Наримбетова З.А. преподаватель
Чирчикский государственный педагогический институт
Ташкентская область Бекирова Э.Р. студент 3 курса
Чирчикский государственный педагогический институт
Ташкентская область
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ
ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: В статье акцентируется важность формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики. Рассматривается использование инновационной технологии «ЛЭПБУК» иего использование в образовательном процессе.
Ключевые слова: Лэпбук, инновационное средство, обучение,образовательный процесс, совместная деятельность, творческий потенциал.
Narimbetova Z.A.
lecturer
Chirchik State Pedagogical Institute, Tashkent region
Bekirova E.R. 4th year student Chirchik State Pedagogical Institute
Tashkent region
INCREASING THE COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER PUPILS
WHEN USING THE INNOVATIVE TECHNOLOGY "LAPBOOK" AT THE LESSONS OF MATHEMATICS
Abstract: The article focuses on the importance of the formation of cognitive activity of primary school students in mathematics lessons. The article considers the use of innovative technology "LAPBOOK" and its use in the educational process.
Keywords:LAPBOOK, innovative tool, training, educational process, joint activity, creative potential.
На современном этапе совершенствования системы образования, проблема формирования познавательной активностиу младших школьниковна уроках математики очень актуальна.
Сегодня государством поставлена задача воспитать, обучить и подготовить совершенно новое поколение - активноеи любознательное. При этом, содержание и методы обучения в математике должны быть направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их поопределенному признаку и т.п.
Результаты проводимых различных исследований свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности младших школьников и о недостаточно сформированной потребности в самостоятельном познании изучаемого материала.
Однако, современная педагогика, существенно изменив подходк организации образовательной деятельности и делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление младших школьников, целенаправленно устремляет их на достижение определенных познавательных задач для получения ожидаемых положительных результатов.
В связи с этим перед педагогами начальной школы стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с обучаемыми. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у младших школьников интереса к созидательной деятельности.
Поиск новых форм, методов, средств, адекватных целям развития участников образовательного процесса, требует тщательной подготовки, поэтомупреподавателям начальной школы необходимо искать и внедрять в свою работу новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности ребенка.
С.В. Зенкина отмечает, что «применение инновационных технологий прежде всего, позволяет активизировать задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых» [1].
Следовательно, необходимо сделать так, чтобы некоторые сведения оставались в памяти ученика, и он смог пользоваться этими знаниями без затруднений. Способом достижения этой цели и является применение различных технологий.
В поисках новых форм взаимодействия, средств обучения, способствующих познавательному и творческому развитию младших школьников, мы обратили внимание на «ЛЭПБУК».
«ЛЭПБУК» - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (LAPBOOK) значит «наколенная книга»(LAP-колени, BOOK-книга). Он представляет собой тематическую папку, книжку-раскладушку, в которой собраны материалы по одной определенной теме.
В такой папке собирается материал, который помогает младшему школьнику систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.
В зависимости от формы «ЛЭПБУК» может составляться в виде стандартной книжки с двумя-тремя разворотами, книжка-гармошка, фигурной папки. Материал на «ЛЭПБУК» оформляется как стандартные кармашки, обычные фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, дверцы; вращающиесяили высовывающиеся детали, карточки, теги, стрелки, пазлы, чистые листы для заметок.
По мнению Е. Тихомировой, «ЛЭПБУК» - папка или картонная основа, на которую наклеены кармашки разной формы, маленькие книжки, книжки-гармошки, коробочки с сюрпризами и тому подобное.
Также она считает, что это не просто интерактивная папка, а эффективная технология обучения, которая отвечает современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса, а именно «ЛЭПБУК»:
информативен;
полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания);
пригоден к использованию одновременно группой учащихся; обладает дидактическими свойствами;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
его структура и содержание доступны возрасту;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся [3].
Разработка «ЛЭПБУКА» решает ряд задач современного образования: учащиеся качественнее усваивают изучаемый предмет, учатся всесторонне смотреть на проблему, ставить и решать задачи, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
А.А. Зяблицкая считает, что «ЛЭПБУК» - портфолио или книжечка с кармашками, небольшими текстами, подвижными деталями, которая содержит информацию в картинках. Специфика «ЛЭПБУКА» заключается в усвоение знаний, их обобщении и систематизации по определённой теме. Карточки в «ЛЭПБУКЕ» можно самостоятельно доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению [2].
