Научная статья на тему 'Освоение навыков работы в технике стёжка в школьном курсе технологии'

Освоение навыков работы в технике стёжка в школьном курсе технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предметная область «Технология» / учебная деятельность / техника стёжки / методическое обеспечение / дидактические материалы. / subject area “Technology” / educational activities / quilting / methodological support / didactic materials.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. А. Карсакова, Е. И. Кузнецова

В рамках изучения предметной области Технология предусмотрено знакомство обучающихся с новыми и традиционными техниками и технологиями изготовления объектов труда, овладение различными трудовыми навыками. Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества обучающиеся смогут реализовать в художественном оформлении швейных изделий. В последнее время набирает популярность технология стёжки, позволяющая создавать оригинальные и аутентичные вещи. В статье представлена методика организации учебного процесса в соответствии с рабочей программой по технологии для 5 класса А.Т. Тищенко и Н.В. Синицы, рассмотрены традиционные техники стёжки в культурном наследии разных стран в форме электронного образовательного ресурса. Разработанное методическое обеспечение, представленные дидактические и контрольно-измерительные материалы позволяют организовать учебный процесс содержательно, эффективно и интересно. Апробация проходила в средней общеобразовательной школе No 142 г. Омска. Результатами практики могут воспользоваться учителя технологии при организации творческой проектной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mastering the skills of working in the quilting in the school course of technology

As part of the study of the subject area Technology, students are introduced to new and traditional techniques and technologies of manufacturing objects of labor, mastering various skills. The ability to show themselves in accessible forms and forms of artistic and applied creativity students will be able to implement in the decoration of garments. Recently the technology of a stitch allowing to create original and authentic things gains popularity. The article the methodology of the educational process is presents in accordance with the work program on technology for the 5th grade A. T. Tishchenko and N.V. Sinitsa, traditional stitch techniques in the cultural heritage of different countries is considered in the form of electronic educational resource. The developed methodological support, presented didactic and control-measuring materials allow to organize the educational process in a meaningful, effective and interesting way. Approbation took place in secondary school No 142 of Omsk. The results of the practice can be used by teachers of technology in the organization of creative project activities of students.

Текст научной работы на тему «Освоение навыков работы в технике стёжка в школьном курсе технологии»

УДК 378.14

Т.А. Карсакова,

студентка 5 курса факультета математики, информатики, физики и технологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

г. Омск, Россия carsakova.tat@yandex.ru Е.И. Кузнецова,

кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания

технологии

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

г. Омск, Россия klenai@mail.ru ORCID: 0000-0003-1690-2247

Освоение навыков работы в технике стёжка в школьном курсе технологии

В рамках изучения предметной области Технология предусмотрено знакомство обучающихся с новыми и традиционными техниками и технологиями изготовления объектов труда, овладение различными трудовыми навыками. Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества обучающиеся смогут реализовать в художественном оформлении швейных изделий. В последнее время набирает популярность технология стёжки, позволяющая создавать оригинальные и аутентичные вещи. В статье представлена методика организации учебного процесса в соответствии с рабочей программой по технологии для 5 класса А.Т. Тищенко и Н.В. Синицы, рассмотрены традиционные техники стёжки в культурном наследии разных стран в форме электронного образовательного ресурса. Разработанное методическое обеспечение, представленные дидактические и контрольно-измерительные материалы позволяют организовать учебный процесс содержательно, эффективно и интересно. Апробация проходила в средней общеобразовательной школе № 142 г. Омска. Результатами практики могут воспользоваться учителя технологии при организации творческой проектной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: предметная область «Технология», учебная деятельность, техника стёжки, методическое обеспечение, дидактические материалы.

