Вопросы методики обучения иностранному языку
Issues in Foreign Language Teaching Methodology
УДК 811.111 : 372.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
DESIGNING LAPBOOK AS A MEANS OF DEVELOPING THE ENGLISH LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS
© 2020
О.М. Адаева, Е.Д. Малахова O.M. Adaeva, Ye. D. Malakhova
Проблемы, связанные с формированием англоязычной коммуникативной компетенции учащихся младших классов, рассматриваются в статье сквозь призму личностно ориентированного подхода в образовании, а также в контексте использования активного педагогического инструментария. Авторы утверждают, что технологии личностно ориентированного обучения должны обеспечить гармоничное развитие ребенка. Детальному описанию подвергнуто использование такого инновационного средства обучения иностранному языку, как лэпбук. Подчеркивается, что применение данного средства на уроке английского языка соответствует требованиям современного ФГОС, поскольку способствует развитию универсальных учебных действий. Ставится вопрос о важности учета психолого-физиологических особенностей младших школьников при организации гармоничной образовательной среды. Анализ материалов популярного УМК «Английский в фокусе - 3» показал, что он является хорошей базой для использования «книжки на коленках» на уроке английского языка на младшей ступени обучения. С целью подтверждения эффективности использования лэпбука как средства формирования коммуникативной компетенции на уроке английского языка в начальной школе был составлен полноценный план работы над лэпбуком с опорой на изучаемый материал, изложенный в избранном учебно-методическом пособии. Практические материалы работы успешно, хотя и частично, апробированы в образовательном учреждении. В заключение сформулирован вывод о том, что внедрение такого активного средства обучения, как лэпбук, является эффективным и способствует формированию англоязычной коммуникативной компетенции у младших школьников.
Ключевые слова: требования современного ФГОС; универсальные учебные действия; методика преподавания английского языка в начальной школе; младший школьный возраст; личностно ориентированная система образования; лэпбук («книга на коленках»); УМК «Английский в фокусе - 3»; разработка лэпбука на уроке английского языка.
The paper deals with the problem of developing the English language communicative competence in elementary school students viewed through the prism of the person-centered approach and the use of active teaching methods as well as pedagogical tools. First, the authors define the key concepts, terms, and notions while giving a brief but yet concise review of the works of the outstanding scholars in this scientific field. It is highlighted that the use of the person-centered approach in class is aimed at the rearing of a well-rounded and harmonious new generation. The functions and principles of introducing the technologies into educational process are given a detailed description. Further, the advantages of the lapbook are discussed. It is stated that while designing lapbooks, students develop universal learning skills. The mentioned skills are on the list of crucial requirements of the latest Federal State Educational Standards. Also, the importance of psychological and physiological features of this age group development should be taken into account. The analysis of "Spotlight 3" has proved that the textbook provides good basis for using the active pedagogical tool. The authors have elaborated a plan of designing a lapbook on the topic "Food". To prove the effectiveness of this means in developing the English language communicative competence they tested some of the tasks while teaching the third-graders English in Municipal Budget Educational Institution "School № 121" in Samara. The attempt was a success. The materials of the research can be used in the theory and practice of teaching English.
Keywords: the latest Federal State Educational Standards requirements; universal learning abilities/skills; the methods of foreign languages teaching at the elementary school level; elementary school age children; person/student-centered approach; lapbook; "Spotlight 3" textbook analysis; designing lapbook plan in English classes.
Европейским сообществом признана
необходимость обучения и воспитания всесторонней и многоязычной личности. Россия - значимая часть европейского пространства, и актуальная политическая ситуация, сближение культур предполагают многочисленные контакты с носителями других языков. Поэтому изучение иностранного языка востребовано в нашем обществе. Существует ряд причин, которые обусловливают устойчивость данной тенденции; это, в частности, реализация возможности путешествовать, общение с иноязычными пользователями Интернета, ознакомление с аудио-, видеоматериалами и чтение литературных произведений в оригинале, получение престижной высокооплачиваемой должности. Другими словами, знание иностранного языка необходимо любому человеку для саморазвития и самореализации.
Отметим, что переход к новому ФГОС [1] осложняется низкой мотивацией школьников к учебе в целом и к изучению английского языка в частности. Родители, чтобы заинтересовать предметом и помочь в его изучении, обращаются за помощью к репетиторам, записывают детей в специальные кружки и клубы, отправляют их в языковые летние лагеря. Следовательно, в условиях современного поликультурного мира имеются все предпосылки для пересмотра не только значимости школьного предмета «Иностранный язык», но и его методической базы.
