Научная статья на тему 'Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте'

Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3592
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москалева Татьяна Владимировна, Яшкова Аксана Николаевна

В статье дается понимание значения мотивации достижения в младшем школьном возрасте и результаты её эмпирического исследования. Выделены уровни мотивации достижения у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an interpretation of achievement motivation value in primary school age. The results of an empirical research are also analyzed. The authors distinguish between the achievement motivation levels of primary schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте»

МОСКАЛЕВА Т. В., ЯШКОВА А. Н. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье дается понимание значения мотивации достижения в младшем школьном возрасте и результаты ее эмпирического исследования. Выделены уровни мотивации достижения у младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, мотивационная сфера, мотивация достижения.

MOSKALEVA T. V., YASHKOVA A. N.

DEVELOPMENT OF ACHIEVEMENT MOTIVATION IN PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract. The article presents an interpretation of achievement motivation value in primary school age. The results of an empirical research are also analyzed. The authors distinguish between the achievement motivation levels of primary schoolchildren.

Key words: primary school age, motive, achievement motivation.

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до одиннадцати лет. В этом возрасте проявляются такие возрастные новообразования, как внутренний план действий, рефлексия, произвольность психических функций. Они развиваются благодаря овладению учебной деятельностью, хотя у ребенка в этом возрасте сохраняется стремление к игре.

Особое значение для развития в младшем школьном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения в учебной, трудовой и других сферах деятельности. Мотивация достижения изучалась многими авторами как отечественными (М. В. Кондратьева, М. В. Матюхина, В. А. Кручинин и др.), так и зарубежными (Г. Мюррей, Д. Аткинсон и др.). Они говорят о том, что мотив есть высшая форма побуждения и регуляции деятельности, взаимодействия человека с окружающей средой. Совокупность мотивов определяется как мотивация. Одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу является мотивация достижения, которая направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности и ориентирована на достижение некоторого результата [7].

Людям с преобладающим мотивом стремления к успеху присущи такие особенности:

уверенность в успешных последствиях начатого дела; активный поиск информации для

суждения о своих успехах; готовность взять на себя ответственность и решительность в

1

неопределенных ситуациях; большая интенсивность стремления к цели; получение повышенного удовлетворения от решенных задач; желание делать более или менее сложную работу, но такую, которую можно реально выполнить; отсутствие энтузиазма к решению несложных или простых задач; стремление к разумному риску; большое упорство в случае возникновения препятствий; повышение уровня притязаний после успеха и снижение после неудачи.

Для людей с преобладающим мотивом избегания неудачи характерны стремление к поиску информации о возможности избежать неудачи в ситуациях достижения, а также к выполнению сверхсложных или, напротив, простых задач. В противоположность людям с мотивом стремления к успеху причиной неудачи они считают недостаток собственных способностей, а успех объясняют внешними обстоятельствами [3, с. 94].

В. А. Кручинин под мотивацией достижения успеха понимает мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение какой-либо деятельности, проявляемую в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в той области, которую он считает значимой. В качестве деятельности достижения может восприниматься интеллектуальная, трудовая, спортивная деятельность, а также деятельность, направленная на приобретение каких-либо социальных умений или помощь другим. Данная мотивация может проявляться в любом сознательном возрасте [4; 5].

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития мотивации достижения. Личность младших школьников развивается в ведущей для данного возраста деятельности - учебной, и именно в этом возрасте поведение, ориентированное на достижение, становится для школьников актуальным [ 1].

М. В. Матюхина указывает, что мотивация достижения в младшем школьном возрасте нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. При этом у младших школьников может развиваться и мотивация избегания неудачи, которая проявляется в стремлении избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.) [6].

Теоретический анализ показал достаточную изученность мотивации достижения как

психологической категории, но она продолжает быть актуальной темой в системе

образования. В связи с этим было предпринято эмпирическое исследование, направленное на

изучение уровня развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте. Была

выдвинута следующая гипотеза: мотивация достижений у младших школьников

2

характеризуется средним уровнем мотивов «надежды на успех» и избегания неудач. В процессе исследования были использованы проверенные практиками методы: констатирующий эксперимент и тест Х. Д. Шмальта - «решетка МД» (в адаптации Н. В. Афанасьевой) [2].

