Научная статья на тему 'Правовое воспитание в формировании правового сознания несовершеннолетних'

Правовое воспитание в формировании правового сознания несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1739
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое воспитание / правовое сознание / правовое обучение / правомерное поведение / правовые знания / социально-правовые установки / нравственно-правовая социализация / деформация правового сознания. / legal education / legal consciousness / legal training / compliance with the law / legal awareness / social and legal setting / ethic and legal socialization / deformation of legal consciousness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Целиковский Сергей Борисович, Сальникова Екатерина Сергеевна

В статье раскрываются понятия правового сознания, правового воспитания несовершеннолетних, связанные с теми правовыми явлениями в обществе, которые устанавливают, задают определенную направленность дальнейшему развитию правовых процессов, тесно переплетающихся с происходящими сейчас политическими, общественными, экономическими общественными преобразованиями. Исследование состояния, особенностей, содержания, путей формирования правового сознания несовершеннолетних носит проблемный характер, поскольку социализация личности молодого человека включает в себя не только предсказуемые, контролируемые моменты, но и связана со стихийными, спонтанными, нетипичными процессами, ставящими личность перед необходимостью принятия весьма трудного решения при отсутствии достаточного жизненного опыта, что должно учитываться системой преподавания и воспитания несовершеннолетних. Правовое сознание несовершеннолетнего – это та существенная часть его духовной сферы, которая определяет его личность и от уровня и устойчивости которой во многом зависит, будет ли подвержено правосознание несовершеннолетнего деформации. Вопросы формирования правового сознания несовершеннолетних тесно переплетаются с вопросами их правового воспитания и правового обучения. Правовое обучение и воспитание – два компонента одной конструкции, слаженная и правильная деятельность которых приведет к соответствующему уровню правового сознания несовершеннолетней личности. Трудно переоценить роль нравственно-правовой социализации в формировании правового сознания несовершеннолетних, связующими элементами которой являются социально-правовые установки и правовое воспитание. Социально-правовые установки служат своеобразным толчком к развитию позитивного правового сознания несовершеннолетних, которое, в свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование правомерного поведения личности несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION IN FORMATION OF JUNIOR’S LEGAL AWARENESS

The article deals with the concept of legal consciousness, legal education of juniors connected with those legal events in the community that set, define certain areas for further development of legal processes closely intertwined with existent political, social, economic, social transformations now. Investigation of the state, features, content, ways of juniors’ legal consciousness formation has problematic nature because the socialization of the young person’s individuality includes not only predictable, controlled moments but also natural, spontaneous, atypical processes that set the person in front of the need to take a very difficult decision in the absence of an adequate standard of experience that should be considered a system of teaching and education of juniors. Junior’s legal consciousness is that substantial part of the spiritual realm that defines personality and depends on the level and stability whether the legal consciousness of junior’s deformation is subjected. Issues of juniors’ legal consciousness formation are closely intertwined with issues of legal education and legal training. Legal education and training are two components of the same structure, harmonious and right action will lead to the appropriate level of legal consciousness of the junior. It is difficult to overestimate the role of moral and legal socialization in shaping junior’s legal awareness, connecting elements of which are the social and legal setting and legal education. Socio-legal setting are a kind of impetus to the development of juniors’ positive legal consciousness, which in turn has a significant influence on the formation of juniors’ lawful behavior.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание в формировании правового сознания несовершеннолетних»

UNIVERSUM:

• 7universum.com

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Целиковский Сергей Борисович

канд. психол. наук, доцент Южного федерального университета, 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42

E-mail: sts@donpac.ru

Сальникова Екатерина Сергеевна

студент Южного федерального университета, 344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42

E-mail: ek.salnikova96@yandex. ru

Sergey Tselikovsky

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of South Federal University,

344006, Russia, Rostov-on-Don, B. Sadovaya Street, 105/42

Ekaterina Salnikova

Student of South Federal University, 344006, Russia, Rostov-on-Don, B. Sadovaya Street, 105/42

