Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОРДОВСКОЙ ВЫШИВКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА'

ИЗУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОРДОВСКОЙ ВЫШИВКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МОРДОВСКАЯ ВЫШИВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Надежда Васильевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между возможностью изучения мордовской вышивки в системе профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной разработанностью научно-методических основ организации этой деятельности в современных условиях. Цель настоящего исследования обусловлена потребностью анализа существующей практики преподавания мордовской вышивки в условиях вуза, выявлением ее педагогического потенциала как части культуры в контексте практико-ориентированной подготовки студентов-бакалавров. Автором отмечается недостаточность системных теоретических исследований в области изучения педагогического потенциала мордовской вышивки как части культурного наследия мордовского этноса а, также отсутствие работ, обобщающих опыт реализации программ обучения мордовской вышивке, что обуславливает актуальность обращения к теме. В статье охарактеризовано содержание дисциплины по выбору «Мордовская вышивка» для студентов уровня бакалавриата и обобщен опыт ее апробации в вузе. Эмпирическим материалом для исследования послужили выполненные художественно-творческие работы студентов, выполненные на занятиях и в ходе самостоятельной работы. Доказана целесообразность проведения дополнительных форм работы (включения заданий в программу практик, организации участия студентов в проектной деятельности, выполнения творческой части выпускной квалификационной работы), способствующих более качественному решению исследуемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING AND CREATIVE INTERPRETATION OF MORDOVIAN EMBROIDERY IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF A BACHELOR STUDENT

The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the possibility of studying Mordovian embroidery in the system of professional training of future teachers and the insufficient development of the scientific and methodological foundations for organizing this activity in modern conditions. The purpose of this study is due to the need to analyze the existing practice of teaching Mordovian embroidery in a university setting, to identify its pedagogical potential as a part of culture in the context of practice-oriented training of bachelor students. The author notes the insufficiency of systematic theoretical research in the field of studying the pedagogical potential of Mordovian embroidery as part of the cultural heritage of the Mordovian ethnic group, as well as the lack of works summarizing the experience of implementing Mordovian embroidery training programs, which determines the relevance of addressing the topic. The article describes the content of the elective discipline "Mordovian embroidery" for undergraduate students and summarizes the experience of its approbation at the university. The empirical material for the study was the completed artistic and creative work of students, performed in the classroom and in the course of independent work. The expediency of carrying out additional forms of work (inclusion of assignments in the program of practices, organization of students' participation in project activities, performance of the creative part of the final qualifying work), which contribute to a better solution of the problem under study, has been proved.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОРДОВСКОЙ ВЫШИВКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА»

Результаты изучения проблем и возможностей педагогического коллектива корпуса определили еще одно направление стратегического партнерства с наукой - научно-методическое сопровождение развития педагогического персонала. Был взят ориентир на формирование научно-методической работы по сервисному принципу - через привлечение актуальных научно-методических ресурсов, обеспечивающих решение наиболее остро стоящих в педагогическом коллективе проблем.

В кадетском военном корпусе пропагандируются следующие формы повышения квалификации: участие в творческих конкурсах, вебинары, выездные проблемные курсы, сетевое взаимодействие педагогов-новаторов и др. Совместно с ведущими вузами разрабатываются эксклюзивные учебные планы повышения квалификации для различных категорий сотрудников училища (общая проблематика - «Особенности образовательного процесса в условиях кадетского военного корпуса»); организуется корпоративное обучение в форме тренингов (педагогического общения, креативности, межличностного общения, тайм-менеджмент и др.).

Для реализации задач ближайшей или среднесрочной перспективы выбран проектный подход, когда формирование рабочих групп осуществляется с учетом рекомендаций, полученных по результатам исследования, в том числе с учетом возраста сотрудников. Осуществляется привлечение студентов Военного института физической культуры, Петровского колледжа (в форме педпрактики или волонтерства), подготовка кадрового резерва.

Основная ставка в отборе форм методической работы делается на активные формы, которые одновременно служили бы примером для применения в повседневной педагогической практике преподавателями и воспитателями корпуса: «круглые столы», дискуссии, «мозговые штурмы», тренинги, деловые и организационно-деятельностные игры, экспертные советы, проекты, организация творческих проблемных групп педагогов и др.