Технология изготовления «ЛЭПБУКА» - творческий процесс, в ходе которого ученики самостоятельно находят информацию, анализируют ее и, конечно же, создают свой проект. Работа по изготовлению книжек с картинками носит творческий характер, помогает ребёнку расширять кругозор и действовать креативно. Вследствие этого формируются умения и навыки, необходимые для преодоления трудностей и поставленных
задач. При создании проекта младший школьник может составить собственную страничку в «ЛЭПБУКЕ», посвященную определенной теме [1].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что чаще всего такие папки применяют в начальном образовании. Это оптимальный и вместе с тем креативный способ выполнения исследовательских и творческих работ, в процессе которых младший школьник самостоятельно изучает, анализирует и систематизирует материал.«ЛЭПБУК», содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек-раскладушек, будет способствовать развитию мелкой моторики детей. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать тематическую информацию. Таким образом, на начальной ступени обучения, он является эффективным средством обучения, т.к. у него есть несколько явных преимуществ:
> это оригинальная форма организации учебного материала, отличающаяся от ставших уже традиционными коллажей, опорных конспектов;
> дает возможность задействовать сразу несколько органов чувств -зрение, тактильные ощущения;
> это творческий результат индивидуальной или групповой работы обучающихся;
> самостоятельный процесс создания «ЛЭПБУК»ов дает возможность самостоятельно найти творческое решение и повторить материал, узнать новую информацию в ненавязчивой форме;
> его можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности, например, при выполнение проектной деятельности;
> помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме;
> формирует у младших школьников умение находить нужную информацию среди множества источников.
> Также, следует отметить, что «ЛЭПБУК» обеспечивает:
> возможность учитывать индивидуальные способности младших школьников (задания разной сложности);
> разнообразие игровых заданий;
> интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
> возможность структурировать сложную информацию;
> возможность разнообразить самую скучную тему;
> научить простому способу запоминания;
> компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
> вариативность использования заданий;
> возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Необходимо констатировать, что еще одним из плюсов «ЛЭПБУКА» является возможность использования разных форм организации учебной деятельности обучающихся (индивидуальная, групповая, парная работа).
Работая индивидуально, младший школьник занимается сбором информации и творческим оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои способности. Данная деятельность помогает младшему школьнику раскрыть себя и показать свой потенциал перед учителем и сверстниками.
С другой стороны, работая в паре, ответственность делиться между собой. Младшие школьники стараются выполнять все задания сообща или каждый свою микротему.
Групповая форма предполагает взаимоотношение между учениками. Главной задачей является то, что каждый должен осознавать свою значимость в группе и нельзя допускать, чтобы кто-то остался без задания. В группе младшие школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения и стараются выполнить задания максимально хорошо и качественно.
Проведя краткий анализ положительных сторон применения «ЛЭПБУКа»в учебно-воспитательном процессе младших школьников, можно сделать ряд основных выводов:
во-первых, «ЛЭПБУК» помогает обучаемому по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал);
во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного; в-третьих, ученик научится самостоятельно собирать и организовывать информацию - хорошая подготовка к написанию рефератов.
в-четвёртых, «ЛЭПБУК» хорошо подойдет для занятий в группах. Данная форма работы поможет педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества младший школьник становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений, задач, упражнений, игр. Такая увлекательная форма работы создаст условия для развития личности, мотивации и способностей ученика.
Рассмотрим один из практических примеров применения инновационной технологии «ЛЭПБУК» на уроках математики при изучении темы: «Доли и дроби».
Отметим, что первыми задачами, которые рассматриваются в начальной школе при изучении темы «Доли и дроби» являются задачи, цель которых заинтересовать младших школьников изучением нового материала.
В учебниках математики для начальных классов сведения о дробях ученик получает через систему практических действий над реальными объектами, величинами и описание этих действий на языке специальных математических символов.
Методическая проблема знакомства младшего школьника с дробями состоит в выборе учителем целесообразного множества исходных объектов, каждый из которых должен делиться нацело, и практических действий (операций), которые ученик будет выполнять над выбранным множеством объектов или единичном объекте. Понятие дроби, таким образом, отождествляется с результатом этой операции [4].
В процессе формирования представлений о долях и дробях учащиеся должны овладеть следующими умениями:
записывать дробь, ориентируясь на модель объекта или рисунок; сравнивать доли (дроби) с опорой на модель объекта (рисунок, чертёж);
находить долю (часть) целого (делением объекта или множества объектов на равные части);
восстанавливать целое (число) по известной его доли (дроби). Все означенные выше действия с дробными числами (операции с моделями объектов, схемами, чертежами), арифметические действия с дробями имеют в начальной школе ознакомительный характер и решают задачу развития математического мышления, являясь подготовительным этапом в приобретении вычислительных навыков в области дробных чисел, что является задачей основной школы.
Для качественного выполнения поставленных задач, поможет дидактическое пособие «ЛЭПБУК» по теме: «Доли и дроби», котороепредставляет собой раскладывающую картонную папку формата А-3. На страницах папки имеются различные конверты, кармашкив которых собрана информация по теме.
Дидактическое пособие предназначено для учеников 1-5 классов и является средством развивающего обучения, которое предполагает использование таких современных технологий, как технология организации коллективной творческой деятельности, коммуникативная технология, технология проектной деятельности, игровые технологии.