LEGAL EDUCATION IN FORMATION OF JUNIOR’S LEGAL AWARENESS

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются понятия правового сознания, правового воспитания несовершеннолетних, связанные с теми правовыми явлениями в обществе, которые устанавливают, задают определенную направленность дальнейшему развитию правовых процессов, тесно переплетающихся с происходящими сейчас политическими, общественными, экономическими общественными преобразованиями. Исследование состояния, особенностей, содержания, путей

Целиковский С.Б., Сальникова Е.С. Правовое воспитание в формировании правового сознания несовершеннолетних // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 11-12 (20) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2825

формирования правового сознания несовершеннолетних носит проблемный характер, поскольку социализация личности молодого человека включает в себя не только предсказуемые, контролируемые моменты, но и связана со стихийными, спонтанными, нетипичными процессами, ставящими личность перед необходимостью принятия весьма трудного решения при отсутствии достаточного жизненного опыта, что должно учитываться системой преподавания и воспитания несовершеннолетних. Правовое сознание несовершеннолетнего - это та существенная часть его духовной сферы, которая определяет его личность и от уровня и устойчивости которой во многом зависит, будет ли подвержено правосознание несовершеннолетнего деформации. Вопросы формирования правового сознания несовершеннолетних тесно переплетаются с вопросами их правового воспитания и правового обучения. Правовое обучение и воспитание - два компонента одной конструкции, слаженная и правильная деятельность которых приведет к соответствующему уровню правового сознания несовершеннолетней личности. Трудно переоценить роль нравственно-правовой социализации в формировании правового сознания несовершеннолетних, связующими элементами которой являются социально-правовые установки и правовое воспитание. Социально-правовые установки служат своеобразным толчком к развитию позитивного правового сознания несовершеннолетних, которое, в свою очередь, оказывает существенное влияние на формирование правомерного поведения личности несовершеннолетнего.

ABSTRACT

The article deals with the concept of legal consciousness, legal education of juniors connected with those legal events in the community that set, define certain areas for further development of legal processes closely intertwined with existent political, social, economic, social transformations now. Investigation of the state, features, content, ways of juniors’ legal consciousness formation has problematic nature because the socialization of the young person’s individuality includes not only predictable, controlled moments but also natural, spontaneous, atypical processes

that set the person in front of the need to take a very difficult decision in the absence of an adequate standard of experience that should be considered a system of teaching and education of juniors. Junior’s legal consciousness is that substantial part of the spiritual realm that defines personality and depends on the level and stability whether the legal consciousness of junior’s deformation is subjected. Issues of juniors’ legal consciousness formation are closely intertwined with issues of legal education and legal training. Legal education and training are two components of the same structure, harmonious and right action will lead to the appropriate level of legal consciousness of the junior. It is difficult to overestimate the role of moral and legal socialization in shaping junior’s legal awareness, connecting elements of which are the social and legal setting and legal education. Socio-legal setting are a kind of impetus to the development of juniors’ positive legal consciousness, which in turn has a significant influence on the formation ofjuniors’ lawful behavior.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое сознание, правовое обучение, правомерное поведение, правовые знания, социально-правовые установки, нравственно-правовая социализация, деформация правового сознания.

Keywords: legal education; legal consciousness; legal training; compliance with the law; legal awareness; social and legal setting; ethic and legal socialization; deformation of legal consciousness.

Понятие «правовое сознание» личности - многогранное, и в силу множественности воззрений на право, его постоянная перемена в процессе поступательного развития социума позволяет сделать вывод о том, что понятие правосознания также постоянно нуждается в переосмыслении. В научной литературе довольно широко представлены социально-экономические, политические, этнопсихологические, культурные, источники формирования правового сознания, но особое место принадлежит правовому воспитанию, содержание которого заключается в формировании представлений

о государстве и праве в общественном сознании, направленном на выработку у граждан убеждения в верховенстве закона и ориентации на правомерное поведение [2; 4].

