Научная статья на тему 'Формирование правосознания как продуктивное средство прохождения правовой социализации несовершеннолетних'

Формирование правосознания как продуктивное средство прохождения правовой социализации несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LEGAL SOCIALIZATION / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM / ПРАВОСОЗНАНИЕ / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко Ольга Владимировна

Обращение к проблеме формирования правосознания несовершеннолетних продиктовано не только нашим теоретическим интересом, но и запросами и потребностями общества в процессе их успешной правовой социализации. Поэтому, отправным пунктом настоящей статьи стал анализ особенностей формирования правового сознания несовершеннолетних в механизме правовой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравченко Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS AS A PRODUCTIVE MEANS OF PASSING THE LEGAL SOCIALIZATION OF JUVENILES

The problem of formation of legal awareness of minors is not only dictated by our theoretical interest, but also by the demands and needs of society in the process of their successful legal socialization. Therefore, the starting point of this article was the analysis of peculiarities of formation of legal consciousness of minors in the mechanism of legal socialization.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания как продуктивное средство прохождения правовой социализации несовершеннолетних»

Section 6. Theory and History of State and Law

Kravchenko Olga Vladimirovna, senior lecturer of the Department of state and legal disciplines of the Russian-Tajik (Slavonic) University

E-mail: o_kravchenko_08@mail.ru

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS AS A PRODUCTIVE MEANS OF PASSING THE LEGAL SOCIALIZATION OF JUVENILES

Abstract: The problem of formation of legal awareness of minors is not only dictated by our theoretical interest, but also by the demands and needs of society in the process of their successful legal socialization. Therefore, the starting point of this article was the analysis of peculiarities of formation of legal consciousness of minors in the mechanism of legal socialization.

Keywords: consciousness, legal socialization, legal nihilism, sense of justice.

Кравченко Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Российско-Таджикского (Славянского) университета E-mail: o_kravchenko_08@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ПРОДУКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: Обращение к проблеме формирования правосознания несовершеннолетних продиктовано не только нашим теоретическим интересом, но и запросами и потребностями общества в процессе их успешной правовой социализации. Поэтому, отправным пунктом настоящей статьи стал анализ особенностей формирования правового сознания несовершеннолетних в механизме правовой социализации.

Ключевые слова: сознание, правовая социализация, правовой нигилизм, правосознание.

Формирование правосознания несовершен- в виде правовых явлений, выражающих отноше-

нолетних не может существовать без обретения ние людей и социальных групп к праву и правопо-

в общей системе знаний, знаний и представлений рядку. Исходной основой правосознания являет-

о нормах и принципах самого права. А знания ся отражение осмысления и усвоения правовых

о праве и его нормах, в свою очередь способству- знаний, выступающих его органической частью, ют тому, что в сознании личности право предстает и выработка практических умений и навыков по

их реализации. Последнее обусловлено самой сущностью и характером требований, выдвигаемых процессом правовой социализации к индивиду, с целью вырабатывания у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе.

В этой парадигме правовая социализация, как важный механизм адаптации индивида в области права, направлена на решение не простых, а сложных задач, включая и практические задачи, приводящие индивида к объективизации деятельности. Этот процесс возможен при воссоединении правосознания и правовой социализации.

Более того, органическая взаимообусловленность правосознания и правовой социализации характерна для реальной деятельности индивида и служит в качестве практического инструмента его самоопределения в социально-правовой действительности. В этом механизме правосознание выполняет присущую ему функцию регулирования поведения человека, на что, в целом, направлены функции, и в чем состоит назначение процесса правовой социализации.

С другой стороны, в самом механизме формирования правосознания процесс правовой социализации занимает подчиненно-зависимое положение. И это объясняется тем, что правосознанию присуще выполнение ролевой и нормативной регуляции поведения индивида в социально-правовых реалиях. А правовой социализации свойственно вхождение индивида в социально-правовые практики, что невозможно без соответствующего уровня правосознания.