Выводы. Таким образом, в педагогической деятельности кадетского военного корпуса были определены основные направления сотрудничества с наукой и передовой педагогической практикой: стратегическое планирование развития; проектирование содержания образования; диагностическое сопровождение участников образовательного процесса; технологическое обеспечение образовательного процесса; организация работы с одаренными детьми; профориентационная работа; научно-методическое сопровождение воспитательной работы и др. Поскольку в реализации каждого направления ключевой фигурой выступает педагог корпуса, то научное взаимодействие трансформируется в научно-методическое, а для руководства корпуса педагогический коллектив является не только субъектом деятельности, но объектом инвестиций научного знания.

Литература:

1. Базанова, О.М. Нейробиоуправление: аргументы за и против / О.М. Базанова // Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация: Сборник статей и тезисов, Санкт-Петербург, 25-26 ноября 2021 года. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Оборудование для нейрофизиологии и функциональной диагностики», 2o2l. - С. 15-17.

2. Зевина, Л.В. Мониторинг качества системы повышения квалификации педагогов в условиях модернизации образования / Л.В. Зевина // Polish Journal of Science. - 2020. - № 30-2(30). - С. 34-39.

3. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта / М.В. Кларин. - М: Литературная учеба., 2016. - 640 с.

4. Лет до ста расти нам без глупости. Сенсационное открытие ученых: интеллектуальных вершин человек достигает к 60 годам. 21 сентября 2010. - URL: https://www.kp.ru/daily/24561/735327/ (дата обращения: 01.09.2022).

5. Марковская, Е.А. Реализация Программы развития Кадетского военного корпуса в условиях глобальной цифровизации / Е.А. Марковская // Цифровая трансформация системы довузовского военного образования: материалы II практико-ориентированного семинара (научное издание, г. Петрозаводск, 21 января 2021 г.) / М-во обороны Рос. Федерации, Петрозаводское президентское кадетское училище; [под ред. А.В. Макаревича, Е.Н. Герасимовой]; [сост.: Е.Н. Герасимова, А.Ю. Борисов, И.В. Сухарникова]. - Казань: Бук, 2021. - С. 82-84

6. Петербургский международный образовательный форум 17-30 марта 2022 года. «Методическое и профессиональное сопровождение педагогов в условиях системных обновлений в образовании». - 2022. - URL: https://eduforum.spb.ru/program/schedule/ (дата обращения: 25.08.2022).

7. Спиридонов, В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: Учебное пособие / В.Ф. Спиридонов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 323 с.

8. Ученые США открыли секрет мудрости. - 30 июля 2010. - URL https://www.sb.by/artides/uchenye-ssha-otkryli-sekret-mudrosti.html (дата обращения: 10.09.2022).

Педагогика

УДК 378.016

старший преподаватель Матвеева Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИЗУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОРДОВСКОЙ ВЫШИВКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разрешения противоречия между возможностью изучения мордовской вышивки в системе профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной разработанностью научно-методических основ организации этой деятельности в современных условиях. Цель настоящего исследования обусловлена потребностью анализа существующей практики преподавания мордовской вышивки в условиях вуза, выявлением ее педагогического потенциала как части культуры в контексте практико-ориентированной подготовки студентов-бакалавров. Автором отмечается недостаточность системных теоретических исследований в области изучения педагогического потенциала мордовской вышивки как части культурного наследия мордовского этноса а, также отсутствие работ, обобщающих опыт реализации программ обучения мордовской вышивке, что обуславливает актуальность обращения к теме. В статье охарактеризовано содержание дисциплины по выбору «Мордовская вышивка» для студентов уровня бакалавриата и обобщен опыт ее апробации в вузе. Эмпирическим материалом для исследования послужили выполненные художественно-творческие работы студентов, выполненные на занятиях и в ходе самостоятельной работы. Доказана целесообразность проведения дополнительных форм работы (включения заданий в программу практик, организации участия студентов в проектной деятельности, выполнения творческой части выпускной квалификационной работы), способствующих более качественному решению исследуемой проблемы.

Ключевые слова: студент, будущий педагог, декоративно-прикладное творчество, мордовская вышивка.