Современная методика преподавания английского языка опирается на идеи, высказанные еще на заре становления методической науки Я.А. Коменским [2], позже Е.И. Пассовым и А.В. Хуторским [3 ; 4]. Однако традиционные принципы и приемы обучения не всегда соответствуют сегодняшней реальности, а порой и вовсе не успевают за развитием всех сфер человеческой деятельности. Решить указанные проблемы, по мнению Е.Н. Солововой и И.С. Якиманской, призвано личностно ориентированное обучение (ЛОО), внедрение кото-
рого - одна из современнеиших тенденции образовательного пространства [5 ; 6].
Отметим огромный вклад в развитие идеи личностно ориентированного обучения в России И.С. Якиманской. Опираясь на методические разработки данного исследователя, мы понимаем личностно ориентированную систему обучения как разновидность современного обучения, которая во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, а следовательно субъ-ектности процесса учения [6]. И.С. Якиманская утверждает, что личностно ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта образования, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает непосредственное включение его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Важно, что принципы ЛОО закреплены в актуальных законодательных актах в сфере образования.
Сегодня внедрение личностно ориентированного подхода в процесс обучения сталкивается с трудностями. Остро стоит вопрос о том, чему и как обучать, учитывая специфику личностно ориентированного подхода, образовательные условия и, конечно же, психолого-физиологические характеристики школьников. Немаловажным является вопрос о компетентности учительского коллектива и его готовности к реализации современных профессиональных стандартов [7]: современные учителя испытывают недостаток теоретических знаний, а также методических разработок по внедрению средств ЛОО.
В образовательном пространстве XXI века особую актуальность и значимость приобретают формирование коммуникативной компетенции, а значит, и использование эффективных путей достижения данной цели. В ходе исследования установлено, что одним из важных аспектов преподавания иностранного языка является выбор педагогических средств обу-
чения, направленных на развитие коммуникативной компетенции.
Считаем, что вышесказанное определяет актуальность изысканий в области поиска новых эффективных методик преподавания английского языка, в частности в начальной школе.
В рамках нашего исследования было проанализировано современное средство обучения английскому языку - лэпбук, разработан план работы с ним. Согласно выдвинутой нами гипотезе, данное средство личностно ориентированной системы обучения является эффективным в плане формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку младших школьников. Выбор начального этапа обучения обусловлен тем, что именно в этот период не только закладываются базовые знания по предмету, но и формируется интерес к учебному процессу в целом.
Теоретической базой для настоящего исследования послужили труды таких известных психологов и методистов в области преподавания иностранных языков, как И.Л. Бим [8], Л.С. Выготский [9], Г.А. Китайгородская [10], Е.И. Пассов [3] и др.
Большой вклад в становление в отечественной педагогической науке понятия «активные средства обучения» внес
A.А. Вербицкий [11]. Согласно его точке зрения, мы наблюдаем переосмысление организации образовательного пространства посредством применения инновационных педагогических технологий. Кратким и емким является определение изучаемого явления, сформулированное М.М. Бирштей-ном [12], основой которого послужили идеи, высказанные А.А. Вербицким. Нельзя не отметить толкование термина
B.Н. Кругликовым, который подчеркивает возможность реализации активных средств обучения в условиях полноценного использования всех компонентов образовательной среды [13].
Что касается цели, для достижения которой активные средства обучения применяются в преподавании английского языка в начальной школе, то она согласуется с требованиями ФГОС НОО [1]. В доку-
менте, в частности, обозначено, что конечным результатом образовательного процесса должна быть всесторонне развитая личность ребенка. Именно применение активных средств обучения обеспечивает личностно ориентированный подход; их использование направлено на создание условий для становления индивидуума, повышение активности участников образовательного процесса. Более того, очевидно, что невозможно добиться поставленных целей без применения всего арсенала средств ЛОО.
Можно утверждать, что в процессе создания и практического использования активного средства обучения лэпбук формируются все типы универсальных учебных действий (УУД), обязательных при обучении иностранному языку в младших классах: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [1, с. 6-7 ; 12].
