УДК 37.07
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Наталья Александровна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Валерьевна Верховых, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Викторовна Забродина, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
(ЮУрГГПУ), г. Челябинск
Аннотация
В статье раскрываются некоторые подходы к организации инновационной деятельности педагогов образовательных организаций. Особое внимание уделяется средовым условиям осуществления инновационной педагогической деятельности. Авторами представлены результаты исследований, посвященных выявлению уровня готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационный потенциал, сре-довые условия, образовательные организации.
INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR RAISING PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS
Natalia Alexandrovna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Valeryevna Verkhovykh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Inga Viktorovna Zabrodina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article reveals some approaches to the organization of innovative activity of teachers of educational organizations. Special attention is paid to environmental conditions of implementation of innovative pedagogical practices. The authors present the results of studies devoted to the identification of level of readiness of teachers to realization of innovative activity.
Keywords: innovations, innovative activity, innovative potential, environmental conditions, educational organization.
Актуальной задачей современного педагогического образования является формирование личности учителя, который будет способен ответственно и профессионально действовать в условиях решения поставленных образовательных задач, привносить существенные изменения в содержание форм и методов учебного процесса, систематически повышать свой профессиональный уровень.
Становление и развитие педагога-мастера через призму совершенствования профессиональных способностей рассматривают И. А. Зязюн, В. А. Крутецкий, Н.А. Неудахина, А. А. Реан и др.
Вопросами подготовки педагога к инновационной деятельности, повышения его инновационного потенциала занимались М.В. Кларин, В.П. Ларина, П.Е. Решетников и др.
При наличии достаточного количества научных трудов, раскрывающих сущность инноваций, инновационной деятельности и педагогического мастерства современного педагога, еще недостаточно изучен и подтвержден тот факт, что инновационная деятельность учителя в образовательной организации влияет на профессиональный рост педагога.
Профессиональная компетентность педагога включает в себя не только умение быстро реагировать на происходящие изменения в сфере образования, но и качественно организовывать образовательный процесс, прогнозировать результаты своей педагогической деятельности [2]. Поэтому, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что успешной реализации социального заказа будет
способствовать инновационная деятельность педагогов общеобразовательных учреждений.
Мы изучили взгляды В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского на «инновационную деятельность» учителя. Под инновационной педагогической деятельностью мы понимаем деятельность педагога, направленную на совершенствование профессионализма педагога по формированию самомотивированной и критически мыслящей личности ребенка [2, 3].
С нашей точки зрения, одним из условий успешной организации инновационной деятельности учителя является создание инновационной образовательной среды, в которой созданы организационные, средовые, ресурсные и кадровые условия. И здесь нам наиболее близка позиция С. Л. Фоменко [5].
В своих работах мы много внимания уделили описанию формирования инновационной образовательной среды образовательной организации, которую понимаем, как учебное социально-образовательное пространство активного и целенаправленного субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. Такое взаимодействие обеспечивает образование, самообразование, как педагогов, так и обучающихся [2, 3].
Вслед за С. Л. Фоменко [5] мы выделяем следующие организационные условия осуществления инновационной педагогической деятельности в образовательной организации: наличие планов самообразования, среднесрочного планирования на неделю или месяц (в зависимости от опыта работы учителя и целей педагогической деятельности), а также организацию рефлексии своей работы.
К ресурсным условиям мы относим систему методического сопровождения образовательного процесса, наличие достаточного количества информационно-коммуникативных средств обучения для организации образовательного процесса (моноблоки, ноутбуки, интерактивные доски и т.п.); наличие необходимых материальных (подключение интернета, организация опНпе-конференции) и финансовых ресурсов для профессионального становления учителя. Присутствие компетентных учителей при создании исследовательских творческих групп, разных по возрасту, педагогическому стажу, уровню квалификации педагогической деятельности, но имеющих приблизительно одинаковый инновационный потенциал к внедрению инноваций в процесс образования, позволяет обеспечить кадровые условия для успешного осуществления инновационной деятельности учителей начальных классов [3].
Перечислим средовые условия:
- взаимоотношения сотрудничества среди педагогов образовательной организации в целом, между членами методического объединения, в частности;
- инновационный потенциал педагога;
- наличие мотива у педагогов в поиске, освоении и внедрении инновационных технологий, что будет влиять на творческую атмосферу в коллективе;
- высокий общекультурный и профессиональный уровень учителей;
- понимание и принятие администрацией, педагогическим коллективом реализуемых учителями современных технологий и внимание к профессиональным достижениям педагогов.
