Научная статья на тему 'Формирование информационно-правовой компетенции личности: социально-культурный аспект'

Формирование информационно-правовой компетенции личности: социально-культурный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / информационно-правовая компетенция / социально-культурные технологии / информационно-правовое обучение. / competence approach / information and legal competence / social and cultural technologies / information and legal training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталия Владимировна Кузнецова

В статье раскрываются такие понятия, как компетенция, компетентностный подход, информационно-правовая компетенция. Рассмотрены трендовые технологии социально-культурной деятельности, эффективно воздействующие на процесс формирования информационно-правовой компетенции личности (образовательные технологии, эдьютейнмент-технологии, проек тные технологии). Характеризуются особенности моделирования процесса информационно-правового обучения в условиях свободного времени, где ведущим принципом выступает принцип досуговой самоорганизации, детерминированный потребностью личности в получении необходимых информационно-правовых знаний для осуществления профессиональной деятельности. Приводится описание инновационных форм внеаудиторной деятельности, применяющихся в процессе формирования информационноправовой компетенции личности (образовательные информальные курсы, информационно-правовые вебинары, антиконференции, информационноправовые форсайт-сессии, кейс-стади, правовые веб-квесты, квизы и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION AND LEGAL COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL IN THE CONDITIONS OF GLOBAL INFORMATIZATION OF MODERN SOCIETY: SOCIO-CULTURAL ASPECT

The article reveals such concepts as competence, competence approach, information and legal competence. Trend technologies of social and cultural activity that effectively influence the process of formation of information and legal competence of the individual (educational technologies, project technologies) are considered. The article describes the features of modeling the process of information and legal education in free time, where the leading principle is the principle of leisure self-organization, determined by the need of the individual to obtain the necessary information and legal knowledge for professional activities. The article describes innovative forms of extracurricular activities that are used in the formation of information and legal competence of the individual (educational information courses, information and legal webinars, unconferences, information and legal foresight sessions, case studies, legal web quests, quizzes, etc.).

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-правовой компетенции личности: социально-культурный аспект»

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10410

Наталия Владимировна КУЗНЕЦОВА,

соискатель кафедры социально-культурной деятельности института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, Москва, Россия

e-mail: 2012kuznetsova@gmail.com

В статье раскрываются такие понятия, как компетенция, компетентностный подход, информационно-правовая компетенция. Рассмотрены трендовые технологии социально-культурной деятельности, эффективно воздействующие на процесс формирования информационно-правовой компетенции личности (образовательные технологии, эдьютейнмент-технологии, проектные технологии). Характеризуются особенности моделирования процесса информационно-правового обучения в условиях свободного времени, где ведущим принципом выступает принцип досуговой самоорганизации, детерминированный потребностью личности в получении необходимых информационно-правовых знаний для осуществления профессиональной деятельности. Приводится описание инновационных форм внеаудиторной деятельности, применяющихся в процессе формирования информационно-правовой компетенции личности (образовательные информальные курсы, информационно-правовые вебинары, антиконференции, информационно-правовые форсайт-сессии, кейс-стади, правовые веб-квесты, квизы и др.).

Ключевые слова: компетентностный подход, информационно-правовая компетенция, социально-культурные технологии, информационно-правовое обучение.

FORMATION OF INFORMATION AND LEGAL COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL IN THE CONDITIONS OF GLOBAL INFORMATIZATION OF MODERN SOCIETY: SOCIO-CULTURAL ASPECT

Natalia V. Kuznetsova, Applicant, Department of Social and Cultural Activities, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

e-mail: 2012kuznetsova@gmail.com

The article reveals such concepts as competence, competence approach, information and legal competence. Trend technologies of social and cultural activity that effectively influence the process of formation of information and legal competence of the individual (educational technologies, project technologies) are considered. The article describes the features of modeling the process of information and legal education in free time, where the leading principle is the principle of leisure self-organization, determined by the need of the individual to obtain the necessary information and legal knowledge for professional activities. The article describes innovative forms

of extracurricular activities that are used in the formation of information and legal competence of the individual (educational information courses, information and legal webinars, unconferences, information and legal foresight sessions, case studies, legal web quests, quizzes, etc.).

Keywords: competence approach, information and legal competence, social and cultural technologies, information and legal training.