Во-первых, происходит формирование коммуникативных УУД, включающих умение наиболее полно и точно выражать свои мысли как в устном, так и письменном виде при решении различных коммуникативных задач. В первую очередь учащийся должен знать особенности иноязычного, межкультурного общения, а также способы взаимодействия с окружающими людьми. Кроме того, выпускник начальной школы должен уметь применять элементарные языковые навыки в условиях реальной коммуникативной ситуации и владеть способами поиска компромиссов, а также иметь положительный опыт общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанного на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп. Помимо этого, осуществляется овладение навыками диалогической и монологической форм речи согласно грамматическим и стилистическим нормам языка. Во-вторых, разработка лэпбука позволяет развивать регулятивные и познавательные УУД, а именно умение самостоятельно отбирать и анализировать учебный материал. Кроме того, совершенствуются личностные УУД, так как в процессе работы с лэпбуком
возможна организация различных режимов работы с учетом особенностей учеников [14].
Термин «lapbook» был введен в научно-методический обиход в начале XXI века писательницей из штата Вирджиния Тэмми Дуби. Особую популярность среди преподавателей и родителей лэпбук получил после выхода в свет ее книги «Настольная книга Lapbook» [См.: 15]. Автор впервые предложила такой проект: процесс получения знаний, умений и навыков осуществляется путем создания самим ребенком книги, с которой он может играть, расположив ее у себя на коленях. Преимущества лэпбука очевидны как для теоретиков, так и для практиков: средство активного обучения делает ребенка центральной фигурой урока, соответственно повышает интерес учеников к познанию; данный ресурс является метапредметным, так как объединяет материал различных учебных дисциплин.
В научной литературе пока не существует точного толкования рассматриваемого нами учебного пособия. Приведем некоторые наиболее известные трактовки. Так, Джимми Квик, специалист в области домашнего обучения, определяет лэпбук как незатратный способ создания портфолио или коллекции мини-книг, состоящих из всевозможного рода наглядных бумажных откидных кармашков, обеспечивающих интерактивное пространство для дальнейшей работы. Джоанна Уиттакер, исследователь и обладатель интернет-ресурса, посвященного созданию лэпбука, определяет это пособие как книгу-проект или папку с файлами, размер которой позволяет ребенку положить ее к себе на колени [См.: 16].
Предложим свое определение анализируемого средства: лэпбук - это средство личностно ориентированного обучения, представляющее собой портфолио или папку на определённую тему, созданное непосредственно самим обучающимся. Подчеркнем, что особое оформление позволяет размещать в нем информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любом виде.
Остановимся на существенных преимуществах работы с лэпбуком. В первую
очередь, данный вид деятельности предполагает учебно-познавательную активность самих обучающихся. В ходе работы по созданию книги они должны самостоятельно подбирать информацию, сохранять изученное в памяти, использовать полученные знания на практике. Научно доказано, что лучше запоминается тот учебный материал, который интересен и эмоционально окрашен. Средство ЛОО лэпбук позволяет обучающемуся самостоятельно собирать и склеивать отдельные части в единое целое, украшать созданное пособие, используя всевозможные канцелярские принадлежности, формы и шаблоны, то есть предполагает проявление творчества при изучении предложенной темы. Другими словами, это весьма популярная в западной системе образования hands-on-activity (практическая деятельность).
Данный вид работы может носить как индивидуальный, так и парный или групповой характер. Работая индивидуально, школьник занимается поиском, сбором информации и оформлением работы, рассчитывая только на собственные силы. Этот вариант создания лэпбука необходим, если в группе или в классе есть стеснительные и необщительные учащиеся, которые с трудом находят контакт с одноклассниками. Работа с лэпбуком помогает таким школьникам раскрыть себя и свой потенциал перед учителем и сверстниками. С другой стороны, при работе в паре обучающимся необходимо делить ответственность за выполнение задания. Таким образом, школьники учатся не только распределять обязанности, но и взаимодействовать друг с другом. Работа сообща предполагает формирование бесценного социального опыта, так как каждый чувствует себя значимой частью единой команды. Таким образом, методика работы с лэпбуком отвечает требованиям психолого-педагогического и воспитательного плана. Помимо этого, применение лэпбука на уроках английского языка помогает учащимся развивать не только пассивные языковые навыки (например словарный запас) в процессе поиска информации, но и умение активно использовать единицы в речи. Это
осуществляется за счёт постоянного обращения учеников к наполнению пособия.
Анализируя роль учителя в процессе создания лэпбука, подчеркнем, что его задача не в том, чтобы быть источником информации, а в том, чтобы подталкивать учеников к новым свершениям. Иначе говоря, учитель является сторонним наблюдателем, который лишь направляет учебную деятельность в нужное русло, что также является важным фактором при организации современного учебного процесса с учетом требований ФГОС-2.