Особый интерес вызывает инновационный потенциал педагога, под которым мы понимаем единство творческих и общекультурных характеристик учителя, который демонстрирует готовность изменить свою педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями. Следует отметить, что при внесении инноваций в практическую деятельность необходимо наличие средств, методов, которые обеспечивают формирование инновационного потенциала работника школы. Этим же параметром можно характеризовать инновационный потенциал педагогического коллектива как профессионального сообщества, способного к реализации в сфере образования творческих идей, инновационных проектов и современных технологий, обеспечивающих эффективную реализацию Федерального государственного образовательного стандарта [1].
Результаты, полученные в ходе диагностики инновационного потенциала по модифицированному опроснику Т.С. Соловьевой, свидетельствуют о том, что постоянно следят за передовым педагогическим опытом и повышают свое самообразование 51,5% респондентов, соответственно 48,5% учителей занимаются самообразованием не систематически.
На основании проведенной анкеты «Мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств» можно констатировать, что 85,4% опрошенных ощущают высокую потребность в самовыражении и самосовершенствовании, испытывают потребность в поиске инновационных методов и форм учебной деятельности. Стремление проверить на практике полученные знания о новшествах и ощущение собственной готовности к участию в инновационной деятельности отметили 34,6% респондентов.
Данные анкетирования показали, что 40,8% учителей имеют высокий уровень профессиональных притязаний, а 43,1% - готовы внедрять новшества в процесс обучения с целью повышения зарплаты и прохождения аттестации. Респонденты, имеющие высшее образование с квалификацией специалиста, испытывают большую потребность в повышении квалификации, чем респонденты с квалификацией бакалавр. Качественный анализ категорий слушателей курсов повышения квалификации показал, что 86,2% слушателей имеют квалификацию «специалист», 13,8% педагогов со средним специальным образованием и квалификацией «бакалавр».
Анализируя данные, полученные в результате анкетирования «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» [4], в качестве одного из барьеров 73,1% респондентов указали на большую учебную нагрузку в качестве препятствия для освоения новшеств, а 26,9% - плохое состояние здоровья. При этом 15,4% учителей имеют небольшой опыт работы, которые отмечают, что недостаточно хорошо владеют традиционной системой обучения. Данный факт является, по их мнению, одним из препятствий освоения инноваций. Отметим, что 25,4% учителей не видят никаких препятствий для участия в инновационной деятельности.
Проблема готовности учителей к инновационной деятельности была исследована на основе критериев, представленных Б. Михеевой и Б. А. Чекуновой. Полученные данные свидетельствуют о наличии у 36,9% педагогов высокого уровня творческой восприимчивости к инновациям, а у 63,1% респондентов - среднего и низкого уровня. При этом высокой методической готовностью обладают 25,4% учителей, средней - 25,4%, низкой -49,2%. Инновационное мышление развито у 16,9% педагогов на среднем и 83,1% на низком уровне. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о необходимости формирования компетенций в области инновационных технологий. «Каждая компетенция включает знания, умения и опыт» [6]. Одним из способов работы в данном направлении является организация курсов повышения квалификации работников образовательных организаций.
Анализ результатов опроса потребителей образовательных услуг, заказа образовательных организаций позволил нам сформулировать следующие темы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые являются самими востребованными среди учителей общеобразовательной школы:
- современное общее образование: инновационные аспекты деятельности;
- инновационные технологии педагогического образования;
- использование современных интерактивных технологий в образовательном процессе. Облачные службы. Office 365;
- разработка и реализация образовательных программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов;
- методические основы начального образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;
- учебно-методическое сопровождение образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- конструирование и робототехника в образовании в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;
- компетентностный подход к тестированию и оценке знаний обучающихся;
- разработка и реализация образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями.
В работе курсов повышения квалификации мы используем продуктивные формы повышения квалификации педагогов:
- деловые игры («Условия инновационной деятельности в школе», «Современные педагогические технологии как средства инноваций в начальной школе»);
- дискуссии («Инновации в практике педагогов», «Инновационные формы обучения работы с источниками информации», «Информационные технологии в образовательной организации»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Забродина, И.В. Сущность и базовые функции управления в образовательной организации / И.В. Забродина, К. А. Листофорова // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров : сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург : НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 249253.
2. Козлова, Н.А. Формирование педагогического мастерства учителя начальных классов средствами инновационной деятельности / Н.А. Козлова, М.Ф. Полищук // Личность и общество: проблемы взаимодействия : материалы VIII Международной научно-практической конференции. -Челябинск, 2015. - С. 28-30.