В условиях интенсивного развития законодательно-правовой сферы общества и информатизации («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы») возникает необходимость модернизации системы профессиональной подготовки личности, умеющей адаптироваться к условиям меняющейся информационно-правовой среды. Важность процесса формирования информационной и правовой культуры личности подчеркнута и в «Основах государственной политики Российской Федерации по развитию правовой грамотности и правосознания граждан», в которых подчеркнуто, что необходимо развивать модель ответственного социального поведения граждан, в частности, повышать уровень их информационно-правовой компетенции.

На наш взгляд, решение данной задачи может эффективно решаться в русле компетентностного подхода (В.А.Байденко, А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, А.П.Тряпицыной и др.), предполагающего создание необходимых условий для профессионального самоопределения и личностного саморазвития путем формирования компетенций, позволяющих принимать самостоятельные решения в профессиональной и общественной сферах жизни.

Согласно подходу А.В.Хуторского, одними из ключевых компетенций личности выступают информационная компетентность (способность быстро ориентироваться в информационном потоке, владеть инновационными мультимедийными и информационными технологиями, а также критически оценивать получаемую информацию) и правовая компетентность (знание ключевых нормативно-правовых и законодательных документов, умение их применять в различных профессиональных и жизненных ситуациях; способность разрешения проблемных ситуаций правовыми средствами; правовая ответственность).

Аналогичной точки зрения придерживаются и современные рекрутин-говые агентства, которые акцентируют внимание на уровне сформиро-ванности информационно-правовой компетенции личности, включающей наличие таких навыков, как: а) hard skills — базовый комплекс профессиональных навыков и умений, необходимых для практической работы и связанных с ее технологическим аспектом; б) soft skills — совокупность особых навыков для организации сетевого взаимодействия и коммуникации, работе в команде, регуляции эмоционального состояния; в) digital — наличие навыков работы в цифровой среде, позволяющих

применять инфокоммуникационные технологии в решении профессиональных задач.

Сегодня процесс формирования информационно-правовой компетенции является предметом многих научных исследований, среди которых особенно следует выделить работы В.В.Бух, С.В.Глушакова, А.А.Демидова, Л.И.Долинер, Е.ГКаюмова, И.И.Комарова, Е.И.Машбиц, Н.Х.Насыро-вой, Г.В.Рубина, Е.А.Певцова, А.В.Хуторского и других, рассматривающих данный процесс через призму базовых культурных ценностей.

Так, согласно научной интерпретации В.В.Бух, информационно-правовая компетенция представляет собой «динамическую характеристику деятельности специалиста, отражающую мотивацию, потребность и интерес к получению новых знаний в области права и информатики за счет расширения и углубления приобретаемого объема правовых знаний посредством более глубокого освоения им навыков в области информационно-коммуникационных технологий» [3, с. 10].

Впоследствии данная формулировка была дополнена учеными Н.И.Рыжовой и Д.А.Соколовым, которые характеризуют информационно-правовую компетенцию как «готовность и способность специалистов к решению профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в фактических условиях деятельности профессиональной области, с учетом имеющихся знаний, опыта как профессионального, так и жизненного, наклонностей и ценностей» [16].

Таким образом, среди ведущих характеристик информационно-правовой компетенции личности можно выделить:

— правовую осведомленность;

— владение информационными технологиями работы с современными правовыми базами, программными продуктами, информационно-правовыми системами;

— процессуальность изучения правового материала;

— владение информационными технологиями, позволяющими обрабатывать правовой материал;

— инициативность — оперативное применение правовых знаний;

— осознанность — правовое поведение, саморегуляция;

— целеориентированность — повышение профессиональной квалификации.

На наш взгляд, процесс формирования информационно-правовой компетенции личности будет наиболее продуктивным, если обучение будет организовано не только в рамках преподавания обязательных дисциплин в образовательных учреждениях и организациях, но и в свободное от учебных занятий время, где ведущим принципом выступает самоорганизация, детерминированная потребностью личности в получении необходимых

профессиональных знаний в соответствии с морально-нравственными императивами.

Охарактеризуем трендовые социально-культурные направления в информационно-правовом обучении в условиях свободного времени, в частности, подробнее остановимся на технологическом аспекте, методология которого отражена в работах таких ученых, как Ю.А.Акунина [1], О.В.Ванина [1], Е.И.Григорьева [4], Н.В.Шарковская [10], Н.Н.Ярошенко [11] и др.