Следующим этапом нашей работы явился анализ УМК «Spotlight» Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, предназначенный для учащихся третьего класса общеобразовательного учреждения [17 ; 18]. Он показал, что учебник основан на традиционном подходе к обучению; мы отметили недостаток учебных материалов, ориентированных на создание личностно ориентированной среды обучения. Для примера рассмотрим следующее задание: Say the words in the plural: chair, duck, bed, boat, candle, burger, boy etc. Оно является типичным образцом grammar drills (вид учебной деятельности, нацеленный на отработку определенного навыка посредством многоразового повторения), которые могут использоваться как часть системы упражнений на освоение формы множественного числа. Однако задания такого рода не дают результатов в плане формирования коммуникативной компетенции, являются однообразными и негативно воспринимаются младшими школьниками.
Далее мы предприняли попытку дополнить традиционное наполнение данного УМК использованием лэпбука. Мы исходили из того, что данное активное средство обучения может быть гармонично включено в традиционный ход работы на уроке. Этот инструмент ЛОО позволяет не только связать между собой лексические единицы и грамматические правила конкретного раздела или модуля, но и улучшить языковые навыки и речевые умения обучающихся, расширить их знания, развить социокультурную компетенцию, повысить моти-
вацию к изучению английского языка. Наиболее показательным и уместным, на наш взгляд, является создание макета по материалам третьего модуля «All the Things I Like (Food)».
Однако для эффективной реализации проекта требуется наличие особой методики создания модели ЛОО. Мы представили алгоритм изготовления «книжки на коленях» от первых шагов-кармашков до конечного красочного продукта.
В первую очередь опишем требования к процессу предварительной подготовки, который осуществляется непосредственно преподавателем. Учителю прежде всего необходимо определиться с выбором темы или аспекта/навыка, которые будут отрабатываться/формироваться при создании лэпбука. Подчеркнем, что с учетом психолого-физиологических особенностей младших школьников, а также в зависимости от уровня успеваемости учащихся данное средство ЛОО может содержать в себе материал, раскрывающий лишь один определенный аспект языка (например, грамматическую модель). С другой стороны, при разработке лэпбука могут быть задействованы практически все навыки одновременно, что мы и демонстрируем в практической части нашего исследования.
Следующим шагом работы является составление макета, разработка дизайна, содержания. На данном этапе педагог производит тщательный отбор единиц учебного материала, а также находит пути и способы интересной ученикам их презентации. Далее его основная задача может быть сформулирована следующим образом: создание комплекса упражнений, нацеленных, с одной стороны, на развитие языковых навыков, а с другой - подходящих для наполнения лэпбука. Кроме того, необходимо изложить выбранный учебный материал в интерактивной форме, тем самым обеспечив интерес учащихся к работе с лэпбуком. Это позволит организовать образовательную среду, которая располагает к освоению школьной программы в интересной, непринужденной форме.
Следующая стадия работы - непосредственное изготовление пособия, поэтому понадобятся определенные канцелярские принадлежности (цветная бумага, карандаши, ножницы, клей и т.п.) для создания шаблонов, вкладышей, откидных кармашков различных форм и размеров. Так, основа лэпбука может быть создана с использованием картона или же пластиковой папки, а его наполнение может представлять собой графики, фотографии, картинки, копии раздаточного материала, ми-
Этапы изго
ни-книги, откидные элементы, рисунки, чертежи, диаграммы, временные ленты, интерактивное пространство для последующего заполнения и применения с образовательной целью. Применение самых разных средств и техник оформления является необходимым условием для создания красочного лэпбука. Внутри данного этапа выделяются несколько «подэтапов».
Этапы изготовления анализируемого активного средства обучения представлены нами в таблице.
