Научная статья на тему 'Использование web-квест технологии в образовательном процессе'

Использование web-квест технологии в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / WEB-QUEST / ECOLOGICAL EDUCATION / THE FOUNDATION OF PERSONALITY / DIDACTIC MEANS / INFORMATION RESOURCES / EDUCATIONAL PROCESS / INTERACTIVE ACTIVITIES / CREATIVE INITIATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оказова Зарина Петровна

Использование педагогических технологий, способствующих развитию личности эколога, его творческой инициативы, выработке навыков самостоятельного поиска в информационных полях, формированию универсального умения находить выход из сложившейся проблемы обусловлено запросами современного общества. Цель обосновать применение веб-квест технологии как адекватного дидактического средства развития коммуникативной компетентности студентов-экологов. Для выполнения квеста используются ресурсы какой-либо территории, в границах которой происходят перемещения или иные действия участников, информационные и иные ресурсы. Активизация работы по экологическому воспитанию молодежи Российской Федерации, формирование позитивного отношения и популяризация среди участников квеста профессии эколога составляют воспитательный аспект интерактивного мероприятия. Актуальность образовательных квестов обусловлена тем, что внедрение в урочную и внеурочную деятельность современных интерактивных форм, методов и средств способствует достижению поставленной цели и получению требуемых результатов. Именно среди молодежи проявляется наибольшая сензитивность к развитию таких профессионально-значимых качеств, как инициативность, целеустремленность, преданность своему государству, верность. В данный период закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE WEB-QUEST TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The use of pedagogical technologies that contribute to the development of the personality of the ecologist, his creative initiative, the development of skills of independent search in information fields, the formation of a universal skill to find a way out of the current problem is conditioned by the demands of modern society. The goal is to justify the application of the Web technology quest as an adequate didactic means of developing the communicative competence of environmental students. To complete the quest, the resources of any territory within the boundaries of which the movements or other actions of participants, information and other resources occur. The activation of the work on ecological education of the youth of the Russian Federation, the formation of a positive attitude and the popularization among the participants of the quest of the ecologist''s profession constitute the educational aspect of the interactive event. The relevance of educational quests is conditioned by the fact that the introduction of modern interactive forms, methods and tools into the curriculum and after-hour activities contributes to the achievement of the goal and the achievement of the required results. It is among the youth that the greatest sensitivity to the development of such professionally significant qualities as initiative, dedication, devotion to the state, fidelity is manifested. In this period, the foundation of the individual is laid, the basic social attitudes, the foundations of the world outlook, habits are being formed, cognitive abilities, emotional and volitional sphere are developing, and various relationships are developing with the surrounding world.

Текст научной работы на тему «Использование web-квест технологии в образовательном процессе»

педагогические науки

Оказова Зарина Петровна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-КВЕСТ ...

УДК 378.811.111.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-КБЕСТ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© 2018

Оказова Зарина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геоэкологии и землеустройства Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362000, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 46, e-mail: okazarina73@mail.ru)

Аннотация. Использование педагогических технологий, способствующих развитию личности эколога, его творческой инициативы, выработке навыков самостоятельного поиска в информационных полях, формированию универсального умения находить выход из сложившейся проблемы обусловлено запросами современного общества. Цель - обосновать применение веб-квест технологии как адекватного дидактического средства развития коммуникативной компетентности студентов-экологов. Для выполнения квеста используются ресурсы какой-либо территории, в границах которой происходят перемещения или иные действия участников, информационные и иные ресурсы. Активизация работы по экологическому воспитанию молодежи Российской Федерации, формирование позитивного отношения и популяризация среди участников квеста профессии эколога составляют воспитательный аспект интерактивного мероприятия. Актуальность образовательных квестов обусловлена тем, что внедрение в урочную и внеурочную деятельность современных интерактивных форм, методов и средств способствует достижению поставленной цели и получению требуемых результатов. Именно среди молодежи проявляется наибольшая сензитивность к развитию таких профессионально-значимых качеств, как инициативность, целеустремленность, преданность своему государству, верность. В данный период закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром.