E.I. Kuznetsova,

Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor, Department of Technologies and

Methods of Teaching Technology Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia T.A. Karsakova, Undergraduate student of the 5th year School of Mathematics, Informatics, Physics and Technology

Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia

Mastering the skills of working in the quilting in the school course of technology

As part of the study of the subject area Technology, students are introduced to new and traditional techniques and technologies of manufacturing objects of labor, mastering various skills. The ability to show themselves in accessible forms and forms of artistic and applied creativity students will be able to implement in the decoration of garments. Recently the technology of a stitch allowing to create original and authentic things gains popularity. The article the methodology of the educational process is presents in accordance with the work program on technology for the 5th grade A. T. Tishchenko and N. V. Sinitsa, traditional stitch techniques in the cultural heritage of different countries is considered in the form of electronic educational resource. The developed methodological support, presented didactic and control-measuring materials allow to organize the educational process in a meaningful, effective and interesting way. Approbation took place in secondary school № 142 of Omsk. The results of the practice can be used by teachers of technology in the organization of creative project activities of students.

Keywords: subject area "Technology", educational activities, quilting, methodological support, didactic materials.

Развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, эстетическое воспитание подрастающего поколения реализуется в предметной области Технология посредством творческой деятельности. Именно деятельность, как процесс преобразования объекта труда, является отличительной чертой данного предмета школьной программы. Овладение навыками дизайнерского проектирования, выполнения и эстетического оформления изделий различного назначения являются результатами освоения обучающимися основной образовательной программы. Поэтому во всех учебных программах включены разделы, знакомящие детей с технологиями художественно-прикладной обработки материалов или технологиями художественных ремёсел.

Издавна рукоделие было традиционным занятием женщин, которые с детства учились шить, вышивать, вязать и сами изготавливали одежду для себя и детей, предметы интерьера, украшения и аксессуары. В настоящее время различные направления рукоделия пользуются не меньшей популярностью, хотя чисто практическая их направленность отошла на второй план. Вещи, выполненные руками, всегда ценились своим качеством, оригинальностью и неповторимостью. Всеми этими свойствами обладает стёжка, в данной технике в настоящее время выполняется множество изделий (от салфеток до верхней одежды и одеял).

В программу «Технология» для 5 класса, разработанной авторами А.Т. Тищенко и Н.В. Синицей введена тема «Технологии лоскутного шитья» в раздел «Материальные технологии. Технологии обработки текстильных материалов» [3].

В большинстве учебников процесс стёжки лоскутного изделия рассматривается всего лишь как отдельная операция, а в вышеобозначенной программе авторы выделяют на овладение навыками стёжки 4 часа, дают понятие о стёжке (выстёгивании), технике соединение лоскутного верха, прокладки и подкладки прямыми ручными стёжками. В процессе выполнения практической работы обучающиеся должны научиться подбирать нитки для стёжки, выполнять стёжку и изготовить образец лоскутного узора.

На кафедре технологии и методики преподавания технологии Омского государственного педагогического университета в рамках выполнения выпускной квалификационной работы Т.А. Карсаковой разработано и апробировано соответствующее методическое сопровождение, включающее учебно-методические, дидактические и контрольно-измерительные материалы по данной теме.

Этап мотивации и актуализации знаний является определяющим критерием профессиональной компетенции педагога. Умение показать возможности применения полученных знаний на практике, расширить границы кругозора ребенка, вызвать интерес к обсуждаемой теме - залог успешного проведения занятия. И здесь педагогу помогут дидактические материалы в виде презентаций, видеофильмы, ЭОРы, обладающие такими характеристиками как наглядность и информативность.

Логика ознакомления с техникой стёжка следующая:

1) дать понятие стёжка - это выстегивание объемного рисунка, геометрического (повторяющегося) или фантазийного. Она всегда состоит из трех слоев: верхнего, создающей объем прокладки и подкладки;

2) познакомить с историей возникновения и видами стёжки, сформулировать отличительные черты одной техники от другой;