шя лэпбука
Периоды и этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
I. Подготовительный
Этап мотивации и целеполагания Знакомство с основными аспектами предстоящей работы; обоснование актуальности применения конечного продукта Уточняют информацию; обсуждают задание; задают вопросы; выявляют цели работы Знакомит с базовыми принципами будущей работы в игровой форме; мотивирует учащихся к созданию лэпбука; помогает в постановке целей проекта; наблюдает за выполнением заданий
Этап планирования Определение названия и организации лэпбука; выбор режима работы; определение источников информации, способов ее сбора и анализа Решают поставленные задачи; определяют источники информации Косвенно руководит; сопровождает учащихся в поиске решений
II. Основной
Этап выполнения Поэтапное создание элементов лэпбука, основанное на материале в рамках урока/раздела/модуля Собирают информацию по элементам книжки; анализируют идеи; постепенно оформляют проект Направляет процесс создания лэпбука; составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью
III. Заключительный
Этап подведения итогов Проведение контрольного среза в игровой форме «Now I Know» Принимают участие в мероприятии Наблюдает; модерирует процесс игры
Этап проверки и оценки результатов Анализ выполнения проекта по созданию лэпбука; проверка достигнутых результатов (успехов и недостатков); анализ достижения поставленной цели; оценка результатов Проводят самоанализ проекта и самооценку; делятся впечатлениями о проделанной работе (feedback) Участвует в анализе и оценке результатов проекта
Представим некоторые из разработанных нами материалов.
Так, при введении активного вокабу-ляра ученики, используя набор изображений по теме, заполняют книжку-шаблон «Shopping List» (рис. 1). Одновременно от-
рабатывается написание единиц, запоминаются их значения. Впоследствии шаблон станет одним из вкладышей - элементом лэпбука. Приведем пример формулировки подобного задания: Everyone goes shopping. Let's do it right now! Make up a list of things you're going to buy in the grocery store.
Рис. 1. Вкладыш
При прослушивании песни о еде из учебника [18, c. 42], на наш взгляд, будет уместным создать еще один элемент лэпбу-ка - шаблон «Пианино» (рис. 2). При первичном восприятии аудиотекста учитель просит учащихся поднять картинки со словами, которые они слышат. После этого
«Shopping List»
аудиофрагмент должен быть прослушан еще 2 раза. Затем учащиеся: 1) заполняют пропуски словами (Listen to the song one more time and fill in the gaps) ; 2) заменяют слова из текста изображениями (Replace the words with the pictures in the text and sing the song).
Рис. 2. Шаблон «Пианино»
Данные задания помогают развивать различные языковые навыки (лексические, грамматические, произносительные, интонационные, графические, орфографические), что, в свою очередь, способствует постепенному формированию коммуникативной компетенции.
Заключительным заданием первого урока по теме является создание коммуникативной ситуации, направленной на отработку диалогической речи, закрепление изученной лексики и речевых структур: Look at the pictures and make a dialogue
about your favourite food [18, c. 42]. Здесь представляется уместной разработка вкладыша лэпбука со структурами «I like / I don't like...» (рис. 3). Он может представлять собой откидные кармашки с соответствующими заданной теме изображениями (эмодзи «веселый/грустный», «большие пальцы вверх/вниз» wn) или же petal books «My favourite.». Внутреннее пространство учащийся заполняет самостоятельно в соответствии с личными предпочтениями, при необходимости сопровождая записи рисунками.
Рис. 3. Вкладыш лэпбука со структурами «I like /1 don't like.
Увлекательно и эффективно проверить задание из учебника на прослушивание и чтение комикса можно созданием шаблона-кармашка, в который будут помещены компоненты комикса [18, c. 43]. Учитель перемешивает картинки из сюжета в произвольном порядке, и ученики должны сложить части, чтобы воссоздать оригинальную версию. При этом текст комикса сопровождает grammar box, где приведены примеры употребления английского глагола «like» в различных по типу высказывания предложениях - утвердительных и отрицательных. Так как ранее был создан шаблон макета «I like / I don't like...», мы предлагаем детям следующее задание: Work in pairs. Exchange your templates. Read the information what your classmate likes or doesn't like. Be ready to talk about it in front of the class. Таким образом, учащиеся повторят пройденную конструкцию «I like / I don't like.» и учатся применять ее для
построения высказываний от третьего лица единственного числа, избегая распространённой ошибки, связанной с отсутствием окончания «s» у глагола.
Завершение урока в игровой форме станет эффективным решением: задание «Look and find the words» поможет также провести этап рефлексии [18, c. 45]. В качестве домашнего задания предлагаем ученикам следующее: «This is a matching game. Draw some fruits and vegetables of 4 different colours. Place the correct coloredfruit or vegetable into the correct color pocket». Важно отметить преимущества подобного вида работы для самостоятельной деятельности дома. Игра направлена на увеличение числа единиц активного вокабуляра по теме, является современной альтернативой традиционным формам домашней работы учащихся, а также послужит ярким и полезным дополнением к основным окошкам создаваемого лэпбука (рис. 4).
