Научная статья на тему 'Формирование потребности в физическом самосовершенствовании студентов вузов гражданской авиации в процессе их обучения'

Формирование потребности в физическом самосовершенствовании студентов вузов гражданской авиации в процессе их обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / STUDENTS / CIVIL AVIATION / NEEDS / PHYSICAL IMPROVEMENT / MOTOR ACTIVITY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Родионова Инесса Альбертовна

Рассмотрены вопросы формирования потребности в физическом самосовершенствовании студентов вузов гражданской авиации в процессе обучения на занятиях по физической культуре. Исследована активность студентов, показывающая, что учебные занятия по физической культуре в университете не обеспечивают в полном объеме их моторную деятельность. Даны рекомендации, направленные на формирование мотивационной основы в здоровом образе жизни через активизацию участия в спортивном совершенствовании.The issues of the formation of the need for physical self-improvement of students of civil aviation universities in the process of training in physical education classes are considered. The activity of students was studied showing that physical education classes at the university do not fully provide their motor activity. Recommendations are given aimed at creating a motivational basis in a healthy lifestyle through increased participation in sports development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Родионова Инесса Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование потребности в физическом самосовершенствовании студентов вузов гражданской авиации в процессе их обучения»

УДК 796.011.3 001: 10.24411/2305-8404-2020-10507

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ

В.И. Шалупин, И.А. Родионова

Рассмотрены вопросы формирования потребности в физическом самосовершенствовании студентов вузов гражданской авиации в процессе обучения на занятиях по физической культуре. Исследована активность студентов, показывающая, что учебные занятия по физической культуре в университете не обеспечивают в полном объеме их моторную деятельность. Даны рекомендации, направленные на формирование мотивационной основы в здоровом образе жизни через активизацию участия в спортивном совершенствовании.

Ключевые слова: студенты, гражданская авиация, потребности, физическое совершенствование, моторная деятельность, мотивация.

С развитием новых технологий всевозрастающая конкуренция на мировом рынке ставит вопросы о мировоззренческом осмыслении подготовки физически здоровой молодежи во всех сферах деятельности. В условиях современного общества все больше и больше физический труд подменяется автоматикой, бурно развиваются компьютерные технологии. С одной стороны, научно технический прогресс шагает вперед, а с другой стороны, человек испытывает нехватку двигательной активности. Не исключением является и молодежь, обучающаяся в вузах гражданской авиации. Слабая двигательная активность студенческой молодежи, связанная с нахождением в аудиториях по 4-6 часов подряд, использованием студентами различных «гаджетов» во время перерывов в занятиях, вызывает особую тревогу за их физическое состояние. «Студенческий возраст (примерно от 16 до 23 лет) охватывает в основном юношеский период. Этим объясняется наличие многочисленных противоречий в поведении студентов» [2, с. 118]. Все эти факторы негативно сказываются на здоровье студенческой молодежи.

На сегодняшний день достаточное количество исследований как российских, так и зарубежных ученых в области гиподинамии указывают на то, что физическая активность современной молодежи от года к году снижается и не может в должной мере обеспечить жизнедеятельность основных систем организма, не способствует развитию физических качеств и двигательных навыков, не укрепляет здоровье молодых людей. «Как известно, малоподвижный образ жизни влечет за собой множество заболеваний. Медики называют синдром гиподинамии (ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности) болезнью века и оборотной стороной прогресса» [4, с. 259].

Если раньше в середине и конце ХХ века говорилось о бурном физиологическом развитии молодежи - акселерации, то в начале XXI века мы говорим об обратном явлении, которое немецкий специалист Д. Рихтер назвал «децелерацией». Это говорит о том, что современная молодежь как никогда нуждается в двигательной активности, в средствах физической культуры. Не исключением является и студенчество гражданской авиации.

«Учитывая отрицательное воздействие психоэмоционального напряжения на здоровье студентов (особенно на начальном этапе обучения), в системе физкультурно-оздоровительных мероприятий значительное внимание необходимо уделять разработке комплексной системы психофизиологического сопровождения развития двигательной активности студентов» [5, с. 64]. Их недостаточная двигательная активность, низкое функциональное состояние организма, слабое физическое развитие профессионально значимых качеств являются ведущим звеном в снижении работоспособности студентов как на учебных занятиях, так и в будущей профессиональной деятельности.

В современных условиях недостаток физической деятельности является одним из основных факторов снижения работоспособности и в критических ситуациях может привести к отрицательным последствиям.

Гипотеза. Двигательная активность студенческой молодежи из-за большого количества теоретических дисциплин имеет значительное отставание от требований современных летательных аппаратов к физической подготовленности обслуживающего персонала. Те учебные занятия по физической культуре, которые проводятся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (400 часов на весь период обучения), не создают в должной мере необходимые условия для укрепления здоровья и развития профессионально важных физических качеств и двигательных навыков.

