Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
учебная деятельность / познавательная деятельность / познавательный интерес / познавательная активность / продуктивная деятельность / приемы продуктивного обучения / educational activity / cognitive activity / cognitive interest / cognitive activity / productive activity / methods of productive learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Александровна Козлова

В данной статье рассматривается возможность использования продуктивных приемов работы при формировании познавательной активности младших школьников. Мы выделяем достоинства данных приемов работы для формирования универсальных учебных действий. В работе описана взаимосвязь системного, деятельностного и синергетического подходов при решении данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наталья Александровна Козлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF PRODUCTIVE TRAINING

The article considers the possibility of using productive forms of work in the formation of the cognitive activity of younger students. We highlight the advantages of these forms of work for the formation of universal educational actions. The paper describes the relationship of the system, activity and synergistic approaches in solving this problem.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF PRODUCTIVE TRAINING

УДК 371.2

Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Natalia A. Kozlova, kozlovana@cspu.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается возможность использования продуктивных приемов работы при формировании познавательной активности младших школьников. Мы выделяем достоинства данных приемов работы для формирования универсальных учебных действий. В работе описана взаимосвязь системного, деятельностного и синергетического подходов при решении данной проблемы.

Abstract: The article considers the possibility of using productive forms of work in the formation of the cognitive activity of younger students. We highlight the advantages of these forms of work for the formation of universal educational actions. The paper describes the relationship of the system, activity and synergistic approaches in solving this problem.

Ключевые слова: учебная деятельность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная активность, продуктивная деятельность, приемы продуктивного обучения.

1636

Keywords: educational activity, cognitive activity, cognitive interest, cognitive activity, productive activity, methods of productive learning.

ВВЕДЕНИЕ

В современной системе образования мы наблюдаем понижение познавательного интереса младших школьников, что ведет к проблеме формирования познавательной активности детей уже в начальной школе, носит общий характер.

Наше эмпирическое исследование посвящено изучению уровня сформированности познавательной активности у младших школьников. Статья является продолжением нашего исследования в области использования продуктивной педагогики, которую мы понимаем, как науку об организации образовательного процесса, реализуемого с помощью маршрутов, структурированных в виде последовательности шагов с чётко определёнными результатами, являющимися проективно-ориентированными действиями в жизненных ситуациях, в процессе обучения. В статье мы рассматриваем проблему формирования познавательной активности младших школьников при использовании приемов продуктивной педагогики.

Исследование проводилось в организациях начального общего образования. Мы изучали возможность использования приемов продуктивного обучения (приемы ТРИЗ-педагогики, проблемного и развивающего обучения, «Обучение через диалог», приемы образовательного квеста) при формировании познавательной активности у детей младшего школьного возраста.

Еще в работах Сократа мы встречаем приемы, которые он использовал при обучении своих слушателей умению логически мыслить, находить истину, размышляя.

О приемах обучения с четко выраженными результатами в своих исследованиях писали Я. А. Коменский, И. Я. Лернер, В. Л. Занков.

1637

Исследованию познавательной деятельности обучающихся посвящены исследования ученых педагогов и психологов, среди которых В. А. Беликов, В. Л. Занков, Н. Ф Виноградова, Е. Ю. Волчегорская, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, А. К. Марков, Г. И. Щукина и др. [1,2].

Различные аспекты формирования познавательной активности младших школьников рассмотрены в исследованиях Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьева, Л.В. Трубайчук, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной. [1,6,8]

Нас заинтересовали результаты исследований зависимости активности обучающихся в процессе учебной деятельности от уровня сформированности интереса к изучению нового, неизвестного, что рассмотрено в исследованиях М. А. Данилова, М. Н. Скаткина.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Мы изучили уровень сформированности познавательного интереса у обучающихся третьего класса, используя шкалу выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). 25 % респондентов показали низкий уровень развития интереса, 15 % - высокий уровень.

Условия организации познавательной деятельности младших школьников с использованием приемов продуктивной педагогики требуют наличия в образовательной организации современной инновационной информационно-образовательной среды.

При работе с психолого-педагогической литературой по проблеме нас привлекли внимание работы Беликова В.А., Щукиной Г.И..

Мы выделили условия при организации образовательной деятельности по формированию познавательной активности: актуальность, достоверность, научность и соответствие содержания учебного материала действительности; формирование практической значимости знаний и навыков; использование ИКТ; создание коллизий в процессе обучения, использование коллективно-распределительной и совместно-самостоятельной деятельности [1,2,6].

1638

Нам близка позиция Г. И. Щукиной, которая утверждает, что интерес к познанию нового у детей зависит от создания ситуаций по усвоению содержания учебного материала. Мы считаем, что это должны быть проблемные ситуации, которые, как правило, несут обучающимся неизвестную ранее информацию о мире или явлении. Это вызывает у младших школьников удивление или восхищение. Решая эту ситуацию самостоятельно или с одноклассниками, у ребенка возникает чувство восторга, что он сам смог открыть новое в мире, который его окружает, возникает чувство удивления от того, как этот мир ему приоткрыт. Учитель занимает позицию консультанта или сотоварища.