Особую актуальность сейчас приобретают вопросы изучения правового сознания несовершеннолетних, т. к. они тесно связаны с теми правовыми явлениями в обществе, которые устанавливают, задают определенную направленность дальнейшему развитию правовых процессов, переплетаются с происходящими сейчас правовыми, политическими, общественными, экономическими преобразованиями. При попадании в «подготовленную почву» эти преобразования могут получить свое дальнейшее развитие, только тогда правовое реформирование достигнет своей цели. Взаимодействие психических процессов - познавательных, эмоциональных, волевых, в процессе формирования правового сознания обусловливает определенные психические состояния, крайне важные для успешного правового развития личности несовершеннолетнего.

Органическая связь всех психических явлений в правовой жизни обусловливает психологическую основу формирования правового сознания [6]. Благодаря восприятию правовой информации в сознании индивида протекают сложные познавательные и оценочные процессы, способствующие формированию мировоззрения, которые и составляют психологическую основу его волевой активности, являющейся, в свою очередь, регулирующей стороной сознания, деятельной стороной разума и чувств, которая выражена в способности несовершеннолетнего совершать целенаправленные

и ответственные действия и поступки, принимать решения и осуществлять их (осознание цели - планирование поведения - исполнение). Вот почему, особенно на первых двух стадиях приведенной цепочки, важно учитывать действие некоторых психологических законов в процессе формирования правового сознания. Через научное знание права, убежденность в правильности и справедливости правовых предписаний, формирование привычки к правомерному поведению, правовую культуру как производную

правосознания лежит путь к формированию и развитию высокого уровня правосознания личности несовершеннолетнего [1].

Каковы же механизмы влияния правового воспитания на формирование правового сознания несовершеннолетних? Действуя целенаправленно и системно, в качестве одного из основных средств в развитии правосознания несовершеннолетней молодежи, правовое воспитание способствует формированию таких его основополагающих компонентов, как правовые знания, нравственно-ценностные ориентации, уважительное отношение к законам и иным элементам правовой системы, правовые установки, соответствующие интересам современного общества, в целом реализующиеся в правомерном поведении. Один из основополагающих приемов, способствующих развитию соответствующего уровня правового воспитания несовершеннолетних - правовое обучение. Воспитание и обучение - это два взаимодополняющих элемента одной конструкции, которые не могут существовать друг без друга. Актуальным представляется исследование взаимосвязи между уровнем знаний и уровнем правового сознания несовершеннолетних. Большинство эмпирических исследований сводится к тому, что нельзя соотносить эти понятия, т. к. полученные данные свидетельствуют о необходимости увеличения целенаправленного воспитательного воздействия на несовершеннолетнюю молодежь в направлении формирования позитивного отношения к закону, устойчивых ориентаций на правомерное поведение независимо от уровня знаний [2].

В процессе целенаправленного правового обучения несовершеннолетних происходит постоянное расширение объема и уровня правовых знаний. В итоге у них появляются познавательные суждения, связанные не только с формированием стабильных, устойчивых оценок права как надежного регулятивного средства, но и со становлением образцов должного правомерного поведения, что находит четкое отражение в их правосознании. Этими образцами они руководствуются в своей дальнейшей жизни.

Как отмечает В.П. Сальников, сформировавшиеся образцы подобного рода содействуют формированию своеобразных социально-правовых установок [9].

Социально-правовые установки определенным образом соотносятся с таким аспектом правосознания, как уважение к праву, которое само по себе и есть ведущая положительная социально-правовая установка, предопределяющая характер и особенности правового сознания несовершеннолетнего.

