ЛЭПБУК КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
А.В. Овчинникова, канд. пед. наук, доцент О.А. Новикова, старший преподаватель Академия социального управления (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-8-1-24-29
Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования Лэпбукинга на уроках английского языка и обосновывается актуальность применения этой педагогической технологии в сочетании с другими методиками и педагогическими технологиями в условиях обновленных ФГОС. Авторами описаны виды лэпбуков - интерактивных тематических папок в зависимости от назначения, формы и организации материала, а также способы организации работы над ними (индивидуальные, парные и групповые). Особое внимание уделяется организации групповой работы по созданию лэпбука как проекта, разработан поэтапный алгоритм с учетом требований к обучающихся на малые группы, этапа целеполагания, планирования деятельности, непосредственно работы над лэпбуком-проектом, отчёта о работе и рефлексии. Описаны варианты лэпбуков-проектов для обучающихся разных ступеней средней школы и приведены примеры лексических и грамматических тем, которые можно отработать при помощи данной педагогической технологии в конкретных параллелях. Каждый пример дополнен практическими рекомендациями по организации работы над ними, основанными на педагогическом опыте авторов. В конце статьи авторами делается вывод об универсальности и современности Лэпбукинг и потенциале этой педагогической технологии для развития универсальных учебных действий обучающихся.
Ключевые слова: лэпбук, лэпбукинг, интерактивная тематическая папка, педагогическая технология, групповая работа.
Системно-деятельный подход, лежащий в основе обновленных ФГОС, предписывает учителям применение образовательных технологий, методов и приёмов, активно вовлекающих обучающихся в познавательную деятельность, формирующих личностные, метапредметные и предметные учебные действия [1, с. 8].
В этой связи всё более широкое распространение в урочной практике получают такие образовательные технологии, как технология критического мышления, проектная технология, кейс - технология, эффективно содействующие работе учителя по формированию у обучающихся умений работать с информацией, систематизировать ее, интерпретировать, решать проблему, создавать собственный продукт.
Одной из технологий, в возрастающей степени, доказывающей эффективность своего применения в процессе достижения
поставленных целей при обучении иностранным языкам, является ЛЭПБУКИНГ.
ЛЭПБУК (lapbook) - означающий в дословном переводе с английского «книга на коленях» (lap - колени, book - книга), является сравнительно новым технологическим средством обучения, которое представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по какой-то определенной теме [2, с. 734-739].
Такие интерактивные тематические папки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме, имеют яркое оформление, четкую структуру, разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Существует несколько разновидностей интерактивных тематических папок:
- в зависимости от назначения: учебные, игровые, праздничные, автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни, например, путешествии);
- в зависимости от формы: стандартная книжка с двумя-четырьмя разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка;
- в зависимости от организации материала: стандартные кармашки и конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся и высовывающиеся детали, карточки, теги, стрелки, головоломки (пазлы), листы, содержащие тексты и задания к ним, чистые листы для записей.
Лэпбукинг носит универсальный характер и может быть интегрирован в другие педагогические технологии: игровую, проектную, технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре и т.д.
Практика использования этой технологии требует определить главного автора, создателя лэпбука: им может быть учитель или ученик.
Учитель создает лэпбук для решения дидактических задач, напр., для введения, закрепления нового материала, систематизации изученного материала или развития определенного навыка обучающихся.
Ученик создает лэпбук как проект, как продукт, имеющий практическое значение для него или окружающих. Над проектом обучающийся может работать как индивидуально, так и в группе. На всех этапах работы над такой интерактивной папкой учитель обеспечивает обучающихся необходимыми материалами (основа лэпбука, кармашки, клей и т.д.) и организует работу. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. На этапе основной и старшей школы обучающиеся работают самостоятельно, учитель контролирует, направляет и оценивает работу.
Лэпбук - итоговый результат совместной работы со школьниками по той или иной теме, его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае обучаю-
щиеся будут готовы к изготовлению тематической папки, и она выполнит свою роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Школьникам можно предложить различные формы организации учебных занятий по созданию тематических интерактивных папок: индивидуальную, парную и/или групповую [3, с. 10].