При таком подходе в центре внимания находится отражение правовых явлений и процессов в сознании индивида, которые были накоплены в процессе целенаправленной воспитательной работы субъектов. Именно это обстоятельство вынуждает нас рассматривать правосознание в качестве продуктивного средства для прохождения успешной правовой социализации несовершеннолетних, а также высказать свое мнение по поводу существующих научных определений

правосознания. Для раскрытия поставленного вопроса целесообразно также рассмотреть понятие «сознание».

Сознание - это продукт общественно-исторического развития, психическое отражение внешнего мира (предметного, понятийного) и мира внутреннего (мира чувств, телесных ощущений, мыслей, самосознания), [27, 9] но оно и главный регулятор человеческой деятельности, чем и обусловлена специфика и функционирование правосознания, как самостоятельной формы общественного сознания. В свою очередь, общественное сознание является многокачественным явлением, [16, 192] выраженным в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в морали, религии, мифологии, в народной мудрости и социальных нормах, в представлениях различных классов, социальных групп и человечества в целом. [25, 38]

По словам В. Л. Васильева, «правосознание -это одна из форм общественного сознания, отражающая общественные отношения, которые регулируют или должны быть урегулированы нормами права, чье содержание и развитие обусловливается условиями существования общества». [5, 141] Последнее становится для человека регулятором поведения, своеобразной формой реализации права и, соответственно, способом его исполнения. Точнее, вне сознания человека невозможно регулирующее воздействие права, его функционирование также не может быть оторвано от сознания, что и предопределяет его ценностную характеристику, как регулятивного фе-номена.[21, 54] В силу этого, правосознание - это регулятивный феномен, который рассматривается как совокупность психического отображения права.[23, 950] Право - один из важнейших социальных регуляторов в условиях государственно-организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование - один из важнейших видов социального регулирования.[28, 122] В са-

мом общем значении правосознание - это отношение людей к праву,[1, 64] так как оно влияет на развитие права и формы его реализации.[2, 114] Именно по этой причине в механизме правового регулирования роли правосознания отводят первое место [18, 333].

Подобный подход к проблеме правосознания представляется важным, так как правосознание не просто отражает содержание права, правовые идеи и ценности, а является его важнейшим элементом, своего рода несущей конструкцией всей его модели. Ведь только проходя через правовое сознание, политические, экономические и другие социальные факторы, воплощая норму права, становятся юридически обязательными и всеобщими формами регуляции поведения. Отражение права в сознании индивида является необходимым условием для оценки правового сознания как регулятивного феномена.

Конечно, правовая социализация несовершеннолетних непосредственно связана с различными факторами и общественными преобразованиями. Эти факторы либо создают объективные условия для успешного прохождения правовой социализации, либо нет. Однако, наряду с объективными условиями, на формирование правосознания непосредственно влияет и целенаправленная деятельность по изучению права. Но и в этом процессе также проявляется правовая социализация, посредством которой происходит укрепление правовых норм и кристаллизация ценностей в сознании личности и социальных групп [29, 30]. Данный вывод объясняется тем, что деятельность по овладению правовыми знаниями немыслима без участия сознания, так как объектом воздействия этой деятельности является правосознание. [24, 144] Что касается его развития, то оно зависит от материальных условий существования общества [6, 130]. Как отмечает В. С. Нерсесянц, его уровень зависит от нравственности, уровня экономического развития страны, материального благосостояния народа [22, 385].

