ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Формирование порядка правового регулирования ведомственного обжалования решений действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
Акимочев Александр Александрович,
генеральный директор компании ООО «Внешторглизинг», Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» E-mail: vneshtorgleasing@gmail.com
Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, является право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Законодательством Российской Федерации предоставляется право выбора лицу, подающему жалобу, между ведомственным (досудебным) и судебным порядками обжалования. Несовершенство инструментов администрирования в области таможенного дела, включая человеческий фактор и действующей системы управления рисками приводят к регулярным спорам, возникающим между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами относительно определения таможенной стоимости, классификации товаров, оспаривания решений таможенных органов, принятых в связи с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля и пр. Автором рассмотрены вопросы преимущества ведомственного порядка обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов в сравнении с судебным порядком обжалования, приведена статистика соотношения количества рассмотренных жалоб в порядке ведомственного и судебного порядков обжалования. Подводя итог, автор сформулировал основные предложения по уменьшению количества жалоб (заявлений), поданных участниками ВЭД в рамках судебного обжалования, в целях минимизации потерь бюджета РФ.
Ключевые слова: ведомственный порядок обжалования, таможенная стоимость, классификация в соответствии с ТНВЭД, решения таможенных органов, таможенная стоимость, судебное и досудебное обжалование, урегулирование споров.
В процессе реализации ВЭД, ее непосредственные участники потенциально могут столкнуться с такими решениями, вынесенными таможенными органами (ТО), с которыми они категорически не согласны. Однако у участников ВЭД есть возможность оспорить вынесенные решения, как в соответствующем ведомственном порядке, так и через судебный орган.
В 2021 году в отношении таможни было предъявлено 13 033 иска, что является выше на 998 исков в сравнении с 2020 годом, когда их количество составило 12 035 [1]. Следовательно, количество исков, предъявленных в 2021 году, является выше на 8% в сопоставлении с данными 2020 года. По основным категориям вынесенных решений, обжалованных в суде в 2021 году, мы имеем следующие показатели по поданным искам:
• 48,2% - об оспаривании постановлений о привлечении лиц по КоАП;
• 20,6% - об оспаривании решений по ТС;
• 6,6% - об оспаривании решений о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС 6,6%:
• 2,5% - о взыскании процентов, на сумму излишне взысканных ТП;
• 2,5% - об оспаривании решений по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля;
• 2,3% - о возврате (зачете) излишне уплаченных и (или) взысканных сумм ТП и процентов;
• 17,3% - иные категории [2].
По итогам 2021 года количество решений, которые вынесены таможней, возросло на 7,2% (5596) в сопоставлении с 2020 годом, когда количество исков равнялось 5221. Количество жалоб, которые были поданы в 2021 году при ведомственном порядке, увеличились на 12,5% в сопоставлении с 2020 годом[3, с. 177-180]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что наблюдается рост кредита доверия со стороны участников ВЭД к процедуре обжалования в рамках досудебного порядка.
Согласно гл. 51 ФЗ от 03.08.2018 № 289-ФЗ закрепляются нормы, регулирующие ведомственный порядок [4]. Подчеркивается, что подача жалобы в вышестоящий ТО подается непосредственно через ТО. Существует несколько основных нюансов: напрямую в ТО подается та жалоба, которая предъявляется к таможенному посту; в суд подает-
5 -о
сз ж
■с
см со
ся только та жалоба, которая предъявляется в отношении вынесенного решения ФТС России. Полное соблюдение установленного порядка подаваемой жалобы благоприятно отражается на сроках ее рассмотрения. Так, срок рассмотрения составляет один месяц с момента ее получения соответствующим органом. При несоблюдении данного порядка, срок увеличивается. Например, существует возможность подачи сформированной жалобы в вышестоящий ТО. Но тогда срок рассмотрения увеличивается до двух месяцев с возможностью продления еще на один месяц. Данное обстоятельство закреплено на законодательном уровне.
Подать жалобу имеет право любое лицо, которое считает, что его права или соответствующие интересы были нарушены. Подача исследуемой жалобы может быть произведена лично или через своего законного представителя, однако тогда его полномочия должны быть подтверждены соответствующим образом. Если жалоба содержится на бумажном носителе, то она подается посредством услуг почты или с использованием специального таможенного ящика. Начиная с 01.01.2022 года, появилась уникальная возможность подать жалобу в электронном формате. В случае электронной версии жалобы, она подается с использованием личного кабинета, расположенного на официальном сайте ФТС РФ [5, с. 184-187]. Подчеркивается, что срок подачи жалобы составляет порядка трех месяцев, начиная с момента, когда исследуемому участнику стало доподлинно известно, что его права или соответствующие интересы были нарушены. При обжаловании бездействия со стороны ТО в целом или сотрудников данного органа в частности, срок подачи исчисляется с момента истечения срока для принятия ими решения. Если срок подачи жалобы был пропущен по весомой и уважительной причине, то он вполне может быть восстановлен соответствующим органом. Ходатайство об упомянутом восстановлении отражается заявителем, как в жалобе, так и в отдельном документе.
