14.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Худойкина Татьяна Викторовна, д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой правовых дисциплин Место работы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
Аннотация: В статье рассматривается формирование правовой культуры школьников как процесс приобщения подростков к социально-правовой среде, усвоения ими правовых ценностей. Основной частью данного процесса является специально организованная целенаправленная правовоспитательная деятельность. Указываются цели и задачи такой деятельности, раскрываются ее формы. Определяются основные компоненты правовой культуры молодежи, подлежащие формированию. Показывается важность дополнительного (факультативного) правового обучения, направленного на формирование не только правовых знаний, но и ценностных правовых ориента-ций и убеждений подрастающего поколения. Выявляются методы правового обучения, предполагающие активную познавательную деятельность учащихся.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, обучение, правовые знания, правовая культура, школьники, учащиеся.
FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENTS
Hudoykina Tatiana V., Chair of the legal disciplines, Doctor of law, Professor Place of employment: Ogarev Mordovia State University
Abstract: The article considers the formation of the legal culture of pupils as familiarizing the younger generation to the process of social and legal environment, the adoption of legal values. The main part of this process is a specially organized targeted legal-educational activity. The article includes goals and objectives of the activity, reveals their forms. Identifies the main components of the legal culture of the young peoples. Shows the importance of the additional (optional) legal training, aimed at the formation of not only legal knowledge but also the legal value orientations and beliefs of teenagers. Identifies methods of legal training, involves active cognitive activity of learners.
Keywords: educational activity, training, legal knowledge, legal culture, pupils, learners.
Формирование правовой культуры школьника - это многогранный процесс его приобщения к социально-правовой среде, который может осуществляться под влиянием самых различных факторов. Социальное становление человека начинается с детского, подросткового возраста. Данный период в его жизни является наиболее важным. Первоначальные основы уважения к закону, порядку начинают закладываться в семье и продолжают формироваться в образовательных организациях (школах, лицеях и т.д.).
На формирование правового сознания школьников и их правовой культуры в целом, конечно же, влияют различные объективные факторы (поведение родителей и других родственников в правовой сфере, юридическая деятельность должностных лиц, правомерное поведение сверстников и т.п.). Но основной частью приобщения несовершеннолетних к правовым ценностям должна быть правовоспитательная деятельность [5, с.12]. Важно, чтобы данная деятельность всегда была целенаправленным, управляемым, организованным педагогическим процессом воздействия на сознание школьников с целью формирования высокого уровня правовой культуры. Такой процесс должен включать: познание правовых основ, норм, принципов; формирование к ним оценочного отношения; освоение социальных ролей и соответствующих им прав и обязанностей; формирование правовых установок и ценностно-правовых ориен-таций; овладение навыками правового общения и поведения. Следует помнить, что сформировавшиеся позитивные ориентации являются основой конкретного законопослушного поведения.
Правовая культура несовершеннолетних как мера «освоения и практического использования ими правовых ценностей» [1, с.12] конечно опирается на правовое сознание, но полностью не сводится к нему. Она
является более широкой категорией, так как включает не только правовые знания (правовую информированность), убеждения, нравственно-правовые ценности (правовое сознание), но и поведенческие элементы (юридически значимое поведение).
Итак, правовая культура школьника - это не только знание и понимание права, положительное к нему отношение, но также действия в соответствии с ним, поэтому она включает в себя разнообразные компоненты, укажем основные из них:
1. правовые знания (правовая информированность, уровень которой определяется именно правильно усвоенными правовыми знаниями). Правовые знания подрастающего поколения не должны ограничиваться простой правовой осведомленностью, освоением только основных принципов и норм права, изучением каких-то отрывочных сведений о праве. Они должны представлять собой определенную систему правовых знаний, в меньшей или большей степени развитую, основанную на правильном понимании права;
2. убежденность в необходимости соблюдения закона, которая представляет собой внутреннюю потребность поступать именно таким, а не иным образом. Уровень убежденности может быть различным:
- внутреннее убеждение в необходимости соблюдения закона;
- следование привычке, выработанной в силу либо осознания необходимости, либо боязни санкций;
- нежелание потерять свой авторитет в группе;
- боязнь юридической ответственности;
3. позитивное отношение к праву в целом, стремление к расширению круга своих знаний о праве;
4. уважительное отношение к правоприменительным и правоохранительным органам и их деятельности. Данное отношение чаще всего проявляется в выска-
Худойкина Т. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
зываниях, мнениях, оценках школьников (высказывания о раскрываемости преступлений и мнения о справедливости наказания виновных в их совершении; выявление престижа юридических профессий среди других профессий; оценка эффективности деятельности этих органов и др.);
5. социально-правовая активность, свидетельствующая о степени осознания тех или иных правовых положений, направление своих поступков и действий в правовой сфере в соответствии с требованиями закона (правомерное поведение, самостоятельное пресечение своими действиями правонарушений).
