2. Ostrovsky G. VitalJacket: Heart Monitoring Shirt [Электронный ресурс] /
http://www.medgadget.com/2008/04/vitaljacket_heart_monitoring_shirt.html.
3. Синютин С.А., Захаревич В.Г. Анализ стресса по данным вариационной пульсометрии с помощью Wavelet преобразования // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 9 (134). - С. 61-67.
4. Синютин С.А. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы на базе ЭКГ и оксиге-мометрии // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 5 (106). - С. 80-84.
Статью рекомендовал к опубликованию д.м.н. А.А. Лебеденко.
Синютин Сергей Алексеевич - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, ул. Петровская, 81; тел.: 89885406274; кафедра микропроцессорных систем; к.т.н.; доцент.
Семенистая Елена Сергеевна - e-mail: [email protected]; тел.: 89044464725; кафедра микропроцессорных систем; ассистент.
Леонова Антонина Валерьевна - e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский,44; тел.: 89043467991; кафедра электрогидроакустической и медицинской техники; к.т.н.; доцент.
Siniutin Sergey Alekseevich - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 81, Petrovskaya street, Taganrog, 347928, Russia; phone: +79885406274; the department of microprocessor systems; cand. of eng. sc.; associate professor.
Semenistaya Elena Sergeyvna - e-mail: [email protected]; phone: +79044464725; the department microprocessor systems; assistant professor.
Leonova Antonina Valer’evna - e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +79043467991; the department electrohydroacoustics and medical equipment; cand. of eng. sc.; associate professor.
УДК 504.75:304.2
Т.В. Тимошенко ЭКОЛОГИЯ И ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Рассмотрены современные экологические проблемы через призму человеческих потребностей. Потребности рассмотрены как причина человеческой деятельности (активности). Рассматривается проблема псевдопотребностей в современном обществе. Раскрываются противоречия между потребностями людей и качеством их действительности. Проводится анализ потребностей человека с позиций экологии и возможности формировании экологического сознания у человека. Понимание потребностей человека и его мотиваций предоставляет возможность эффективно управлять человеческой деятельностью в сфере экологии.
Экология; потребности; псевдопотребности; экологическое сознание.
T.V. Timoshenko THE ECOLOGY AND THE HUMAN NEEDS
The article is devoted to the modern ecological problems through the lenses ofperson’s demands. The latter is considered as a cause of the human activity. Also there is the analysis of the problem of pseudoneeds in the modern society. Besides, some contradictions between people’s needs and the quality of their reality are given in this article. Moreover, there is also the analysis
of human needs from the standpoint of environment and the possibility of man’s environmental consciousness. The understanding of the human needs and his motivation will manage human activities in the field of ecology effectively.
The ecology; needs; pseudoneeds; the environmental consciousness.
Переход от индустриальной цивилизации к информационной и связанные с этим переходом изменения в жизни людей обостряют актуальность проблем человека и его потребностей. Постоянный и закономерный рост потребностей, повышение требований к качеству их удовлетворения способствует непрестанному развитию индивида и общества. Система, включающая человека, общество и окружающий их мир - природу, это целостная интеграция. Изменение в любой из подсистем неизбежно повлечет за собой трансформации в остальных подсистемах. И с ускорением изменений в окружающей человека действительности (и природной, и социальной) все более очевидными становятся неравномерности в динамике этих процессов, что приводит к возникновению экологических, интерсоциальных и интерсубъектных проблем и кризисов, а также к разрастанию глубоких противоречий между потребностями людей и качеством их жизни.
Потребности человека - это объективное состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия [1]. Потребности человека выступают, как правило, в качестве мотива его деятельности. Мотивом деятельности называется то, что инициирует ее, ради чего она осуществляется, осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. То есть потребности есть причина, исходная форма активности человека. Тип деятельности определяется по доминирующему мотиву, так как любая человеческая деятельность полимотивирована. В основе любой деятельности находятся потребности человека, и сама деятельность своей целью ставит удовлетворение тех или иных потребностей. Кроме того, по способам и качеству удовлетворения потребностей человека можно дать характеристику состояния системы «Человек - Природа - Общество». Да и вся экономическая сфера общества, его общественное производство ориентированы на наиболее полное удовлетворение растущих потребностей людей. Поэтому эффективное управление человеческой деятельностью возможно лишь при полном понимании того, что такое потребности и каков механизм формирования потребностей человека.
