scientific and practical correspondence internet conference, Moscow. pp. 595-600.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2019
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ПОТЕНЦИАЛ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Владимир Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В работе исследуются различные подходы к определению социального здоровья, показана многозначность трактовки этого термина. Особое внимание уделяется ведущим факторам формирования социального здоровья, доказывается необходимость использования потенциала физической культуры как одного из эффективных средств формирования и поддержания социального здоровья человека, позитивных характеристик физического состояния и потенциала личности.
Ключевые слова: социальное здоровье, физическое состояние, адаптация, физическая культура.
FORMATION OF SOCIAL HEALTH OF STUDENTS THROUGH THE POTENTIAL
OF PHYSICAL CULTURE
Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, Vladimir Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great
Annotation
The article investigates the various approaches to the definition of the social health, it shows the ambiguity of the interpretation of this term. Special attention is paid to the leading factor of formation of the social health, the necessity of using the potential of physical culture as an effective means of forming and maintaining the social health and positive characteristics of the physical condition and capacity of the individual.
Keyword: social health, physical condition, adaptation, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы развития общества актуализируют тематику социального здоровья, проблему повышения адаптационного потенциала человека. Это особо значимо в условиях несовершенства социальной политики государства в области охраны здоровья взрослого и подрастающего поколения. Состояние здоровья и физический потенциал человека влияют на направленность модернизации сфер общества, меняют типы общественных и индивидуальных взаимодействий, приводят к необходимости поиска и использования соответствующих каналов самореализации и сохранения экологии человека. В этих условиях возникает необходимость «освоения гуманитарных технологий» [3].
На рубеже ХХ-ХХ! вв. ощущался серьезный уход государства из социальной сферы, утверждалась стратегия выживания, что накладывало отпечаток на психофизическое, нравственное здоровье человека.
В последние годы вместе с положительными изменениями в экономике наблюдаются и обнадеживающие моменты в проблемах формирования среды здоровьесбережения. Новый уклад жизни ставит вопросы сохранения безопасности и здоровья самой личности.
В истории научной мысли существуют различные направления, изучающие вопросы «социальной обусловленности здоровья». Социальное здоровье рассматривается как социальная ценность, основанная на социальной активности индивида и способствующая его общественной адаптации [4, 5]. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению здоровья населения, в том числе студенческой молодежи [6].
МЕТОДИКА
В исследовании использовались методы: изучение специальной литературы, анализ, обобщение, анкетирование, тестирование, методы математической статистики. В исследовании приняли участие студенты 1-3-х курсов дневного обучения 2-х университетов (Политехнического - СПбПУ Петра Великого и гражданской авиации - СПбГУ ГА), всего 562 человека, занимающихся по дисциплине «Физическая культура» в соответствии с программами Министерства просвещения и Министерства транспорта РФ.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные данные по показателям здоровья студентов свидетельствуют: безопасный уровень здоровья имеют только 4-8% студентов; 18-30% - средний; 27-33% - ниже среднего; 35-45% - низкий, а после завершения учебы 80-75% студентов страдают теми или иными заболеваниями (рисунок).
50 45
40 30 20 10 0
30
33
18
8
1-1
27
Безопасный Средний Ниже среднего Низкий
□ СПбПУ □ СПбГУ ГА Рисунок - Уровни здоровья студентов СПбПУ и СПбГУ ГА
В студенческом возрасте начинают проявляться такие заболевания, как диабет, гипертония, атеросклероз. Установлено, что дефицит двигательной активности студентов составляет 60-75% от необходимого для поддержания нормального уровня здоровья. Это, в свою очередь, приводит к заметному снижению физической работоспособности.
Очевидно, что такое положение связано и с продуктивностью работы системы физкультурного образования в вузе. На протяжении многих лет занятия по физической культуре в вузах сводились к тренингу и к выполнению контрольных нормативов. А вот как научить студента эффективно подобрать средства для роста физической работоспособности, дать знания методики тренировки, обучить оценивать свое физическое состояние, дать знания по методике самостоятельных занятий - эти вопросы стояли несколько в стороне образовательного процесса [8].
Сегодня мы с уверенностью доказываем, что в качестве ведущих компонентов дисциплины «Физическая культура» должны выступать не только способы деятельности, но и соответствующие знания, именно знания существенно влияют на повышение эффективности процесса физического воспитания студентов в вузах. Считаем, что в стратегии образования значимость повышения интеллектуального потенциала молодежи в области физической культуры является первоочередным направлением развития личности. Осуществляемая нами практика проведения занятий по физической культуре доказывает, что чем больше у студентов знаний по физической культуре - тем выше результаты в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом [2].