Наличие определенного объема правовых знаний у молодого человека еще не говорит о том, как он относится к праву в целом, к государственным органам и их деятельности, как сообразует свое поведение с юридическими предписаниями, «насколько глубоко его убеждение в необходимости соблюдения правовых норм» [7, с.154], готов ли он их исполнять. Поэтому основными целями формирования правовой культуры подрастающего поколения являются приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, взглядов, убеждений в сфере права, достижение правовой компетентности как способности использования полученных знаний в повседневной жизни, в самостоятельном решении правовых проблем, обеспечение сознательного и активного правомерного поведения.
Правовоспитательный процесс школьников как основная часть формирования правовой культуры может осуществляться в различных формах. Укажем основные из них:
1. правовое обучение (передача и усвоение правовых знаний в рамках общеобязательного и дополнительного обучения в школах, лицеях; преподавание основ права на различных сборах, курсах и др.);
2. правовое просвещение (во внеклассной и внешкольной работе - лекции, доклады, беседы по правовой тематике; правовое информировании и консультирование; обсуждение книг, брошюр, статей; проведение «круглых столов», тематических семинаров, конференций, диспутов; через средства массовой информации - выступления ведущих и приглашенных специалистов в рамках специальных теле и радио передач, информационных программ; ответы на вопросы слушателей, проведение познавательных уроков, разбор споров и др.; статьи в печати, специальные рубрики в газетах, ответы на вопросы читателей);
3. приобщение к юридической практике (посещение судебных заседаний, их организация в ходе деловой игры, самоуправление в школе, участие в медиативных процедурах, участие в правоохранительной деятельности в школе и по месту жительства, заключение несовершеннолетними в зависимости от их уровня дееспособности различных малозначительных гражданско-правовых сделок и др.);
4. правовое самообразование и самовоспитание (собственное осмысление правовых явлений и процессов, освоение справочных правовых систем, самостоятельное знакомство с законодательством, выполнение домашних заданий, изучение литературы, подготовка презентаций и т.п.).
Нельзя отождествлять в целом правовое воспитание с отдельной его формой, например, с правовым просвещением, в противном случае это будет вести «к непониманию объема задач, которые ставятся перед правовым воспитанием» [6, с.12].
Воспитание как целенаправленная деятельность по формированию правовой культуры школьников должно ориентироваться на решение многих задач, в частности:
- формирование у учащихся системы правовых знаний, а также правильного понимания и уяснения их содержания и значения;
- формирование уважения к праву, законам, правопорядку, законности, и т.д.;
- формирование умений самостоятельно применять полученные правовые знания в реальной жизни, в решение конкретных практических ситуаций;
- формирование навыков правомерного поведения, реализации своих прав и выполнения своих обязанностей;
- формирование привычки поступать в точном соответствии с законом, невосприимчивости к совершению любых правонарушений.
Духовное назначение права в том, «чтобы создать в душе человека мотивы для лучшего поведения» [2, с. 4041]. Полученные правовые знания помогают индивиду формировать ценностно-правовые ориентации, правовую установку и, в конечном счете, определяют его поведение в общественной и государственной жизни.
Необходимость формирования правовой культуры подрастающего поколения особенно велика в настоящее время, когда происходит реформирование различных правовых институтов, принимается огромное множество законов, меняются границы правомерного и неправомерного поведения. В этом плане особое внимание требуется уделить процессу изучения действующего законодательства в рамках школьного образования.