По итогу рассмотрения полученной жалобы, выносится решение, где отражается ее удовлетворение или отказ. Обжалование может быть осуществлено, как и в ранее рассмотренном порядке. В № 289-ФЗ закрепляются основания, в отношении которых жалоба ни в коем случае не может рассматриваться ТО. Если вынесен отказ, то подобное решение подлежит обжалованию исключительно через суд. Повторная подача жалобы в ТО предусматривается случаями несоблюдения содержания жалобы и ее формы, а кроме того непредставлением со стороны представителя участника ВЭД соответствующего документа, который официально подтверждает его законные полномочия. До того, как таможня вынесет решение по поданной жалобе, заявитель обладает правом ее отозвать в любой момент. Но подобное обстоятельство может выступить в качестве весомого препятствия для повторной подачи жалобы по тому же обстоятельству[6, С. 47-49].
Ведомственный порядок обладает некоторыми преимуществами в сопоставлении с судебным порядком. К данным преимуществам относятся: Позволяет сократить затраты, связанные с ведением судебного процесса; Не требуется уплачивать государственную пошлину;
Содержание и изложение предмета жалобы может носить упрощенный характер; Крайне сжатые сроки рассмотрения; Рассмотрение жалобы может осуществлять и при отсутствии заявителя; Решение вступают в силу с момента его принятия;
Существует возможность установить правовую позицию таможни перед обращением с защитой законных прав и интересов в суде. Но если последующее обжалование будет осуществляться также в суде, то могут быть задействованы более опытные юристы из вышестоящей таможни;
• Отсутствует лишение возможности подачи в будущем жалобы в суд для защиты прав заявителя [7].
Вышеуказанное безусловно свидетельствует о серьезных преимуществах обжалования в ведомственном порядке в сравнении с судебным. Представленная ранее статистика показывает возрастающий рост числа тех жалоб, которые рассматриваются в упомянутом порядке. Данное обстоятельство наглядно свидетельствует о существенном росте кредита доверия со стороны участников ВЭД в отношении решений, которые принимаются органами таможни.
Одной из основных задач, которые возложены на таможню, является содействие осуществлению внешней торговли с учетом соблюдения государственных интересов, минимизация спорных ситуаций, которые возникают между ТО и участниками ВЭД. Отсутствие надлежащей и полной правовой регламентации действий ТО и его должностных лиц в рамках вынесения соответствующих решений по вопросам изменения таможенной стоимости и классификационного кода ТНВЭД, отказа в предоставлении преференций по иным действиям, которые влекут возникновение спорных ситуаций с упомянутыми участниками, приводит в результате к формальному и поверхностному подходу уполномоченных лиц таможни по выполнению своей фискальной функции в целях выполнения плана по пополнению бюджета, а зачастую и в целях получения денежных премий. Подчеркивается, что план, который устанавливается ФТС по сбору таможенных платежей в результате несовершенства действующей системы управления рисками таможни и иных причин способствуют тому, что в ДТ вносятся постоянные корректировки и дополнения по стоимости товаров, которую заявляют декларанты [8, с. 57].
Институты объективности и законности, лежащие в основе принимаемых решений на этапах таможенного оформления и производства по жа-
лобам, выводят на поверхность проблематику нахождения баланса между человеческим фактором в рамках принятия решений и возложенных на ТО функций контроля и пополнения бюджета. Боязнь потенциальной ответственности за принятие решений в довольно спорных ситуациях, приводит к таким формальным подходам, как, например, применение «седьмого метода классификации», когда в спорной ситуации отнесения товара к различным кодам ТНВЭД, должностное лицо идет по пути классификации в коде с большей ставкой пошлины, внутренне обосновывая свои действия задачей пополнения бюджета. Вышеуказанные, и прочие аналогичные ситуации приводят к росту жалоб, подаваемых участниками ВЭД и потерь бюджета РФ по итогам их рассмотрения. Подчеркивается, что возврат сумм, которые были излишне уплачены и взысканы таможней, возврат государственной пошлины, взыскание процентов и убытков - всё это приводит не к пополнению бюджета, а к взысканиям с казны РФ. И одной из причин является отсутствие действенного механизма юридической ответственности должностных лиц за допущенные нарушения [10, с. 110].
Подводя итог, считаю необходимым внести следующие предложения.
Первое, повысить ответственность должностных лиц таможенных органов за принятие незаконных (недействительных) решений, повлекших за собой взыскания из казны РФ;
Второе, правовым подразделениям таможни проводить аналитику принятых не в их пользу решений, вынесенным судебным органом, с дальнейшей разъяснительной работой среди инспекторского состава;
Третье, разработать ряд ведомственных и нормативно-правовых актов детально регламентирующих и разъясняющих алгоритм действий при принятии решений, которые потенциально могут привести к спорам между участниками ВЭД и таможней.
Представленные предложения позволят уменьшить потери бюджета РФ, уменьшить нагрузку на судебную систему, а также повысить роль и кредит доверия к ведомственному порядку обжалования со стороны участников ВЭД.
