педагогические науки
Элипханов Мансур Умарович, Оказова Зарина Петровна ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ...
УДК 378.14.014.13
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© 2018
Элипханов Мансур Умарович, старший преподаватель кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Оказова Зарина Петровна, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности Чеченский государственный педагогический университет (364048, Чеченская Республика, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: okazarina73@mail.ru)
Аннотация. Вторая половина прошлого века характеризовалась ростом количества глобальных проблем - проблем мирового масштаба трудностей во взаимоотношениях человека, окружающей его природы и общества в целом. Проблемы появились как результат неконтролируемого развития, неся всей цивилизации как блага, так и кризисные проявления, и как следствие - угрозу существованию всей цивилизации. Цель исследования - специфика преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном образовательном учреждении. В основе культуры безопасной жизнедеятельности лежат научные представления в различных сферах деятельности человека. Сформированность компетенций после освоения курса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должна обеспечить будущим выпускникам способность самостоятельно и на высоком профессиональном уровне решать задачи обеспечения безопасности жизни и деятельности человека. Обилие опасностей различного генезиса и угроз жизни и деятельности человека в сегодняшнем мире непрестанно увеличивается, причем прямо пропорционально развитию науки и общества. Чем выше достижения науки и техники, тем большие техногенные риски сопровождают жизнь каждого индивидума. Чем сложнее внешнеполитическая обстановка, тем выше геополитические риски. Задача преподавательского состава научить студентов распознавать, противостоять, предотвращать различные угрозы и опасности. Необходимо разрабатывать, исследовать, внедрять, апробировать новые программы повышения квалификации ППС, направленные на безопасность жизнедеятельности, новые образовательные технологии этой направленности, совершенствовать систему дистанционной поддержки курсов «Безопасность жизнедеятельности», систему on-line контроля сформированности компетенций.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, чрезвычайные ситуации, техногенные катастрофы, уровень квалификации, компетенция, дисциплина, деятельность человека, экологический риск.
PECULIARITIES OF TEACHING LIFE SAFETY IN THE HIGH SCHOOL
© 2018
Elipkhanov Mansur Umarovich, Senior Lecturer of the Department
of Ecology and Life Safety Okazova Zarina Petrovna, Doctor of Agricultural Sciences, Professor of the Department of Ecology and Life Safety Chechen State Pedagogical University (364048, Chechen Republic, Grozny, Isayeva street, 62, e-mail: okazarina73@mail.ru)
Abstract. The second half of the last century was characterized by an increase in the number of global problems - problems of a global scale of difficulties in the relationship between man, his environment and society as a whole. Problems emerged as a result of uncontrolled development, carrying the whole civilization both good and crisis manifestations, and as a consequence - a threat to the existence of the whole civilization. The purpose of the research is the specificity of teaching the discipline "Life safety" in a modern educational institution. At the heart of the culture of safe living are scientific concepts in various spheres of human activity. The formation of competencies after mastering the course of the discipline "Life Safety" should ensure that future graduates have the ability to solve independently the problems of ensuring the safety of life and human activity independently and at a high professional level. The abundance of dangers of different genesis and threats to human life and activity in today's world is constantly increasing, and directly proportional to the development of science and society. The higher the achievements of science and technology, the greater man-made risks accompany the life of each individual. The more complex the foreign policy environment, the higher the geopolitical risks. The task of the teaching staff is to teach students to recognize, confront, prevent various threats and dangers. It is necessary to develop, research, implement, test new PPP skills development programs aimed at safety of life, new educational technologies of this direction, improve the system of distance support of the courses "Safety of life", on-line monitoring of the formation of competencies.
Keywords: life safety, emergency situations, technogenic catastrophes, skill level, competence, discipline, human activity, environmental risk.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вторая половина прошлого века характеризовалась ростом количества глобальных проблем - проблем мирового масштаба трудностей во взаимоотношениях человека, окружающей его природы и общества в целом. Проблемы появились как результат неконтролируемого развития, неся всей цивилизации как блага, так и кризисные проявления, и как следствие - угрозу существованию всей цивилизации [1-3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В основе исследования лежат методы сравнительного анализа, общенаучные методы, анализа научных источников [4; 5].
Жизнь человека, его деятельность, как профессиональная, так и бытовая, в последние годы становятся
более безопасной, хотя и нестабильной из-за сотен происшествий социального и техногенного вида.
Итог крайне негативный: гибель людей, экологический блэкаут, урон природе и инфраструктуре, значительные материальные издержки. Безопасность жизнедеятельности, как независимая ветвь сферы образования, стартовала в 1991 году.
К текущему моменту она стала не только коренным аспектом жизни каждого индивидуума, но и значимым трендом подготовки бакалавров, отличающихся свойствами человека устойчивого характера.
Российская система высшего образования подвергается основательным мировоззренческим изменениям, давшим начало качественному преломлению формы преподавания вообще, и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в частности.
