Isayeva Saida Elbrysovna, Okazova Zarina Petrovna ORGANIZATION OF PROJECT ...
pedagogical sciences
УДК 37.091.2:371.38.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
© 2018
Исаева Саида Эльбрусовна, аспирант кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности
Оказова Зарина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Чеченский государственный педагогический университет (364048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: okazarina73@mail.ru)
Аннотация. Проект в экологическом образовательном процессе имеет конкретные средства, которые позволяют анализировать ситуацию, понимать суть проблемы, устанавливать возможности ее решения, оценивать результат. Итог - учащиеся смогут развить навыки, необходимые в жизни, в частности, оценка проблемных ситуаций; постановка цели; разработка гипотезы и ее проверка; планирование достижения целей; оценка решения и аргументированный выбор; разработка познавательных задач; навыки работы в группе. Цель - обоснование использования проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе. В качестве требований к эффективной организации проектной и исследовательской деятельности можно назвать создание оптимальных условий, достаточно высокий уровень знаний учащихся по теме проекта, наличие актуальной для исследования и творчества проблемы. При организации проектной и исследовательской деятельности рекомендуется определять возникшую проблему, выдвигать гипотезу, четко формулировать цель, задачи, объект и предмет исследования, использовать различные методы в работе, обосновать практическое и теоретическое значение результатов, указав области их использования, анализировать полученные результаты и имеющийся по проблеме материал, соблюдать последовательность выполнения проектной работы, излагать научным языком свою концепцию, полученные и обобщенные результаты, и в заключении провести рефлексию деятельности.
Ключевые слова: образовательный процесс, проектная деятельность, исследовательская деятельность, экологическое образование, этапы проектирования, критерии оценки, постановка цели.
ORGANIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS
IN THE MODERN SCHOOL
© 2018
Isayevа Sai<l;i Elbrysovna, graduate student, Department of ecology and life safety Okazova Zarina Petrovna, doctor of agricultural Sciences, Professor of the Department of ecology and life safety Chechen State Pedagogical University (364048, Russia, Grozny, Isaev street, 62, e-mail: okazarina73@mail.ru)
Abstract. The project in the environmental educational process has specific tools that allow you to analyze the situation, to understand the essence of the problem, to establish the possibility of its solution, to evaluate the result. The result - students can develop the skills necessary in life, in particular, evaluation of problem situations; goal setting; development of a hypothesis and its verification; planning the achievement of the objectives; evaluation of the decision and a reasoned choice; development of cognitive tasks; skills in the group. The purpose is to justify the use of project and research activities in the educational process. As requirements for the effective organization of project and research activities can be called the creation of optimal conditions, a sufficiently high level of knowledge of students on the project, the presence of relevant research and creativity problems. When organizing project and research activities, it is recommended to determine the problem, to put forward a hypothesis, to clearly formulate the purpose, objectives, object and subject of research, to use various methods in the work, to justify the practical and theoretical significance of the results, indicating the areas of their use, to analyze the results and the material available on the problem, to follow the sequence of the project work, to present in the scientific language its concept, the results obtained and generalized, and to conduct a reflection of the activity.
Keywords: educational process, project activity, research activity, environmental education, design stages, evaluation criteria, goal setting.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Российская школа в настоящее время находится в сложном положении. Итоги исследований по результатам ЕГЭ, его критическая оценка, дают основание говорить о необходимости качественных изменений. Школа, работа которой направлена лишь на передачу знаний, умений и навыков, не отвечает современным требованиям, она дает учащимся определенное представление о картине мира, при этом не способна обучить существованию в этом мире. Следовательно, у выпускников школ отсутствует способность выступать в роли субъекта собственной жизнедеятельности. Таким образом, чтобы обрести достойное место в современном обществе, необходим поиск и понимание себя и окружающего мира, коммуникабельность. Необходима ориентация на будущее [1-3].