Ключевые слова: веб-квест, экологическое воспитание, фундамент личности, дидактическое средство, информационные ресурсы, образовательный процесс, интерактивная деятельность, творческая инициатива.

USE OF THE WEB-QUEST TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

© 2018

Okazova Zarina Petrovna, doctor of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Geoecology and Land Management North Ossetian State University K.L. Khetagurova (362000, Russia, Vladikavkaz, Vatutina street, 46, e-mail: okazarina73@mail.ru)

Abstract. The use of pedagogical technologies that contribute to the development of the personality of the ecologist, his creative initiative, the development of skills of independent search in information fields, the formation of a universal skill to find a way out of the current problem is conditioned by the demands of modern society. The goal is to justify the application of the Web technology quest as an adequate didactic means of developing the communicative competence of environmental students. To complete the quest, the resources of any territory within the boundaries of which the movements or other actions of participants, information and other resources occur. The activation of the work on ecological education of the youth of the Russian Federation, the formation of a positive attitude and the popularization among the participants of the quest of the ecologist's profession constitute the educational aspect of the interactive event. The relevance of educational quests is conditioned by the fact that the introduction of modern interactive forms, methods and tools into the curriculum and after-hour activities contributes to the achievement of the goal and the achievement of the required results. It is among the youth that the greatest sensitivity to the development of such professionally significant qualities as initiative, dedication, devotion to the state, fidelity is manifested. In this period, the foundation of the individual is laid, the basic social attitudes, the foundations of the world outlook, habits are being formed, cognitive abilities, emotional and volitional sphere are developing, and various relationships are developing with the surrounding world.

Keywords: web-quest, ecological education, the foundation of personality, didactic means, information resources, educational process, interactive activities, creative initiative.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе состояние окружающей среды, загрязнение и истощение природных ресурсов имеют первостепенное значение. Именно поэтому 2017 год объявлен в России Годом Экологии. Это повысило внимание общества к экологическим проблемам и оказало положительное влияние на повышение уровня экологической безопасности государства [1-2].

Воспитание у молодежи активной жизненной позиции по отношению к проблемам окружающей среды -одна из основных задач современного образования. ВУЗ в настоящее время предоставляет все возможности ля использования информации, обеспечивает пропаганду экологических знаний. Это дни экологических знаний, выставки научных трудов, экологические акции, десанты, обзоры литературы и интернет-ресурсов, создание экологических квилтов, которые посвящены состоянию окружающей среды, научно-познавательные часы и лектории [3-4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Использование педагогических технологий, способствующих развитию

личности эколога, его творческой инициативы, выработке навыков самостоятельного поиска в информационных полях, формированию универсального умения находить выход из сложившейся проблемы обусловлено запросами современного общества.

Одним из наиболее эффективных методов внеаудиторной работы является игра - студенты становятся активными участниками познавательного процесса, самостоятельно находят решения в нестандартных ситуациях и несут за них ответственность [5-9].

Актуальность организации учебных занятий в форме квеста на сегодняшний день не вызывает сомнений. Популярность среди молодёжи данной технологии как интерактивной формы приключенческой игры набирает все большую популярность. Только в России, согласно данным глобальной сети интернет, насчитывается свыше 20 предложений к участию в квест-проектах.

Н. В. Николаева определяет информатизацию общества как одну из доминирующих тенденций цивилизации XXI века, когда перед преподавателем встает проблема подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защиты от негатив-

Okazova Zarina Petrovna USE OF THE WEB-QUEST ..

pedagogical sciences

ных воздействии.

В той же статье Н.В. Николаева предлагает использовать информационную среду для формирования предметной и межпредметной компетентности. За основу реализации образовательных квестов на территории ВУЗа берется работа с интернет-источниками, целью которой является предоставление необходимой информации при решении учебной задачи [10].

Формирование целей статьи (постановка задания) -обосновать применение веб-квест технологии как адекватного дидактического средства развития коммуникативной компетентности студентов-экологов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для выполнения квеста используются ресурсы какой-либо территории, в границах которой происходят перемещения или иные действия участников, информационные и иные ресурсы.