Annotation. The relevance of the article is due to the need to resolve the contradiction between the possibility of studying Mordovian embroidery in the system of professional training of future teachers and the insufficient development of the scientific and methodological foundations for organizing this activity in modern conditions. The purpose of this study is due to the need to analyze the existing practice of teaching Mordovian embroidery in a university setting, to identify its pedagogical potential as a part of culture in the context of practice-oriented training of bachelor students. The author notes the insufficiency of systematic theoretical research in the field of studying the pedagogical potential of Mordovian embroidery as part of the cultural heritage of the Mordovian ethnic group, as well as the lack of works summarizing the experience of implementing Mordovian embroidery training programs, which determines the relevance of addressing the topic. The article describes the content of the elective discipline "Mordovian embroidery" for undergraduate students and summarizes the experience of its approbation at the university. The empirical material for the study was the completed artistic and creative work of students, performed in the classroom and in the course of independent work. The expediency of carrying out additional forms of work (inclusion of assignments in the program of practices, organization of students' participation in project activities, performance of the creative part of the final qualifying work), which contribute to a better solution of the problem under study, has been proved.

Key words: student, future teacher, decorative and applied creativity, Mordovian embroidery.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческого потенциала

студента-бакалавра»)

Введение. Сегодняшний интерес к этнокультурному наследию мордовского народа объясняется не только необходимостью его сохранения и развития, но и желанием ее репрезентации в пространство поликультурных миров. Цель настоящего исследования обусловлена потребностью анализа существующей практики преподавания мордовской вышивки в условиях вуза, выявлением ее педагогического потенциала в контексте практико-ориентированной подготовки студентов-бакалавров.

Н.И. Чинякова, И.С. Кобозева, Т.А. Козлова отмечают актуальность этнокультурной направленности содержания подготовки студента педагогического вуза в контексте требований современного состояния отечественной культуры российского социума [5]. Ориентированность на интеграцию личности в национальную и мировую культуру делает одним из эффективных инструментов творческого овладения студентами культурным опытом традиционное декоративно-прикладное искусство. Образовательная ценность декоративно-прикладного искусства как базисного явления мордовской культуры неоспорима. В этом контексте народную вышивку как вид народного декоративно-прикладного искусства мордвы можно рассматривать как знаково-символическую систему, в которой заложены определенные смыслы.

Включение в образовательную практику специальной художественно-эстетической компоненты - орнамента, -способствует увеличению «культуроемкости» художественно-педагогического образования. Специфика выразительности языка орнамента обусловлена совокупностью исторически сложившихся способов создания художественного образа, характером взаимосвязи с вещью (носителем орнамента), и представляет интерес в контексте развития композиционного мышления. Изучение орнаментальной композиции способствует формированию художественного мышления студента-бакалавра в целом и расширению спектра знаний и умений в области изобразительной грамоты.

Традиционная этническая одежда в современном мире утратила свои первоначальные функции, но сохранила свои позиции и значение в системе культурных ценностей этноса, и в декоративно-прикладном искусстве. Отечественные исследования мордовской культуры не обошли вниманием его самобытную орнаментальную систему. Особое значение в этой связи имеет альбом финского этнографа А.О. Гейкеля (Хейкеля) [9]. В нем подробно представлен анализ состава орнаментальных мотивов, характерных для декорирования костюма мордвы. А. Гейкель одним из первых выделил типологию орнаментальных форм, проанализировал эволюцию развития основных мотивов мордовской вышивки.

Фундаментальный труд В.Н. Белицер [1] посвящен серьезному рассмотрению традиций бытования мордовского костюма, его локальных особенностей, разновидностям кроя, и традиций комплектования элементов. Автор делает акцент на названиях орнаментальных мотивов, предпринимает попытку классифицировать их основные виды.

В исследовании В.Н. Мартьянова [4] обозначены основные орнаментальные комплексы, выявлены зоны расположения орнаментальной вышивки на рубахе и рассмотрены отличительные характеристики вышивки локальных групп - мордвы-эрзи и мордвы-мокши.

Т.А. Шугурова [6, 7, 8] рассматривает национальную вышивку как продукт творческой деятельности мордовки, хранительницы знаковой информации. Автор предпринимает попытку осмысления композиций, созданных простейшими орнаментальными знаками эрзянской вышивки как отражение представлений человека о мироустройстве. Вопросы расшифровки значений орнаментальных знаков мордовской вышивки до сих пор остаются открытыми, несмотря на то, что существует довольно широкий ряд исследований в этой области.

