Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ВЫШИВКЕ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ВЫШИВКЕ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес / познавательный интерес / вышивка / пошаговые электронные схемы / мультимедийные технологии / interest / cognitive interest / embroidery / step-by-step electronic circuits / multimedia technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Валерий Амбарцумович, Вавакина Анна Александровна

Статья нацелена на теоретическое, методическое и экспериментальное обоснование формирования у обучающихся детской художественной школы познавательного интереса к вышивке при помощи разработанных электронных методических рекомендаций, представляющих самостоятельный рабочий сайт с пошаговыми электронными схемами для выполнения мордовской вышивки. Основные методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, беседа; анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов. Изучение вышивки помогает приобщить обучающихся к народному искусству, развивает воображение и мелкую моторику, помогает развиваться в творческой деятельности. Однако проблема формирования интереса у обучающихся к вышивке при помощи мультимедийных технологий еще не достаточно изучена, что и обусловила актуальность исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is aimed at theoretical, methodological and experimental substantiation of the formation of cognitive interest in embroidery among students of the children's art school with the help of developed electronic methodological recommendations, representing an independent working site with step-by-step electronic schemes for performing Mordovian embroidery. Main methods: analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; observation, questioning, conversation; analysis of experimental data; statistical processing of results. The study of embroidery helps to introduce students to folk art, develops imagination and fine motor skills, helps to develop in creative activity. However, the problem of forming students' interest in embroidery with the help of multimedia technologies has not yet been sufficiently studied, which led to the relevance of the study.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ВЫШИВКЕ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Педагогика

УДК 746.3:004.032.6(045)

кандидат педагогических наук, доцент Варданян Валерий Амбарцумович

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск);

бакалавр направления Педагогическое образование профиль

«Изобразительное искусство. Дополнительное образование (в области

дизайна и компьютерной графики) Вавакина Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования

«Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ВЫШИВКЕ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья нацелена на теоретическое, методическое и экспериментальное обоснование формирования у обучающихся детской художественной школы познавательного интереса к вышивке при помощи разработанных электронных методических рекомендаций, представляющих самостоятельный рабочий сайт с пошаговыми электронными схемами для выполнения мордовской вышивки. Основные методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, анкетирование, беседа; анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов. Изучение вышивки помогает приобщить обучающихся к народному искусству, развивает воображение и мелкую моторику, помогает развиваться в творческой деятельности. Однако проблема формирования интереса у обучающихся к вышивке при помощи мультимедийных технологий еще не достаточно изучена, что и обусловила актуальность исследования.

Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, вышивка, пошаговые электронные схемы, мультимедийные технологии.

Annotation. The article is aimed at theoretical, methodological and experimental substantiation of the formation of cognitive interest in embroidery among students of the children's art school with the help of developed electronic methodological recommendations, representing an independent working site with step-by-step electronic schemes for performing Mordovian embroidery. Main methods: analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; observation, questioning, conversation; analysis of experimental data; statistical processing of results. The study of embroidery helps to introduce students to folk art, develops imagination and fine motor skills, helps to develop in creative activity. However, the problem of forming students' interest in embroidery with the help of multimedia technologies has not yet been sufficiently studied, which led to the relevance of the study.

Key words: interest, cognitive interest, embroidery, step-by-step electronic circuits, multimedia technologies.

Исследование выполнено в рамках гранта вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический -университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Педагогические -условия развития творческого потенциала обучающихся средствами

художественной деятельности»

Введение. Проблема формирования интереса в различных областях жизнедеятельности человека (в обучении, труде, быту и т.д.) является одной из наиболее важнейших. Для того, что бы человек занимался какой-либо деятельностью, она ему должна быть интересной, в противном случае на каком-то этапе он ее бросит, не доведя дело до конца.

Любая деятельность человека имеет под собой какую-то основу, причины, по которым она реализуется. Обычно смысл деятельности в получении конечного результата - продукта деятельности, будь то предмет или услуга, а также опыт или знания. Но, даже понимая цель деятельности, невозможно долго продолжать ее, не имея мотивации и интереса. Так устроен человеческий разум - если что-то не интересно, то оно ощущается ненужным, а значит, человек неосознанно будет стремиться избежать этой деятельности. Особенно остро эта закономерность проявляет себя в обучении, ведь интересы ребенка обычно далеки от конкретных школьных предметов, и если эти предметы преподаются неинтересно, не увлекают его в процесс, то они не вызывают отклика в душе ребенка, и он будет стараться избегать учебной деятельности и будет плохо усваивать материал.

