Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности'

Формирование познавательной активности старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
114
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / COGNITIVE ACTIVITY LEVELS / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ART WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Е. Р.

В статье рассматрена сущность понятия познавательной активности, его специфика и основные показатели; определены уровни познавательной активности и условия формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the essence of the concept of cognitive activity, its specificity and key performance indicators, the levels of cognitive activity and the conditions of its development.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»

Образование и художественное творчество

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Р. Фадеева

Аннотация. В статье рассматрена сущность понятия познавательной активности, его специфика и основные показатели; определены уровни познавательной активности и условия формирования.

Ключевые слова: познавательная активность, уровни познавательной активности, восприятие, изобразительная деятельность.

Summary. The article examines the essence of the concept of cognitive activity, its specificity and key performance indicators, the levels of cognitive activity and the conditions of its development.

Keywords: cognitive activity, cognitive activity levels, perception, art work.

На современном этапе развития общества в период модернизации образования и внедрения разнообразных инновационных технологий, проблема развития познавательной активности является актуальной. Необходимость изучения и актуальность определяются насущной потребностью в воспитании, современного, высокоразвитого, творчески мыслящего человека, способного осваивать различные виды деятельности. Именно поэтому вопрос творческого развития личности является предметом изучения многих наук: философии, психологии, педагогики.

Различные аспекты этой проблемы представлены в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В этих исследованиях подчеркивается необходимость решения данной

проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой устойчивостью к различным видам художественной деятельности. При этом очень важно, чтобы знания, умения, полученные дошкольниками на занятиях, активно ими использовались и интерпретировались в ходе создания выразительных образов.

Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у детей мышления (особенного образного) и воображения, овладение детьми умением ставить цель и добиваться ее, свободой выбора деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.). И в этом случае познавательная активность создает ши-

115

4 / 2010

Преподаватель XXI

Ф

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

116

рокое поле для творческой реализации дошкольников.

Познавательная активность характеризуется интересом, стремлением ребенка к изучению нового, необычного. Из общих показателей познавательной активности ребенка следует отметить:

- концентрацию внимания на изучаемом предмете, теме занятия, сосредоточенности ребенка;

- стремление ребенка узнавать больше из той или иной области знания, проявление его собственной инициативности;

- проявление положительных эмоциональных переживаний в процессе деятельности, которые часто выражаются выразительной мимикой и жестами.

Познавательная активность рождается из потребности новых впечатлений, а дошкольный период является стартовой ступенькой в процессе развития ребенка.

Дошкольный возраст характеризуется любознательностью, непосредственной познавательной активностью, которая внешне проявляется в следующем:

- в вопросах к взрослым, сформированным вследствие интереса к новым явлениям, фактам;

- в получение новой информации и связанными с ней эмоциональными переживаниями.

Задача педагога на данном этапе заключается в обеспечении ребенка насыщенной информационной средой и возможности практической деятельности в ней.

Изобразительная деятельность дошкольников, является одной из форм усвоения социального опыта, выступает как важнейшее средство позна-

ния окружающей действительности, воспитание познавательной активности. Этот вид деятельности обусловлен не только овладением детьми процессом отображения объективной реальной действительности, но и усвоением системных знаний о пространственных свойствах предметов, о функциональных особенностях изображаемого, о связи и взаимообусловленности внешних свойств предметов и объектов со способами их изображения в различных видах изобразительной деятельности.

Овладение дошкольниками знаниями о различных свойствах предметов, умение изображать их в различных видах художественной деятельности, создает хорошие предпосылки для развития данного вида деятельности, личности ребенка.

Изобразительная деятельность рассматривается как эффективная форма познания объектов и явлений окружающей действительности на основании главных ее функции, включающих в себя: отражение объективной реальности, желание и стремление передать образ и отношение к нему ребенка.

Р. И. Капустина выявила в изобразительной деятельности следующие уровни познавательной активности у старших дошкольников:

Поисково-творческий: характеризуется потребностью в приобретении знаний, умений, навыков и способов деятельности, инициативностью, самостоятельностью, творческим отношением к работе, поиском новых оригинальных, рациональных решений.

Инициативно-исполнительский: характеризуется умением выбрать способ создания образа в результате сотрудничества со взрослым, проявле-

Преподаватель XX

4 / 2010

ф

Образование и художественное творчество

нием интереса к изобразительной деятельности. На данном уровне отмечается слабо выраженное творческое преобразование знаний в изобразительной деятельности.

Подражательно-исполнительский: характеризуется подражательным характером навыков и способов создания образов, эпизодическим интересом к изобразительной деятельности. На данном уровне требуется постоянная помощь и контроль со стороны взрослых [1, с. 53].

Таким образом, выявление уровня сформированности познавательной активности в различных видах изобразительной деятельности у старших дошкольников должно проводиться по трем уровням: поисково-творческому, инициативно-исполнительскому и подражательно-исполнительскому. При постановке познавательного задания у детей возникают противоречия между потребностью понимания и осознанностью художественного замысла автора и наличием запаса художественных и жизненных впечатлений, знания ребенка о выразительных средствах. Решить это противоречие представляется возможным в том случае, если дети будут подходить к воспринятому произведению аналитически, используя при этом уже имеющиеся художественные знания.

И. Я. Лернер выделяет в процессе выполнения познавательного задания на занятиях по изобразительной деятельности ряд мыслительных операций: 1) выделение основных художественных образов, ведущих к раскрытию содержания произведения; 2) анализ существенных особенностей этих образов: их общий характер и настроение, место положения и композиционные особенности, вы-

деление всех средств художественной выразительности; 3) сопоставление художественных образов друг с другом во взаимодействии, определение главной или второстепенной роли в композиции; 4) сравнение художественного произведения с жизнью, выяснение его значения с целью усвоения художественных идей автора; 5) подкрепление возникающих сходных ассоциаций впечатлениями от знакомых образов других видов искусства [2, с. 35].

Следует отметить, что формированию познавательной активности также способствует обогащение содержания детского изобразительного творчества различными видами изобразительной деятельности - графикой, живописью, лепкой, декоративно-прикладным искусством и их органической взаимосвязью с другими видами (театральной, игровой, трудовой и т.д.). Все это приводит к развитию умений и навыков детей создавать новое, оригинальное, учит реа-лизовывать собственные замыслы, находить нестандартные решения, осуществляя существенные изменения и внося разнообразное комбинирование известных операций, часто приводящих к придумыванию детьми новых способов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капустина Р. И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1988.

2. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64 с. ■

117

4 / 2010

Преподаватель XXI

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.