В качестве экспериментальной базы исследования выступило одно из общеобразовательных учреждений Республики Мордовия (Кадошкинский район). В пилотном исследовании приняли участие 16 младших школьников.

На этапе обработки эмпирических результатов осуществлялся подсчет первичных тестовых результатов по основным мотивационным тенденциям:

- шкала НУ: надежда на успех, концепт хорошей собственной способности и уверенность в успехе;

- шкала БН 1: концепт недостаточной собственной способности и активное избегание неудачи;

- шкала БН 2: боязнь неудачи.

По результатам теста Х. Д. Шмальта (в адаптации Н. В. Афанасьевой) полученные данные были переведены в проценты, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Урони мотивации достижения в младшем школьном возрасте (по тесту Х. Д. Шмальта)

Уровень Шкалы

НУ БН 1 БН 2

низкий 12,5 % 0 % 0 %

средний 62,5 % 56 % 62,5 %

высокий 25 % 44 % 37,5 %

Примечание: НУ - надежда на успех; БН 1 - избегание неудачи; БН 2 - боязнь неудачи.

По данным, приведенным в таблице 1 можно видеть, что для большинства младших школьников характерна мотивационная тенденция избегания неудачи, что возможно обусловлено трудностями овладения учебной деятельностью.

Мотивационная тенденция «надежда на успех» по сферам достижения у младших школьников была представлена следующим образом (в порядке убывания):

1) предметно-манипулятивная, физическая деятельность;

2) учебная деятельность;

3) спортивная деятельность;

4) самоутверждение;

5) деятельность по оказанию помощи;

6) музыкальная деятельность.

Таким образом, было выявлено, что приоритетными сферами успеха для младших школьников являются предметно-манипулятивная, физическая деятельность, затем учебная деятельность и спортивная деятельность.

Выраженность мотивационной тенденции «боязнь неудачи» по сферам распределилась следующим образом (в порядке убывания):

1) учебная деятельность;

2) самоутверждение;

3) спортивная деятельность;

4) деятельность по оказанию помощи;

5) предметно-манипулятивная, физическая деятельность;

6) музыкальная деятельность.

Таким образом, приоритетными сферами «боязни неудачи» у испытуемых являются учебная деятельность, затем сфера самоутверждения, спортивная деятельность.

Боязнь социальных последствий неудачи была связана с такими сферами (в порядке убывания), как:

1) учебная деятельность;

2) деятельность по оказанию помощи;

3) спортивная деятельность,

4) предметно-манипулятивная, физическая деятельность;

5) самоутверждение;

6) музыкальная деятельность.

Таким образом, социальное давление младшие школьники испытывали максимально в сфере учебной деятельности. Это объясняется тем, что, во-первых, мотивация достижения в школьном возрасте в наибольшей степени чувствительна к процессу и результатам учебной деятельности как ведущему виду деятельности. Во-вторых, этот вид деятельности является новым и достаточно сложным, поскольку навыки учебной деятельности находятся в стадии формирования. В-третьих, организация образовательного процесса в целом, позволяющая детям работать с наибольшей эффективностью, обеспечивается опытным и высококвалифицированным педагогом, позволяющим детям показывать себя с лучшей

стороны, не испытывая при этом напряжения и дискомфорта в учебной деятельности.

4

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. - Казань: Отечество, 2013. - 157 с.

2. Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта. - М.: Когито-Центр, 1998. - 76 с.

3. Кондратьева М. В. Мотивация достижения и успеха в структуре личности в современной психологии. - М.: АСТ, 2000. - 294 с.

4. Кручинин В. А., Булатова Е. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с.

5. Лежнева Е. А. Мотив достижения успеха в структуре профессиональной мотивации будущего психолога как показатель карьерных ориентаций // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 4. - С. 56-59.

6. Матюхина М. В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. - Волгоград: ВГПУ, 1992. -С. 62-73.

7. Мешков Н. И., Яшкова А. Н. Проблема мотивации в психологической науке // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 4 (20). - С. 50-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.