Работа учителя совместно с каждым учеником по индивидуальному изготовлению папки имеет свои преимущества, поскольку ученик, активно работая над всеми нюансами своего лэпбука, лучше усваивает учебный материал. Работая индивидуально с тематическим материалом, он проводит наблюдения, выполняет задания, изучает, закрепляет и создает информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ученик может освежить свои знания по той или иной теме. Индивидуальная форма работы психологически комфортна нерешительным и необщительным детям, изготавливая лэпбук как предлагаемый учителем проектный продукт, дети с такими личностными чертами смогут отнестись к своей деятельности творчески, дать возможность раскрыться своему художественному потенциалу.
Если работа по созданию обучающимися лэпбука организовывается учителем в парах или в группе, то обучающиеся учатся умениям распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом. Совместная работа над интерактивной тематической папкой формирует бесценный социальный опыт, так как каждый ребенок чувствует себя членом команды [4, с. 37].
Следует учитывать, что групповые формы работы над лэпбуками требуют особой подготовки. Перед началом работы учителю целесообразно показать мастер-класс по изготовлению интерактивной папки, объяснить ее назначение. В дальнейшем, при получении обучающимися собственного опыта, этот этап не нужен.
В случае работы с группой детей возможны два варианта:
1. Учитель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку.
2. Группами создаются отдельные лэпбуки-проекты по одинаковой или разным темам.
При создании лэпбуков в группах после показа презентации и проведения мастер-класса следуют стандартные этапы работы в группе:
- деление на группы подходящим к условиям класса способом;
- целеполагание с презентацией критериев оценивания;
- планирование и постановка целей в группе;
- создание интерактивной тематической папки;
- отчет о работе группы - презентация и оценивание;
- рефлексия.
На заключительном уроке по теме, после презентации работ можно предложить детям обменяться лэпбуками, чтобы рассмотреть, выполнить задания, «поиграть» с тематической папкой одноклассников индивидуально, в парах и группах, выбрать самый интересный, полный, красочный проект. Если в кабинете оформить временную выставку лэпбуков, она без сомнения привлечет внимание обучающихся на переменах, и они смогут повторять освоенный материал. Важно, чтобы интерактивная тематическая папка не становилась экспонатом, пылящимся в классе, необходимо относиться к ней как проекту, приносящему пользу - закрепление и активизацию изученного материала.
Рассмотрим некоторые примеры создания интерактивных тематических папок на уроках английского языка на различных этапах обучения в школе.
В самом начале изучения английского языка интерактивные тематические папки помогают организовать работу над алфавитом и лексикой. Например, лэпбук для изучения алфавита "My English Alphabet" может создаваться как на одну букву, так и на целый алфавит. В качестве дидактического наполнения таких проектов, прежде всего, предлагаются задания на орфографию - правильное написание, начиная с соотнесения заглавных и строчных букв и прописей, когда образец написания буквы обклеивается прозрачной пленкой и мож-
но его обводить фломастером и стирать, до кармашка с заданием «пропиши букву по образцу». Так же следует использовать задания типа лото - на соотнесения карточек с картинками и написанными словами.
Простые в исполнении и красочные интерактивные тематические папки можно создать практически по всем темам, постепенно расширяя лексику и вводя сопряженный с ней грамматический материал. Например, тему "Colours" можно комбинировать с изучением глагола to be; "Family", "Clothes" с глаголами to be, to have, "Weather and seasons" - Present Simple; "Animals" - модального глагола can.
Очень занимательные и красивые лэпбуки можно создать по теме "Food". Они могут выглядеть как корзина или тележка для продуктов, холодильник, поднос, тарелка или стол накрытый для разных приемов пищи (завтрак обед, ужин). В такой интерактивной папке изучение и отработку лексики можно объединять с многими грамматическими темами по английскому языку: обороты there is/are; Present Simple; множественное число исчисляемых и неисчисляемых существительных; неопределенный артикль a/an и неопределенные местоимения some/any; неопределенно-количественные числительные (a lot of, many, much, few, little, a few, a little).
Работая с таким полифункциональным лэпбуком, обучающиеся могут не только выполнять задания на сортировку лексики по категориям и соотнесение лексики с грамматическими единицами, но, например, могут «накрыть стол к завтраку», выбрав из кармашка соответствующие карточки с лексикой и картинки. После это учащиеся могут описать стол, рассказать каких продуктов на нем много или мало, что они любят есть на завтрак. Таким образом, лэпбук используется как вербальная и/или невербальная основа для диалогического или монологического высказывания [5, c. 34-42].