Не вызывает сомнения тот факт, что физическая культура является основной составной частью здорового образа жизни людей всех возрастов. Она направлена на укрепление здоровья и развитие профессионально важных физических качеств и двигательных навыков.

Организация и методы исследования. Исследования, проводимые специалистами кафедры физического воспитания Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА), подтверждают масштабность данной проблемы.

В 2018/19 учебном году состояние здоровья студентов МГТУ ГА оценивалось следующим образом: 52 % студентов университета практически здоровы, отнесены к основной группе здоровья, 22 % студентов имеют какие-либо заболевания, отнесены к подготовительной группе здоровья, 17 % студентов имеют значительные заболевания, отнесены к специальной медицинской группе здоровья, 9 % студентов временно полностью освобождены от практических занятий и выполняют реферативную работу и компьютерное тестирование (рис. 1).

Рис. 1. Распределение студентов МГТУ ГА по группам здоровья

В современных условиях недостаток физической деятельности является одним из основных факторов снижения работоспособности. К сожалению, большинство людей, в частности, студенты (курсанты) образовательных заведений гражданской авиации, ведут малоподвижный образ жизни. Возрастает негативное влияние гиподинамии.

«Исследования показывают, что безопасный уровень здоровья (БУЗ) имеют примерно 7 % студентов (1-я мед. группа), 30 % - средний (2-я мед. группа), 27 % - ниже среднего (3-я мед. группа); 36 % - низкий (4-я мед. группа), а после завершения учебы около 75 % студентов страдают теми или иными заболеваниями» [6, с. 9].

80% 70% 60% 50% 40% 30°% 20% 10% 0%

75%

36%

30%

7%

Безопасный уровень здоровья

27%

I

Средний уровень здоровья

Уровень здоровья ниже среднего

Низкий уровень Имеют диагноз здоровья после окончания вуза

Рис. 2. Уровень здоровья студентов

53

Такое положение дел вызывает обеспокоенность у педагогических работников физического воспитания, медицинских работников, руководства Росавиции.

Неслучайно в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019), ст. 28 «Физическая культура и спорт в системе образования» говорится о необходимости формирования потребности в физическом самосовершенствовании людей и здоровом образе жизни.

Используемая методология физического воспитания студентов как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности не позволяет решить главную задачу - воспитание потребности в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни.

Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования активности студентов 1-3-го курсов МГТУ ГА показали, что учебные занятия по физической культуре в университете обеспечивают всего 25-30 % необходимой моторной деятельности и указывают на целесообразность использования свободного времени у студентов для активного занятия самостоятельными физическими упражнениями.

В исследованиях В.И. Шалупина, Д.В. Морщининой, В.В. Карпу-шина, «конечной целью процесса обучения студента в высшем учебном заведении является подготовка специалиста, способного самостоятельно физически совершенствоваться, обеспечивать необходимый уровень физической готовности к профессиональной деятельности с использованием различных средств физического воспитания» [8, а 127].

По данным Н.П. Ложкина и О.П. Ложкина, «в настоящее время четко прослеживается тенденция к организации дополнительных занятий физическими упражнениями и видами спорта из-за резкого снижения уровня физической подготовленности и состояния здоровья. Ученые считают, что систематические домашние задания по физической культуре, организация индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями и видами спорта являются не дополнительной нагрузкой, а разгрузкой, переключением с умственной работы на физическую. Они способствуют снятию усталости, напряжения, повышению жизненного тонуса и работоспособности. В связи с тем, что интересы общества требуют постоянного повышения работоспособности и производительности труда на производстве, очевидно, физкультурно-оздоровительная двигательная активность курсантов будет эффективнее при условии профилирования средств физического воспитания с учетом их обучения и будущей профессии» [1, а 839].

Все вышесказанное напрямую относится и к студентам вузов гражданской авиации.

Раскрывая оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества, многие ученые отмечают, что на

протяжении ряда десятилетий физическая культура не имела столь большого значения, как в настоящее время, когда двигательная активность человека переживает невиданное падение, массовая гиподинамия захлестнула молодежь, ухудшается состояние здоровья, экологическая составляющая находится не в лучшем состоянии. Все это говорит о том, что потребность в физических упражнениях как никогда высока.

В философском энциклопедическом словаре слово «потребность» объясняется как «нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом» [7] и имеет важное значение в повышении личного уровня физической культуры студенческой молодежи выраженное, например, в формировании внутреннего мотива для обеспе -чения своей жизнедеятельности и повышении уровня профессиональной работоспособности.

Учитывая теорию потребности человека во время занятий физическими упражнениями, наблюдаются такие составляющие, как важность выполняемых упражнений, их привлекательность, чувство удовлетворения после выполнения упражнений, интересность, доступность и т. д.

