Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения'

Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6748
1014
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирилина Мария Александровна

В статье представлены выводы и результаты исследования по проблеме формирования познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения. Рассмотрены возможности решения проблемы на основе развития готовности младших школьников к реализации универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения»

УДК 373-31

М. А. Кирилина

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены выводы и результаты исследования по проблеме формирования познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения. Рассмотрены возможности решения проблемы на основе развития готовности младших школьников к реализации универсальных учебных действий.

Ключевые слова: формирование, активность, технология, проблемное обучениие.

Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Вопросам ее развития у школьников посвящены труды многих ученых-педагогов (Л. М. Аристовой, М. А. Данилова, П. И. Пидкасистого, Г. И. Щукиной и др.).

Эта проблема и сегодня остается крайне актуальной. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приемами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г. И. Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несет в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания» [1].

Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определенные трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе [2].

Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста, так как степень ее решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.

С. Т. Шацкий уделял самое серьезное внимание проблеме интереса в обучении. А. С. Макаренко разработал некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д. Макаренко считал, что жизнь и труд ребенка должны быть пронизаны интересом, что именно детским интересом определяется содержание образовательной работы. Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения. Ш. А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении ше-

стилеток. Сегодня эта проблема все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся [3].

Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: интерес -это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности.

Формирование познавательной активности школьников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательной активности в педагогике, отмечает, что «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [1].

Познавательная активность носит поисковый характер. Под ее влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи [4].

Реализовать поисковый характер познавательной активности на уроке помогает технология проблемного обучения. Применение данной технологии на практике позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

М. Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1) проблемное изложение знаний;

2) привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний;

3) исследовательский метод обучения.

И. Я. Лернер - активный исследователь в области проблемного обучения - утверждает, что проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал.

Цель применения технологии проблемного обучения - научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1) создания условий для приобретения учащимися средств познания и исследования;

2) повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями;

3) применения дифференцированного и интегрированного подходов в учебном и воспитательном процессе.

Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как это способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в

их решении, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний [5].

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций [6].

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей [1].

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы, с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Структура проблемного урока

1. Организационный момент:

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы:

- определение затруднения, его место;

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания:

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение:

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия:

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем - обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное задание вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно влияет на отношение школьника к учению.

Приемы создания проблемных ситуаций:

- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;

- определить проблемные теоретические и практические задания;

- ставить проблемные задачи (например, с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками) [7, с. 231].

Обратимся к опыту работы гимназии № 1 (г. Пензы), которая реализует систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. В основе данной системы лежит поисково-исследовательский метод - метод привлечения учеников к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, узнают закономерности.

Внесение элемента исследования в учебную деятельность способствует воспитанию у школьников активности, инициативности, любознательности, развивает их мышление, поощряет потребность детей в самостоятельных поисках.

Учебное задание В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин толковали как цель, которая стоит перед учеником в форме проблемного задания, которое создает учебную (проблемную) ситуацию. Во время ее решения ученики усваивают общий способ работы с материалом, распространяя его на решение других задач. Овладение этим способом его применения является главной целью учебной деятельности.

Поставив перед учениками учебное задание, учитель организует его разрешение, т.е. собственно поисковую деятельность. Для этого он должен быть реальным участником совместного поиска, а не его руководителем. Все его рассуждения о конкретных действиях учеников, предложения относительно вариантов решения задач должны быть открытыми для критического анализа и оценивания так же, как и действия учеников.

Учебные действия. Суть их заключается в решении учебной задачи. К таким действиям относятся:

- выделение проблемы в поставленной задаче;

- выделение общего способа решения проблемы на основе анализа общих отношений в материале, который изучается;

- моделирование общих отношений учебного материала и общих способов решения учебных проблем в предметной, графической или буквеной форме;

- конкретизация и обогащение отдельными проявлениями общих отношений и общих способов действия;

- контроль за процессом и результатами учебной деятельности, за выполнением предыдущих задач;

- оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

Убедившись, что учебное задание разрешено, т.е. установлен и зафиксирован выходной способ действия, учитель организует оценивание решения [7].

Итак, с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

- самостоятельный поиск новой информации;

- самостоятельная работа с учебником;

- овладение навыком решения задачи;

- воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;

- развитие личностных качеств;

- прочность усвоения знаний, так как путем поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала;

- решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Проблема - это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие разрешения, т.е. действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Умение видеть проблемы - интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности [8].

Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить школьников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление.

Список литературы

1. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1971.

2. Цукерман, Г. А. Учебная задача - точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3 / Г. А. Цукерман. - М. : АПКиППРО, 2005.

3. Кульбякина, Л. Я. Вопросы в методике преподавания математике / Л. Я. Кульбякина, Т. Н. Зотова // Начальная школа. - 2004. - № 7. - С. 117-122.

4. Бахир, В. К. Развивающее обучение / В. К. Бахир // Математика в школе. - 2004. - № 6.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глобова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2006.

6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2005.

7. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

Кирилина Мария Александровна Kirilina Mariya Aleksandrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учитель начальной школы, primary school teacher,

Гимназия № 1, г. Пенза High school № 1, Penza E-mail: [email protected]

УДК 373.31

Кирилина, М. А.

Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. -2015. - № 1 (9). - C. 31-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.