Профессиональное долголетие в значительной степени определяется здоровьесбе-регающим поведением студентов. Считаем, что сегодня в вузах необходимо больше внимания уделить разработке программ, направленных на сохранение психофизического здоровья, шире внедрять в учебный процесс физические упражнения оздоровительной и профессиональной направленности.
Анализируя в исследовании жизнедеятельность студентов, можно подтвердить - она имеет неупорядоченность организации. Это проявляется в таких компонентах, как недостаточный и несвоевременный прием пищи (12-16%), низкая двигательная активность (20-35%), недосыпание (25-35%), отсутствие закаливающих процедур, малое пребывание на свежем воздухе. Таким образом, для укрепления здоровья количество учебных занятий и спортивных мероприятий, отводимых учебным планом вуза, не гарантируют автоматически сохранение здоровья студентов, необходима дополнительная самостоятельная двигательная активность.
В последние годы самостоятельной двигательной активности придается огромное значение. Наши исследования доказывают, что регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями в целях укрепления организма, позволяют уменьшить число хронических заболеваний студентов на 15-25%, снизить обращаемость за медицинской помощью в 2-4 раза. Данные ежегодной диспансеризации, проводимой в СПбГУ ГА, показывают, что у студентов, ведущих активный образ жизни, ниже содержание холестерина в крови, реже встречается атеросклероз сосудов, происходит усиление защитных функций организма.
По силе оздоровительного потенциала физическая культура является одним из самых значительных и эффективных феноменов социального бытия. Перспективной задачей самовоспитания человека как раз и выступает «способность самостоятельного использования средств физической культуры и спорта для психофизической и социальной подготовки к жизни и профессиональной деятельности...» [7, с. 214].
Считаем, что путь к здоровью должен начинаться с диагностики здоровья. Исходя из опыта предшествующих достижений, нами разработана своя система оценки здоровья. Компьютерная программа "Здоровье" состоит из 4-х блоков, включает тесты, имеющие высокий коэффициент надежности, проводит обобщение показателей деятельности основных систем организма, выводит рейтинг здоровья и рекомендует индивидуальный комплекс физических упражнений, объем двигательной активности, советует те или иные элементы по здоровому образу жизни студента.
Считаем, что в отличие от традиционной модели здорового образа жизни (достижение всеми правильного поведения), критерием эффективности его формирования необходимо считать не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Здоровый образ жизни в принципе и не должен быть идентичным, любое поведение следует расценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата.
Важно отметить, что при оценке здоровья необходимо учитывать как объективные, так и субъективные показатели, что соответствует формуле ВОЗ, где здоровье определяется как состояние благополучия, которое может определить сам субъект. Следует признать, что только рационализированная самооценка уровня здоровья может служить важнейшим и, как это ни парадоксально, объективным критерием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социотехническая среда создает новые платформы модернизации интегративного общественного богатства, включая, прежде всего, социальное здоровье. Уровень развития активного долголетия рассматривается сегодня в ряде ведущих критериев социального прогресса и параметров социального государства.
В настоящее время новый технико-технологический уклад дает возможность изменения общественных условий здоровья и требует закрепления позитивной социально-
экономической динамики изменений, оказывающих влияние на реализацию стратегии поддержания и улучшения социального здоровья. Здоровый образ жизни каждого человека является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья необходима перестройка сознания, ломка старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения [1].
Образование в высшей школе - особая сфера жизнедеятельности общества, в которой осуществляется передача не только знаний, умений, навыков, опыта поколений, но самого миропонимания. Сегодня на ведущее место выходит формирование жизненных качеств, позволяющих качественно жить и работать в обществе, а совершенствование своего психофизиологического статуса позволяет успешно реализовывать одну из сторон жизнедеятельности будущего специалиста. Проблемы физической культуры и здоровья молодежи относятся сегодня к числу самых актуальных проблем государственного строительства, становления политической, экономической и социальной независимости. Здоровье любой нации - это залог ее процветания и безопасности, это тот решающий фактор, потенциал, который в конечном итоге определяет судьбу любых реформ, решение любых локальных и глобальных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова, Л.М. Социальное здоровье и роль физической культуры в его формировании / Л.М. Волкова, В.В. Евсеев // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - Т. 13. - № 2. - С. 609-615.
2. Евсеев, В.В. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. - Казань, 2018. - С. 20-22.
3. Евсеева, Л.И. Трансформация образовательной среды в условиях сетевого общества / Л.И. Евсеева, О. Д. Шипунова // Коммуникативные стратегии информационного общества. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 109-115.