Среди технологий социально-культурной деятельности наиболее эффективными, на наш взгляд, являются образовательные e-learning курсы, в которых интернет-ресурсы служат основой для создания новых информационных программ, которые направлены на активизацию и индивидуализацию обучения, продуцируя новые дидактические методы, связанные с визуализацией материала, наглядной демонстрацией практических ситуаций, которые невозможно представить иными средствами. При построении электронных образовательных курсов для взрослых, на наш взгляд, целесообразнее ориентироваться на концепцию Д.Колба, где преподаватель и обучающийся являются не только равноправными участниками, но и партнерами, взаимодействующими в ходе решения профессиональных задач, выполняя отведенные им роли. При этом построение сценария курса по циклу Колба представляет собой определенный алгоритм прохождения четырех этапов: 1) concrete experience — актуализация конкретного опыта; 2) observation and reflection — наблюдение и рефлексия, получение обратной связи, размышление о существующем опыте; 3) forming abstract concepts — нахождение новой идеи, формирование теоретических представлений в конкретной сфере; 4) testing in new situations — проверка разработанной теоретической концепции, тестирование полученных знаний. Таким образом, модель обучения Д.Колба описывает, как практический опыт превращается в теоретические концепции, которые впоследствии используются для выбора новых ситуаций для осмысления опыта. Следует отметить, что этот метод обучения предполагает разработку программ, которые максимально нацелены на раскрытие потенциала обучающегося. Цикл Д.Колба в дальнейшем был модернизирован английскими учеными P.Honey и A.Mumford [12], которые описали различные стили обучения, дифференцировав их по четырем типам обучающихся: активистов, мыслителей, теоретиков, прагматиков, что позволяет обеспечить высокий уровень освоения полученного ими в ходе занятий материала.

Для подрастающего поколения, еще не имеющего практического опыта, наиболее эффективной формой организации e-learning курсов являются подкасты, представляющие собой цикл оригинальных аудио- или видеозаписей, записей теле- или радиопередач, лекций, выступлений интересных

для целевой аудитории спикеров. Наиболее популярными информационными образовательными подкастами являются TED Talks, «Лекториум», BeardyCast, «Открытая библиотека».

Еще одним из популярных образовательных форматов являются антиконференции (unconference), представляющие собой конференцию без традиционных атрибутивных составляющих, на которую можно попасть только после предварительной регистрации и своеобразного конкурсного отбора, так как участники должны уже иметь определенный практический опыт и теоретические знания по обсуждаемой теме. Отличительными особенностями антиконференции является: а) отсутствие программы и предварительно подготовленных докладов, презентационных слайдов; б) наличие track leaders — участников-экспертов в соответствующей профессиональной области, выступающих в качестве ведущих дискуссии. Антиконференции могут содействовать обмену практическим опытом и знаниями между специалистами и сотрудниками правоохранительных органов, где систематизируются обсуждаемые подходы и предлагаются несколько вариантов решений.

Также специалистами в рамках информационно-правового обучения активно используются информационно-правовые вебинары в онлайн-формате, в которых акцент сделан на активное сотрудничество экспертов и обучающихся, и информационно-правовые форсайт-сессии (от англ. foresight — предвидение, взгляд в будущее), позволяющие участникам расширить восприятие доступных стратегических возможностей в практической области в ходе обмена мнениями, модерации, стратегического анализа, планирования и нетворкинга.

Инновационным прорывом в информационно-правовом обучении, по нашему мнению, являются эдьютейнмент технологии. Согласно определению исследователей О.О.Дьяконовой и О.М.Железняковой, эдьютей-нмент — это особый тип обучения, который использует развлекательные форматы для формирования стойкого интереса к изучаемому предмету [5, с. 67], где субъект — активный потребитель, высказывающий личностные предпочтения, проявляя субъективную реакцию на опыт [6, с. 68]. Преподаватель Московской школы бизнеса А.В.Попов характеризует эдьютейнмент как «познание мира в игровой форме», вводя термин «игра-зование» — создание ситуаций, способное научить автоматическому принятию решений [7].

Актуальными формами эдьютейнмент-технологий являются кейс-стади, веб-квесты, квизы, игровые симуляции.

Охарактеризуем их более подробно:

• кейс-стади — реальные или смоделированные практические ситуации, позволяющие применить теоретические знания к решению практических задач (кейс содержит информационные материалы по

изучаемой теме, на основании которых выдвигается проблема, пути решения и аналитическая обработка информации);

