Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1765
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ЭТАПЫ МОТИВАЦИОННОГО ЦИКЛА / УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Мария Михайловна, Арапова Полина Иосифовна

Статья посвящена формированию познавательной мотивации младших школьников. Опираясь на определение мотивации А.К. Марковой, автор уделяет внимание классификации учебных мотивов. Их анализ позволяет выделить особенности мотивации детей младшего школьного возраста. Анализируются аспекты, которые необходимо учитывать для формирования положительной познавательной мотивации. Выделяются этапы мотивационного цикла с методическими приемами для подкрепления положительной мотивации. Анализируются условия успешного формирования познавательной мотивации младших школьников.The article is devoted to the formation of cognitive motivation in of a primary school. Based on the definition of the motivation of A.K. Markova, the author pays attention to the classification of educational motives. Their analysis allows us to highlight the features of the motivation of children of primary school age. The aspects that need to be taken into account for the formation of positive cognitive motivation are analyzed. The stages of the motivational cycle with methodological techniques for reinforcing positive motivation are highlighted. The conditions for the successful formation of cognitive motivation of a primary school are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Педагогические науки

Евдокимова Мария Михайловна, студент магистратуры 2 курса Направление подготовки «Психолого-педагогическое» Профиль «Начальное образование» ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

Арапова Полина Иосифовна, научный руководитель, к.п.н., доцент, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Статья посвящена формированию познавательной мотивации младших школьников. Опираясь на определение мотивации А.К. Марковой, автор уделяет внимание классификации учебных мотивов. Их анализ позволяет выделить особенности мотивации детей младшего школьного возраста. Анализируются аспекты, которые необходимо учитывать для формирования положительной познавательной мотивации. Выделяются этапы мотивационного цикла с методическими приемами для подкрепления положительной мотивации. Анализируются условия успешного формирования познавательной мотивации младших школьников.

Ключевые слова: мотивация, учебные мотивы младшего школьника, этапы мотивационного цикла, условия успешного формирования познавательной мотивации.

Abstract: The article is devoted to the formation of cognitive motivation in of a primary school. Based on the definition of the motivation of A.K. Markova, the author pays attention to the classification of educational motives. Their analysis allows us to highlight the features of the motivation of children of primary school age. The aspects that need to be taken into account for the formation of positive

cognitive motivation are analyzed. The stages of the motivational cycle with methodological techniques for reinforcing positive motivation are highlighted. The conditions for the successful formation of cognitive motivation of a primary school are analyzed.

Keywords: motivation, educational motives of a primary school, stages of the motivational cycle, conditions for the successful formation of cognitive motivation.

Проблеме познавательной мотивации уделяли большое внимание как зарубежные, так и отечественные психологи: Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, Д.Б. Эльконин и др. Обратимся к определению мотивации. А.К. Маркова называет мотивацией многомерное образование отдельных потребностей, мотивов, целей, ценностей, интересов, намерений, идеалов. Учебную мотивацию автор описывает как ряд побуждений, которые очень часто меняются, вступая друг с другом в новые связи. По этой причине становление мотивации - это не только появление положительного отношения к обучению, но и усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее» [5, с. 86].

Учебные мотивы многообразны, отличаются между собой видом потребности, которой они отвечают.

Внешние мотивы - наказание, угроза, необходимость, требование. Учение носит до некоторой степени вынужденный характер и выступает как препятствие, которое надо преодолеть на пути к цели. Это требует психического напряжения, а иногда и борьба ученика с самим собой. Внутренние мотивы побуждают человека к учению как к своей цели (интерес, любознательность, желание) [5, с. 85].

Деятельность человека, в том числе и учебная, носит полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль. По значимости в деятельности осознаваемые мотивы делятся на мотивы-смыслы и мотивы-стимулы. Мотивы-стимулы - мотивы, побуждающие и

определяющие выбор направленности деятельности и поведения человека. Мотивы-смыслы - мотивы, которые придают всей деятельности личностный смысл. В деятельности эти мотивы выстраиваются в определенную иерархию. Низшую ступень в ней занимают мотивы-стимулы, верхнюю ступень - мотивы-смыслы [6, с. 54].