Социально-правовые установки не следует понимать в исключительно позитивном свете. Потенциально они могут быть сориентированы «на право», «против права», «в обход права», ведь отношение к праву несовершеннолетних -лишь определенный, хотя и весьма специфичный, слепок общественной жизни со всеми позитивными и негативными ее сторонами. Поэтому и поведение несовершеннолетних может быть не только правомерным, но и противоправным. Подростковый возраст, как известно, имеет специфическую склонность к активному отражению системы отношений, доминирующей в обществе и оказывающей непроизвольное влияние на формирование нравственных ценностей, мировоззрения и самосознания, а также на выработку личностных позиций и убеждений и т. д. Различного рода деформации общественных отношений приводят к дефектам в формировании должного уровня правового сознания молодых людей, что порой и становится первопричиной их противоправного поведения [5]. Решающая роль здесь отводится нравственно-правовой социализации, которая представляет собой объективный процесс индивидуального внедрения личности несовершеннолетнего в систему объективно существующих социальноправовых связей и отношений [4]. Будучи тесно связанной с механизмами саморегуляции в поведении несовершеннолетнего и оказывая существенное влияние на формирование его личностных свойств и качеств, нравственноправовая социализация задает основу для становления определенных элементов правовой психологии несовершеннолетнего и его правового сознания в конечном счете [8].

Таким образом, результатом правового воспитания несовершеннолетнего является формирование позитивного правового сознания, оказывающего основополагающую роль в становлении правомерного поведения личности. Как известно, право «живет правосознанием», и только с его помощью право может «творить внешний порядок жизни» [3]. Задача становления правового сознания несовершеннолетних подростков тесно связана с проблемой становления и развития их нравственности и является одним из приоритетов развития любого правового общества. Сегодня, как и столетие тому назад, актуальность сохранят мысль о том, что «современное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед» [7].

Список литературы:

1. Воробьева О.А. Правовое воспитание несовершеннолетних // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 22, т. 4. - С. 171-173.

2. Жидяева Е.Г, Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности формирования правосознания учащейся молодежи в современном обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. -№ 3-1. - С. 69-73.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания / собр. соч. в 10 т.- М., 1994. - Т. 4.

4. Мещерякова А.В. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников правоохранительных органов. - Ростов-на-дону, 2014. - 225 с.

5. Мещерякова А.В. Мещерякова С.Н. О формировании пускового механизма правового поведения личности // Философия права. - 2015. -№ 1(68). -С. 81-85.

6. Мещерякова А.В. Мещерякова С.Н. Поведение личности в правовой сфере: внешние и внутренние детерминанты // Юрист-правовед. - 2014 -№ 2 (63). -С. 62-64.

7. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1909. - 408 с.

8. Новик Ю.И. Психологические проблемы правового регулирования. -Минск, 1989.

9. Сальников В.П. Уважение к праву в деятельности органов внутренних дел. -Л., 1987.

References:

1. Vorob'eva O.A. Legal education of juniors. Izvestiia rossiiskogo

gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta

im. A.I. Gertsena. [Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen], 2006, no. 22, vol. 4, pp. 171-173 (In Russian).

2. Zhidiaeva E.G, Samygin P.S., Samygin S.I. Features of students’ legal

consciousness formation. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie

I obshchestvennye nauki. [The humanitarian, social, economic, and social sciences], 2015, no. 3-1, pp. 69-73 (In Russian).

3. Il'in I.A. On the essence ofjustice. Moscow, 1994, vol. 4. (In Russian).

4. Meshcheriakova A.V. Psychological support of activity of law enforcement. Rostov-on-Don, 2014. 225 p. (In Russian).

5. Meshcheriakova A.V. Meshcheriakova S.N. On the formation of the activating mechanism of the legal person's behavior. Filosofiia prava. [Legal philosophy], 2015, no. 1(68), pp. 81-85 (In Russian).

6. Meshcheriakova A.V. Meshcheriakova S.N. The behavior of the individual

in the legal sphere: the external and internal determinants. Iurist-

pravoved. [Lawyer-jurist], 2014, no. 2 (63), pp. 62-64 (In Russian).

7. Novgorodtsev P.I. The crisis of the modern sense of justice. Introduction to the philosophy of law. Moscow, Tipo-lit. T-va I.N. Kushnerev i Ko Publ., 1909. 408 p. (In Russian).

8. Novik Iu.I. Psychological problems of legal regulation. Minsk, 1989. (In Russian).

9. Sal'nikov V.P. Respect for the law in the internal affairs agencies. Leningrad, 1987. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.