В настоящее время существует множество различных классификаций потребностей. Некоторые из них выделяют до двухсот различных видов человеческих потребностей. Можно, к примеру, привести одну из наиболее популярных в социально-психологическом аспекте классификаций потребностей Г. Мюррея, выделившему около 20 человеческих потребностей, а именно: потребности в достижении, в самоунижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба, в избегании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании. Можно также отметить концепции потребностей К. Хорни, Э. Фромма, А. Адлера, Д. Мак-Клелланда, У. Мак-Гира и других исследователей. Очень распространенной моделью является иерархия потребностей А. Маслоу, известная как «пирамида потребностей Маслоу».
Не вдаваясь в подробное перечисление всего разнообразия классификаций потребностей, отметим, что потребности человека зависят от особенностей его биопсихосоциальной природы. И поскольку в рассмотрении природы человека сегодня как наиболее адекватный общепринят комплексный подход, рассматривающий человека как сложную, многоуровневую иерархическую систему, то и различные потребности, соответствующие всем уровням существования человека
должны также быть многоуровневыми и разнообразными. Самое фундаментальное разделение потребностей - это разделение на первичные (элементарные или базовые) и вторичные потребности. К первичным относят потребности в том, что жизненно необходимо человеку: пища, одежда, жилье. Ко вторичным относят потребности, возникающие при возможности выбора различных вещей для удовлетворения потребностей в материальных средствах жизни. В философском аспекте потребности так же разделяют на группы: биологические и социальные потребности. И именно удовлетворение биологических (естественных, насущных) потребностей человека, т.е. тех, без которых существование человека как существа биологического просто не возможно, во многом определяется ресурсами, получаемыми человеком от окружающей среды. Эти потребности связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. К ним относятся потребности в пище и питье, кислороде, жилище, одежде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и проч. К важнейшим биологическим потребностям относятся: полноценный сон и отдых, защита от заболеваний и антропогенных загрязнений, пространственный комфорт, комфорт природной (биогенной) среды, ландшафтная природная среда, подвижность и труд, информация, необходимая для здоровья и развития мозга, биолого-социальный климат. От степени удовлетворения этой группы потребностей зависит здоровье человека.
Кроме базовых и важнейших биологических потребностей человека, выделяют также группу псевдопотребностей - потребностей в предметах роскоши и следовании каким-то привычкам. Псевдопотребности возникают в случае, невозможности реализации биологических потребностей. Например, неудовлетворение потребности в составе воздуха, не приводящем к физиологическим или генетическим аномалиям и неприятным ощущениям, естественным путем, приводит человека к потребности в кондиционере или сплит-системе. Эта потребность уже не относится к биологическим, а является вторичной по отношению к ним, псевдопотребностью в предмете роскоши. Происходит своеобразная псевдокомпенсация потребностей, которая приводит к нарушению многих законов, в том числе и экологических.
Специалист по социальному прогнозированию академик И.В. Бестужев-Лада видит возможность улучшения экологии за счет отказа людей от псвдопотребно-стей: «При сохранении достаточно высокого уровня и качества жизни (выше самых высоких современных стандартов) сбросить балласт псевдопотребностей, отказаться от всего лишнего, без нужды осложняющего нашу жизнь и даже прямо вредящего ей, ослабить тем самым индустриальную нагрузку на природную среду и вернуться к экологической чистоте первозданного мира на новом, качественно ином уровне» [2]. Но далее И.В. Бестужев-Лада отмечает возникающие трудности демаркации потребностей на разумные и неразумные (псевдопотребности). В качестве критерия для различия потребностей и псевдопотребностей он предлагает принять благо личности и общества в целом, что представляется нам весьма дискуссионным. В истории человечества можно найти много примеров отступления от критериев рациональности в обеспечении потребностей человека и общества. Иногда ради общего блага приносились в жертву индивидуальные потребности, в иных случаях, наоборот.