Физическая культура несет в себе ряд функций: воспитательную, оздоровительную, информативную, результативную, коммуникативную и т. д. Она всегда была и есть потребностью человека. Однако, учитывая сегодняшнее состояние общества, век компьютерных технологий, перед физическим воспитанием стоят большие задачи развития и совершенство -вания у будущих специалистов гражданской авиации мотивационного отношения к повышению личного уровня физической культуры.

В условиях вуза основными мотивами занятий физическими упражнениями являются: получение зачета по физической культуре, достижение наивысшего личного спортивного результата для получения очередного спортивного разряда, а также ликвидация отклонений в состоянии здоровья и сохранение его на оптимальном уровне.

Проведенное исследование в Московском государственном техническом университете в виде анкетирования студентов показало, что наиболее эффективное и устойчивое формирование у студентов потребности к занятиям физическими упражнениями осуществляется с целью повышения уровня спортивной подготовленности, таких студентов в университете обучается 10-12 %. В меньшей мере выражена потребность студентов к физическому самосовершенствованию для укрепления здоровья - 6-7 %. Основная масса студенческой молодежи заинтересована лишь в успешном выполнении контрольных упражнений по физической культуре для получения зачета - 62-75 %. Корень зла - в недостатке знаний теоретических основ физической культуры, методических навыков в проведении самостоятельной физической культуры, формирования устойчивых стереотипов к занятиям физическими упражнениями.

Такое процентное соотношение основных мотивов к физическому совершенствованию говорит о недостатке знаний теоретических основ физической культуры, методических навыков в проведении самостоятель -ной физической культуры, формировании устойчивых стереотипов и отношений к занятиям физическими упражнениями, слабой постановке работы по формированию физкультурно-спортивной потребности в общеобразовательных заведениях. Исходя из полученных результатов, возникает необходимость внесения заметных корректив в процесс формирования у студентов внутренней мотивации к личному физическому совершенствованию, так как после окончания вуза у них исчезает самый значительный стимулирующий фактор.

Действенное влияние на изменение мотивационной структуры студентов могут оказать различные формы повышения физкультурного уровня: лекции, беседы, выступления перед аудиторией студентов, добившихся высоких результатов в учебе и спорте, походы на различные спортивные мероприятия, участие в массовых соревнованиях за учебное заведение, освоение специальных физических упражнений существенно влияющих на будущую профессиональную деятельность студентов.

Потребность человеческого организма в движениях, в занятиях физическими упражнениями носит социальный характер. Развитие и совершенствование физических качеств и двигательных навыков студен -тов вузов гражданской авиации совпадают с задачами профессиональной деятельности специалистов по обслуживанию авиационной техники.

Оценивая физическую культуру личности с позиции сегодняшнего дня, специалисты утверждают, что «главными физическими разрушаю -щими человека факторами по-прежнему остаются острое неудовлетворение потребности в физических нагрузках» [3, с. 105].

В процессе физического воспитания формируются методологические основы здорового образа жизни. Эта многообразность позволяет использовать различные, доступные средства физической культуры с учетом интереса и потребности к ним личности индивида.

Физкультурное образование в вузах должно учитывать познание учащимися естественнонаучных основ физического воспитания по следующим темам:

- биологические основы физической культуры и спорта;

- внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность;

- влияние физических упражнений на организм человека;

- образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности;

- основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Такой образовательный процесс особенно важен в вузах гражданской авиации, в рабочих программах которых слабо представлены медико-биологические учебные дисциплины (анатомия, биология,

физиология и т. п.), а освоение избранной специальности основывается на познании технологии управления современной техникой без учета психофизиологического состояния и двигательных возможностей человека. Не здесь ли находится источник, влияющий на повышенную профессиональную заболеваемость специалистов аэродромных служб по обслуживанию авиационной техники, которые не владеют навыками в умении использовать средства и методы физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, продление профессионального долголетия?

Таким образом, можно констатировать, что решение задачи формирования у студентов вузов гражданской авиации здорового образа жизни, развития и совершенствования физических качеств и двигательных навыков заключается не только в постановке физкультурного образования, но и в повышении физического потенциала и укреплении здоровья. Решение такой задачи невозможно, используя только учебные занятия как одну из форм физического воспитания. На учебных занятиях по физической культуре необходимо усилить внимание педагогических работников на формирование мотивационной основы студентов в здоровом образе жизни и через активизацию их участия в спортивном совершенствовании.

Выводы и рекомендации. Знание теоретических основ физической культуры и умелое применение их в повседневной жизни позволят построить «мостик» к осознанным самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.

В настоящее время представляется понятной необходимость продуманной теории и методологии использования многочисленных форм и средств физического воспитания в активизации студентов к физическому самосовершенствованию.