Современная школа является социальным институтом, образование представляет собой непрерывный социальный процесс, а в школе сосредоточены все виды деятельности. Современное образование представляет собой жизненный процесс, основная задача которого осознание тех видов деятельности, которые необходимы в социуме. Следовательно, ориентиры - выразительный либо продуктивный вид деятельности. При этом основная часть ресурсов может найти применение в образова-
тельном процессе [4].
Итог школьного образования - формирование научного способа мышления. Современные научные достижения дают возможность модернизации метода проектов, расширив его возможности. Изменились и представления о самом проекте. Основной смысл включения учащихся в проектную деятельность неизменный - формирование навыков познания изменяющегося мира и решение практических проблем жизнедеятельности. НО в большинстве школ под проектной деятельностью понимается лишь написание рефератов.
О неудовлетворительном ведении проектной деятельности в школах можно судить как по личному опыту, так и по многочисленным публикациям. Об этом говорят многочисленные названия «проектов»: «Праздники и традиции нашей семьи», «Огородные секреты», «Фастфуд в нашей жизни», «Химия и жизнь. Натуральные и искусственные улучшители», «Химия в сельском хозяйстве», «Землетрясения». В процессе работы над проектом учащиеся ведут поиск информации, проводят ее анализ и систематизацию, получают определенные знания и доводят их до сверстников. Это безусловно важно и необходимо. Но данную деятельность нельзя назвать проектной [5-6].
Включение учащихся в проектную деятельность по-
112
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Исаева Саида Эльбрусовна, Оказова Зарина Петровна ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...
зволяет развивать исследовательское и практическое мышление, которые важно применять.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проект представляет собой комплексное мероприятие, которое предполагает внедрение нового, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, имеет четкие указания по выполнению.
На современном этапе это понятие значительно расширено. Это деятельность, направленная на получение конкретного результата, включающая все стадии. Отличие проекта от регулярно воспроизводимого процесса: единичный жизненный цикл с определенными временными рамками; наличие конечной цели; уникальность; оценка мирового опыта.
Любой проект реализуется в случае возникновения потребности в новом либо совершенствовании имеющегося. Следовательно, перед началом реализации, возникает потребность, но отсутствует возможность ее удовлетворения.
В широком смысле проект сегодня - это новый способ постановки и решения проблемы. Необходимость в проектном способе решения проблемы возникает в случае отсутствия четкого видения результата, необходимости в проектировании его [7].
Проект в экологическом образовательном процессе имеет конкретные средства, которые позволяют анализировать ситуацию, понимать суть проблемы, устанавливать возможности ее решения, оценивать результат. Итог - учащиеся смогут развить навыки, необходимые в жизни, в частности, оценка проблемных ситуаций; постановка цели; разработка гипотезы и ее проверка; планирование достижения целей; оценка решения и аргументированный выбор; разработка познавательных задач; навыки работы в группе.
Для применения тех возможностей, которые дает вовлечение учащихся в проектную деятельность в целях формирования мышления, необходима четкая организация данной деятельности. Необходимо организовать деятельность таким образом, чтобы в процессе работы над проектом решались учебные задачи, которые связаны с овладением навыками этой деятельности. При освоении культуры деятельности большое значение имеют развитые познавательные и практические способности человека. Необходимо развивать умение владеть способами оценки качества сделанного, рефлексирования собственного способа проектирования [8-11].
С целью развить мышление учащихся и сформировать определенные умственные действия целесообразно обеспечить усвоение ряда понятий, таких как проект, проблема, проблемная ситуация, решение проблемы, эффективность решения проблемы, анализ и т.д. Причем, рассмотрение каждого понятия представляет учебную задачу, решение которой происходит в практической проектной работе. Важную роль играет рефлексия действий, обсуждение, оценка ошибок и корректировка способа действий [12-18].
Формирование целей статьи (постановка задания) -обоснование использования проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Объект исследования - организация проектной и исследовательской деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития проектной и исследовательской деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Таким образом, разработку и реализацию проектов необходимо рассматривать как часть учебного процесса. В настоящее время разработаны специальные учебно-методические комплексы по проектной деятельности в экологии, включающие учебное пособие для учащихся по проектной деятельности и рекомендации для учите-
лей по организации учебного процесса в форме проектной деятельности [19].
