Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ АНТИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ АНТИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИСТОРИЯ АНТИЧНОСТИ / АНТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ / АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухаметзянов Владислав Альбертович

Данная исследовательская работа посвящена изучению наиболее общих форм античного мировоззрения, которые являются ключом к пониманию античного человека Цель работы: выделить характерные для античного мировоззрения черты, наглядно показав, что мировоззрение античного человека не совсем адекватно мировоззрению современного человека и не учет своеобразия особенностей античного мышления может привести к некорректному понимаю античного контекста Методы и объекты исследования: применены общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез); объектом исследования выступает история Античности. Результаты: мировоззрению античного человека характерны следующие черты: презрение к физическому труду, как уделу рабов; страх бесконечности; ассоциация личности с полисом, пользующейся своею свободой и самостоятельностью на благо общества. Вывод: эти черты создают своеобразие и уникальность античной цивилизации, обуславливая ее непохожесть с современностью. А потому, всякому человеку, которому захотелось бы серьезно и основательно заняться изучением античности, необходимо в первую очередь изучить особенности мышления, отличающие современных людей от «античных гигантов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNDERSTANDING OF ANCIENT MAN ON THE BASIS OF HISTORICAL RECONSTRUCTION OF HIS WORLDVIEW

This research work is devoted to the study of the most general forms of the ancient worldview, which are the key to understanding the ancient man. The purpose of the work: to highlight the features characteristic of the ancient worldview, clearly showing that the worldview of an ancient person is not entirely adequate to the worldview of a modern person and not taking into account the originality of the features of ancient thinking can lead to an incorrect understanding of the ancient context. Research methods and objects: general scientific research methods (analysis, generalization, synthesis) were applied; the object of research is the history of Antiquity. Results: the worldview of an ancient person is characterized by the following features: contempt for physical labor, as the lot of slaves; fear of infinity; the association of the individual with the polis, which uses its freedom and independence for the benefit of society. Conclusion: these features create the originality and uniqueness of ancient civilization, causing its dissimilarity with modernity. And therefore, any person who would want to seriously and thoroughly engage in the study of antiquity, must first of all study the features of thinking that distinguish modern people from the “antique giants”.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ АНТИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Формирование понимания античного человека на основе исторической реконструкции его мировоззрения

Мухаметзянов Владислав Альбертович,

студент, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» E-mail: aserrex@mail.ru

Данная исследовательская работа посвящена изучению наиболее общих форм античного мировоззрения, которые являются ключом к пониманию античного человека Цель работы: выделить характерные для античного мировоззрения черты, наглядно показав, что мировоззрение античного человека не совсем адекватно мировоззрению современного человека и не учет своеобразия особенностей античного мышления может привести к некорректному понимаю античного контекста

Методы и объекты исследования: применены общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез); объектом исследования выступает история Античности. Результаты: мировоззрению античного человека характерны следующие черты: презрение к физическому труду, как уделу рабов; страх бесконечности; ассоциация личности с полисом, пользующейся своею свободой и самостоятельностью на благо общества.

Вывод: эти черты создают своеобразие и уникальность античной цивилизации, обуславливая ее непохожесть с современностью. А потому, всякому человеку, которому захотелось бы серьезно и основательно заняться изучением античности, необходимо в первую очередь изучить особенности мышления, отличающие современных людей от «античных гигантов».

Ключевые слова: античное мировоззрение, история античности, античный человек, особенности мышления, античная цивилизация

Введение

Античность является подлинной колыбелью классического интеллектуального наследия человечества. Античность принесла человеческой мысли открытие умопостигаемого, сделавшее возможной науку как таковую, открытие человеческой личности, сделавшее возможным появление общественных наук, открытие общего, сделавшее возможным появление естествознания, открытие законов рассудочного мышления и как следствие формальной логики, дающей возможность избежать заблуждений при анализе и обработке информации со8]. Именно Античность подарила нам театр, медицину, историческую науку, физику, астрономию, геометрию, географию и многое другое. Античность насквозь пропитана особенным, качественно непохожим на современное мировоззрение содержанием, не изучив которое мы обречены на недопонимание уроков прошлого и, как следствие, на неправильные решения в настоящем и будущем.