Действительно, какие потребности сегодня можно считать разумными (или первичными, базовыми нуждами человека, без которых он не может существовать), а какие отнести ко вторичным (не обязательным, без которых вполне можно обойтись)? Сложность разделения проявляется еще и в том, что при вышеназванном комплексном подходе обнаруживается тесная связь всех потребностей человека в сложной иерархичной системе, да и изменяющиеся условия социальной и природной среды вносят свои коррективы в степень важности потребностей со-
временного человека. К примеру, информационная потребность сегодня для многих людей становится доминирующей, в ущерб многим биологическим потребностям. Хотя вопрос о групповой принадлежности информационных потребностей довольно сложен. С одной стороны, лишение человека информации приводит к процессам фрустрации и депривации психики, и, в дальнейшем, даже может инициировать заболевания на биологическом уровне. С другой стороны, информационные потребности в ряде классификаций относят ко вторичным потребностям. Но наступление информационной эпохи может внести изменения в такую иерархию потребностей. А между некоторыми потребностями человека даже возникают трудноразрешимые противоречия. Например, потребность в курении. Все знают, что это очень вредно и для здоровья курильщика, и для окружающих. Особенно в свете последних исследований табачного дыма на наноуровне. Но многие при этом продолжают курить. Ни силовые методы (законодательно установленные ограничения на места для курения и административные наказания), ни психологическое воздействие социальной рекламы и устрашающих надписей на пачках этой проблемы не решат, т. к. подобные противоречия устранить очень сложно. Перспективным может стать использование приемов «косвенного управления»: снижение количества вредных смол в табаке, распространение электронных сигарет, антиникотинового пластыря и проч.
Изучая современное общество массового потребления, исследователи отмечают, что многие потребности людей в современном массовом обществе выступают одновременно и в роли псевдопотребностей, которые в свою очередь носят символический характер. К примеру, Бородовская М.А. пишет, что символическое потребление активно спекулирует на чувстве идентичности индивидов, формирует новую мифологию, поощряющую образ жизни, при котором человек следует не собственным желаниям и влечениям, а тем, которые навязываются модой, рекламой, средствами массовой информации, подчеркивает «парадокс удовлетворения псевдопотребностей» в современной культуре: несмотря на свой символический характер они оборачиваются для человека реальным удовольствием и страданием, поскольку направлены на социальное самоутверждение [3].
Если рассмотреть экологические проблемы с точки зрения потребностей человека, сразу же отмечается следующее несоответствие. С одной стороны, «нет вопроса, который больше волновал бы людей, чем их собственное здоровье и здоровье детей». Однако, «как только дело доходит до житейской практики, в один миг от принципиального согласия не остается и следа» [4]. Несмотря на то, что сохранение естественных систем природы совпадает с базовыми потребностями и целями человека, ведь без адекватной своим нуждам среды он существовать не может, любые попытки формирования экологического мышления встречают целый ряд трудностей. Вот некоторые из них.
Во-первых, в связи с процессами урбанизации, начавшимися еще во времена становления индустриальной эпохи, основная масса населения проживает в городах. И если сельское население ближе к природе, больше зависит от нее, им ближе все беды и проблемы экологии, то, как отмечал профессор Глазычев В.Л., «сюжет экологичности городской среды не врос в обыденную культуру [горожан], не стал органичным ее компонентом» [4]. Особенно это характерно для России, где до сих пор не решены проблемы с бытовыми и промышленными отходами, загрязнением воздуха и водных ресурсов и другие не менее значимые экологические проблемы. Полностью безотходное производство, вообще не выделяющее вредных выбросов в атмосферу, воду и почву, до сих пор остается недостижимой утопией.
Во-вторых, экология сегодня все теснее переплетается с экономикой, все больше зависит от нее. Конечно, экономические кризисы и трудности недавнего периода приглушили внимание к состоянию окружающей среды - на первом плане у людей иные
насущные проблемы. Отсутствие должного финансирования подкрепляется отсутствием желания и стремления улучшить окружающую человека среду. Низкокачественная вода, еда, приносящая вред организму, загрязненный промышленными и автомобильными выбросами воздух, нерациональное размещение населенных мест (в экологически загрязненной местности) и прочие факторы приводят к ухудшению здоровья людей, повышению уровня заболеваемости, высокой смертности - ив целом к снижению качества жизни людей. И большинство людей в принципе согласны в приоритетности вопросов состояния собственного здоровья и здоровья общества. Но в итоге желание повысить финансовое благосостояние оказывается значимее, чем проблемы экологии и здоровья. Экономический комфорт - всего лишь одна сторона бытия человека, он не в состоянии компенсировать другие его потребности. Лишь при условии гармоничного равномерного обеспечения всего спектра человеческих потребностей экономический комфорт будет во благо.