Приобщение учащихся к проектной деятельности происходит в несколько последовательных этапов: ознакомительный, подготовительный и деятельностный.
В основной части учебных пособий приводится разработка практических проектов, в дополнительной части - исследовательских. Целью проектной деятельности является воплощение проектного замысла; исследовательской - описание явлений, ранее не изучавшихся, установление их динамики, описание новых эффектов и явлений, установление их природы, установление и обобщение закономерностей. При этом оба вида деятельности могут выступать в качестве подсистем [2021].
Основное отличие исследовательских проектов заключается в том, что они не предполагают создание заранее планируемого объекта, создается новый интеллектуальный продукт, приобретаются новые знания.
Оптимальной является следующая структура проекта:
- постановка цели (целеполагание, аргументация выбора темы проекта);
- непосредственно планирование (описание этапов проекта);
- создание проекта (В случае если проект групповой, необходимо разграничение ролей его исполнителей);
- контроль и корректировка полученных результатов (Обучающийся должен уметь оценить полученный результат и исправить недостатки в случае необходимости);
- защита работы (презентация проекта);
- рефлексия.
В задачу преподавателя входит: обучение выбору темы практического или исследовательского проекта; постановка практических и исследовательских проблем; оценка качества их постановки; разработка решения практических проблем; оценка вариантов решений; разработка и проверка гипотезы исследовательских проектов; обучение проектированию цели проектов и планированию их реализации; организация работы группы учащихся; принципы оформление проектов; составление презентаций; оценка проделанной работы. В качестве основных этапов проектной и исследовательской деятельности можно привести: определение области деятельности, обоснование актуальности темы; постановка цели и установление задач; выбор методов; непосредственное проведение проектной работы. Необходимо отметить, что в процессе проектной деятельности важен постоянный контроль проведенной учащимися работы. Следовательно, проектная деятельность представляет собой сочетание научной и творческой работы [22-23].
В качестве требований к эффективной организации проектной и исследовательской деятельности можно назвать создание оптимальных условий, достаточно высокий уровень знаний учащихся по теме проекта, наличие актуальной для исследования и творчества проблемы.
При выборе темы практического проекта и постановке проблемы важно, чтобы тема представляла интерес для учащихся, была выполнимой для конкретной возрастной группы, оригинальной, имелись технические и информационные возможности для выполнения работы.
При оценке проектной деятельности учащихся основное внимание уделяется важности темы, постановке и обоснованию проблемы, формулировке ели проекта, планированию путей ее достижения, оценке степени самостоятельности различных этапов выполнения проекта, доли участия, четкости выполнения каждого этапа работы конкретным участником, эффективности использования и осмысления источников информации, необходимости их анализа, глубине исследовании и раскрытия темы, уровню сложности методик и целесообразности их использования в проекте, научная, практическая новизна и прикладное значение выбранной темы,
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24)
113
Isayeva Saida Elbrysovna, Okazova Zarina Petrovna pedagogical
ORGANIZATION OF PROJECT ... sciences
творческий подход к проблеме, соблюдение требований к оформлению письменной части проекта [24-26].
Организационная форма обучения учащихся методам решения исследовательских и практических проблем предполагает проектную работу в малых (5-7 человек) группах и межгрупповое взаимодействие при обсуждении результатов проектирования.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. При организации проектной и исследовательской деятельности рекомендуется определять возникшую проблему, выдвигать гипотезу, четко формулировать цель, задачи, объект и предмет исследования, использовать различные методы в работе, обосновать практическое и теоретическое значение результатов, указав области их использования, анализировать полученные результаты и имеющийся по проблеме материал, соблюдать последовательность выполнения проектной работы, излагать научным языком свою концепцию, полученные и обобщенные результаты, и в заключении провести рефлексию деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шапиева А.В. Проектная деятельность как технология вовлечения молодежи в социально значимую деятельность //Технологии социальной работы с различными группами населения: сб. статей Всерос.науч.-практ. конф. г. Чита. 2017.С. 154-159.