Так, в работе была поставлена следующая цель: выделить характерные для античного мировоззрения черты, наглядно показав, что мировоззрение античного человека не совсем адекватно мировоззрению современного человека и не учет своеобразия особенностей античного мышления может привести к некорректному понимаю античного контекста

Для этого в ходе работы была проанализирована специализированная философская литература В ходе данной исследовательской работы были применены общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате исследования были выделены наиболее общие черты античного мировоззрения, понимание которых необходимо для каждого человека, изучающего античность

Практическая ценность данной статьи состоит в том, что систематизированный и переработанный научный материал может использоваться для подготовки специалистов, занимающихся философской и исторической научной деятельностью, а также может использоваться при составлении методических пособий, которые могут быть использованы в курсах и дисциплинах: Философия и мировоззрение, История философии; Философия науки, Философская пропедевтика и в ряде других, смежных с философскими, дисциплинах.

сз о

о Л о

о сз о в

в и

см см

Основная часть

Каждый порядочный исследователь, намеревающейся изучить наиболее общие черты античного мировоззрения, с неизбежностью столкнется с необходимостью описания господствующего способа производства в античном мире. Подобная необходимость неслучайна и вытекает из одного из главных достижений марксисткой философииматериалисти-ческого понимания истории, сущность которого заключается в том, что производственные отношения людей, складывающиеся необходимо и независимо от их воли и соответствующие определенной ступени в развитии производительных сил общества, составляют экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается общественная надстройка. Базис общества, порождая надстройку, определяет ее характерные черты. Соответственно какова природа базиса, таковы характерные черты надстройки [7, С. 6]. Базисом античной цивилизации является античный (рабовладельческий) способ производства, который представляет единство:

1) классов рабовладельцев и демоса, вместе входящих в полисную общину;

2) класса рабов, лишенных всяких прав и представляющих для класса рабовладельцев и демоса источником массового, объединенно-принудительного труда, а следовательно производства, предполагающего полное внеэкономическое принуждение, как результат соединения средств производства с рабочей силой [10, С. 22]

3) развития производства не за счет развития средств производства сил, а за счет увеличения числа рабов.

4) наличия товарно-денежного обмена, при котором производство товаров реализуется свободными общинниками, обладающими средствами производства.

5) наличие частной собственности, но в особой форме, при которой полис как коллектив собственников обладает правом вмешиваться в отношения собственности (5, С. 9) Подобные особенности рабовладельческого

способа производства создали объективную почву для дифференциации характера труда, где интеллектуальный деятельность была прерогативой господствующего класса рабовладельцев, а физический труд являлся уделом рабов. Труд рабов, освобождая рабовладельцев от производственно-трудовой деятельности, стал лейтмотивом к появлению досуга, позволяющего представителям господствующего класса уделять много внимания для развития философии, математики, литературы, скульптуры и т.д. Этому способствовала господствующая идеология, оправдывавшая рабство. Так идеалом свободного человека являлось созерцание, что лучше всего выражено в приписываемых Пифагору словах: Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные-торговать, а самые счастливые-смотреть. Ввиду того, что рабов-

ладельческое общество является первой формой классового общества, то первой формой классовой морали является мораль рабовладельческого общества, а класс рабовладельцев, будучи носителем и источником классовой морали, с неизбежностью порождал модель поведения всем свободным людям. Так созерцание, помноженное на культ труда как удела рабов и как следствие общественное признание безделия, как социально необходимой и достойнейшей из социальных норм для свободного человека, стало тем самым ядом, которым травил себя Эллинский гений и который этим же приговорил себя к неизбежной погибели и исчезновению.