Г.И. Щукина выделила три стадии развития интереса. Первой стадией является любопытство, второй -любознательность, а третьей стадией - познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [6, С. 43]. Любопытство является начальной стадией, так как проявляется из-за удивления, новизны объекта или деятельности, иначе говоря -качества, которое привлекает внимание. Любопытство может не перейти в следующую стадию, если после того, как чувство новизны и удивления прошло, объект больше не вызывает положительных эмоций. Переход на вторую стадию, любознательность, происходит тогда, когда человек сознательно стремится расширить свои имеющиеся знания, узнать и обработать новую информацию уже не из-за кратковременной эмоциональной реакции, а из-за комплекса различных чувств и собственного желания. Однако радость и удивление не исчезают на этой стадии, лишь переходят в более долговременную форму, подкрепляя изучение нового.

Согласно Г.И. Щукиной, познавательный интерес при правильных и естественных условиях проявления является в первую очередь внутренним процессом личности, который затрагивает чувства, мышление, разум, волю человека. Речь идет о том, что те способы, которые используют педагоги для пробуждения познавательного интереса у учеников, не всегда дают нужный эффект из-за того, что все обучающиеся индивидуальны, и одни и те же действия сказываются на них по-разному.

Во время любого обучения познавательный интерес является ключевым фактором. Потому что при наличии высокой степени интереса деятельность обучающегося протекает глубже и продуктивнее, так как благодаря интересу появляется мотивация к данной деятельности, появляется эмоциональный отклик. Познавательный интерес в виде мотива к обучению побуждает к самостоятельной деятельности, пробуждает творческие способности и потенциал, креативность, воображение, что само по себе лишь добавляет мотивации и интереса к продолжению деятельности. Благодаря этой заинтересованности усвоение материала происходит легче и ситуация успеха случается чаще, что вселяет веру в свои силы и способствует поддержанию интереса и концентрации на определенной деятельности.

Интерес является основным мотиватором, но и у него могут быть разные причины, будь то стремление добиться чего-то, выучить, овладеть каким-то навыком, или же выбранная деятельность дает возможность общения с интересным человеком, а сама по себе неинтересна, либо же наоборот, появление вдохновения к этой деятельности. Интерес как стимул

обычно возникает в силу новизны. Если в занятии есть что-то новое, то к этому будет испытываться интерес, но лишь ограниченное количество времени. Поэтому, для поддержания заинтересованности, нужно периодически привносить в деятельность что-то новое. Также у самой деятельности должна быть понятная, достижимая цель, к которой нужно двигаться, выполняя определенные задачи. Исключением является та ситуация, когда сам процесс приносит удовольствие. Для ребенка этого удовольствия может быть достаточно, чтобы продолжительное время уделять какому-то занятию.

С появлением электронной образовательной среды возможности разностороннего обучения расширились. Но электронная среда не ограничивается выкладыванием текстовых файлов с дополнительной информацией по предмету для самостоятельного изучения, ведь в систему можно выложить материал в каком угодно виде, в том числе таком, который обучающемуся будет интересно просматривать, изучать, выполнять какие-то задания в игровой форме.

В настоящее время мультимедийные технологии широко используются в жизни людей, и, благодаря стремительному развитию техники, внедряются в образовательный процесс. Проблема формирования познавательного интереса у дошкольников посредством использования ИКТ рассмотрена А.Р. Нуриевой с коллегами [3]. А.Р. Хачароева исследовала формирование познавательного интереса с помощью информационно-коммуникационных технологий у младших школьников во внеурочной деятельности [5]. Е.А. Бакулина и A.C. Дербеденева раскрыли потенциальные возможности использования медиатехнологий в обучении бакалавров естественно-научных профилей подготовки [1]. В.А. Варданян с коллегами исследуют особенности создания художественного образа средствами вышивки. «Орнаментальные мотивы развиты из традиционного элемента эрзянской вышивки «мордовской звездочки» и представляют собой геометризированные растительные, зооморфные образы» [2, С. 6]. Однако проблема формирования интереса у обучающихся к вышивке при помощи мультимедийных технологий еще не достаточно изучена, что и обусловила выбор данной темы.

Наглядное изложение материала при помощи мультимедийных технологий облегчает его понимание и усвоение, анимация наглядно демонстрирует какие-либо процессы, а интерактивные программы вовлекают обучающихся в практическую деятельность. Мультимедиа - не замена учителя, а удобный и гибкий инструмент в его руках, позволяющий увеличить эффективность преподавания, уровень усвоения обучающимися информации и уровень их интереса к предмету.