4. Матвеева, Н.А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта / Н.А. Матвеева // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. - 2017. - Том 7. - № 5. - С. 146-158.
5. Митенкова, Л.В. Пути повышения мотивации к занятиям спортом в студенческой среде университета гражданской авиации /Л.В. Митенкова, А. А. Голубев, Л.М. Волкова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. - Казань, 2016 - С. 86-88.
6. Поздеева, Е.Г. Социальные детерминанты здоровья студенческой молодежи / Е.Г. Позде-ева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. -СПб., 2017. - С. 116-121.
7. Половников, П.В. Отношение студентов к физической культуре / П.В. Половников, В.В. Евсеев, Л.М. Волкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - С. 212-215.
8. Физическая культура в образовательных учреждениях гражданской авиации : учебник / В.И. Шалупин, И.А. Родионова, М.П. Перминов, Д.В. Романюк, И.А. Письменский, А.А. Голубев, Л.М. Волкова, В.В. Карпушин. - Москва : ИД Академия Жуковского, 2018. - 484 с.
REFERENCES
1. Volkova, L.M. and Evseev, V.V. (2018), "Social health and the role of physical culture in its formation", Health-the basis of human potential: problems and solutions, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, Vol. 13, No. 2, pp. 609-615.
2. Evseev, V.V. and Volkova, L.M. (2018), "Physical culture in the student environment and motivation of sports", Physical education and student sport through the eyes of students. Kazan, pp. 20-22.
3. Evseeva, L.I. and Shipunova, O.D. (2017), "Transformation of educational environment in the conditions of network society", Communicative strategies of information society, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 109-115.
4. Matveeva N.A. (2017), "Social health of youth: problem statement and strategy of research project", Bulletin of Novosibirsk state University, Vol. 7. No. 5, pp. 146-158.
5. Mitenkova, L.V., Golubev, A.A. and Volkova, L.M. (2016), "Ways to increase motivation for sports in the student environment of the University of Civil Aviation", Physical education and student sport through the eyes of students, Kazan, pp. 86-88.
6. Pozdeeva E.G. (2017), "Social determinants of health of student youth", Strategic directions of reforming the University system of physical culture, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 116-121.
7. Polovnikov, P. V., Evseev, V.V. and Volkova, L.M. (2016), "Attitude of students to physical culture", Strategic directions of reforming the University system of physical culture, publishing house Polytechnic University, St. Petersburg, pp. 212-215.
8. Shalupin, V.I., Rodionova, I.A., Perminov, M.P., Romanyuk, D.V., Рisansky, I.A., Golubev, A.A., Volkova, L.M., and Karpushin, V.V. (2018), Physical culture in educational institutions of civil aviation, publishing house Zhukovsky Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2019
УДК 796.325
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Любовь Григорьевна Гаврилова, доцент, Ольга Александровна Сабуркина, старший преподаватель, Виталий Александрович Овчаров, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры
Аннотация
Одним из наиболее массовых видов спорта, который начал развиваться в нашей стране еще в начале прошлого века и в настоящее время завоевал всеобщее признание и любовь многих тысяч поклонников, является волейбол. Привлечение же детей в возрасте 11-12 лет позволяет наиболее эффективно вести процесс обучения элементам техники волейбола, что подтверждено научными исследованиями и находит свое применение в практике спортивной тренировки. Исходя из этих исследований в ДЮСШ набираются подготовительные группы детей 9-10 лет, для того чтобы подготовить физическую базу для подготовки спортсменов высокого класса и общего оздоровления подрастающего поколения.
Ключевые слова: волейбол, силовая подготовленность, упражнения, физическая подготовка.
CHANGE IN INDICATORS OF STRENGTH PREPAREDNESS FOR YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS IN THE PROCESS OF GENERAL PHYSICAL TRAINING
Lyubov Grigoryevna Gavrilova, the senior lecturer, Olga Alexandrovna Saburkina, the senior teacher, Vitaly Aleksandrovich Ovcharov, the senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
One of the most popular sports that began to develop in our country at the beginning of the last century and currently has won the universal recognition and love of many thousands of fans is volleyball. Attracting children aged 11-12 years makes it possible to conduct the process of teaching elements of the volleyball technique most effectively, which is confirmed by the scientific research and finds its application in the practice of sports training. Based on these studies, the preparatory groups of children aged 9-10 years old are recruited in the Children's and Youth Sports School in order to prepare the physical base for training the high-class athletes and general recovery of the younger generation.
Keywords: volleyball, strength training, exercises, physical training.
Волейбол, как спортивная игра, начал культивироваться в самых далеких уголках нашей родины. В настоящее время, только в спортивных секциях школьных коллективов,