается с овладения единицами языка и ведет к формированию знаний, речевых умений и навыков и последующему овладению речевой деятельностью на изучаемом языке. Конечным результатом освоения содержания обучения является формирование коммуникативной компетенции, дающей возможность использовать устную и письменную речь в соответствующих условиях общения.
Учебная программа по иностранному языку на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе разбита на разделы по грамматике, лексике и фонетике, являющихся элементами речевых умений и навыков (говорение, аудирование, письмо, чтение). Данные умения и навыки имеют свои особенности употребления в речи и ситуативном окружении. Большое значение в языковом самовыражении имеет отбор языковых элементов в речи, в процессе организации высказывания [4, 162]. Ресурсы и элементы курса СДО MOODLE