Основы права в школе осваиваются учащимися в рамках дисциплины «Обществознание», которая ведется с 5 по 11 классы. Право также изучается в старших классах с социально-гуманитарным профилем в качестве самостоятельного курса. Но это не означает, что все дети из такого класса будут поступать в дальнейшем в юридические вузы, и наоборот, ученики с других классов не могут проявить такое желание. Поэтому более углубленное изучение права важно для всех учащихся. Даже если оно не понадобится для последующего поступления в вуз, все равно пригодится в жизни.
Дополнительное (факультативное) правовое обучение является необходимым элементом образования, направленным на формирование ценностных правовых ориентаций у школьников. Посредством введения в школах факультатива по праву (или включения специального курса в учебный процесс) возможно эффективное формирование ценностно-правовых убеждений подростков. Данное дополнительное обучение позволит школьникам: получить правовые знания; осознать место права в иерархии общественных ценностей; понять сущность требований закона; получить навык определения связи между правовыми явлениями и процессами и др.
Поэтому, учитывая важность процессов жизнедеятельности в правовом пространстве, следует констатировать, что, несомненно, необходимым является внедрение правовой дисциплины (специального курса, факультатива) в школьный учебный процесс. Такой курс, в результате изучения которого школьник будет владеть юридической терминологией, знать свои права и обязанности, сможет уверенно вступать в правовые отношения, будет нацелен на правомерное поведение, может называться по-разному: «Азбука права», «Основы права», «Основы правоведения», «Права на каждый день» и т.п. Проведение в школах обязательного или дополнительного курса по основам российского права, конечно, содействует делу правового вос-
питания учащихся, подготовки их к более или менее свободному ориентированию в юридической среде. Однако значительная часть этой работы сегодня выполняется учителями не юристами - историками, политологами, социологами и т.п. В свете отмеченного представляется важной более глубокая связь школ с высшими учебными заведениями юридического профиля (юридическими факультетами вузов), которые могли бы обеспечивать на должном уровне внеаудиторные формы правового обучения молодежи.
Привлечение специалистов-юристов, использование последними в учебном процессе различных приемов и средств, современных технологий, активных и интерактивных методов обучения позволит школьникам более эффективно усвоить и практически освоить изучаемый правовой материал.
Следует проводить учебные занятия с применением разнообразных методов, предполагающих активную познавательную деятельность учащихся:
- теоретический материал может преподноситься посредством традиционных форм - рассказа, объяснения, мини-лекции, наглядного изображения и пояснения (работа с таблицами, схемами, презентациями и т. д.), важно к теоретической базе подбирать практический материал, акцентировать внимание на изменениях в законодательстве;
- следует использовать индивидуальные и групповые формы работы, давать учащимся задания, направленные на формирование навыка работы с нормативными правовыми актами;
- повышение уровня правовой культуры учащихся возможно путем эффективного решения на занятиях конкретных правовых задач (проблемного обучения), что способствует формированию современного правового мышления (применение данной методики позволяет обеспечивать обучающихся правовыми знаниями, которые будут способствовать успешному ориентированию в новых социально-экономических условиях);
- осуществлять работу в малых группах, например, для рассмотрения ситуаций, связанных с нарушением прав;
- проводить мозговые штурмы, например, для определения отличий правовых норм от моральных, или для выявления отличительных признаков нормативных правовых актов от актов применения права и др.;
- организовывать деловые и ролевые игры, например, для урегулирования возникшего спора, выработки умения использования конкретных правил и др.;
- формировать исследовательские компетенции [4, с. 158270], по темам на которые отводится небольшое количество времени, можно предлагать подготовку тезисов, эссе, рефератов, выполнение творческих проектных работ, с последующим их обсуждением и конкурсом лучших проектов;
- проводить дебаты и дискуссии. Большую роль будет играть сама подготовка данных мероприятий на основе методики коллективного творческого дела, путем совместной деятельности воспитанников и педагога.
Возможно приобщение родителей к процессу правового воспитания посредством организации совместного информационного занятия, например на тему «Роль и виды юридической практики (профессии)», что, в свою очередь, позволит им, уже опосредованно, помогать своим детям правильно осваивать позитивную роль права и значение юридической профессии, вырабатывать у них навык правомерного поведения.
Особенно в современных условиях, при расширении границ индивидуальной свободы, возрастает роль формирования правовой культуры, предполагающей не
только знание правовых норм, но и стремление (ставшее внутренним убеждением) их исполнять, что является серьезным условием правопорядка и дисциплины.
