5. Батанина И. А., Щербакова В.П., Маркина Н.Л. Социальная адаптация учащейся молодежи в условиях преобразований в современной России: монография/ под общей ред. И.А. Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. 116 с.
6. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в музе: учебное пособие. М.: Илекса, 2008. 296 с.
7. Кондратенко Н.А. Подготовка к непрерывному образованию как социальная функция института образования в современной России: монография/ под ред. д-ра полит. наук, проф. И.А.Батаниной. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008.
Гурова Ирина Григорьевна, аспирант, ассистент, dgHm@ hk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF ADAPTATION OF YOUNG PEOPLE IN THE ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEM "SECONDARYSCHOOL - HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION"
I. G. Gurova
The necessity of functioning of the adaptive educational system "secondary school- higher educational institution" as an integrated system of secondary education and higher education at the stage of preparation of the high school graduates to entering higher educational institutions is viewed.
The results of the pedagogical accompaniment of the adaptation process of high school graduates to the educational environment of the university are presented. The effectiveness of the adaptation program is shown.
Key words: adaptation, adaptive system, adjustment, recipient, pedagogical accompaniment, innovative educational technologies, competences.
Gurova Irina Grigorievna, post graduate student, assistant, dgum^hk^u, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 37.032
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ЮРИСТА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА
М. А. Елизарова
Раскрываются особенности профессионального мышления и профессионального правосознания юриста. Рассматриваются этапы, стадии, формы правового мышления, а также значение и способы развития правового мышления у студентов-юристов.
Ключевые слова: правовое мышление, профессиональное правосознание, профессиональная деятельность, компетенции.
Проблемы сегодняшней России, связанные с резкой криминализацией общества, пренебрежением людей к нормам права, отсутствием веры в спра-
ведливость закона усугубляются наличием фактов нарушений законности и правопорядка, роста уровня коррумпированности, явлений профессиональной деформации среди представителей юридической профессии.
Несоответствие правовых ориентаций юристов на мировоззренческом и бытовых уровнях свидетельствуют о низком уровне правовой культуры юристов как специалистов, о деформированном правовом мышлении и правосознании.
Специфика правосознания юриста-профессионала заключается во-первых, в единстве задач, методов и форм профессиональной деятельности, направленной на обеспечение правопорядка в государстве, защиту прав граждан, соблюдение законности, а во-вторых, в требовании специальной юридической профессиональной подготовки.
В процессе формирования профессионального правосознания юриста условно можно выделить два основных этапа. Первый связан с теоретической профессиональной подготовкой будущих юристов, осуществляемой в вузе, а второй, с процессом осуществления своей профессиональной деятельности.
Безусловно, первый этап является немаловажным для становления будущего юриста как компетентного профессионального специалиста. Правовая подготовленность, естественно имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а также умением их применять в своей профессиональной деятельности. «Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться, поэтому необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями» [4, с. 98]. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в новой конкретной ситуации. А для юриста его правовое мышление является высшей ступенью познания правовой действительности и ярким проявлением познавательной функции профессионального правосознания.
Все интеллектуально-волевые процессы, связанные с выбором юридически значимого поведения, протекают в правовом мышлении, которое и позволяет юристам-профессионалам разрешать порой очень сложные задачи, которые диктует профессия. Уровень профессионального мышления юриста — показатель его компетентности и квалификации как специалиста.
С понятием о мышлении связывают интегративный способ познавательной деятельности человека по удовлетворению своих потребностей в знаниях о мире, о других людях, о самом себе, в общении и передаче опыта одних поколений другим. Мышление помогает реализовать творческий потенциал человека, продуцирует новое знание, обеспечивая прогнозирование и принятие решений, анализ и разрешение проблемных ситуаций.
В своей профессиональной деятельности юристам постоянно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями и задачами, из которых компетентный специалист-юрист должен найти выход и принять решение, опираясь исключительно на использование правовых средств и методов решения данного
вопроса. Основным «оружием» будущего юриста является его ум, способность глубоко и грамотно мыслить. «Юрист нужен там, где могут возникнуть или уже возникли проблемы. Он не рассказывает о праве, а использует его для решения этих проблем, т.е. он должен сказать, как надо действовать и какие наступили или наступят последствия» [3, с 18].