Обучающиеся основной и старшей школы, как правило, достаточно хорошо владеют лексикой и грамматикой, обладают достаточным кругозором, у них сформированы межпредметные связи, поэтому их интерактивные тематические папки от-
личаются большей содержательностью и оригинальностью. На этих этапах обучения существуют все условия для использования технологии лэпбукинга с целью развития у обучающихся умений критического мышления, мыслительных операций, связанных с осмыслением и переработкой большого объема информации.
Все темы, связанные с предметным содержанием речи при изучении иностранного языка в основной и старшей школе ( хобби, спорт, искусство, здоровый образ жизни, экология, путешествия и многом другое) могут быть найти в лэпбуках интересное, оригинальное отражение.
Необходимость формирования у обучающихся грамматических навыков более высокого уровня на этапе старшей школы мотивирует учителей на поиск активных методик, способствующих прочному закреплению грамматических навыков и использованию их в учебных и реальных ситуациях общения. Создание интерактивных тематических папок по грамматическим темам - одно из решений, позволяющее закрепить навыки, обобщить, систематизировать грамматические знания.
Так, например, можно создать лэпбуки по всем группам глагольных времен, где материал будет представлен в схемах и отражён в упражнениях. Примеры таких интерактивных заданий:
- «дверцы», на которых написана формула-схема образования грамматического времени; когда «дверца» открывается можно прочитать название времени;
- карманы с карточками - формами неправильных глаголов для соотнесения;
- «наборы» карточек с грамматическими формами для заполнения сводной таблицы времен;
- карманы с подстановочными и переводными упражнениями;
- карточки с наречиями-маркерами времен и разрезанными предложениями - задание на восстановление порядка слов;
- карточки с описанием коммуникативной ситуации - подумать, какому времени она соответствует;
- карточки с набором глаголов и наречий-маркеров - составь рассказ, используя все изученные прошедшие времена.
Приведем пример проектной работы с созданием лэпбука по итогам прохождения грамматической темы Past Tenses в рамках модуля «Great people and legends» (УМК «Звездный английский» - 6 класс). В одном из разделов модуля шестиклассники знакомятся со сказочными героями народов мира и разбирают теоретический материал об употреблении прошедших времен при повествовании, изучается схема сказки-повествования и необходимые вводные фразы. Ученикам предлагается создать лэпбук про волшебного персонажа русской сказки: волка, волшебного коня, Бабу Ягу или Змея Горыныча.
Для мотивации представляется следующая ситуация: вы разработчики настольной игры, основанной на русских народных сказках. Создайте лэпбук про персонажа чтобы обосновать важность его использования в игре.
Могут быть предложены следующие критерии:
- создан лэпбук, представляющий персонажа русской народной сказки, отражающий описание внешности, способностей и характера;
- письменно передано содержание сказки, в которой участвует персонаж (10-15 предложений);
- есть название сказки, зачин, основные события и концовка (в отдельных абзацах);
- правильно использованы прошедшие времена (Past Simple и Past Continuous);
- правильно использованы средства логической связи (Once upon a time, suddenly, then, etc.);
- есть иллюстрации;
- письменное высказывание хорошо оформлено (без орфографических ошибок и помарок);
- устная презентация проекта (6-8 предложений про то почему персонаж должен быть в настольной игре).
Ученики работают в группах из 4 человек, пишут на английском языке (переводят) сказку с участием персонажа и создают лэпбуки, включающие разделы "Appearance", "Abilities", "Traits of Character", "Story", которые могут содержать следующие варианты интерактивных заданий:
- прочитай сказку и подбери иллюстрацию к каждому абзацу (иллюстрация на карточке в кармашке);
- правильно употреби глаголы в тексте сказки (раскрой скобки);
- восстанови текст сказки (сказка разрезана на абзацы);
- дополни текст сказки вводными фразами (СЛС) из предложенного списка;
- распредели черты характера по персонажам (Баба Яга и Царевна Лягушка) -разложить карточки в кармашки с изображениями персонажей;
- раздели черты персонажа на положительные и отрицательные (работа с карточками и двумя конвертами);
- подумай, какого слова не хватает -дополни описание внешности Змея Горы-ныча (части тела);
- реши кроссворд по теме «Волшебные предметы» (яблоко, меч, река, метла, печь и т.д.).