Основной целью данного дидактического пособия являетсяразвитие познавательных способностей учеников младшей школы посредством развивающих заданий и игр и решение следующих задач:
создать яркое, конкретное представление о процессе получения долей и дробей;
научить детей записывать, читать, складывать, вычитать и сравнивать доли и дроби;
научить решать задачи двух видов (нахождение доли (дроби) числаи нахождение числа по доле);
развивать мышление, речь, воображение, память; развивать интерес к математике;
развивать желание выполнять совместные игровые задания. «ЛЕПБУК» состоит из следующих элементов: инструкция по работе с «ЛЕПБУКОМ»;
папка «Назови и запиши дробь» (первичное изучение обыкновенных дробей связано со сложностями пространственного представления части от целого числа. При этом учащиеся часто ошибаются в выборе верного числа долей и их названий, что в дальнейшем будет необходимо для решения многих сложных задач. Данный раздаточный материал поможет дать детям наглядную информацию для наиболее результативного восприятия темы);
папки «Найди подходящую дробь», «Сложение и вычитание дробей», «Сравните», «Закрась нужное количество»;
пазлы «Дроби-фигуры» (данная игра способствует развитиювнимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти); занимательные задачи «Дроби в мультфильмах»; доли и дроби «Фрукты» (при введении названия долей нужно установить связь между названием доли и тем, на сколько равных частей разделили целое.При делении нужно использовать различные пути деления на равные части (по форме разные, а доля одинаковая).При делении на части, особенно
при введении, необходимо использовать образ целого);
игра «Умное домино» (эта увлекательная игра объяснит младшим школьникам, что такое дроби, зачем они нужны и научит производить с ними простейшие арифметические действия - сложение и вычитание. В игре могут принимать участие от 2 до 8 игроков в возрасте от 7 лет и старше. Продолжительность одной партии 10-20 минут. Домино содержит 28 карточек-костяшек.Каждая карточка, как и в обычном домино, разделена на две части. Слева написаны дроби по одной с каждой стыкующийся стороны, а справа изображена фигура, поделенная на равные части нечто целое, а также показано закрашенное количество этих частей. В свой ход игрок должен либо приставить к одной из сторон картинку, изображающую целое, поделенное на столько частей, сколько предусматривает дробь, либо приставить к картинке справа дробь с соответствующим знаменателем. В зависимости от подготовленности игроков, можно играть как в закрытую, так и в открытую, чтобы в случае необходимости взрослый мог помочь советом);
игра «Бинго»(каждому игроку выдается карта бинго со случайными дробями.Решается, кто будет ведущим. Ведущий следит за ходом игры и не является игроком. Таким образом, человек, который, контролирует процесс игры - это учитель. Ведущий выбирает заранее подготовленный список дробей, за раз читает одну дробь и зачеркивает ее, позволяя
игрокам отметить одну из дробей на карточке, если она совпадает. Таблицы карт могут иметь эквивалентные дроби(не уменьшенные), поэтому игроки должны мысленно уменьшить их, если они хотят отметить их. Если названная дробь не соответствует ни одному из графических изображений дробей на картах, игрок не отмечает их на своей карте. Игра продолжается до тех пор, пока у кого-то не заполнится строка по вертикали или по горизонтали, или по диагонали. Первый игрок, заполнивший одну из строк, должен встать и крикнуть «БИНГО!». После того, как игрок был объявлен победителем, ведущий должен проверить BINGO, чтобы убедиться, что игрок действительно пометил ответы, которые были произнесены. Если вы хотите иметь более одного победителя, игра продолжается. Это один из способов получить несколько победителей. Пока первый победитель ждет следующей игры, остальные продолжают играть);
демонстрационный материал «метод бабочка» для сложения и вычитания дробей(суть «метода бабочки» заключается в том, что при сложении дробей нужно умножить числитель первой дроби на знаменатель второй, а затем числитель второй на знаменатель первой. Сумма двух получившихся чисел будет числителем дроби в ответе, а ее знаменателем -результат умножения знаменателей складываемых дробей).
Таким образом, в условиях совершенствования процесса образования, преподавателю начальных классов необходимо использовать инновационные методы и технологии обучения, способствующие развитию познавательной активности младших школьников, обучению и воспитанию личности, умеющей мыслить нестандартно, предлагать и осуществлять разнообразные идеи.
Использованные источники:
1. Зенкина, С.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / С.В. Зенкина // Педагогика. - 2008. - № 6.
2. Зяблицкая, А.А. Применение лэпбука при автоматизации звуков у младших школьников / А.А. Зяблицкая // Логопедия. - 2016. - № 7.
3. Тихомирова, Е. Лэпбук - эффективная технология логопедической работы / Е. Тихомирова // Коррекционная работа. - 2017. - № 12.
4. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2005.
5.Наримбетова З.А. Интерактивные методы обучения на уроках математики. "Наука, образование и культура: глобальные тенденции и региональные аспекты". Чимкент. I том.2020г. 237-241с.
6. Наримбетова З.А. Роль и функции геометрических задач в изучение свойств геометрических фигур. International Electronic Scientific and Practical Journal «Way Science» Dnipro (Ukraine). - 2020
7. Наримбетова З.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Экономика и социум»
8.Narimbetova Z.A. MAKTABDA IQTIDORLI BOLALAR BILAN ISHLASH XUSUSIYATLARI. "Экономика и социум" №4(83) ч.2 2021 www.iupr.ru 916-919.