В этой связи, в «Большом юридическом словаре» и в «Юридическом энциклопедическом словаре» понятие правосознания определяется как «сфера общественного, группового и индивидуального сознания, [3, 468] связанная с отражением правозначимых явлений и обусловленная правозна-чимыми ценностями, правопониманием, представлением должного правопорядка». [30, 314] Поэтому, некоторые исследователи рассматривают правосознание как форму общественного сознания, связанную с отражением представлений о праве. Схожую формулировкупонятия правосознания в своем учебнике «Юридическая психология» предлагает М. И. Еникеев: «Правосознание - сфе-расознания, связанная с отражением правозначи-мых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном» [11, 25]. При этом важность и значимость феномена правосознания обусловливает его рассмотрение в качестведуховного компонента, определяющего поведение и внутреннюю жизнь человека. Как сложное духовное образование, оно складывается из представления людей о праве (прошлом, действующем, желаемом в перспективе), из субъективного, эмоционального оценочного отношения к правовым явлениям и готовности действовать в юридическизначимыхситуацияхв соответствии с нормами права (или вопреки им) [12, 32]. Между тем, с точки зрения В. В. Касьянова и В. Н. Нечи-пуренко, «правосознание - это объективносуще-ствующий набор взаимосвязанных идей и эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивида к праву - этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам и характеристикам правовой системы» [17, 280]. Аналогичныедефиниции можно встретить и у А. Б. Венгерова, который считает, чтопра-восознание- это «объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп индивидов к праву...»

[7, 375-376]. Или у А. С. Ибраевой, которая пишет, что«правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву» [13, 167]. Из этих определений следует, чтоотраже-ние правовых идей и эмоцийв сознании индивида является не только важным, но и необходимым для его познанияправа и реализации этих знаний на практике, посредством выраженияего отношения, как к отдельным законам, так и к действующей правовой системе общества в целом.

Более того, правовые идеи и эмоции связаны с мотивационно-побудительной системой личности, как непосредственным двигателем ее сознательной деятельности, которая может оказывать заметное влияние на выбор формы поведения. И это закономерно, так как правосознание - это совокупность рациональных и психологических компонентов, которые не только отражают осознание правовой действительности, но и воздействуют на нее, формируя готовность личности к правовому поведению [19, 18]. Это означает, что правосознание в той или иной мере выполняет свойственную ему функцию - регулировать поведение человека. А в нем отражается отношение (одобрительное или негативное) к существующему праву и правовая система в целом.В этом свете правосознание предстает как важный канал воздействия права через призму мотивацию, эмоции, сознание, на поведение людей, на формирование общественных отношений [7, 376]. Следовательно, правосознание, как элемент правового воздействия, характеризуется как:

1) нематериализованный элемент правового воздействия, действующий через волю и сознание людей;

2) универсальный элемент правового воздействия, существующий на всех этапах правового регулирования;

3) источник права, отражающий объективные потребности развития общества [26, 7].

Иной подход к определению правосознания у В. С. Бредневой, по мнению которой«правосознание - это не только совокупность правовыхвзглядов, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, правовых установок, но испецифическаяфункция особым образом организованной материи (человеческого мозга) отражать явления правовойдействи-тельности и целенаправленно регулироватьсвое взаимодействие с ней» [4, 25]. Это определение отличается от другихтем, что его автор обращается к человеческому сознанию, как кключу для определения действительных границ того мира, в котором освоение правовой действительности и его смысловая значимость для человека предметно определены. Подобное определение правосознанию дает и А. В. Мелехин, которыйпишет, что «правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию)» [20, 473]. Данное определение правосознания ближе к жизни, так как оно отражает необходимость активного от-ношениячеловека к нормам права и правоотношений, а это - не что иное, как отражение правовых явлений правосознанием, когда совокупное влияние обстоятельств на сознание человека, требу-етот негоопределённого поведения и активности. Это краткое обобщение показывает отношение человека к правовым явлениям и ценностям, которое воспроизводятся его правовым сознанием.