Изменение структуры учебных планов направлено на сокращение доли аудиторных занятий, главный упор
Elipkhanov Mansur Umarovich, Okazova Zarina Petrovna pedagogical
PECULIARITIES OF TEACHING LIFE SAFETY ... sciences
делается на самостоятельную работу студентов. По мнению ряда ученых изменяется и характер взаимодействия студента и преподавателя. Роль преподавателя состоит в трансляции знаний, организации и руководстве самостоятельной работы студента, в контроле качества ее выполнения, коррекции ее процесса и фиксации результата». Следует отметить, что студенческие проблемы освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» имеют глубокие корни, такие, как отсутствие навыков самостоятельной работы, работы с литературными источниками, недостаточность интереса и мотивации к выполняемой работе, неопределенные критерии оценки самостоятельной работы. К сожалению, монотонные виды самостоятельной работы не гарантируют приобретение профессиональных умений и навыков для реализации их при сегодняшнем многообразии чрезвычайных ситуаций [6-8].
Федеральные государственные стандарты высшего образования 3, 3+, 3++ допускают независимость лиц, реализующих образовательный процесс, а это, прежде всего, ответственность перед потребителями образовательных услуг, как администрации вуза и факультета, так и персональная ответственность каждого педагога. Самостоятельное наполнение дидактических единиц должно быть направлено на достижение основной цели: формирование компетенций, предусмотренных образовательным стандартом соответствующего направления подготовки [9-14].
Преподаватель должен так наполнить дидактику курса, чтобы на выходе студент был способен не только знать максимум информации об угрозах и опасностях внешнего мира, но и уметь противостоять им и владеть навыками противодействия и предотвращения последствий различных чрезвычайных ситуаций.
Для овладения профессиональными навыками в сфере безопасности жизнедеятельности обязательным условием является участие в образовательном процессе практических работников из сфер обеспечения безопасной жизнедеятельности населения (МЧС, МВД и др.), что, несомненно, способствует активизации интереса к процессу обучения и повышению качества формируемых компетенций.
Формирование целей статьи (постановка задания) - специфика преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном образовательном учреждении.
Объект исследования - процесс формирования профессиональных знаний в области безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования - возможность формирования у студентов культуры безопасности жизнедеятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе культуры безопасной жизнедеятельности лежат научные представления в различных сферах деятельности человека. Это элемент профессиональной культуры будущего современного специалиста, часть личностной характеристики. Культура безопасной жизнедеятельности - это основа поведения, восприятия, познания, принятия решений, которые оказывают влияние на жизнедеятельность человека в целом и представляет собой многоуровневое и многоэлементное образование, которое определяет современное развитие личности, проявляющееся в умении действовать в условиях чрезвычайных ситуаций [15-16].
Культура безопасной жизнедеятельности - основная часть целостного профессионального мировоззрения будущего специалиста, которая определяет выбор моделей профессионального поведения.
Структура культуры безопасной жизнедеятельности включает компоненты: мотивационный, который представлен комплексом взаимосвязанных потребностей и интересов студентов, их ценностно-целевых ориентаций 332
[17].
Отбор содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» дает возможность в ходе изучения сформировать у студентов основы культуры безопасной жизнедеятельности.
Образовательные программы направлены на создание знаний, умений и навыков по безопасности жизнедеятельности студента как гражданина [18-19].
Уровень сформированности у студентов основ культуры безопасной жизнедеятельности даст им возможность обеспечивать безопасные условия в процессе трудовой деятельности. В результате выполнения работы цель достигнута.
Сформированность компетенций после освоения курса дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» должна обеспечить будущим выпускникам способность самостоятельно и на высоком профессиональном уровне решать задачи обеспечения безопасности жизни и деятельности человека, такие, как:
- использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества;
- понимать сущность и значение ин- формации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обручающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
Педагог, обучающий студентов безопасной жизнедеятельности должен реализовать решение двойственной задачи: во-первых, заложить в сознание студента потребность безопасного типа поведения; во-вторых, научить вырабатывать эту потребность у коллег и подчиненных [20-21].
Не играет роли, в какой отрасли экономики будет работать выпускник, так как «безопасный тип поведения» - это параметры, которые необходимо сделать жизненными принципами.
Кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности Чеченского государственного педагогического университета на регулярной основе оптимизирует методику преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности».
Дисциплина входит в перечень обязательных для изучения на всех факультетах института, осуществляющих подготовку бакалавров по всем направлениям [22-23].
Основные направления оптимизации методики преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»:
1. Углубленное изучение опасных явлений различной природы: социальных, техногенных, геополитических и т. п..
2. Изучение традиционных, новых, передовых методик и технологий защиты человека от внешних угроз.
3. Развитие и совершенствование информационной поддержки процесса обучения безопасности жизнедеятельности, налаживание дистанционной обратной связи с использованием активных и интерактивных форм для активизации самостоятельной работы.
4. Непрерывное повышение квалификации преподавательского состава по учебно-методическим и научно-исследовательским аспектам педагогической деятельности в Высшей школе в области безопасности жизнедеятельности.
5. Привлечение к участию в образовательном про-
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Элипханов Мансур Умарович, Оказова Зарина Петровна ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ...
цессе практических работников из сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
6. Регулярное обновление информационной базы, создание электронных учебников.