Исходя из сформулированных представлений потребности в заня -тиях физическими упражнениями прослеживается взаимосвязь процесса физического воспитания с основными видами учебно-воспитательной деятельности студентов вузов гражданской авиации.

Список литературы

1. Ложкина Н.П., Ложкина О.П. Самостоятельная физическая подготовка курсантов // Молодой ученый. 2015. № 12. С. 838-841.

2. Морозова Т.Ю., Ступницкая М.А. Адаптационный тренинг для первокурсников психологических и педагогических факультетов // Образовательные технологии. 2018. № 2. С. 117-143.

3. Приходько В.Н. Физическая подготовка в системе формирования культуры здорового образа жизни // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. Т. 2. С. 105.

4. Родионова И.А. Фитнес-подготовка студентов гуманитарных институтов // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. М.: МГПУ, 2013. С. 259-261.

5. Уляева Л.Г. Психофизиологическое сопровождение организации двигательной активности при подготовке к сложным средовым факторам // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2010. № 3(18). С. 64-68.

6. Физическая культура в образовательных учреждениях гражданской авиации: учебник / под ред. В.И. Шалупина. М.: Издат. дом «Академия Жуковского», 2017. 484 с.

7. Философский энциклопедический словарь (1983) [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionarv/philosophical/articles/ 401 /potrebnosti.htm (дата обращения: 20.12.2019).

8. Шалупин В.И., Морщинина Д.В., Карпушин В.В. Мотивацион -ные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 191. С. 220.

Шалупин Владимир Ильич, канд. пед. наук, заслуженный работник физической культуры РФ, проф., зав. кафедрой, shvasn@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации,

Родионова Инесса Альбертовна, канд. пед. наук, проф., rodiinna@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации

FORMA TION OF THE NEEDS FOR PHYSICAL SELF-PERFECTION OF STUDENTS OF CIVIL A VIATION UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF THEIR TRAINING

V.I. Shalupin, I.A. Rodionova

The issues of the formation of the need for physical self-improvement of students of civil aviation universities in the process of training in physical education classes are considered. The activity of students was studied showing that physical education classes at the university do not fully provide their motor activity. Recommendations are given aimed at creating a motivational basis in a healthy lifestyle through increased participation in sports development.

Key words: students, civil aviation, needs, physical improvement, motor activity, motivation.

Shalupin Vladimir Ilyich, candidate of pedagogical sciences, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, professor, head of chair, shvasnamail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation (MSTUCA),

Rodionova Inessa Albertovna, candidate of pedagogical sciences, professor, rodiinna@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation (MSTUCA)

References

1. Lozhkina N.P., Lozhkina O.P. Samostoyatel'naya fizicheskaya podgotovka kursantov [Independent physical training of cadets] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2015. No 12. P. 838-841.

2. Morozova T.Yu., Stupnickaya M.A. Adaptacionnyj trening dlya pervokursnikov psihologicheskih i pedagogicheskih fakul'tetov [Adaptation training for freshmen of psychological and pedagogical faculties] // Obrazovatel'nye tekhnologii [Educational technologies]. 2018. No. 2. P. 117-143.

3. Prihod'ko V.N. Fizicheskaya podgotovka v sisteme formirovaniya kul'tury zdorovogo obraza zhizni [Physical training in the system of formation of a healthy lifestyle culture] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2010. No. 2. T. 2. P. 105.

4. Rodionova I.A. Fitnes-podgotovka studentov gumanitarnyh institutov [Fitness training of students of humanitarian institutes] // Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: materials of scientific and practical. conf. from the international participation. M.: MGPU, 2013. P. 259-261.

5. Ulyaeva L.G. Psihofiziologicheskoe soprovozhdenie organizacii dvigatel'noj aktivnosti pri podgotovke k slozhnym sredovym faktoram [Psychophysiological support for the organization of motor activity in preparation for complex environmental factors] // Teoriya i praktika prikladnyh i ekstremal'nyh vidov sporta [Theory and practice of applied and extreme sports]. 2010. No. 3(18). P. 64-68.

6. Fizicheskaya kul'tura v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah grazhdanskoj aviacii [Physical education in educational institutions of civil aviation]: textbook / ed. V.I. Chalupin. M.: Publishing. House "Zhukovsky Academy", 2017. 484 p.

7. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' (1983) [Philosophical Encyclopedic Dictionary (1983)] [Electronic resource]. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ philosophical/articles/401/potrebnosti.htm (accessed: 12/20/2019).

8. Shalupin V.I., Morshchinina D.V., Karpushin V.V. Motivacionnye faktory samostoyatel'nyh zanyatij fizicheskoj kul'turoj studentov [Motivational factors of independent physical education of students] // Nauchnyj vestnik MGTU GA [Scientific Bulletin of MSTU GA]. 2013. No. 191. P. 220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.