Использование мультимедийных технологий на учебных занятиях по дисциплинам, изучение которых предполагает создание творческих работ, может быть разнообразным. При помощи фото, схем, видео или анимации может быть продемонстрирован процесс создания изделия [4]. Понимание процесса выполнения изделия имеет очень важную роль в формировании интереса, потому что при наличии понятных инструкций нет такого сильного страха ошибок и нежелания браться за деятельность, как при непонимании и возникновении множества трудностей, мешающих выполнить работу.

Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование по формированию у обучающихся интереса к вышивке при помощи мультимедийных технологий проводилось на базе МБУ ДО «Детская художественная школа №1 имени П. Ф. Рябова» городского округа Саранск. Выборку составили 12 обучающихся в возрасте 11-12 лет.

На констатирующем этапе, после проведения анкетирования и беседы с обучающимися, у двоих (17%) был выявлен высокий уровень интереса к вышивке (он же познавательный интерес), у семерых (58%) - средний (любопытство), и у троих (25%) - низкий (любознательность).

На формирующем этапе с обучающимися было проведено три занятия, в ходе которых мы апробировали разработанные электронные методические рекомендации для повышения интереса к процессу вышивания мордовских узоров. На первом занятии обучающиеся изучали традиционные элементы мордовской вышивки и на их основе составляли собственные эскизы для салфетки. У каждого ученика был лист бумаги в клетку с обозначенным полем в 50x50 клеток. В середине салфетки составляли узор для центральной розетки и после прорабатывали стороны и пространство между боковыми элементами и центром. Завершив рисование схемы в карандаше, обводили черными линерами (рис. 1).

Рисунок 1. Схема вышивки в квадрате

Эти эскизы стали основой для создания электронной пошаговой схемы для последующих занятий. Каждая схема представляет собой покадровую анимацию, нарисованную в программе для анимирования Adobe Animate, а также кнопки для переключения между этими кадрами. Таким образом, вышивающий по схеме пользователь сможет следовать узору пошагово и контролировать соблюдение рисунка после каждого сделанного стежка. Данные схемы разместили на сайте, чтобы обучающиеся могли открыть их на своих телефонах во время занятия и свободно использовать.

На последующих занятиях обучающиеся выполняли вышивку. После того, как вставили канву в пяльца и хорошо её зафиксировали, им была предоставлена ссылка на сайт с электронными схемами. Была озвучена небольшая словесная инструкция и дано некоторое время на изучение инструкции и описаний, расположенных на самом сайте. Нужно было убедиться, что все разобрались в том, как использовать приложение, а также поняли, как происходит сам процесс

вышивания. Каждый обучающийся должен был выбрать место на ткани, откуда начинает вышивать согласно своей схеме, данный процесс тоже должен был быть проконтролирован, чтобы весь предполагаемый рисунок поместился (рис. 2).

Рисунок 2. Процесс вышивания по электронной пошаговой схеме

Квадратная салфетка делится на две схемы: на центральную розетку и на боковой пояс. Вначале вышивается рисунок в центре, и уже после от него выполняются боковые элементы, и так как со всех четырёх сторон они одинаковые, достаточно сделать схему для одной из сторон и после повторять её на трёх других.

Для работы пошаговой схемы, нарисованной в Adobe Animate, необходимы кнопки, которыми будут переключаться кадры в процессе вышивания. Кнопки запрограммировали на переход между кадрами. Для этого написали код на языке actionscript 3 и добавили в программу.

Всего кнопок было решено сделать четыре: вперёд, назад, 10 вперёд и 10 назад. Первые две кнопки осуществляют переключение между кадрами вперёд и назад на один шаг, другая же пара кнопок переключала сразу на десять кадров. Таким образом, можно быстро перелистать схему, чтобы дойти до нужного места, например при случайном закрытии или перезагрузке страницы сайта. Для интуитивного понимания назначения кнопок были выбраны зелёный и красный цвета для переключения вперёд и назад соответственно. На кнопках, переключающих сразу на десять кадров, было изображено число 10.

Рисунок 3. Кнопки для переключения кадров электронной схемы

Сайт на платформе wix.com без покупки домена имеет встроенное уведомление о том, что сайт сделан на бесплатной основе, однако это уведомление находится в самом верху страницы и никак не мешает пользоваться всеми функциями. Также адрес сайта представляет собой почту, на которую был зарегистрирован аккаунт, а также дополнительное наименование, которое можно вписать самому. Была создана специальная почта для более логичного адреса, а дополнительным наименованием было выбрано слово seam - шов. Итоговая ссылка выглядит следующим образом:

https://mordovianembroider.wixsite.com/seam

Рисунок 4. Ссылка на разработанный сайт

Структура сайта представляет собой главную страницу и три страницы с каждым из модулей. На главной странице размещена краткая информация о мордовской вышивке, инструкция к использованию приложений со схемами и краткое описание модулей. На страницах модулей текстовые объяснения чередуются с картинками и пошаговыми схемами, по которым последовательно исполняются все предложенные образцы.