Литература
1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации. - URL: https://cus-toms.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (дата обращения: 10.03.2023)
2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации. - URL: https://cus-toms.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (дата обращения: 10.03.2023)
3. Плюснина О.М. Роль таможенных органов во внешнеэкономической деятельности регионов // Стратегии развития таможенной службы:
слагаемые успеха и пути повышения эффективности. - 2021. - С. 177-180.
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изменениями от 19.12.2022.
5. Позднякова К.М. Актуальные вопросы применения таможенными органами информационного сервиса «Личный кабинет» и сервиса «Таможенная проверка» // Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности. - 2021. - С. 184187.
6. Бабушкина А.В. Ведомственное обжалование как разумная альтернатива судебным спорам // Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности. - 2021. - С. 47-49.
7. Коняева А.Ю. Ведомственное обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц // Таможенное право. - 2020. - URL: https://pravorf. ru/blog/vedomstvennoe-obzhalovanie-resheniy-deystviy-bezdeystviy-tamozhennyh-organov-i-ih-dolzhnostnyh-lits. (дата обращения: 10.03.2023)
8. Бондарева А.В. Актуальные вопросы развития современного общества //Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции. Изд-во: Курский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве РФ» - 2020. - с. 57.
9. Чепурная И.В. Актуальные проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ и их должностных лиц // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2021. - № 1 (94). - С. 109-114.
10. И. В. Колесников, И.В. Чепурная Актуальные проблемы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц // Журнал: Таможенная политика России на Дальнем Востоке - 2021. - с. 110.
FORMATION OF THE PROCEDURE FOR LEGAL REGULATION OF DEPARTMENTAL APPEALS AGAINST DECISIONS OF ACTIONS (INACTION) OF CUSTOMS AUTHORITIES AND THEIR OFFICIALS
Akimochev A.A.
Russian Customs Academy
The most important guarantee of protecting the rights and legitimate interests of persons engaged in foreign economic activity is the right
to appeal against decisions, actions (inaction) of customs authori- _
ties and their officials. The legislation of the Russian Federation pro- Р
vides the person filing the complaint with the right to choose be- Д
tween departmental (pre-trial) and judicial procedures for appealing. 4
The imperfection of administrative tools in the field of customs, in- С
cluding the human factor and the current risk management system, А
lead to regular disputes that arise between participants in foreign н
economic activity and customs authorities regarding the determina- У
tion of customs value, classification of goods, challenging decisions К
of customs authorities taken in connection with the performance of customs operations and carrying out customs control, etc. The author considers the advantages of the departmental procedure for appealing against decisions, actions (inaction) of the customs authorities in comparison with the judicial procedure for appealing, provides statistics on the ratio of the number of complaints considered in the order of departmental and judicial procedures for appealing. Summing up, the author formulated the main proposals for reducing the number of complaints (applications) filed by participants in foreign economic activity as part of a judicial appeal, in order to minimize losses to the budget of the Russian Federation.
Keywords: departmental appeal procedure, customs value, classification in accordance with Commodity nomenclature of foreign economic activity, decisions of customs authorities, customs value, judicial and pre-trial appeal, dispute settlement.
References
1. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation. - URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (application: 10.03.2023)
2. Annual compilation "Customs Service of the Russian Federation. - URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. (application: 10.03.2023)
3. Plusnina O.M. The role of customs authorities in foreign economic activity of regions // Strategies of development of customs service: Components of success and ways to improve efficiency. - 2021. - C. 177-180.
4. Federal Law of 03.08.2018 № 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" with amendments from 19.12.2022.
5. Pozdnyakova K.M. Actual issues of the application by customs authorities of the information service "Personal account" and the service "Customs inspection" // Strategies of development of customs service: Components of success and ways to improve efficiency. - 2021. - C. 184-187.
6. Babushkina A.B. Departmental appeal as a reasonable alternative to judicial disputes // Strategies for the development of the customs service: Components of success and ways to improve efficiency. - 2021. - C. 47-49.
7. Konyaeva A. Departmental appeal of decisions, actions (inaction) of customs authorities and their officials // Customs Law. - 2020. - URL: https://pravorf.ru/blog/vedomstvennoe-obzhalovanie-resheniy-deystviy-bezdeystviy-tamozhennyh-organov-i-ih-dolzhnostnyh-lits. (application: 10.03.2023)
8. Bondareva A.V. Actual issues of development of modern society // Collection of scientific articles of the 10th All-Russian scientific-practical conference. Publishing house: Kursk branch of federal state budgetary educational institution of higher professional education "Financial University under the Government of the Russian Federation" - 2020. - c. 57.
9. Chepurnaya I.V. Actual problems of appealing decisions, actions (inaction) of customs authorities of the Russian Federation and their officials // Russian Customs Policy in the Far East. -2021. - № 1 (94). - C. 109-114.
10. I.V. Kolesnikov, I.V. Chepurnaya Actual problems of appealing the decisions, actions (inaction) of customs authorities of the Russian Federation and their officials / / Journal: Customs Policy of Russia in the Far East - 2021. - c. 110.
OJ CO