В период адаптации, начиная с первых дней в школе, у первоклассника возникает немало эмоционально напряженных ситуаций, когда его позитивные ожидания не сбываются: резко ограничивается его свобода, вся школьная жизнь регламентируется, подчиняется правилам, которые он должен принять; учебная деятельность не всегда направлена на формирование познавательной потребности (особенно у учащихся с высоким уровнем готовности). Нередки случаи, когда первоклассники разочарованы, хотят вернуться в детский сад, особенно часто это проявляется, когда учебная деятельность носит формализованный характер, а учитель выстраивает нормы общения на неукоснительном подчинении [1, с. 22].

А.К. Маркова выделяет основные факторы, влияющие на положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы учебной деятельности, оценка учебной деятельности, стиль педагогической деятельности учителя [5, с. 56].

В зависимости от содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от любопытства и любознательности в начале работы к познавательному интересу в ходе выполнения работы и затем к теоретическому интересу в завершении.

1 этап. Возникновение познавательного интереса. Важно зафиксировать мотивы предыдущих достижений - «мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотив относительной неудовлетворенности - «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность - «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо в таких

- то ситуациях».

2 этап. Подкрепление и усиление возникшего познавательного интереса.

Здесь целесообразно чередовать разные виды деятельности, материалы различной трудности, активизировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Теоретический интерес в завершении.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного мотива - «отстранение», то есть показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьников знания.

А.К. Маркова выделяет ряд аспектов, которые нужно учитывать для формирования положительной мотивации. Первый аспект - это уровень знаний. Легко провести параллель: чем легче ему справляться с учебными предметами, тем легче ему стать успешнее и повысить свою учебную мотивацию. На этапе диагностике учителю важно найти пробелы в знаниях и зафиксировать их.

Следующий аспект: внутреннее понимание, зачем необходимо учиться. Важно понять насколько этот аспект у ребенка развит. Данная оценка будет субъективна, но, после проделанной работы, учитель может увидеть динамику.

Третий аспект диагностики учебной мотивации младшего школьника: уровень поддержки учебной мотивации школьника родителями.

Четвертый аспект: психологическая зрелость. В младшем школьном возрасте у ребенка идет активное развитие психики.

Пятый аспект: адекватность самооценки.

Шестой аспект: уровень тревожности [5, с. 90].

После психолого-педагогической диагностики учитель совместно с ребенком выстраивает индивидуальный образовательный лист, который может быть представлен в виде сказочной картины, где пещера - это страхи ребенка; гора - достижения; лестница - цели; вулкан - то, что выводит ребенка из себя; пляж - то, что вдохновляет; болото - то, что мешает; рюкзак - то, что ребенок берет с собой. Визуализация достижений и целей очень важны для формирования успешной учебной мотивации младшего школьника.

Принимая во внимание опыт отечественных и зарубежных педагогов, целесообразно выделить условия для успешного формирования познавательной мотивации.

Первое условие - централизация позиции ребенка в процессе образовательного взаимодействия с окружающим миром.

Образовательное взаимодействие с окружающим миром - это связь учебного материала с жизнью ребенка. О необходимости связывать процесс обучения с жизнью писал С.Л. Рубинштейн, когда он считал, что нужно тысячами нитей связывать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, которые он считает своими, в решение которых он включается.

Второе условие - максимальное использование возможных для младшего школьного возраста источников познавательной информации. Сейчас наряду с традиционными источниками: книгой, телевидением и т.п. особое внимание необходимо уделить интернету, к которому дети активно обращаются.

Третье условие - максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного мотива, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации

противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Четвертое условие состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Пятое условие - эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Шестое условие - общения учителя с учащимися, учеников между собой.

Седьмое условие - это совместная деятельность, особое внимание в этом случае необходимо уделить групповому взаимодействию детей в малых группах [2, с. 40].

Итак, если учитель сможет сформировать внутреннюю положительную познавательную мотивацию в младшем школьном возрасте, это может заложить основы для познавательной активности и самообразования в последующие возрастные периоды.

Библиографический список:

1. Арапова П. И. Младший школьник как субъект жизнедеятельности // Начальная школа. - 2018. - № 4. - С. 7-11.

2. Арапова П.И. Организация групповой деятельности. - М.: МГПУ, 2016. - 60 с.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: «Мысль», 1976. - 160 с.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

6. Терехова Н.В. Дидактика начального образования: учебное пособие. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. -148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.