Низкий культурный уровень не заменить хорошими законами. Действие правовых норм и институтов в таком случае будет менее эффективным [3, с. 46-49]. Поэтому необходимо развернуть правовое информирование и просвещение в стране, начиная со школьного возраста. В России в последнее время уделяется немало внимания воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях образования. Так, Правительство РФ своим распоряжением от 29 мая 2015 г. утвердило Стратегию развития воспитания в России, действие которой продлится до 2025 г. Она направлена на развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межрегиональной и межведомственной координации усилий общественных институтов, развитие кадрового потенциала, на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, на утверждение позитивных моделей поведения в детской среде, формирование правовой и политической культуры учащихся, и др.
В целом проблема низкой правовой культуры молодежи может быть решена на государственном уровне путем привлечения всех сторон: педагогов; родителей; правоохранительных органов; образовательных и научных учреждений; социальных служб; общественности. Необходимо сотрудничество школ со средними и высшими учебными заведениями, следует активизировать и координировать деятельность общественных объединений, занимающихся правовым просвещением молодежи и др.
Нельзя пассивно относиться к состоянию правовой информированности, правового сознания, правовой культуры подрастающего поколения, первостепенной задачей общества и государства должно стать серьезное повышение уровня практики их формирования и развития.
Список литературы:
1. Гавриш Е.М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 208-210.
2. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993. -С. 40-41.
3. Карнаушенко Л. В. Правовое сознание и правовая культура в условиях социокультурных трансформаций российского общества // Социально- политические науки. - 2015. - № 4. - С.46-49.
4. Калуцкая Е.К. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории Отечества XX - нач. XXI вв. и обществознания: 11 класс : дис. ...канд. пед. наук : 13.00.02. - М., 2007. - 317 с.
5. Певцова Е.А. Проблемы формирования правового сознания учащейся молодежи (теоретико-правовые аспекты) : дис. .д-ра юрид. наук : 12.00.01. - М., 2006. -453 с.
6. Стреляева В.В. Правовое воспитание в условиях становления правового го- сударства : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - М., 2006. - 183 с.
7. Щегорцов В.А. Социология правосознания. - М.: Мысль, 1981. - 174 с.
Худойкина Т. В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью доктора юридических наук, профессора Худойкиной Татьяны Викторовны «Формирование правовой культуры школьников»
Актуальность проблемы формирования правовой культуры молодого поколения возрастает в связи с высоким динамизмом общественных процессов. Сегодня субъекту предоставляется возможность выбирать модель своей деятельности, поэтому важно, чтобы уже в школьной среде были сформированы устойчивые потребности правомерного поведения. Высокая правовая культура, предполагающая как знание правовых норм, так и ставшее внутренним убеждением стремление их исполнять, является серьезным фактором законности и правопорядка.
Автором определяется формирование правовой культуры школьников как многогранный процесс приобщения к социально-правовой среде, основной частью которого является специально организованная целенаправленная правовоспитательная деятельность. Дается общая характеристика, определяются цели и содержание такого процесса.
В статье раскрываются компоненты правовой культуры школьников, подлежащие формированию: правовые знания, убежденность в необходимости их соблюдения, позитивное отношение к праву в целом, к правоприменительным и правоохранительным органам и их деятельности, социально-правовая активность. Положительно, что под правовыми
знаниями предлагается понимать не какие-то отрывочные сведения о праве, а определенную систему таких знаний, в большей или меньшей степени развитую, основанную на правильном понимании права. Показывается убежденность в необходимости соблюдения требований норм права как важнейшая характеристика правовой культуры подрастающего поколения.
Раскрываются формы правоовспитательного процесса. Выявляются задачи, на которые должно ориентироваться воспитание как целенаправленная деятельность по формированию правовой культуры школьников. Акцентируется важность дополнительного (факультативного) правового обучения как одной из основных форм правовоспитательного процесса, предлагаются его варианты. Определяются различные активные и интерактивные методы правового обучения, предполагающие активную познавательную деятельность учащихся.
Данная научная статья, подготовленная Т.В. Худойкиной, содержит авторские определения, позиции и выводы, соответствует всем необходимым требованиям и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Рецензент
Заведующий кафедрой гражданского права и процесса
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
доктор юридических наук, доцент
И.А. Емелькина