• информационно-правовые веб-квесты — интерактивный формат, в рамках которого по определенному сценарию воссоздается проблемная правовая ситуация, где сотрудникам правоохранительных органов необходимо найти рациональные пути решения на основе применения новейших информационных технологий. Информационно-правовой веб-квест включает в себя: 1) вводную часть, в которой установлено время на выполнение задания и дается базовая информация; 2) четко сформулированное задание; 3) перечень информационных источников, необходимых для выполнения задания (веб-документы, нормативно-правовая база, база специалистов, поисковые базы данных и другие документы), объединенных в документе WebQuest; 4) пошаговый алгоритм выполнения задания; 5) руководство по методам сбора информации (наводящие вопросы, концептуальные карты, графики времени); 6) заключение. Веб-кве-сты могут быть проведены не только в группе, но и индивидуально (дистанционно или в библиотеке). В веб-квестах могут быть распределены игровые роли, которые побуждают его участников коммуни-цировать и действовать в рамках общего сценария [9];

• информационно-правовые квизы (quiz) — образовательные поединки между командами, которые проходят в течение 2,5 часов и включают семь раундов, на протяжении которых ведущий оглашает вопросы, а команды фиксируют ответ на специальном бланке, при этом вопросы могут сопровождаться визуальными и аудиоматериалами.

Среди проектных технологий социально-культурной деятельности, которые применяются в рамках информационно-правового обучения, можно выделить создание ментальных карт (mindmapping), представляющих собой визуальное структурирование информации, полученной слушателями в ходе занятий в виде древовидной схемы, где главная тема — формирование информационно-правовой компетенции — обозначена в центре этой схемы; для создания такой карты используются специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме (iMindMap; Coggle, Xmind, Mapul, WiseMapping), а также разработку веб-сайтов со специализированным контентом.

Таким образом, технологии социально-культурной деятельности в процессе формирования информационно-правовой компетенции личности нацелены: а) на моделирование развивающей образовательной информационно-правовой среды в условиях не только формального, но и инфор-мального образования; б) организацию практико-ориентированного образовательного процесса на основе развития навыков принятия само-

стоятельных правовых решений в проблемных ситуациях; в) вовлечение личности в процессы информационно-правового обучения в условиях свободного времени; г) продуктивное использование временного личностного ресурса в условиях развивающего досуга.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что информационно-правовая компетенция является важнейшим показателем уровня профессиональной подготовки специалистов, способных принимать самостоятельные решения в условиях глобальной информатизации современного общества, применяя новейшие информационно-компьютерные технологии и методы работы с правовой информацией, основанные на соблюдении действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации. Информационно-правовое обучение будет наиболее эффективным, если будет осуществляться не только в рамках учебной деятельности, но и в условиях досуговой деятельности, где ведущим принципом является принцип самоорганизации, детерминированный потребностью личности в получении необходимых профессиональных знаний. В процессе формирования информационно-правовой компетенции наряду с традиционными образовательными технологиями социально-культурной деятельности (информальные курсы) следует применять и инновационные (эдьютейнмент-технологии и проектные технологии), реализующиеся в современных форматах (информационно-правовые веб-квесты, информационно-правовые квизы, информационно-правовые кейсы и др.)

Литература

1. Акунина Ю.А., Ванина О.В. Инновационные формы молодежного досуга: тренды современности // Культура и образование. 2019. № 2 (33). С. 105-117.

2. Беляев Р.В. Особенности использования технологий социально-культурной деятельности в информационной среде учреждений образования и культуры // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. факультета искусств и социокультурной деятельности РГСУ, Вып. IV. М.: Буки-веди, 2016. С. 126-132.

3. Формирование информационно-правовой компетентности специалистов гуманитарного профиля в условиях информатизации профессиональной подготовки в вузе / В.В. Бух [и др.] // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 1. С. 198-210.

4. Григорьева Е.И., Пиндус В.Я. Особенности формирования военнослужащих по призыву в условиях социально-культурной деятельности // Вестн. Там-бовск. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2017. № 5 (169). С. 76-81.

5. Дьяконова О.О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 6. С. 182-185.

6. Железнякова О.М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma Mater. 2013. № 2. C. 67-70.

7. Попов А.В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. М.: Манн, Иванов, Фербер, 2006. 320 с.

8. Рыжова Н.И., Соколов Д.А. Информационно-правовая компетентность как основа для развития правовой культуры современного специалиста в условиях глобальной информатизации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27481 (дата обращения: 13.08.2019).

9. Сапух Т.В. Применение технологии «эдьютейнмент» в образовательной среде университета // Вестник ТГПУ. 2016. 8 (173). С. 32.

10. Шарковская Н.В. Аксиологическая направленность культуротворческих форм активного досуга современного студенчества // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2018. № 1 (81). С. 142-149.

11. Ярошенко Н.Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.

12. Honey P. & Mumford A. Manual of Learning Styles. London: Publications, 1988. 342 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.