Особый интерес для нас представляют исследовательские работы, связанные с разработкой и реализацией научно-методического обеспечения обучения традиционным видам народного искусства в образовательной среде вуза. В работе О.Г. Беломоевой [2] освещаются этапы становления системы непрерывного художественного образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Республике Мордовия. Автором подчеркивается необходимость изучения традиционного декоративно-прикладного искусства мордвы, в том числе и мордовской вышивки для актуализации его наследия в современном художественном процессе.

В.А. Варданян, А.П. Русяев, И.В. Хомякова, Н.В. Матвеева [3] раскрывают актуальность и значимость исследования средств декоративно-прикладного искусства, используемых будущими учителями изобразительного искусства для выражения художественного образа, заложенного в основе создаваемых изделий.

Недостаточность системных теоретических исследований в области изучения педагогического потенциала мордовской вышивки как части культурного наследия мордовского этноса, а также отсутствие работ, обобщающих опыт реализации программ обучения мордовской вышивке, обуславливает актуальность обращения к теме.

Изложение основного материала статьи. В Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева в учебный план подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Изобразительное искусство. Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики) включена дисциплина по выбору «Мордовская вышивка». Целью освоения дисциплины по выбору является формирование у будущих педагогов-художников компетенции в процессе освоения теоретических знаний и получения практических навыков в области мордовской вышивки, как одного из направлений декоративно-прикладного и народного искусства.

Содержание дисциплины предполагает изучение двух основных разделов: «Мордовская вышивка как самостоятельная область искусства», «Выразительные средства мордовской вышивки».

Изучение первого раздела начинается с рассмотрения понятия «вышивка», типов и видов художественной вышивки. Изучение основ художественной вышивки осуществляется на примере мордовского народного костюма. Студенты узнают об отличительных особенностях вышивки мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Изучение вышивки в народном костюме мордвы обращает будущих педагогов к орнаменту как части народного искусства, призванного украшать традиционную одежду. Это предполагает рассмотрение следующего круга вопросов: геометрический стиль как основной прием организации орнаментальной плоскости в мордовской вышивке; место универсальных и архаических мотивов в орнаментальных композициях; зависимость орнамента от технологии вышивания; алгоритм развития орнаментальной формы в мордовской вышивке; картина мира и ее отражение в орнаменте мордовской вышивки; взаимосвязь мифологии и орнамента традиционного костюма мордвы; зооморфные и антропоморфные мотивы и др.

Техника мордовской вышивки основывается на принципе вышивания по счету нитей. Такого рода вышивка представляется наиболее сложной, так как в ее основе отсутствует рисунок, переведенный на ткань. Большое значение имеет выбор структуры ткани, на которой выполняется вышивка, так как от него зависит сложность ее выполнения. Основными выразительными средствами мордовской вышивки являются характер орнаментальной композиции и технические приемы ее исполнения. Особое значение имеет цветовая гамма.

В процессе знакомства с мордовской вышивкой значительное внимание уделяется изучению различных швов и способов их выполнения. Для мордовской вышивки характерны следующие основные швы, сохранившиеся в терминологии: «роспись», «косая стежка», «счетная гладь», «набор», «козлик», «косичка», «эрзянская звездочка», «кирпичик», «копеечка» и др. На практических занятиях студенты выполняют образцы швов. Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить студентам. Например, необходимо не просто выполнить образцы декоративных швов, а придумать для этого образную форму. Студентам предлагается следующее задание - творчески интерпретировать различные способы выполнения шва «роспись», создавая антропоморфный женский образ и мотив «древа жизни».

При изучении раздела «Выразительные средства мордовской вышивки» студенты разрабатывают эскизы авторских изделий с использованием орнаментальных элементов мордовской вышивки. При этом они постигают особенности создания произведений декоративного искусства - повтор, вариацию, творческую интерпретацию как основные принципы создания изделий в современном декоративном искусстве. Итогом каждого практического занятия становятся текущие просмотры учебных работ, где студенты учатся анализировать собственные работы и работы однокурсников, видеть достоинства и недочеты каждой работы.

Необходимым условием более полного усвоения содержания дисциплины по выбору «Мордовская вышивка» является самостоятельная работа студентов, заключающая в изучении необходимых источников, в просмотре и анализе произведений декоративно-прикладного и народного искусства, посещении экспозиции музеев и временных выставок. Важную роль играет выполнение предлагаемых студентам исследовательских заданий. Приведем примеры некоторых из них.