К сайту был открыт доступ, и для проверки корректного отображения вход осуществлялся с шести различных устройств. Так как мобильная версия сайта была отредактирована отдельно, при её использовании со смартфона текст, изображения и приложения со схемами отображаются и работают правильно.

Итоговые электронные методические рекомендации представляют собой самостоятельный рабочий сайт с открытым доступом, который можно одинаково удобно использовать на ноутбуках, персональных компьютерах и на мобильных устройствах. На главной странице сайта есть инструкции по использованию пошаговых электронных схем и три модуля, внутри каждого из которых содержатся инструкции и схемы для выполнения определённых элементов мордовской вышивки, разделённых по уровню сложности. Дальнейшее занятие было целиком посвящено вышиванию (рис. 5).

Рисунок 5. Процесс выполнения вышивки с использованием мультимедийных технологий

Обучающиеся перематывали электронные схемы до нужного момента и продолжали выполнять работу. Они действовали увереннее, чем на предыдущем занятии, проявляли большую самостоятельность и практически не нуждались в корректировке своих действий. В конце занятия обучающиеся продемонстрировали друг другу свои работы. Несмотря на то, что большинство обучающихся имели минимальный опыт в вышивании, они успели выполнить большой объём работы (рис. 6).

Рисунок 6. Вышивка по схеме, Светлана Ч., 11 лет

На контрольном этапе эксперимента по тем же критериям были повторно проведены беседа и анкетирование, после чего результаты сравнивались с данными с констатирующего этапа. Была выявлена положительная динамика, так как

высокий уровень интереса наблюдался у восьми (67%) обучающихся, средний у четырёх (33%), а низкого уровня интереса выявлено не было.

Проведя сравнение изначальных и конечных данных, можно заметить, что использование электронной пошаговой схемы способствовало росту интереса у обучающихся к вышивке (рис. 7).

Q Динамика уровня интереса

_7 Q

Ö 7

/ f.

О С

J А

Ч 2

3 J

Z 1

-L п

и Начальный уровень интереса Итоговый уровень интереса

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Рисунок 7. Динамика уровня интереса

Выводы. Подводя итог, можно сказать, что интерес - это механизм мотивирования человека к изучению чего-то, и для его возникновения необходимо три параметра: наличие цели, новизна, понятность. Важны для формирования интереса и эмоции, такие как удивление и другие положительные ощущения, подкрепляющие получение удовольствия от деятельности. Так же важным условием является создание ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции. В нашем случае все эти условия были соблюдены, в результате чего интерес обучающихся к вышивке возрос, они были увлечены процессом, и так как пошаговая схема помогала им ориентироваться в работе, могли действовать самостоятельно и не ждать помощи со стороны. Даже только начинающие вышивать и имеющие в этой деятельности негативный опыт обучающиеся быстро разобрались и хорошо справились со своей работой благодаря использованию электронной пошаговой схемы на занятиях. Схема оказалась для них понятной в использовании, она не имеет лишних деталей, отвлекающих взгляд, имеет встроенную инструкцию помимо той, что озвучивает преподаватель, и её можно перечитать самостоятельно. Ситуация успеха на занятиях, достижение видимого результата в вышивании подкрепили их интерес, вышивка больше не казалась им такой сложной и непонятной, они преодолели барьеры страха и слишком большой сложности работы, заметно увлеклись ею и в дальнейшем готовы заниматься вышиванием.

Литература:

1. Бакулина, Е.А. Методические аспекты применения медиатехнологий в обучении бакалавров естественнонаучных профилей подготовки / Е.А. Бакулина, A.C. Дербеденева // Учебный эксперимент в образовании. - 2022. - № 1,- С. 62-67. -https://doi.org/10.51609/2079- 875X 2022 1 62.

2. Варданян, В.А. Проблемы создания художественного образа средствами декоративно-прикладного искусства / Н.В. Матвеева, А.П. Русяев, И.В. Хомякова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №3. - https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN320.

3. Нуриева, А.Р. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования икт в ДОО / А.Р. Нуриева, Р.Ф. Миннуллина, Ф.С. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 70-4. - С. 264-268

4. Сергеева, Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения / Т.А. Сергеева // Информатика и образование. - 1991. -№ 1. -С. 3-11

5. Хачароева, А.Х. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности / А.Х. Хачароева // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. -2022. - № 1 (37). - С. 90-100

6. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.