Разложение традиционной родовой общины коренным образом изменило положение людей в обществе. До Античности человек являлся игрушкой в руках судьбы, чем объясняется монопольное положение мифологии в общественном сознании, происхождение которой является результатом «эмоционального переживания людьми своего единства с окружающим их миром» [9, С. 17]. Он ассоциировал себя лишь как обезличенную единицу родовой общины, для которой последняя является детерминантом общественного бытия. В античности мифология теряет прежнее монопольное положение в общественном сознании. С переходом к рабовладельческому способу производства происходит шаг от мифа к логосу, тесно связанный с разрушением ассоциации общества и природы, а также появлением имущественного расслоения, которые привели к возникновению особой формы рабовладельческого государства- античного полиса. Античный полис, будучи основной формой политической и социальной организации античного общества объясняет неповторимое своеобразие античной цивилизации. Концепт устройства античного полиса, предполагающий коллективный способ управления, определил особый «полисный менталитет», для которого основополагающей общественной ценностью является коллективизм [4, С. 89]. Новая реальность, главным образом выраженная в возможности свободным гражданам принимать решения в соответствии со своим осознанным выбором, сформировала представление о высокой ценности свободы, но в особой форме, при которой человек воспринимался прежде всего как «гражданин», обязанный ставить общественные интересы выше частных [9, С. 18-22]. Соответственно, свобода гражданина античного полиса была неотделима от свободы самого полиса. Именно поэтому «личная свобода в тех её формах, в каких она подразумевается современным сознанием, была почти неведома эллину» [1]. Появления представлений о ценности свободы является индикатором индивидуальной инициативы, что дает возможность говорить о появлении в истории развития человеческой цивилизации феномена личности. Данный тезис находит подтверждение в огромном количестве культурных сокровищ античности (к примеру, появлении философии, авторской литературы), проявлении духа

состязательности (агональном духе), пронизывающем все стороны жизнедеятельности свободных граждан и оказавшем плодотворное воздействие на самобытную и неповторимую античную культуру. Именно поэтому, как совершенно справедливо отметил Ляпустин Б.С., для античной культуры «рождение полиса» ознаменовалось эпохой «рождения личности» [6]. Потому появление феномена личности, как личности ассоциирующейся с полисом, пользующейся своею свободой и самостоятельностью на благо общества, является важным фактом, характеризующим мировоззрение античного человека.

Важной чертой античного мировоззрения является страх бесконечности [3, С. 84]. Для античного мировоззрения, мир, в котором живет человек, т.е. гражданин полиса, прекрасен и гармоничен, а следовательно, конечен, замкнут и пропорционален. От того не случайно восприятие античным человеком всеобщего, как космоса, который, в свою очередь, представал перед древними греками и римлянами как живое, разумное, но безличное божество в виде внутренне упорядоченного рационально-закономерно организованного шара[2, С. 8]. От сюда вытекает конечность познания. Это находит свое отражение в неразрывных числах у пифагорейцев, неделимости атомов у Демокрита, в концепции вечного возвращения у стоиков, в связи прекрасного с космосом, определяемым гармонией в античной эстетике. Неспроста античным человеком считалось постижимым лишь то, что чувственно-воспринимаемо и поддается вычислению, что содержит в себе согласие и порядок, а следовательно, лежит в основе и добродетели, и прекрасного [11, С. 77]. Подобное представление напрямую связано с особенностью рабовладельческого способа производства, ориентированного на поддержание стабильности, где завтра похоже на вчера и где рабов вполне хватает, чтобы прокормить господ и доставить им возможность беззаботно заниматься красивыми умозрениями[3, С. 166].

Заключение

Подводя итог, необходимо сделать следующий вывод. Особенности античного мировоззрения прежде всего заключается в следующих чертах:

• презрение к физическому труду, как уделу рабов;

• страх бесконечности;

• ассоциация личности с полисом, пользующейся свободой и самостоятельностью на благо общества.

Эти черты создают своеобразие античной цивилизации, обуславливая ее непохожесть с современностью. А потому, всякому человеку, которому захотелось бы серьезно и основательно заняться изучением античности, необходимо в первую очередь изучить особенности мышления, отличающие современных людей от «античных гигантов».

Литература

1. Алексеева Е.М. Античный город Горгиппия / Ин-т археологии РАН. М.: Эдиториал УРСС, 1997-560 с.