Следует отметить, что правосознание - это многоаспектный правовой феномен, включающий в себя его понятие, субъекты, объекты, виды и способы его формирования и т.д. В юридической литературе отмечается и его многогранность. Так, по словамА.В. Грошева, правосознание - это «способ: а) осознанияс точки зрения

общественных потребностей, интересов (классовых и общественных) необходимости в правовой регламентации определенных общественных отношений, установления правового режима в обществе; б) отражения общественных отношений, урегулированных нормами права и нуждающихся в правовом регулировании, а также юридических норм, правоотношений и других правовых явлений, связанных с действием права и составляющих правовую надстройку общества; в) регулирования поведения людей - участников общественных отношений, выступающий, с одной стороны, источником права, а с другой-сред-ствомпсихологического воздействия на сознание граждан».[10, 11-12] Из этого определения следует, что правосознание - это способ, и в зависимости от воздействия на него, происходит осознание и отражение права. Его регулятивные свойства предназначены упорядочивать поведение людей в сфере отношений, регулируемых правом. Более того, как способ отражения, оно предназначено для накопления норм и ценностей права, и по-иному его можно назвать правовым багажом человека. В связи с этим, данный автор предлагает рассматривать правосознание в качестве источника права, а активным механизмом воздействия на него -воспитание правосознания, правовую пропаганду и правовую социализацию.

Кроме того, правосознание в духовном смысле воспринимается как важнейшая форма освоения мира. Этого взгляда придерживается Е. М. Гав-риш, который считает, что «правосознание есть важнейшая форма духовного освоения мира. Как интегральный феномен, играющий роль важнейшего источника правотворчества и значимого фактора правоприменения, оно отвечает за возможности соизмерять правовую действительность с назревшими общественными потребностями» [9, 209]. Эта формулировка приближена к предметной направленности содержания правосознания, которое, как важный компонент духовного освоения мира человеком, играет важную роль.

Учитывая это свойство правосознания, известный ученый И. А. Ильин называет непременной составляющей правосознания «силу духа», и так формулирует его проявление: «я есть личность с духовным достоинством и правами; я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке. Человек, имеющий здоровое правосознание есть свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая опора правопорядка, самоуправления, армии и государства. Человек, лишенный правосознания, подобен зверью и ведет себя, как волк. Человек, способный к повиновению только из страха, превращается в волка, как только отпадает страх. Человек без чувства ответственности и чести не способен ни к личному, ни к общественному самоуправлению, а потому не способен и к демократии» [15, 31]. В то же время, автором отмечается, что «поэтому нормальное правосознание есть, прежде всего, воля к цели права, а потому и воля к праву; а отсюда проистекает для него и необходимость знать право и необходимость жизненно осуществлять его, т.е. бороться за право. Только в этом целостном виде правосознание является нормальным правосознанием и становится благородной и непреклонной силой, питающейся жизнью духа и, в свою очередь, определяющей и воспитывающей его жизнь на земле» [14, 158].

В целом, в научных работах проблемы правосознания рассматриваются с разных сторон: общефилософской, религиозной и антропологической, классовой, отражающей определенные экономические отношения и отношение людей к праву и т.д., что имеет важное теоретическое и практическое значение. Однако здесь важно понять, что правосознание выступает первоначальным фактором правовой социализации человека, выполняющего функции своеобразного канала передачи информации от правовой системы к субъекту, без которого

невозможно существование правовой системы, но связанной с социально-правовыми условиями

правотворчество и реализация права. [26, 7] Глав- и установками общества, которые составляют

ное, что оно исполняет роль не только в регулиро- содержательную основу правосознания, что ни-

вании поведения, но и в удовлетворении внутрен- кто не будет оспаривать, так как правосознание -

них и внешних потребностей человека. составной компонент общественного сознания.

Таким образом, для того чтобы человек мог Оно аккумулирует социально-правовые идеалы

выстраивать свои отношения с реальной право- общества, основные нормы и принципы права,

вой действительностью, ему следует пройти все основы овладения правовыми знаниями, навы-

этапы и процессы формирования правосознания, ками и практическими умениями, продуцирует

непосредственно связанные с деятельностью со- правомерное поведение, чувство юридической

циальных институтов воспитания. Также в этом ответственности за соблюдение законности

процессе важны ориентиры личности, неразрыв- и правопорядка.

