Научная статья на тему 'Формирование потребности в экологическом образовании'

Формирование потребности в экологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
519
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБНОСТИ / УСТАНОВКА / МОТИВ / ИНТЕРЕС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баглиева Зарема Захрабовна, Гаджиева Тамара Билаловна, Лобачева Зоя Николаевна

В статье рассмотрена проблема формирования потребности в системе экологических знаний как предпосылки и результата не только трудовой деятельности, но и познавательных процессов, рассматриваемых как состояния личности, благодаря которым обеспечивается регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли субъекта. Рассматривается также механизм формирования потребности в экологических знаниях, что способствует осознанию и актуализации экологических проблем, определенному поведению в деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование потребности в экологическом образовании»

УДК 10(09)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2013Баглиева З.З., Гаджиева Т.Б., Лобачева З.Н.

Дагестанский государственный аграрный университет

В статье рассмотрена проблема формирования потребности в системе экологических знаний как предпосылки и результата не только трудовой деятельности, но и познавательных процессов, рассматриваемых как состояния личности, благодаря которым обеспечивается регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли субъекта. Рассматривается также механизм формирования потребности в экологических знаниях, что способствует осознанию и актуализации экологических проблем, определенному поведению в деятельности человека.

The author of the article consider the problem of developing the need for the system of ecological knowledge as a prerequisite and the result of both the work and the cognitive processes. They ensure the regulation of behavior, determine the thinking orientation, the subject's feelings and will. They also consider the mechanism of developing the need for the ecological knowledge. It contributes to realization and actualization of the ecological problem, the certain behavior in the human activity.

Ключевые слова: экологизация системы образования, экологическая культура, потребности, установка, мотив, интерес, деятельность.

Keywords: educational system ecologization, ecological culture, needs, aim, motive, interest, activity.

В современной системе образования важное место занимает экологическое воспитание и экологизация

образовательной среды, ориентированной на непосредственное усвоение экологических знаний различного уровня. При этом экологизация системы образования выступает характеристикой реализации тенденций, принципов и подходов внедрения экологии в другие сферы, включая подготовку экологически грамотных специалистов различного профиля.

Процесс экологизации эффективно может идти через вовлечение экологических знаний в целый ряд научных дисциплин различного профиля, поскольку до недавнего времени экологическое образование

обеспечивалось в рамках

естественнонаучной подготовки. Сегодня очевидно, что экологическое образование

должно происходить в рамках социальной экологии, выявляющей закономерности взаимодействия

общества с природой, способствующей формированию экологического

мировоззрения через осознание потребности человека в экологических знаниях, поведении и т. д.

С этих позиций действия, совершаемые человеком,

детерминированы как первичными, унаследованными от природы, но в той или иной степени преобразованными историей, так и вторичными, рожденными общественным развитием потребностями. При этом механизм наследования последних имеет чисто социальный характер, поскольку они возникают лишь при достаточно высоком уровне развития общества, которое создает возможность выбора различных условий удовлетворения. Анализ

социологической литературы показывает, что феномен потребность значим по меньшей мере для трех проблемных направлений изучения индивида:

- первое касается нормального функционирования и развития человека, которое немыслимо без удовлетворения его потребностей;

- второе относится к деятельности, активности человека, где рассматриваются пути превращения потребностей в действия и поступки людей;

- третье направление касается соотношения потребностей индивида и других людей, а также социальных групп, где ключевой является задача адекватного описания и объяснения механизма обеспечения детерминации деятельности человека, возникновения собственных, а также внешних по отношению к нему социальных систем (отдельных людей, малых групп, социальных организаций и институтов, общества и человечества в целом) потребностей.

Изучение понятия «потребность» осуществляется разными

(биологическими, экономическими,

психологическими, социологическими и философскими) науками независимо друг от друга, вследствие чего при анализе феномена важно определить сущность данного понятия, но и механизмы взаимодействия потребностей индивида и других людей и социальных систем.