Uonlthv
Рис. 4. Пример выполнения задания
Одно из занятий в модуле «All the Things I Like» авторы УМК предлагают начать с работы над новыми словами по теме: meat, potatoes, biscuits, milk, cake, orange juice, pasta, carrots, sausages, rice, popcorn, Coke. Ученикам необходимо прослушать запись и повторять за диктором единицы, обращая внимание на сопутствующие иллюстрации: Look, listen and repeat. Это классическое для первичного предъявления лексики задание мы предлагаем дополнить. На наш взгляд, целесообразно изготовить две мини-книги «Healthy Foods» и «Unhealthy Foods» (рис. 5), которые орга-
нично войдут в состав лэпбука. Учащиеся в рамках домашнего задания сделали карточки/картинки с изображением продуктов; учитель просит распределить их на две категории: If you eat healthy food, you will be strong and smart. Every day your body needs fruits, vegetables, grains, protein and dairy. Limiting sweet and junk food is essential for your health. This activity has two mini-books and pictures of different types of food. Place examples of goodfood in the "Healthy Foods " mini-book. Place examples of bad food in the "Unhealthy Foods " mini-book.
Рис. 5. Мини-книги «Healthy
Предлагая младшим школьникам задание подобного рода, мы учитываем важные требования ФГОС-2 к достижению ме-тапредметных результатов [1]. Предложенный путь изучения вокабуляра способствует увеличению словарного запаса; позволяет избежать стандартизированных способов обучения лексике, стимулирует критическое мышление. Кроме того, обучение в начальной школе - время интенсивного роста и развития организма детей. Поэтому пополнение словаря с позиции здорового питания помогает сберечь здоровье детей [19].
Таким образом, наша «книжка на коленях» по теме «All the Things I Like» содержала следующие элементы: иллюстрации в форме карточек на тему «Food», шаблон «Shopping List», кармашек «Piano», вкладыши «My favourite.» и «Colour pock-ets», комикс-паззл, набор мини-книг, открытку «Shopping Song», почтовый конверт, matchbooks «Food Groups», игровое поле «I spy».
Foods» и «Unhealthy Foods»
Разработанный лэпбук прошел частичную апробацию в МБОУ «Школа № 121» г.о. Самара; получены положительные отзывы от учеников, их родителей, педагогов.
Внедрение на основе традиционных материалов базового школьного учебника данного активного средства ЛОО позволяет решить ряд важных задач. В процессе создания каждого компонента лэпбука формируются навыки и умения, приобретается опыт коммуникации на английском языке. Более того, работа такого рода развивает критическое мышление, способствует установлению метапредметных связей; другими словами, в полной мере удовлетворяет актуальные требования стандартов к обучению младших школьников. Используя технику лэпбук, педагог имеет возможность воспитать личность, которая нужна современному обществу, - личность, нестандартно мыслящую, способную предлагать и реализовывать различные идеи.
* * *
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 M 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» (ред. от i8.i2.20i2). URL: Минобрнауки.рф/документы/373 (дата обращения: 27.11.2019).
2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, i955. 281 с.
3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М. : Русский язык, 1989. 178 с.
4. Хуторской А.В. Современная дидактика : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2001. 544 с. (Серия «Учебник нового века»).
5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 2006. 125 с.
6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М. : Педагогика, 1979. 144 с.
7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 M 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». URL: http://www.con-sultant.ru/law/hotdocs/30085.html/ (дата обращения: 05.ii.20i9).
8. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. M 2. С. ii-i5.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, i99i. 480 с.
10. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам М. : Московский ун-т, 1986. 175 с.
11. Вербицкий А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 03.11.2019).
12. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига : АВОТС, 1989. 304 с.
13. Кругликов В.Н., Платонов Е.В. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. М. : П-2, 2006. 190 с.
14. Егорина В.С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования // Начальная школа плюс до и после. 20i3. M 10. С. 38-42.
15. Diane Larsen-Freeman. Techniques and Principles in Language Teaching. Oxford : Oxford University Press, 2000. i89 р.
16. Homeschool. Marketing. URL: homeschool.marketing (дата обращения: 0i.ii.20i9).
17. Английский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Быкова [и др.]. 2-е изд. М. : Express Publishing : Просвещение, 2008. 78 с.
18. Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д. Английский язык. Английский в фокусе : учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение : Express Publishing, 2012. 143 с.
19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.i2.20i0 M i89 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-i0 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"». URL: https://rg.ru/20ii/03/i6/sanpin-dok.html (дата обращения: 15.09.2019).