Список литературы:

1. Безносов Д. С. Правовое сознание: структура, содержание, виды // Вестник Санкт-Петерб. унта.- 2008. Сер. 12.- № 2.- 64 с.

2. Больсунов М. А. К вопросу о понятии правосознания // Вестник Самар. гуманитар. акад. Сер. Право.- 2011.- № 2 (10).- 114 с.

3. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. Большойюридический словарь / под. ред. 2-е изд. перераб. и доп.-М.: ИНФРА,- 2001.- 468 с.

4. Бреднева В. С. Уровни правосознания и юридическая деятельность: Южно-Сахалинск: СахГУ,-2010.- 25 с.

5. Васильев В. Л. Юридическая психология. СПб.: - Питер,- 2005.- 141 с.

6. Васильев В. С. Юридическая психология: учебник для вузов.- М., Юридлит,- 1992.- 130 с.

7. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов.3-е изд.- М.: Юриспруденция,-2000.- С. 375-376.

8. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-еизд.- М.: Юриспруденция,- 2000.- 376 с.

9. Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников // Пед. образование в России.- 2012.- № 2.- 209 с.

10. Грошев А. В. Уголовный закон и правосознание: теоретические проблемы уголовно-правового регулирования.- М.,- 1996.- С. 11-12.

11. Еникеев М. И. Юридическая психология: учебник для вузов.- М.: НОРМА, - 2003.- 25 с.

12. Жергунов Р. Т. Теория государства и права.- М.: Изд-во Цент. Эль-фо,- 1995.- 32 с.

13. Ибраева А. С. Правовая культура: проблемы теории и практики. Алматы: Жет1 Жаргы.- 2002.167 с.

14. Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4/сост. и комментарии Ю. Т. Лисицы.- М.: Рус. кн.,-1994.- 158 с.

15. Ильин И. О грядущей России: Избр. ст. / под. ред. Н. П. Полторацкого.- М: Воениздат.- 1993.- 31 с.

16. Карабаева К. Д. Право и мораль как формы общественного сознания в современном аспекте // Вестник ОГУ- 2014.- № 7.- 192 с.

17. Касьянова В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, - 2002.- 280 с.

18. Комаров С. А. Общая теория государства и права.- М.,- 1998.- 333 с.

19. Максимова И. М. Правосознание как источник правового поведения личности: дис. .канд. юрид. наук.- Тамбов,- 2005.- 18 с.

20. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб.- М.: Маркет ДС,- 2007.- 473 с.

21. Неновский Н. Право и ценности / пер. с болгар.- М.: Прогресс,- 1990. 54 с.

22. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства.- М.,- 2001.- 385 с.

23. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А. А. Грицанов. 3-е изд., испр.- Минск,-2003.- 950 с.

24. Ойгензихт В. А. Мораль и право: взаимодействие, регулирование, поступок.- Душанбе: Ирфон,-1987.- 144 с.

25. Пастушенко О. В. Правосознание как форма сознания и мировоззрения // Грани.- 2012.- № 11 (91).- 38 с.

26. Рыбаков В. А. Регулирующая роль правосознания // Вестник Омск. ун-та. Сер. Право. - 2011.- № 3 (28).- 11 с.

27. Сидорова В. В. Культурная детерминация образа сознания: автореф. дис. .канд. психол. наук.-М.,- 2005.- 9 с.

28. Тирских М. Г. Особенности правового регулирования как элемента государственного управления // Вопросы междунар.права и сравнит.Правоведения //Сиб. юрид. вестник.- 2013.- № 1 (69).-122 с.

29. Хамроев Ш. С. Правовое воспитание как средство преодоления деформации правосознания школьной молодежи (комплексный анализ) /под ред. М. Т. Баймаханова.- Душанбе,- 2009.- 31 с.

30. Крутских В. Е. Юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА,- 2001.- 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.