2. Вахитов Р.Р. История философии. Учебное пособие для студентов-филологов.-302 с.

3. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2000.- 384 с.

4. Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культура античности // История мировой культуры: наследие Запада. М., 1998.-429 с.

5. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке - М.: Наука, 1979. -296 с.

6. Ляпустин Б.С. Древняя Греция: учеб. пособие для вузов / Б.С. Ляпустин, И.Е. Суриков. - М.: Дрофа, 2007.-527 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Собр. соч., изд. 2, т. 13. - М.: Политиздат, 1959. -771 с.

8. Мухаметзянов В.А. Выученные уроки Античности. Взгляд сквозь века, ж-л «Форум молодёжной науки», № 1, 2022, с. 94-98.

9. Пронина Е.Н. Античная философия. Краткий курс. М.: Изд-во АСТ, 2018-272 с.

10. Семенов Ю.И. Введение во всемирную историю. Выпуск I. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества. Учебное пособие/ МФТИ. М., 1997. 202 с

11. Татаркевич В. Античная эстетика. Пер. с польск. Предисл. А. Сикоры. М., «Искусство», 1977. -327 с.

FORMATION OF UNDERSTANDING OF ANCIENT MAN ON THE BASIS OF HISTORICAL RECONSTRUCTION OF HIS WORLDVIEW

Mukhametzyanov V.A.

Ufa State Petroleum Technological University

This research work is devoted to the study of the most general forms of the ancient worldview, which are the key to understanding the ancient man.

The purpose of the work: to highlight the features characteristic of the ancient worldview, clearly showing that the worldview of an ancient person is not entirely adequate to the worldview of a modern person and not taking into account the originality of the features of ancient thinking can lead to an incorrect understanding of the ancient context.

Research methods and objects: general scientific research methods (analysis, generalization, synthesis) were applied; the object of research is the history of Antiquity.

Results: the worldview of an ancient person is characterized by the following features: contempt for physical labor, as the lot of slaves; fear of infinity; the association of the individual with the polis, which uses its freedom and independence for the benefit of society. Conclusion: these features create the originality and uniqueness of ancient civilization, causing its dissimilarity with modernity. And therefore, any person who would want to seriously and thoroughly engage in the study of antiquity, must first of all study the features of thinking that distinguish modern people from the "antique giants".

Keywords: ancient worldview, history of antiquity, ancient man, peculiarities of thinking, ancient civilization.

References

1. Alekseeva E.M. The ancient city of Gorgippia / Institute of Archeology RAS. Moscow: Editorial URSS, 1997-560 p.

C3

о

о Л о

о сз о в

2. Vakhitov R.R. History of Philosophy. Textbook for students of philology.-302 p.

3. Gasparov M.L. Entertaining Greece: Tales of Ancient Greek Culture. - M .: New Literary Review, 2000. - 384 p.

4. Knabe G.S., Protopopova I.A. Culture of antiquity // History of world culture: heritage of the West. M., 1998.-429 p.

5. Koshelenko G.A. Greek policy in the Hellenistic East - M .: Nau-ka, 1979. -296 p.

6. Lyapustin B.S. Ancient Greece: textbook. manual for universities / B.S. Lyapustin, I.E. Surikov. - M.: Bustard, 2007.-527 p.

7. Marx K., Engels F. Toward a critique of political economy // Collection of articles. cit., ed. 2, vol. 13. - M .: Politizdat, 1959. -771 p.

8. Mukhametzyanov V.A. Lessons learned from antiquity. A look through the centuries, j-l "Forum of Youth Science", No. 1, 2022, p. 94-98.

9. Pronina E.N. ancient philosophy. Short course. M.: AST Publishing House, 2018-272 p.

10. Semenov Yu.I. Introduction to World History. Issue I. The problem and the conceptual apparatus. The emergence of human society. Textbook / MIPT. M., 1997. 202 p.

11. Tatarkevich V. Ancient aesthetics. Per. from Polish. Foreword A. Sikory. M., «Art», 1977. -327 p.

e

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.