Использование приемов продуктивной педагогики в учебном процессе, ее приемов на уроке, заключает в себе возможности проникать по-новому в уже изведанное. Интересна ситуация, когда школьник рассматривает известное в условиях новой учебной задачи, получает результат, понимая при этом, что теперь знает предмет с другой стороны, основательнее. Как раз такие ситуации и позволяют обучающемуся понять практическую значимость своего результата решения задачи, нового открытия [3,5,6].

В результате такой деятельности меняется отношение младшего школьника к процессу учения, повышается стремление к самостоятельному овладению знаниями и умениями. Это проявляется в нравственных и волевых усилиях ребенка при достижении целей. [1,3,4].

Таким образом, структура урока, свойственная традиционной модели обучения, как видим, не отвечает требованиям и должна смениться на динамичную. Динамичная структура урока используется в исследовательской, проблемной, развивающей моделях обучения, где возможно использование технологии продуктивной педагогики. Учитель и ребенок находятся в активном положении и вместе открывают новое знание. Основное правило такого урока - урок начинается с урока. В таком уроке

1639

составными частями являются: мотивационный; информационный; аналитический; оценочный; рефлексивный.

С нашей точки зрения, продуктивная педагогика может и должна использоваться в процессе обучения. Это позволяет использовать подводящий и побуждающий диалоги, полилоги, учебное исследование («Разделительные твердый и мягкий знаки», «Улицы моего города»,), учебные проекты («Моя родословная», «Семейная династия», «Жилища человека», «Мир лесов»), использовать приемы создания проблемной ситуации и другие приемы в ходе урока. Урок становится динамичным. При таких продуктивных приемах обучения участники учебного процесса находятся в субъект - субъектных отношениях, при благоприятном психологическом климате на уроке, что ведет к развитию познавательного интереса, а в последующем и познавательной активности [2,4,5].

В содержание динамичного урока мы имеем возможность использовать: кластеры, позволяющие охватить большое количество учебного материала; прием развития критического мышления «Шесть шляп», позволяющий рассмотреть и практическую, и учебную задачи, явление окружающего мира с разных точек зрения, взглянуть на проблему с разных позиций и сторон; загадки, которые позволяют восстановить в памяти ребенка знакомые лексические значения, выделить основные черты; прием «Дерево открытий», позволяющее научиться формулировать гипотезы; мини-конкурсы в рамках урочной деятельности («Интеллектуальный конкурс экологической направленности», «Интеллектуальный конкурс по здоровьесбережению», Одиссея разума, «Первые шаги в исследовании», «Я рисую мир») и др [3,5,6].

ВЫВОДЫ

Таким образом, если на уроке используются средства продуктивной педагогики, то это позволит создать необходимые условия, посредством интеграции форм и приемов для самостоятельного поиска информации,

1640

применяя также ресурсы Интернет. И тем самым поставят обучающихся в такие условия и ситуации развертывания активности, где желательные мотивы формируются и развиваются в контексте объединения прошлого опыта, индивидуальности и внутренних устремлений самих обучающихся, и анализа неизвестной ранее информации, что поспособствует развитию познавательной активности.

Список литературы

1. Беликов, В. А. Дидактика учебно-познавательной деятельности: монография / В. А. Беликов. - М. : Издательство «Перо», 2017 .-296с

2. Верховых, И. В. Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как фактор повышения естественнонаучного образования. / В. В. Усынин, Е. Ю. Волчегорская, И. В. Верховых. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск. 2017. № 7. С. 96-102.

3. Забродина, И. В. Современные образовательные технологии в процессе подготовки будущих учителей начальных классов. / И. В. Забродина, Л. Г. Махмутова . Современные проблемы науки и образования. -Пенза, 2016. № 3. С. 321

4. Иоффе, А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 1. - С. 7-10

5. Козлова, Н. А. Технология организации современного учебного занятия. / И. В. Забродина, Н. А. Козлова, С. Н. Фортыгина, Е. В. Андреева. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - С.-П. 2018. № 6 (160). С. 5356.

6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г. И. Щукина - М. : Педагогика, 1988. - 208стр

List of references

1. Belikov, V. A. (2017) «Didactics of educational and cognitive activity:

1641

monograph». - M.: publishing house "Pero",. - 296s

2. Verkhovykh, I. V. (2017) «Project and research activities of Junior schoolchildren as a factor in improving natural science education». / V. V. usynin, E. Yu. Volchegorskaya, I. V. Verkhovykh. Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University. - Chelyabinsk.. No. 7. Pp. 96-102.

3. Zabrodina, I. V. (2016) «Modern educational technologies in the process of training future primary school teachers». /I. V. Zabrodina, L. G. Makhmutova . Modern problems of science and education. - Penza. 3. P. 321

4. Ioffe, A. N. (2012) «Structure of the modern history and social studies lesson as a basis for organizing students ' activities» / A. N. Ioffe // Teaching history at school. -. - № 1. - P. 7-10

5. Kozlova, N. A. (2018) «Technology for organizing a modern training session». / I. V. Zabrodina, N. A. Kozlova, S. N. Fortygina, E. V. Andreeva. Scientific notes of the University named after p. F. Lesgaft.-S.-P. No. 6 (160). Pp. 53-56.

6. Shchukina G. I. (1988) «Pedagogical problems of formation of cognitive interests of students». - M.: Pedagogy, - 208str

1642

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.