Задание 1. Посетите Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина. На основе изучения представленных экспонатов выполните зарисовки традиционного женского костюма мокши и эрзи. Укажите его принадлежность к определенной локальной группе, основные орнаментальные мотивы в нем.

Задание 2. Выполните технологическую карту основных композиционных схем, характерных для мордовского традиционного костюма.

Задание 3. Изучите особенности рисунка мордовской вышивки и на основе изученного материала выполните копии орнамента мордовской вышивки.

Задание 4. Разработайте мастер-класс для младших школьников по выполнению небольшого изделия с орнаментом мордовской вышивки с использованием изученных на занятиях приемов создания изделий. Подготовьте все необходимые для этого наглядные пособия (образец изделия, технологическую карту).

Интересна для студентов работа с подлинными образцами народного костюма, бытующими в районах Республики Мордовия. Костюм становится своеобразным «питающим организмом», «живой культурой», визуальным выражением этнического ядра художественной культуры мордвы. Совершенство его орнаментальной вышивки, разнообразие ее композиционных решений, превращает костюм в систему символов. Расшифровка орнамента вышивки, дает возможность реконструировать древние представления этноса о мироздании. Кратко раскроем содержание исследовательского проекта студентки факультета педагогического и художественного образования, посвященного изучению украшений мокшанского женского костюма Атюрьевского района Республики Мордовия. Автором проекта был собран богатый материал об особенностях женского костюмного комплекса мордвы-мокши с. Перевесье, составлен альбом образцов швов, используемых в декоре рубахи «панар» - «кочкав»», «казань кинженят», «паценят», «кувалмот» и др. Посещение музея в с. Стрельниково Атюрьевского района расширило представление автора проекта о головных уборах, нагрудных и поясных украшениях женщин-мокшанок.

Сегодня традиционная вышивка мордвы выступает как самостоятельная область декоративно-прикладного искусства и как неотъемлемая часть традиции. В результате трансформации вышивки мордовского народного костюма сегодня она применяется в качестве украшения плоскостных изделий - декоративных панно, скатертях, салфетках, столешницах, полотенцах и т.п. Творческойц частью исследовательского проекта стало выполнение декоративного панно «Мокшень панар», созданного на основе собранного исследовательского материала. Студенткой использовались образцы старинной ткани, воссозданы традиционная плечевая, нагрудная вышивка, нижняя часть рубахи, обшитая лентами - «питькс». Были выполнены реконструкция нагрудной застежки сюлгама, поясных украшений «цект», сложного головного убора «коняфкс». Декоративное панно может быть использовано в качестве учебно-наглядного пособия для обучающихся в школе на уроках декоративно - прикладного искусства. Это способствует приобщению обучающихся к традиционной народной культуре, формирует их представление о формах и образах, композиционных приемах, технологии исполнения мордовской народной вышивки, что является важным компонентом этнохудожественного образования. Ниже на рисунке 1 представлена фотография декоративного панно «Мокшень панар».

Рисунок 1. Автор: Равочкина Анастасия. Декоративное панно «Мокшень панар» («Мокшанская рубаха»)

Таким образом, изучение дисциплины по выбору «Мордовская вышивка» способствует формированию теоретической и практической готовности будущих учителей к руководству художественно-творческой деятельностью учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Полученные знания и умения студенты успешно реализуют в процессе производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в образовательных организациях г. Саранска. Проводимые ими занятия и мастер-классы по мордовской вышивке органично сочетают в себе теоретический материал и практико-ориентированные задания. Дети узнают об истории возникновения и развития мокшанской и эрзянской вышивки, основных элементах и законах построения орнамента, его композиционных особенностях. Практико-ориентированные задания, предлагаемые обучающимся, предполагают составление орнаментальных композиций, освоение различных швов, выполнение учебно-творческих работ в материале.

Творческая часть выпускных квалификационных работ студентов профиля «Изобразительное искусство» факультета педагогического и художественного образования представляет собой законченное художественное произведение, которое выполняется в избранной студентами технике изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Выполнению творческой работы в материале предшествует зарождение замысла, разработка эскизов и поиск художественного образа. Студенты представляют на защиту изделия, выполненные в технике мордовской вышивки - декоративные панно, полотенца, столешницы, элементы мордовского костюма. Выполнение творческой работы студентом связано с поиском замысла, анализом этнографического материала, зарисовками орнамента, изучением особенностей техники вышивания. Затем происходит поиск общего композиционного решения, выбор колористического строя работы, разработка орнаментальных мотивов, подготовка технического рисунка будущего изделия. Наиболее сложным и трудоемким является процесс выполнения творческой работы в материале. Фотографии творческих работ студентов представлены на рисунках 2-3.