После презентации, обучающиеся обмениваются проектами и работают над интерактивными заданиями, при этом в каждой группе присутствует ученик-эксперт, объясняющий суть задания и проверяющий ответы. Обучающиеся получают оценки за проект и за работу с чужим лэпбуком.
При изучении темы "Healthy lifestyle" в старшей школе можно предложить обучающимся создать лэпбук о здоровой еде, распорядке дня, полезных и вредных привычках, истории спорта.
Предложим алгоритм создания интерактивной тематической папки по теме "Popular sport games". Сначала над проектами обучающиеся работают в группах, ими оформляется интерактивная стенгазета об одном из популярных видов спорта. С точки зрения содержания, обучающиеся
могут отразить информацию об истории создания, правилах, атрибутики этого вида спорта, подобрать интересные факты о выдающихся командах и спортсменах.
После отбора материала и обсуждения с учителем необходимых содержательных акцентов, обучающиеся оформляют лэпбук интерактивными заданиями. Например, рубрика "Who is who" - два кармана: один с карточками-изображениями спортсменов, другой с карточками-текстами, содержащими широко и малоизвестные факты из их жизни, задание - соотнесите. Рубрика "Rules" -сгенерированные QR-коды, по которым можно посмотреть аутентичное видео, описывающее правила спортивной игры и ответить на вопросы теста. Рубрика "History" - конверт содержит текст об истории спорта, разрезанный на абзацы - задание соотнести текст с заголовками, вариант -восстановить тест в правильном порядке. Рубрика "Sports vocabulary" - кроссворд по лексике, имеющей отношение к конкретному виду спорта. Во время презентации проекта обучающиеся рассказывают об игровом виде спорта и предлагают одноклассникам поработать с их лэпбуком, заполнив по итогам работы таблицу «знаю - хочу знать - узнал» или создав синквейн.
Приведенные примеры применения лэпбукинга иллюстрируют его универсальность, современность и полное соответствие этого методического ресурса требованиям обновленных ФГОС. При правильной организации работы на основе этого ресурса создаются условия для развития личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий школьников всех возрастных групп, а также для развития их творческих способностей.
Библиографический список
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).
2. Бойко В.С. Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста / Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в контексте акмеологических идей // Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. В 4-х томах под редакцией Л.А. Деминской, Ю.А. Романенко [и др.]. - Том. 4. Часть 1 - С. 74-79.
3. Кобелькова В.Н. Технология лэпбук как средство организации научно-исследовательской деятельности школьников на уроках химии и биологии // Актуальные проблемы естественно-технологического образования - Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Саранск, 2021 - С. 10.
4. Эрданова А.Н. Технология лэпбук и её практическое применение на уроках физики // Science and Education. - 2020. - №3. - C. 734-739.
5. Адаева О.М., Малахова Е.Д. Использование лэпбука на уроке английского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативной компетенции // Поволжский педагогический вестник. - 2020. - №4 (29) - С. 34-42.
LAPBOOK AS A PRODUCT OF SCHOOL STUDENTS' ACTIVITY AT ENGLISH
CLASSES
A.V. Ovchinnikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor O.A. Novikova, Senior Lecturer Academy of Public Administration (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses the possibilities of using Lapbooking in English lessons and substantiates the relevance of using this pedagogical technology in combination with other methods and pedagogical technologies in the context of the updated Federal State Educational Standards. The authors describe the types of lapbooks - interactive thematic folders depending on the purpose, form and organization of the material, as well as ways to organize work on them (individual, pair and group). Particular attention is paid to the organization of group work to create a lapbook as a project, a step-by-step algorithm has been developed taking into account the requirements for students in small groups, the stage of goal setting, activity planning, direct work on a lapbook project, work report and reflection. Variants of lapbook projects for students of different levels of secondary school are described and examples of lexical and grammatical topics that can be worked out using this pedagogical technology in specific parallels are given. Each example is supplemented with practical recommendations for organizing work on them, based on the pedagogical experience of the authors. At the end of the article, the authors make a conclusion about the universality and modernity of lapbooking and the potential of this pedagogical technology for the development of universal learning activities for students.
Keywords: lapbook, lapbooking, interactive thematic file, educational technology, group work.