В процессе правового мышления определяется отношение условий деятельности к её цели, имеющиеся юридические знания переносятся из одной ситуации в другую, происходит преобразование данной ситуации в обобщенную схему. Юрист должен правильно и целенаправленно оперировать понятиями при решении возникшей юридически значимой практической задачи.
Исследователи отмечают большое значение правового мышления для различных видов юридической деятельности. «Правовое мышление используется как в юридической практике, т. е. прежде всего в процессе нормотворчества, толкования права и его применения и, шире, правоосуществления, так, естественно, и в науке права, преподавании права и в известной степени также в правовом воспитании, правовой пропаганде и т. д.» [5, с. 40].
Первой ступенью формирования правового мышления у юриста можно считать обучение в юридическом заведении, где студент начинает получать определенный объем правовой информации, приобретает знания, профессиональные умения и навыки, необходимые для становления его как компетентного специалиста.
В процессе обучения происходит развитие профессионального мышления студента-юриста. От активности мышления студентов во многом зависит глубина формируемых у них в процессе обучения правовых понятий, т.к. «в современных исследованиях по психологии и педагогике значение овладения системой научных понятий не сводится к задаче вооружения человека суммой знаний, а рассматривается в связи с проблемой развития мышления» [9, с. 9]. Сначала надо научить человека мыслить и только после этого требовать от него определенных юридических знаний. Ещё в начале прошлого столетия Д. Дьюи отметил: «главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, — это обучать детей думанию» [1, с. 1]. Тем более это справедливо для будущих юристов, профессиональная деятельность которых требует не только высокой теоретической подготовленности и солидарности с законом, но и умений находить пути решения сложных юридических задач, используя правовой инструментарий.
Для выпускников юридического вуза федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) закрепляют среди общекультурных компетенций, такие, как «владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, воспроизведению информации постановки целей и выбору путей её достижения» [7, с. 5], «способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения» [8, с. 6].
Поскольку мышление представляет собой процесс, то соответственно состоит из определенных этапов, стадий, операций, которые последовательны по содержанию и времени.
Исследователи склонны выделять три таких основных этапа Так С. Л. Рубинштейн считает, что «мышление это всегда процесс, включающий в себя такие собственные процессуальные компоненты, как анализ, синтез, обобщение» [6, с. 256].
Анализ — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.
Синтез — соединение разнородных качеств, свойств, сторон и отношений различных предметов, объединение отдельных компонентов в целое.
Обобщение — выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах.
Авторы, исследующие процесс формирования правового или профессионального мышления юриста, также склонны выделять в нём три основных стадии. Так, например, Н. И. Овчаренко представляет динамику правового мышления через:
- выявление, создание и формулирование ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;
- анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;
- выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий [10, с. 91].
В. А. Егоров также делает акцент на трех составляющих процесса:
- осознание проблемной ситуации;
- формирование новых путей решения;
- проверка решения и включение результата в мотивационно-личностный план [2, с. 33].
А. Э. Жалинский обозначает три основных этапа:
- выявление, осознание и формулирование проблемной ситуации в ее временных и пространственных границах; получение фактической (социально-экономической и иной), а также правовой характеристики объекта мышления; определение задачи, на решение которой направлен процесс мыслительной деятельности.
- анализ возможностей использования правовых средств и способов решения данной задачи с учетом возникающих последствий и существующих ограничений.
- выбор оптимального варианта решения, получение его ресурсной характеристики (цены), определение возможных результатов и негативных последствий [3, с. 179].
Мы поддерживаем мнение вышеуказанных авторов об основных этапах формирования правового мышления, которые представляются нам в виде трех основных стадий, однако хотим отметить возможность существования в этом процессе еще и промежуточных стадий, связующих три основные. Так, например, между стадиями анализа и синтеза может существовать проектировочная (построение планов, моделей практической и теоретической познавательной деятельности), а перед стадией обобщения - прогнозная стадия (предвидение и
прогнозирование последствий своих действий, будущего заданной правовой ситуации).