3. Козлова, Н.А. Подходы в управлении инновационной деятельностью учителей начальных классов / Н.А. Козлова, О.А. Шишкина // Инновационные технологии обучения, воспитания и социально-психологических процессов : сб. научных трудов по материалам научно-практической конференции. - Нижний Новгород : НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 57-63.
4. Соловьева, Т.С. Модифицированный опросник [Электронный ресурс] / Т.А. Соловьева. - Режим доступа : https://infourok.ru/anketi-dlya-pedagogov-testirovavnie-sebya-kak-specialista-582974.html. - Дата обращения: 01.01.2017.
5. Фоменко, С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Фоменко Светлана Леонидовна. - Екатеринбург, 2007. - 408 с.
6. Шитякова, Н. П. Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению процесса смыслообразования у младших школьников / Н.П. Шитякова // Начальное образование: наука, практика, инновации / под общ. ред. Е.Ю. Волчегорской. - Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. - С. 181-211.
REFERENCES
1. Zabrodina, I.V. and Listopadowa, A.K. (2016), "Essence and the basic functions of management in educational organizations", Modern problems and directions of development of system of training of personnel, the collection of scientific works on materials of I international scientific-practical conference, NOO "Professional science", St. Petersburg, pp. 249-253.
2. Kozlova, N.A. and Polishchuk, M.F. (2015), "The formation of pedagogical skills of primary school teachers by means of innovative activities", the Individual and society: problems of interaction. Materials of the VIII International scientific-practical conference, Chelyabinsk, pp. 28-30.
3. Kozlova, N.A. and Shishkina, O.A. (2016), "Approaches to management of innovative activity of teachers of initial classes", Innovative technologies of education, upbringing and socio-psychological processes: Sat. scientific papers on materialism scientific-practical conference, NOO "Professional science", Nizhny Novgorod, pp. 57-63.
4. Soloviev, T.S. (2016), Modified questionnaire, available at: https://infourok.ru/anketi-dlya-pedagogov-testirovavnie-sebya-kak-specialista-582974.html.
5. Fomenko S.L. (2007), Professional development of the teaching staff, dissertation, Ekaterinburg
6. Shityakova, N.P. (2016), "The training of future teacher to pedagogical support of the process of meaning formation in primary school children", in book Elementary education: science, practice, innovation,, YAGGPU, Chelyabinsk, pp. 181-2111.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 01.11.2017
УДК 796.077.5
ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДИСЦИПЛИНЕ «ЕДИНОБОРСТВА»
Татьяна Германовна Котова, кандидат педагогических наук, Тюменский государственный университет, Тюмень
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения студентов институтов физической культуры специализирующихся в различных видах спорта. Автором выделены ключевые дидактические модули, универсальные двигательные действия, определены типичные ошибки в технике единоборств и разработана технологическая карта обучения двигательным действиям.
Ключевые слова: личностный опыт двигательной деятельности, универсальные двигательные действия, типичные ошибки в технике единоборств, технологическая карта, деятельность преподавателя и студента.
MOTOR ACTIONS TRAINING OF STUDENTS OF INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE ON THE DISCIPLINE "MARTIAL ARTS"
Tatyana Germanovna Kotova, the candidate of pedagogical sciences, Tyumen State University, Tyumen
Annotation
The article considers the training problem of students of physical culture institutes specializing in various sports. The author singled out key didactic modules and universal motor actions, defined typical mistakes in martial arts in technique, and developed a technological map for motor actions training.
Keywords: personal experience in motor activity, universal, motor actions typical technique mistakes in martial arts, technological map, teacher and student activity.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация высшего образования в России и внедрение ФГОС нового поколения, а также профессиональных стандартов в деятельность образовательных учреждений, рассматривается, как основной инструмент реализации стратегии развития отечественного образования. В данных условиях специалист, в том числе педагог сферы физической культуры и спорта должен обладать необходимыми компетенциями и способностью применять их в профессиональной деятельности. Однако в процессе профессиональной подготовки студенты институтов физической культуры приобретают теоретические, методические и практические знания, умения, навыки, прежде всего, по избранному виду спорта, что не позволяет им эффективно использовать приобретенный опыт, в том числе, единоборств на практике. Таким образом, подготовка специалистов сферы физической культуры и спорта должна включать такие педагогические технологии и методики, которые предполагают достижение качественных результатов при минимальном расходе времени и сил.
Цель данного исследования - разработать технологическую карту обучения технике двигательных действий на дисциплине «Единоборства» и обосновать ее эффективность.
При поступлении в институт в возрасте 17-18 лет студенты имеют: различный опыт двигательной деятельности (спортивные специализации); сформированные двигательные стереотипы; различные особенности телосложения и свойства темперамента. Но, тем не