Самыми распространенными видами стёжки являются: «Трапунто», «Сашико», «Бути» и «Кантха». Все виды вышивки/стёжки берут свое начало в разных странах, это означает, что каждая по-своему уникальна и красива. «Трапунто» - итальянская техника стёжки, характерной особенностью является то, что для создания эффекта выпуклости сзади делают надрез и добавляют набивку между стёжками [4]. Суть японской техники «Сашико» заключается в вышивании геометрических фигур, которые постоянно чередуются и повторяются [1]. Французская техника «Бути» отличается от других видов стёжки тем, что объем узору придается за счет продевания шнурка/пряжи между слоями ткани [4]. Характерной особенностью индийской вышивки «Кантха» является изобилие разноцветных ниток, которыми она выполнена. Чаще всего используются зеленый, красный, черный, желтый, золотой цвета, при этом подчеркивается центральный элемент декора [2].

Информация, характеризующая эти техники, собрана, систематизирована и отображена в электронном образовательном ресурсе (ЭОР) (Рис. 1). ЭОР содержит

теоретическую информацию, фото с изображениями изделий в каждой технике, видеофрагменты процесса выполнения стёжки, для проверки понимания пройденного материала выполняется тест. На занятии учащиеся ЭОР изучают самостоятельно на сайте образовательного портала «Школа», а затем обсуждают изученное в классе.

3) познакомить с инструментами и материалами;

Выделяют два способа выполнения стёжки: ручной (выполняемый стежком «вперед иголку») и машинный. Самым эффективным и экономичным является машинный способ, так как значительно сокращается время выполнения изделия. Машинную стёжку выполняют как обычной лапкой для шитья, так и специальной лапкой для штопки, при помощи которой выполняется свободно-ходовая стёжка (Рис. 2). Узоры, выполненные в свободно-ходовой стёжке, отличаются своей сложностью, мастерством и красотой. Преимущество ручной стёжки заключается в том, что она позволяет выполнить стеганое изделие при помощи подручных средств, когда нет специального оборудования. Ручная стёжка позволяет совмещать несколько способов ручной стёжки (стёжка «вперед иголку», узелковая стёжка, стёжка бисером и т.д.), при грамотном сочетании техник изделие в ручной стёжке станет более праздничным, неординарным, запоминающимся.

Рис. 1. Элемент ЭОРа «Виды стёжки»

Рис.2. Элемент ЭОРа «Лапки для выполнения стёжки»

4) рассказать о правилах выполнения техники;

Стёжка ведется всегда от центра полотна к краям, это позволяет избежать перекосов и смещения слоев полотна. Длина стежков с лицевой и изнаночной стороны полотна должна быть одинакова и соблюдаться равное расстояние между ними. Длина стежка в большой степени зависит от кривизны рисунка и от характера ткани, из которой сшит квилт.

5) продемонстрировать изделия, выполненные в технике стёжка.

При этом учителю необходимо акцентировать внимание обучающихся на качества личности, развивающиеся в процессе освоения данной техники - это концентрация внимания, терпение, старание и аккуратность.

Апробация методических материалов проходила в средней общеобразовательной школе № 142 г. Омска под руководством учителя технологии Людмилы Григорьевны Ивлевой. На вводном занятии, помимо презентации и ЭОРа, демонстрировались образцы изделий, выполненные в технике стёжка. Детям всегда важно показать не промежуточную стадию техники, а конечный результат. В качестве итогового изделия учащимся предложено выполнить косметичку в подарок маме к 8 Марта.

Процесс изготовления проходил по ранее разработанной технологический карте. Согласно инструкции, сначала выполняется крой деталей изделия по шаблонам, затем разрабатывается эскиз узора стёжки (для примера предложены варианты узоров 1 уровня сложности). Большая часть учащихся выбрала геометрический орнамент в виде квадратной/прямоугольной сетки, а оставшиеся предпочли придумать что-то свое (например, свое имя на английском языке). Определившись с узором, приступили к его переводу на декоративный слой ткани с помощью копировальной бумаги. Далее идет сборка «сэндвича» и процесс выстегивания. Следующий этап - обработка срезов полотна при помощи косой бейки, стачивание боковых сторон и дна косметички прикрепление кнопки-застежки.