Впервые термин «веб-квест» (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). По аналогии с веб-квестами в практике реализуются образовательные квесты, которые носят интегральный характер и включают в себя сведения из таких предметных областей, как история, немецкий язык, журналистика и психология. Реализованные кве-сты классифицируются как и вебквесты, согласно Б. Доджу по трем принципам: по длительности выполнения: кратко-срочные и долгосрочные; по предметному содержанию: моно-проекты и межпредметные веб-квесты; по типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, компиляционные, загадки, журналистские, конструкторские, творческие, решение спорных проблем, убеждающие, самопознание, аналитические, оценочные, научные [11-12].

Понятие quest (квест) имеет несколько значений:

- приключенческая игра (quest - поиски), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока;

- квест - задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание;

- квест - интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.

Игра различных жанров также относится к квестам:

- квест в замкнутом помещении (например, в аудитории, музее, внутри здания);

- квест на местности (в парке, городское ориентирование);

- квест на местности с поиском тайников (геокэ-шинг), с элементами ориентирования (в т. ч. GPS) и краеведения;

- смешанный вариант, где сочетается перемещение участников, поиск, применение информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения, используемые технологии должны носить деятельностный характер. Квест как интерактивная технология полностью удовлетворяет данному требованию. Он позволяет обучающемуся лучше усваивать знания в процессе самостоятельного поиска и систематизации информации [13].

Квест преследует следующие цели:

Образовательная - включение всех учащихся в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся, определение умений и способностей работать самостоятельно по конкретной теме.

Развивающая - формирование интереса к предмету, творческих способностей, воображения школьников;

навыков исследовательской деятельности, умения работать самостоятельно с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.

Воспитательная - формирование личной ответственности за выполнение задания, уважения к культурным традициям, истории, краеведению [14-16].

Квест имеет следующую структуру:

- введение (сюжет и роли);

- задания (этапы, вопросы, ролевые задания);

- алгоритм;

- оценка и самооценка.

В процессе создания квеста особое внимание уделяется определению цели и задач, количества участников, выбору необходимого пространства и ресурсов, выбору сюжета и формы [17-19].

Преподаватели иностранных языков активно используют данную форму. На сегодняшний день популярен экологический квест «Разделяй с нами 2», который предусмотрен для команд, внедривших раздельный сбор отходов на системной основе (благодаря квесту «Разделяй с нами» или самостоятельно) и готовых расширять свои возможности и достигать новые цели. Это один из самых популярных студенческих квестов, проводимых в рамках федеральной партнёрской программы «Зелёные вузы России». Студенческие команды очень активно приняли участие в нём [20].

Квест «Разделяй с нами 2» - многогранный образовательный проект, сочетающий в себе различные аспекты.

Выполняя увлекательные и полезные задания и открывая для себя новые знания, команды могут:

- шире распространять раздельный сбор отходов -запустить пункты приема вторсырья в других корпусах и общежитиях своего вуза;

- научиться вовлекать в раздельный сбор отходов местное сообщество;

- получить новые практические знания от экспертов;

- отработать лидерские и организаторские навыки, реализуя полезные события и инициативы.

Развивающий потенциал включает в себя умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию, развитие критического мышления, воображения, памяти [21-22].

Активизация работы по экологическому воспитанию молодежи, формирование позитивного отношения и популяризация среди участников квеста профессии эколога составляют воспитательный аспект интерактивного мероприятия [23].

Для студентов «Разделяй с нами 2» - это шанс выиграть экопризы и принять участие в конференции «зеленых» вузов в России - для победителей и лидеров квеста; новые вызовы, приносящие помощь природе и обществу; возможность разработать и реализовать свой социальный или социально-предпринимательский проект; шанс стать популярным блогером, рассказывающем о путях решениях экологических проблем.

Для высших учебных заведений «Разделяй с нами 2» - это экопросвещение студентов в современном интерактивном формате; вовлечение студентов в реализацию социально значимых проектов; экономия средств благодаря внедрению раздельного сбора отходов и сдаче вторсырья в переработку; возможность стать частью сообщества прогрессивных экологически ориентированных вузов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Актуальность образовательных квестов, в частности «Разделяй с нами 2», обусловлена тем, что внедрение в урочную и внеурочную деятельность современных интерактивных форм, методов и средств способствует достижению поставленной цели и получению требуемых результатов. Именно среди молодежи проявляется наибольшая сензитивность к развитию таких профессионально-значимых качеств, как инициативность, целеустремленность, преданность своему государству, верность. В данный период закла-

272

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Оказова Зарина Петровна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-КВЕСТ ...

дывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зобнина С.В. Квест-игра в реализации проекта «Агроцивилизация» как аспект социализации его участников //Современные научно-практические решения в АПК: сб. статей Всерос.науч.-практ. конф. г. Тюмень. 2017.С. 401-404.

2. Давидюк И.В. Использование технологии web-квест в учебном процессе //Общество, наука, образование: тенденции и перспективы развития: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Уфа. 2018. С. 242-247.

3. Лазарева Л.И. Квест как форма культурно-до-суговой деятельности в профориентацинной работе // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сб. статей Всерос.науч.-практ. конф. г. Уфа. 2018.С. 159-162.

4. Егорченко В.В. Технология квест как способ формирования активности и самостоятельности школьников //Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике: сб. статей Всерос.науч.-практ. конф. г. Уфа. 2018.С. 100-102.

5. Матюшевская И.С. Квест-технология как форма образовательного процесса в ДОО //Дошкольная педагогика. 2018. № 1. С. 10-13.

6. Шарыпова Н.В., Павлова Н.В. Квест и кейс как элементы интерактивных технологий в современном экологическом образовании //Самарский научный вестник. 2018. № 1. С. 297-301.

7. Кургина С.О., Копцева М.Г., Суржиков В.И. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионного продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 231-234.

8. Ланкова Н.М. Развитие форм музейного экспонирования на примере создания экспозиции « 20 век: Ставрополь - Тольятти» Тольяттинского краеведческого музея // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 77-81.

9. Алексеева Н.Д., Рябова Е.В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С. 14-17.

10. Запрудская Е.В., Дубицкая Л.В. Квест-технологии в естественнонаучном образовании современной школы //Физика в школе. 2018. № 2. С. 292-297.

11. Никулина Т.Д. Образовательный квест как интерактивная форма обучения биологии //Образование. Наука. Карьера: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Курск. 2018. С. 289-292.

12. Сафонова Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приемы //Народное образование. 2018. № 2. С. 83-87.

13. Lynn Laurence E. Teaching and Learning with Cases. A Guidebook. Chatham House Publishers, Seven Bridges Press, LLC, 1999. P. 45.

14. Борисова Е.А., Чечиль Е.А. Игра-квест «Экологическая кругосветка» для детей 4-10 лет // Иностранные языки в школе. 2018. № 3. С. 23-27.

15. Батоева С.А., Синева Т.Ю. Квест-экскурсия как инновационная форма музейной деятельности // Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Чита. 2017. С. 257-261.

16. Маслова Е.В. Квест как современная игровая технология //Дошкольное и начальное образование: проблемы и перспективы развития: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Нижний Новгород. 2018. С. 217-219.

17. Блиева Ж.М., Оказова З.П. Кейс-метод - эффек-

тивная технология повышения иноязычной профессиональной компетентности студентов экологических специальностей //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12. С. 156158.

18. Сидоров А.А., Алексеева М.В. Научный квест - современная интерактивна технология //Международный академический вестник. 2018. № 3. С. 51-53.

19. Голубев О.Б. Образовательный веб-квест как технология развития исследовательской компетенции школьников //Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении: сб. статей Всерос.науч.-практ. конф. г. Череповец. 2018. С. 27-29.

20. Hyde M. Intercultural competence in English language education // Modern English Teacher. Vol. 7. 1998. № 2. P. 7-11.

21. Денисова В.Г., Сперанский М.М., Кайнова Л.В. Эколого-технический квест //Инженерная аксиология. Опыт интеграции инженерного и экологического образования: сб. статей Всерос.науч.-практ. конф. г. Санкт-Петербург. 2018. С. 222-228.

22. Коломоец Е.Н. Квест как форма проведения семинарского занятия //Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 4. С. 98-103.

23. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: a learning centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 183 p.

Статья поступила в редакцию 30.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.