2. Левина Е.Г., Лымарева Ю.Г. Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО //Актуальные проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 12-19.
3. Рюмина Т.В., Салун Н.А. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания старшеклассников //Студент. Аспирант. Исследователь. 2018. № 2. С. 99-102.
4. Солодихина М.В., Солодихина А.А., Немолочнов Е.В. Проектная деятельность и критическое мышление // Физика в школе. 2018. № 2. С. 289-291.
5. Илларионова В.И., Соловьева А.А., Федорова Т.Н. Проектная деятельность и ее роль в повышении мотивации к чтению у обучающихся //Русский язык и литература в современном образовательном пространстве: диалог культур: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Чебоксары. 2018.С. 154-155.
6. Hamers J., Overtoom M. (eds.) Teaching thinking in Europe: Inventory of Europeah Programmes. Utrecht: Utrecht Univ. Press, 1997. 235 р.
7. Долгина Н.А. Проектная деятельность как средств воспитания поликультурной личности //Высшее образование для XXI века: сб. статей Междунар.науч.-практ. конф. г. Москва. 2017. С. 525-527.
8. Малахова О.Ф. Проектная деятельность как средство социально-профессионального самоопределения детей // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1. С. 3.
9. Кацурба Т.В. Поисковая и проектная деятельность на станции юных натуралистов города Иркутска //Биосферное хозяйство: теория и практика. 2018. № 2. С. 32-36.
10. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 39-42.
11. Буланова Д.Д. Формирование у дошкольников семейных ценностей посредством проектной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 95-96.
12. Шачнева Е.Ю., Нурьев А., Абдуллаева Г. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся // Развитие социального и научно-технического потенциала общества: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Москва. 2018. С. 57-59.
13. Казакова М.Ю. Проектная деятельность как мотивация развития творческих и специальных способностей обучающихся //Образование: традиции и инновации: сб. 114
статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Прага. 2018. С. 64-65.
14. Оказова З.П., Дуртаева Х. Келехсаева М.С. Об условиях повышения эффективности экологического образования //Актуальные проблемы биологии и экологии: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Грозный. 2018. С. 193-201.
15. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.
16. Рассказов Ф.Д., Филатова М.В. Дизайн-проектирование в процессе развития художественно-проектной компетенции студентов колледжа при обучении графическому дизайну // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 194-195.
17. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.
18. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.
19. Ячменева Е.П. Проектная деятельность обучающихся //Социально-экономические и общегуманитарные проблемы Российского общества в эпоху глобализации: сб. статей регион.науч.-практ. конф. г. Омск. 2017. С. 19-20.
20. Барбе А.С. Проектная деятельность как способ формирования духовной культуры учащихся // Культурологическое образование: взгляд из провинции: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Пенза. 2017. С. 86-90.
21. Флягин А.А., Жевлакова А.А., Ерофеева С.Н. Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства // Актуальные проблемы химического образования: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. г. Пенза. 2017.С. 120-122.
22. Bruner J.S. The culture of education. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. 135 р.
23. Бирюкова А.С. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников //Преемственность как фактор развития научно-исследовательских способностей старшеклассников: сб. мат. науч.-практ. семинара. г. Липецк. 2018. С. 55-58.
24. Сулумханова Х.Л., Оказова З.П., Келехсаева М.С. Экология города как одно из направлений внеклассной работы в средней школе //Биологическое разнообразие - основа устойчивого разития: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Грозный. 2017. С. 383-389.
25. Демченко С.И. Проектная деятельность как средство интеграции предметов гуманитарного цикла в школе //Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. г. Белгород. 2017. С. 161-165.
26. Okon W. Rzecz о edukacji nauczycieli. Warszawa: Wydaw. szkolne i ped., 1993. 80 р.
Статья поступила в редакцию 23.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)