В-третьих, инерционность человеческого мышления, которая замедляет внедрение инноваций в области экологии. Все нововведения в области экологии наталкиваются на сопротивление стереотипов массового сознания и поведения. К примеру, уже несколько лет подряд, с 2007 г., Всемирный фонд дикой природы проводит акцию «Час Земли», призывая людей всего мира на один час выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы. Это мероприятие проводится в последнюю субботу марта и призывает всех дать отдохнуть себе и планете хотя бы один час, чтобы привлечь внимание к проблеме изменения климата и объединения человечества на основе экологичного образа жизни, экономии потребления энергетических ресурсов. Как известно, топливно-энергетическая проблема и, связанная с ней, проблема добычи сырья сегодня является одной из глобальных проблем человечества. С 2009 года это самая массовая акция в истории человечества, вовлекшая более миллиарда жителей планеты. Но опрос жителей в г. Таганроге выявил, что 23 % опрошенных вообще не слышали про эту акцию, 38 % - «возможно что-то слышали, но не обратили внимания», 35 % граждан не хотят менять свои привычки (просмотр фильма, телепередач, пользование домашними электроприборами, компьютерной техникой и др.), так как не уверены, что все остальные откажутся на это время от благ цивилизации. И только 4 % опрошенных сказали, что приняли участие в акции и отключили на один час все электроприборы. При этом все согласны, что экологические проблемы действительно очень важны, меры предотвращения их принимать обязательно нужно, но вот воплощение этих мер подавляющее большинство людей возлагает на кого-то другого, не желая самому принять ответственность. Причиной подобной картины может служить девальвация социальных норм в современном обществе - обществе массового потребления, и, соответственно, снижение социальной ответственности. «Распространение девиаций приводит к усилению факторов, которые их детерминируют. Этот комплекс взаимно обусловленных противоречий создает порочный круг, который ставит под угрозу благополучие окружающей среды, общества и человека» [5].
Общество, живущее по разумным потребностям, вот идеал общества XXI в., модель альтернативной цивилизации, созданной Бестужевым-Ладой [2]. Только для создания такого общества необходимо в качестве непременного условия изменение всей системы ценностей человека. Cвою систему ценностей человек выстраивает в соответствии со своими потребностями. Поэтому сегодня очень важно для человека и общества переосмыслить, и осознать свои истинные потребности, отделить их от псевдопотребностей. Н.Н. Моисеев также указывает на необходимость подчинения разнообразных стремлений, желаний, поведения, индивидуальных особенностей людей некоторой общей и осознаваемой людьми цели или системе целей, объединяющим общество идеям. Для формирования экологического императива необходимо внедрение в сознание людей нравственного императива, являющегося результатом воспитания и обучения [6].
Человек - необходимая часть триединства «Человек - Природа - Общество». Динамическая целостность этой системы обусловлена гармоничными взаимодействиями всех элементов. И именно на понимании динамичной целостности этих процессов должно быть основано новое экологическое мышление. Без экологизации всех областей деятельности человека сегодня не может быть принято ни одно оптимальное для человека и общества решение. Для улучшения условий человеческого бытия необходимы оптимизация всех подсистем обеспечения потребностей людей и соблюдение баланса между ними. Чтобы рассуждения о максимально полном удовлетворении потребностей человека не оказались пустыми словами, нужно знать природу и суть этих потребностей. Обязательное условие формирования новой картины мира - значительные, фундаментальные исследования в информационной области. Для развития всех позитивных процессов необходимо наличие адекватной информации, т. е. развитие науки. В наши дни информация превратилась в одну из важнейших общественных потребностей. Наукоемкие отрасли хозяйства дают наивысший социально-экономический эффект, информированность имеет наибольшую ценность, становится престижной. Она определяет успехи общественного развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Михайлов Н.Н. Потребности личности: проблема формирования. - Челябинск, 1981.
2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998.
3. Бородовская М.А. Массовая культура: псевдопотребности и удовольствие // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2012. - № 6.
4. ГлазычевВ.Л. Городская среда. - М., 1995.
5. Демчук С.Д. Общество потребления, девиантное поведение и угрозы благополучию природы // Биосфера. - 2012. - Т. 4, № 2.
6. Тимошенко Т.В. Проблема становления экологического сознания // Материалы Шестой Всероссийской научной конференции «Экология 2011 - море и человек». - Таганрог, 2011.
Статью рекомендовала к опубликованию д.ф.н. О.А. Андреева.
Тимошенко Татьяна Викторовна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371615; кафедра философии; к.ф.н.; доцент.
Timoshenko Tatiana Victorovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371615; the department of philosophy; cand. of philos. sc.; associate professor.