Рисунок 2. Автор Данилина К.А. Декоративное панно «Вечные мотивы». Руководитель И.В. Хомякова

Рисунок 3. Автор Власова А.В. Декоративное панно «Сюлгамо». Руководитель И.В. Хомякова

Таким образом, выполнение выпускных квалификационных работ и их защита предстают в качестве объективного критерия проверки подготовленности студентов. Создавая изделия в технике мордовской вышивки выпускник решает важную задачу: выражает некоторое внутреннее духовное содержание, замысел, переживание, оценку бытия - в соответствующей этому содержанию, чувственно воспринимаемой форме, которая объективирует его, раскрывает его, делает доступным другим людям.

Выводы. Таким образом, привлекательность традиционной вышивки как части этнокультурного наследия мордовского народа позволяет использовать ее педагогические возможности в практико-ориентированной подготовке студента-бакалавра. Через конкретные действия, а именно - изучение образов и форм орнаментальной вышивки, освоение техники вышивания, выполнение творческих работ с использованием мотивов мордовской вышивки, происходит закрепление уважительного отношения к этнокультуре в целом. Изучение традиционной мордовской вышивки погружает будущих педагогов в этнокультурную среду, в традиции народного искусства, способствует формированию их профессиональных навыков и на этой основе развитию навыков творческого самовыражения. Продолжение исследований своеобразия мордовской вышивки, технологической, образной и композиционной основы, погружение ее в образовательную среду вуза как средства для практико-ориентированной подготовки студентов-бакалавров, по нашему мнению, в перспективе позволит дать новый толчок к ее развитию.

Литература:

1. Белицер, В.Н. Народная одежда мордвы / В.Н. Белицер. - М.: Наука, 1973. - 216 с.

2. Беломоева, О.Г. Народное искусство в контексте системы художественного образования Мордовии / О.Г. Беломоева // Финно-угорский мир. - 2015. - № 4(25). - С. 66-69.

3. Варданян, В.А. Проблемы создания художественного образа средствами декоративно-прикладного искусства / В.А. Варданян, Н.В. Матвеева, А.П. Русяев, И.В. Хомякова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №3. -https://mir-nauki.com/PDF/28PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4. Мартьянов, В.Н. Мордовская народная вышивка / В.Н. Мартьянов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 118 с.

5. Чинякова, Н.И. Этнокультурная направленность дирижерско-хоровой подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Музыка») / Н.И. Чинякова, И.С. Кобозева, Т.А Козлова // Гуманитарные науки и образование. -2022. - Т. 13. - № 2 (50). - С. 81-86. - https://doi.org/10.51609/2079-3499_ 2022_13_02_81

6. Шигурова, Т.А. Изучение мордовской вышивки в контексте этнокультуры / Т.А. Шигурова // Интеграция образования. - 2011. - № 3. - С. 98-102.

7. Шигурова, Т.А. Роль народного искусства в образовании Мордовии / Т.А. Шигурова // Modern Science. - 2019. -№ 7-1. - С. 11-15.

8. Шигурова, Т.А. Семантика ткани как основы мордовской вышивки / Т.А. Шигурова // Финно-угорский мир. - 2021. - Т. 13, № 3. - С. 308-320.

9. Heikel A. Mordvalaisten Pukujajakuoseja. Trachter und muster der Mordvinen / A. Heikel. - Helsingissa: SuomalaisenkirjaUsuudenseurankirjapainonosokevhtio, 1899.

Педагогика

УДК 373

доктор физико-математических наук, профессор Милинский Алексей Юрьевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск); студент Шароян Рафаэл Сергеевич

Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск)

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ «КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ»

Аннотация. В статье рассматривается опыт разработки и применения в учебном процессе приложения «Количество теплоты» для смартфона, позволяющего выполнять лабораторную работу в курсе общей физики по определению выделяющегося количества теплоты при ударе. Указывается на необходимость использования современных информационных технологий при проведении лабораторных работ у студентов направления подготовки 02.03.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Проведенные исследования указывают на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.