Перед тем, как приступить к изготовлению косметички, необходимо донести до обучающихся несколько важных моментов:

- выполнить стёжку можно машинным способом, если дома есть швейная машина, обычная лапки для шитья, но узор должен быть геометрическим и максимально простым;

- выполнить стёжку руками, в этом случае узор для стёжки допускается выбрать более фантазийный, чем для машинной;

- дети должны оценить свои возможности и приобретенные ранее трудовые навыки и соотнести свои возможности со временем, которое выделено на изготовление изделия.

Последнее и оказалось самым сложным в организации учебного процесса. В итоге к указанному времени из 13 только 5 успели выполнить косметички, остальные находились на этапе доработки и вынуждены были выполнять часть работы дома.

Опробовав методические разработки на практике, можно дать некоторые рекомендации по организации практических занятий:

- нужно четко распланировать время выполнения каждого задания и операции, чтобы учащиеся максимально настроились на работу;

- наличие грамотно разработанной инструкционной карты и карты послеоперационного контроля позволит учащимся выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм самостоятельно, а также осуществлять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием измерительных инструментов;

- для продуктивной работы у учителя должны быть подготовлены шаблоны деталей изделий, которые будут выполняться на занятиях, чтоб учащиеся не тратили время на разметку формы деталей;

- должен быть собран комплект узоров для стежки, что позволяет значительно сократить время разработки узора, так как его можно будет не придумывать самостоятельно, а взять уже имеющийся и перевести на свою ткань.

Для контроля знаний разработаны викторины по темам «Лоскутное шитье» и «Квилтинг», размещенные на сайте школы.

В ходе выполнения практической работы формируются следующие результаты:

1) личностные:

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

2) метапредметные:

- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

3) предметные:

- подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- планирование технологического процесса и процесса труда.

Практика в школе показала, что ученицы, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. И конечно же они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным.

Временные рамки школьного курса не позволяют углубленно познакомиться с данной техникой, но организация кружковой деятельности во внеурочное время может удовлетворить интерес обучающихся. Разработка авторской программы «Стежка-дорожка» является следующим шагом формирования профессиональных компетенций педагога.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВAHHЫX ИСТОЧНИКОВ

1. Бриско, С. Сашико. Японское искусство вышивки (узоры, образцы, изделия) [Текст] / С. Бриско. - М. : Aрт-Родник, 2009. - 125 с.

2. Риттер, К.Х. Стеганые лоскутки ) [Текст] / К.Х. Риттер. - М. : Эксмо-пресс, 2000. - 127 с.

3. Тищенко, AT. Технология ) [Текст] : рабочая прогр. : 5-9 кл. / AT. Тищенко, И.В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2017. - 15S с.

4. «Трапунто», «бути» и «пике», 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minchanka.by/main_sections/vdokhnoveniya/274/.

REFERENCES

1. Brisco, S. Sachiko. Sashiko. Yaponskoe iskusstvo vyshivki (uzory, obrazcy, izdeliya) [Japanese art of embroidery (patterns, designs, products)]. Moscow: Art-Rodnik, 2009. 125 p.

2. Ritter K.X. Steganye loskutki [Quilted patches]. Moscow: Eksmo-press, 2000. 127 p.

3. Tishchenko A.T., Sinitsa N.V. Tekhnologiya: rabochaya progr.: 5-9 kl. [Technology]. Moscow: Ventana-Graf, 2017. 158 p.

4. «Trapunto», «buti» i «pike», 2012 [Elektronnyj resurs] ["Trapunto", "Buty" and "Pike", 2012]. URL: http://minchanka.by/main_sections/vdokhnoveniya/274/.

УДК 378.2

А.А. Кдырбаева,

кандидат физико-математических наук, профессор кафедры педагогики и методики

начального обучения

Казахский национальный педагогический университет им. Абая

г. Алматы, Казахстан akdyrbaeva@mail.ru ORCID: 0000-0002-1216-7460

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.