В психологии потребность

характеризует состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для развития, выступающее источником активности. При этом в обществе потребности являются следствием развития производства, функцией их деятельности, поскольку с помощью орудий человек видоизменяет объект, приспособляя к собственным нуждам, и тем самым потребности вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Кроме того, производство связано с субъектом не непосредственно, а через потребности, выступая и предпосылкой, и результатом не только трудовой деятельности людей, но и

познавательных процессов. Именно поэтому потребности выступают как состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование его поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли субъекта.

Следовательно, удовлетворение

потребности есть, в сущности, процесс присвоения личностью определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием, где "сама удовлетворенная потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям».

Поскольку процесс удовлетворения потребности выступает

целенаправленной деятельностью, можно говорить об их значимости в проявлении активности личности, поскольку осознавая цель субъективно, человек убеждается, что ее удовлетворение возможно через соотнесение

субъективных представлений о потребности с ее объективным содержанием, включая средства достижения цели.

Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, желаниях и т. д.), побуждающих человека к деятельности, становясь формой проявления активности субъекта, по существу, зависимой от предметно-общественного содержания. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками, составляющими ее сущность, и более подвижна, чем потребность, воспитание которой является одной из центральных задач формирования личности.

Подходы к исследованию сущности потребности во многом обусловлены деятельностным подходом к анализу активности человека и его психических функций (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), согласно которому деятельность индивида представляет собой систему, включенную в общественные отношения. При этом основной характеристикой деятельности, по А. Н. Леонтьеву, является ее предметность, что позволяет различать

потребность как внутреннее условие, как одну из обязательных предпосылок деятельности, и потребность как-то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. Потребности управляют деятельностью лишь при условии, что они являются предметными, поскольку «... именно предмет и придает деятельности определенную

направленность» [1].

По мнению А. В. Петровского, потребность следует определять как «состояние живого существа,

выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его

активности» [2]. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов, когда обычно происходит встреча потребности с ее предметом, механизм «импринтинга» -запечатление, обеспечивает

конкретизацию. В этом акте рождается мотив, который опредмечивает потребность и резко меняет «вектор» или направленность поведения, представляя то, ради чего совершаются действия [2].

Потребности преломляются в деятельности не только через мотивы, но и через такое психологическое образование, как установка, по мнению Д. Н. Узнадзе, предшествующей деятельности, определяя ее течение и может быть продуктом трансформации целей (образование намерения к выполнению действия как результата принятого решения). При этом намерение (интенция) как психологический процесс включает мышление, выступает необходимым компонентом оценки альтернатив действия. В жизни человеку приходится делать выбор из нескольких альтернатив поведения, когда

предпочтение сознательно отдается одному мотиву перед другим. Чем богаче и сложнее духовная жизнь, тем сложнее борьба мотивов, принимающая форму глубокого обсуждения.

Следует отметить, что потребность как состояние личности всегда связана с наличием у него чувства

неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») личности. Личности отличаются друг от друга разнообразием имеющихся потребностей и их особым сочетанием.

Чтобы удовлетворить потребности, человек должен изыскивать те или иные средства, решать определенные теоретические и практические задачи.

Потребности характеризуются

признаками:

- имеют свой предмет, т. е. она всегда есть осознание нужды в чем-то;

- приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими способами она удовлетворяется;

- потребность обладает способностью воспроизводиться.

С учетом сказанного потребности личности подразделяются по

направленности на материальные и духовные, где первая группа включает потребность в пище, одежде, жилище, а вторая - в познании и эстетическом наслаждении.

При этом приведенная классификация не учитывает целый класс социальных потребностей (потребности в общении, труде и социально-значимой

деятельности).

Материальные потребности являются первичными и лежат в основе жизнедеятельности человека, поскольку чтобы жить, необходимо есть, одеваться, иметь жилище. Эти потребности сформировались в процессе

филогенетического, общественно-

исторического развития человека и составляют его родовые свойства, поскольку вся история борьбы людей с природой, борьбы людей в обществе была борьбой за удовлетворение прежде всего материальных потребностей.

Духовные потребности представляют собой специфические человеческие образования, характеризующие высокий уровень развития личности, обеспечивая человеку при прочих условиях свободу и путь к творчеству (потребность в познании действительности, природной и социальной).