«Правовое мышление, будучи направлено на определенный предмет или объект, осуществляется на основе особым путем полученной информации и в определенной последовательности» [3, с. 176]. Наличие этапов говорит о том, что правовое мышление представляет собой динамику интеллекта. Только мыслящий человек сможет адекватно воспринять, проанализировать и сделать определенные выводы из нормативного текста.
К вопросу о формах правового мышления также существуют различные подходы.
Так, например, по мнению Н. И. Овчаренко, составляющими правового мышления юриста являются:
- установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой
сфере;
- обобщение свойств однородной группы правовых явлений;
- понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы правовых явлений [10, с. 90].
Эти составляющие соответствуют трем логическим формам мышления: суждение, умозаключение, понятие.
То есть в процессе правового мышления происходят мыслительные операции, которые, изначально ориентируясь на внутренние установки, ценности субъекта («мышление в праве»), приобретая формы суждения, умозаключения и понятия, приводят к пониманию и осознанию сущности конкретной правовой ситуации, ориентируясь на нормы, закрепленные в правовых актах.
Развивать мышление у студентов - это значит формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), развивать умения (обоснованно излагать свои мысли, доказывать истинность своих суждений, опровергать ложные умозаключения, выделять существенные свойства предметов), вырабатывать определенные умения (предвидеть развитие явлений, делать обоснованные выводы), а также развивать все виды и формы мышления (наглядно-образное, эмпирическое, репродуктивное, интуитивное, рациональное, аналитическое и т.д.).
К показателям сформированности правового мышления студента-юриста на этапе его обучения в вузе можно отнести: наличие мотивационной готовности к проявлению правового мышления в процессе выполнения различных заданий и задач; активная личная позиция, стремление к поиску их решений; умение самостоятельно юридически грамотно проанализировать определенную правовую ситуацию; способность критически и логически мыслить и творчески действовать при решении определенных правовых задач, ответственно относиться к предпринимаемым действиям в решении профессиональных задач и проблем. Все перечисленные аспекты являются необходимыми условиями для осуществления юристом своей дальнейшей профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной или педагогической.
От правильно сформированного теоретического правового мышления у студента-юриста зависит дальнейшее практическое профессиональное мышление, а также уровень профессионального правосознания, так как мы определи-
ли, что правовое мышление является ярким проявлением познавательной функции профессионального правосознания и высшей ступенью познания правовой действительности. Соответственно, на наш взгляд, недостаточно развитое правовое мышление будущего юриста может непосредственно отразиться на уровне правосознания и, более того, привести к его деформации.
Список литературы
1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1909.
2. Егоров В. А. Формирование профессионально-аналитического мышления студентов образовательного учреждения юриспруденции: дис...канд.пед.наук. Липецк, 2006.
3. Жалинский А. Э. Введение в специальность "Юриспруденция". Профессиональная деятельность юриста: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.
4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. М.: Инфра-М-Норма, 1996.
5. Мордовцев А. Ю. Юридическое мышление в контексте сравнительного правоведения: культурантропологические проблемы // Известия вузов/ Правоведение. 2003. № 3.
6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., Изд-во АН СССР, 1957.
С.256.
7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» от 04.05.2010г.
8. ФГОС ВПО по направления подготовки 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» от 17.01.2011г.
9. Шедий С. А. Дидактические условия эффективного формирования у студентов гуманитарных понятий (на примере юридических специальностей): дис. .канд. пед. наук. Тула, 2001.
10. Скакун О. Ф. , Овчаренко Н. И. Юридическая деонтология: учебник. Х., 1998.
Елизарова Марина Александровна, старший преподаватель,
[email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
FORMING OF THE LEGAL THINKING OF LAW-STUDENTS AS THE CONDITION OF BECOMING THE FUTURE PROFESSIONAL
M. A. Elizarova
The author of the article considers the peculiarities of the professional thinking and lawyers' feeling for law and order. The stages, forms of the legal thinking are described in this article. The author pays much attention to the significance and ways of the development of law-students' legal thinking.
Key words: legal thinking; professional feeling for law and order; professional activity; competences.
Marina Alexandrovna Elizarova, lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula branch of the Russian Law Academy, the Ministry of Justice of Russian Federation.