7. Совершенствование методических и методологических подходов к организации и контролю самостоятельной работы студентов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В завершении хотелось бы отметить, что обилие опасностей различного генезиса и угроз жизни и деятельности человека в сегодняшнем мире непрестанно увеличивается, причем прямо пропорционально развитию науки и общества. Чем выше достижения науки и техники, тем большие техногенные риски сопровождают жизнь каждого индивиду-ма. Чем сложнее внешнеполитическая обстановка, тем выше геополитические риски.
Задача преподавательского состава научить студентов распознавать, противостоять, предотвращать различные угрозы и опасности. Для успешного решения этой задачи необходим высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава. В связи с этим необходимо разрабатывать, исследовать, внедрять, апробировать новые программы повышения квалификации III 1С. направленные на безопасность жизнедеятельности, новые образовательные технологии этой направленности, совершенствовать систему дистанционной поддержки курсов «Безопасность жизнедеятельности», систему on-line контроля сформированности компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Чикенева И.В., Нурдавлетов Р.Ш. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся при изучении опасных ситуаций техногенного характера //Перспективы развития предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. г. Оренбург. 2016. С. 111-119.
2. Акимова Л.А., Лутоина Е.Е., Зуев А.М. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011. № 7. С. 43-44.
3. Ипполитов Н.А. Рекомендации по проведению педагогической практики студентов по безопасности жизнедеятельности. Институт географии им. В.Б. Сочавы. 2016. 65 с.
4. Планкин К.В. Воспитание культуры безопасности студенческой молодежи в процессе изучения ОБЖ // Августовские научные чтения: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. г. Смоленск. 2017. С. 41-44.
5. Акимова Л.А. Лучше один раз увидеть (аудиовизуальные технологии в обучении ОБЖ) // Основы безопасности жизнедеятельности. 2011. № 9. С. 24-29.
6. Пурыгин В.В. Преподавание ОБЖ в вечерней школе //Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. г. Тамбов. 2012. С. 112-114.
7. Меерзон Т.И. Формирование системы знаний в сфере здоровьесбережения у школьников МОУ СОШ № 44 //Интеграция науки и образования как условие повышения качества подготовки специалистов: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. г. Оренбург. 2008. С. 28-37.
8. Суздалева А.М., Лопатина Д.П. Подготовка учащихся к безопасному поведению в повседневной жизни в общеобразовательной организации // Перспективы развития предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности»: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. г. Оренбург. 2016.С. 85-91.
9. Якупов А.М., Денисова В.В. О проблеме преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в ВУЗах России студентам, осваивающим гуманитарные специальности //Международное сотрудничество в образовании в условиях глобализации: сб. статей между-
нар.науч.-практ. конф. г. Симферополь. 2015.С. 245-255.
10. Наников Э.С. Безопасность жизнедеятельности: от личной к общественной // Наука без границ. 2017. № 11. С. 87-90.
11. Мануйлова Н.Б., Мессинева Е.М. Особенности непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности // Научный альманах. 2016. № 10. С. 120-123.
12. Механтьева Л.Е., Склярова Т.П., Сапронов Г.И., Петрова А.В. Инновационные методы в обучении студентов кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 89-92.
13. Волков С.Н. Восприятие мнимой реальности как субъективная выразительность и ее негативные черты в контексте безопасности жизнедеятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2016. № 2 (30). С. 222-227.
14. Камерилова Г.С., Медникова О.Н., Власова О.А., Костенко Г.А. Электронные презентации в системе средств информационно-коммуникационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 81-84.
15. Minssen, H. Folgen der indikatorisierten Mittelzuweisung in nordheinwestfalischen Hochschulen / H. Minssen // Beitrage zur Hochschulforschung. 2003. Jg. 25. Р. 106-128.
16. Кузьмин П.К. Проблемы преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в ВУЗах и пути их решения // Проблемы педагогики. 2017. № 9. С. 93-96.
17. Суздалева А.М., Бикбаева Р.А. Подготовка учащихся к безопасному поведению в повседневной жизни в общеобразовательной организации // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сб. статей междунар.науч.-практ. конф. г. Оренбург. 2014. С. 141-144.
18. Ковалева-Кривоносова Т.Л. Формирование в ВУЗе личности риск-ориентированного мышления при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» //Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. г. Уфа. 2017. С. 211-213.
19. Sven Trygged & Vladimir S. Torokhtiy Putting Children First? Stockholm University. 2008. 76 р.
20. Шомина Е.А. Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - важный аспект обучения врача //Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2017. № 3. С. 740-744.
21. Lothar Böhnisch: Pädagogische Soziologie. Eine Einführung. In: Grundlagentexte Pädagogik. 2., überarbeitete und erweiterte Auflage. Juventa, Weinheim/München. 2003. isbn 3-7799-0353-9.
22. Загребина Е.И. Комплексный характер дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» //Казанский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 70-74.
23. Кислякова Л.П. Экологическая культура, безопасность жизнедеятельности //Основы безопасности жизни.
2017. № 1. С. 26-29.
Статья поступила в редакцию 17.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018