ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЭПБУКА Демидова А.А.
Демидова Анна Александровна - учитель, Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 5»,
г. Красноярск
Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к освоению содержания учебного предмета «география» обучающимися с легкой умственной отсталостью, акцентируя внимание на важности формирования познавательного интереса и создания увлекательной атмосферы на уроках. Описывается использование интерактивных методов на уроках для активизации познавательной активности обучающихся. Ключевые слова: лэпбук, география, интерактивные методы, интеллектуальные нарушения.
Современные образовательные подходы требуют от педагогов не только передачи знаний, но и формирования у учащихся интереса к обучению. Важно не только передать информацию, но и сделать уроки увлекательными и интересными, особенно это актуально для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Школьники с легкой умственной отсталостью зачастую сталкиваются с трудностями в обучении, но в то же время обладают хорошими возможностями для обучения в соответствующей среде. Они могут воспринимать информацию визуально, через практическое взаимодействие и в ходе активной деятельности.
География является одним из важных предметов адаптированной основной общеобразовательной программы, который помогает обучающимся понять мир вокруг них, развивает их мышление и познавательные способности. Поэтому нам представляется важным заинтересовать их этой наукой. География предоставляет богатые возможности для формирования познавательного интереса.
В данном контексте важную роль играют интерактивные методы, которые способствуют более активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс и, соответственно, формированию у них познавательного интереса. Интерактивные методы обучения основаны на взаимодействии обучающегося с учителем и учебным материалом. Они позволяют обучающимся самостоятельно и активно участвовать в учебном процессе.
Формирование познавательного интереса у детей с умственной отсталостью на уроках географии - не простая задача для учителя. Использование лэпбука может стать эффективным инструментом в реализации данной задачи [1].
Лэпбук - это интерактивный дидактический материал, своеобразный мини-альбом, созданный учеником самостоятельно. Лэпбук может включать в себя различные элементы: карточки, схемы, карты, рисунки и задания на определенную тему. Создание лэпбука позволяет детям активно участвовать в учебном процессе, стимулирует их творческое мышление и развивает навыки самостоятельной работы [2].
Для детей с умственной отсталостью особенно важно, чтобы учитель помогал им правильно структурировать информацию, предоставлял четкие инструкции и обеспечивал поддержку в процессе работы над лэпбуком. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и адаптировать материалы под их специфические потребности.
При создании лэпбука можно использовать различные графические материалы, фотографии, цветные карточки, стикеры, что поможет сделать процесс увлекательным и интересным для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Также важно подталкивать учеников к обсуждению своих работ, обмену идеями и впечатлениями, поощрять их активность в данном направлении.
На уроках географии в 9 классе при изучении стран Евразии обучающимся было предложено создать лэпбук. Лэпбук стал центром нашего занятия, позволяя создавать динамичную и увлекательную атмосферу.
Использование лэпбука способствовало активному вовлечению обучающихся в учебный процесс. На занятиях мы обращались к различным материалам: обсуждали карты, изучали флаг страны, знакомились с культурными особенностями и природными достопримечательностями.
В начале урока был использован подход, направленный на создание положительного настроя и заинтересованности в изучаемом материале. Включение национальных музыкальных композиций в обучающий процесс стало способом достижения этой цели. Музыка позволяет учащимся глубже погрузиться в изучаемую культуру, помогает не только услышать, но и прочувствовать атмосферу государства. Звуки национальных мелодий создают особую атмосферу, способствующую запоминанию информации и формированию у детей положительного отношения к исследуемым странам.
В первой части урока важно познакомить обучающихся с основными сведениями о стране. Для этого используются карточки с информацией, которую обучающиеся могут самостоятельно подбирать и приклеивать в лэпбук. При этом карточки содержат различные задания. Этот метод не только способствует лучшему усвоению знаний, но и развивает мелкую моторику, что является важным для общего развития. Ребята с удовольствием работают с карточками, проявляя активность и интерес.
Следующий этап урока включает активное участие обучающихся в процессе обучения через игровые элементы. Например, задания на сопоставление флагов и стран вызывают у учеников большой интерес. Они с удовольствием выполняют эти задания, что позволяет не только закрепить полученные знания, но и повысить мотивацию к обучению. Игра делает процесс изучения более динамичным и увлекательным, а также помогает детям лучше усваивать материал.
Кроме того, традиционным разделом лэпбука стал словарь с небольшим набором фраз для приветствия и прощания на языке изучаемого государства. Это позволяет детям не просто изучать карты и флаги, но и соприкасаться с языковой стороной культуры, что делает уроки более насыщенными и интересными. Более того такие элементы помогают формировать уважение и интерес к культуре других народов.
Важно отметить, что лэпбук был адаптирован с учетом индивидуальных особенностей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Были использованы простые понятные термины и красочные иллюстрации, что помогло школьникам лучше воспринимать информацию. Также в процессе работы активно применялись игровые элементы: настольные игры, индивидуальные и групповые задания. Это способствовало развитию не только познавательных способностей, но и социальных навыков.
Одним из главных результатов нашей работы стало повышение интереса обучающихся к изучению географии. Они с радостью участвовали в обсуждениях, задавали вопросы и делились своими впечатлениями.
Таким образом, использование лэпбука «Страны Евразии» на уроках географии с умственно отсталыми обучающимися позволило сделать вывод о том, что лэпбук служит эффективным инструментом в создании психологически благоприятной атмосферы на уроке, в познавательном развитии обучающихся.
Используя лэпбуки на уроках географии, учителя могут создавать привлекательную интерактивную среду обучения, которая формирует познавательный интерес и мотивирует детей к обучению. Важно создавать условия для творческого самовыражения каждого ученика и поощрять его стремление к познанию мира.
Список литературы
1. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2015. С. 162-164.
2. Лукашук О.С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности. 2016 456 с.