Духовные потребности человека формируются на основе материальных и в процессе их удовлетворения. Например, познание явлений природы диктовалось необходимостью совершенствования производства средств удовлетворения материальных потребностей. Познание предметов природы также вплеталось в самый процесс удовлетворения потребностей человека в пище, одежде, жилище.

На основе потребности в познании образуется потребность в научном творчестве как самостоятельная потребность. В этом случае познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве.

Потребность выражается в мотивах, непосредственных побуждениях к деятельности.

Основными характеристиками

потребностей выступают ее сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения, а дополнительной - ее предметное содержание, совокупность объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых она может быть удовлетворена. С этих позиций всякое поведение личности в каждый момент времени определяется суммой одновременно актуальных мотиваций, связанных со стремлением к удовлетворению потребностей.

По А. Маслоу, смысл иерархической структуры состоит в том, что потребности низших уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на его мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени главенствующей будет потребность, которая является для него более важной и сильной. Когда же наиболее сильные и приоритетные потребности

удовлетворены, возникает необходимость в удовлетворении стоящих в иерархии следом потребностей. Когда и эти потребности удовлетворяются,

происходит переход на следующую ступень лестницы факторов,

определяющих поведение человека. При

этом логическая конструкция, в которой высшей потребностью является потребность в самовыражении, составлена таким образом, что данная субстанция может лишь развиваться вместе с возможностями человека, но никогда не может быть полностью удовлетворена. Таким образом, процесс мотивации через удовлетворение потребности не может быть завершен.

По мнению А. Маслоу, следует выделить потребности:

- физиологические как потребности, необходимые для выживания, включающие потребность в еде, воде, убежище, отдыхе, а также сексуальные потребности;

- в безопасности, включающие потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира;

- в общении, которые в противовес первым двум группам предполагают взаимный обмен информацией;

- в признании, реализуемые путем получения избирательной информации от окружающих индивидов, включающие набор определенных сообщений (потребности в самоуважении, в личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, в признании и т. д.).

Приведенная классификация была в дальнейшем пересмотрена и Х. Мюрреем, который предложил разделить потребности на пять категорий: первую категорию потребностей, занимающих в данной иерархии низшее положение, составляют физиологические

потребности (включающие потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности), которые вместе с потребностями в безопасности и защищенности (потребности в защите от физиологических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем) относятся к группе первичных, фундаментальных потребностей личности. Над первичными потребностями личности надстраиваются последовательно: социальные

потребности (потребности во

взаимопонимании, привязанности и поддержке), потребности в уважении (в самоуважении и уважении со стороны других). Верхний уровень иерархии потребностей Маслоу-Мюррея

составляют потребности в

самовыражении (в реализации своих потенциальных возможностей и росте личности). Последние три категории потребностей составляют вместе группу вторичных потребностей.

Человек как биосоциальное существо для полноценной жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной среде, но и в естественной среде определенного качества. При этом, наряду с материальными и духовными

потребностями, объективно существуют экологические потребности,

рассматриваемые как особый вид. Сохранение должного качества таких фундаментальных условий

существования, как воздух, вода и почва, возможна полноценная жизнь, а

разрушение хотя бы одного из них приведет к гибели жизни на Земле.

Таким образом, экологические потребности актуализируют систему отношений «человек - природа», а противоречивость этих отношений порождает потребность в особого рода знаниях, которые носят многоуровневый и сложно опосредованный характер.

Таким образом, формирование потребности в экологических знаниях предполагает осознание и актуализацию проблемы, выражаемой в определенном поведении человека.

Особенности сознания, поведения и деятельности людей во взаимодействии с природой, в оптимизации своих отношений с окружающей средой характеризуется экологической

культурой, которая должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое начиная со становления искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя.

Примечания

1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. : Смысл, 2000. 511 с. 2. Петровский А. В. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов н/Д. : Феникс, 1999. Т. 1. 416 с. 3. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. М. : Стройиздат, 1998. 103 с. 4. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 480 с. 5. Экологическая педагогика: Сб. науч. статей по материалам Х Международной конференции. Екатеринбург : УралГПУ, 2004. 256 с.

Статья поступила в редакцию 25.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.