УДК 340.151:303.446.2
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ А.В. ЩИТЦОВА
(Белорусский государственный университет культуры и искусств, Минск)
Исследуется правовая культура античности. Выявлены духовные, социальные и культурные особенности человека античного периода и их роль в формировании правовой культуры Древней Греции и Древнего Рима. Определены двойственность и противоречивость во впервые утверждаемых законах полиса в ключе концепции свободы, равенства и справедливости и фундаментальное влияние возникновения философии, логического мышления, научного познания в формировании правовой культуры рассматриваемой эпохи.
Введение. Аксиологический аспект права в развитии мировой культуры явился определяющим в концептуализации правовой культуры как одной из видов культур в ХХ веке. Говоря словами С.С. Неретиной, «Многообразие культурных практик и форм их осмысления увеличивается вместе с прогрессом научно-технической цивилизации и дифференциации культур. Эти процессы, ставшие очевидными в нашем столетии, предполагают многообразие дискурсов культуры, т.е. требуют от философии разноречья в осознании феноменов культуры и культурного творчества» [1, с. 9]. Одним из таких феноменов культуры ХХ века становится «правовая культура». Древнее, архаическое, обычное, естественное, позитивное право в качестве индикатора социокультурного развития общества и отражения его правовой культуры играет одну из первых ролей в формировании представления об уровне развития определенной культуры.
Правовая культура является той силой, которая отражает фактически признанные общественные убеждения и ценности в области регулирования отношений между людьми по поводу создания, производства, потребления и распределения духовных и материальных ресурсов, т.е. всего, что создано в процессе культурного освоения мира и социального развития человечества. «С культурой, - пишет Н.З. Чавчавад-зе, - мы имеем дело только тогда, когда идеально-духовные ценности, в самом прямом смысле этих слов, реализуются, материализуются, облекаются плотью, обретают временно-пространственно-протяженное тело» [2, с. 101]. К таким идеально -духовным ценностям, безусловно, относится право как априорная божественная или космическая данность и его основные категории: свобода, равенство и справедливость, отражающие в совокупности со сложившимися традициями обычного права правовую культуру эпохи. Бог или космический разум в представлении древних людей и мыслителей располагает нашими правами, направляет нас на соблюдение этических норм - не убий, не укради, что есть, по сути, регулирование прав. Ведь отсутствие ограничения реализации прав людей в их возможных желаниях абсолютного личного права, на уровне «делаю то, что хочу» приводит к хаосу и разрушению общества, так как неизбежно найдутся те, кто не захочет в силу собственного мировоззрения, которое не предполагает наличие позитивной правовой культуры, соблюдать морально-этические принципы, несмотря на то, что свобода - суть и основа правовой культуры, но свобода внутренняя, а не внешняя. О правовых отношениях между людьми И.В. Ковалева говорит так: «... эти отношения, установления становятся феноменами культуры постольку, поскольку в них воплощены ценности культуры, такие как добро, истина, справедливость, свобода и т.д., где ценность - вообще основа и ядро культуры. А реализуемость или нереализуемость ценностей правовой культуры, так или иначе, отражается в правосознании, в представлении о праве» [3, с. 42], что заставляет с ней согласиться. Модификация правовой культуры происходит на основе переосмысления устоявшихся правовых обычаев и традиций, изменения социального устройства, новых достижений в сфере материальной и духовной культуры, развития правовой системы и правосознания.
Исследованиям проблем формирования и развития правовой культуры стало уделяться пристальное внимание только с середины ХХ века, большая часть из которых проводится исключительно в правовой плоскости, где зачастую понятие правовой культуры подменяет собой понятие права, в том числе в исследованиях правовой культуры античного периода. Подавляющее количество данных работ находится в области исследований истории государства и права античного мира, практически не затрагивая и не рассматривая влияние духовных, социальных и культурных представлений и особенностей существования человека античности в формировании правовой культуры Древней Греции и Древнего Рима.
К исследованиям, заложившим основы понимания права как социокультурного явления, его связи с духовной жизнью и личностью и в той или иной мере затрагивающим античный период общественного развития, можно отнести работы Р. Иеринга, Э. Дюркгейма, Г. Гегеля, Г. Радбруха, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Е.Н. Трубецкого. Основой для нашей работы послужили труды таких современных культурологов, как В.М. Розин, Н.Н. Чанышев, Н.З. Чавчавадзе, С.С. Неретина, В.И. Ковалева.
В настоящее время достаточно разработанными являются концепции возникновения права как законодательной, нормативной системы и становления государственности в античный период. Однако правовая культура включает в себя не только право, но и представления о праве каждым отдельным индиви-
дуумом и обществом в целом и основывается, в первую очередь, на тех верованиях, традициях и обычаях и их преемственности, которые долгое время представляли собой обычное право, регулируя взаимоотношения между людьми и послужили в дальнейшем основой возникновения права как такового. В связи с чем ее изучение представляется чрезвычайно ценным для современной эпохи, так как именно правовая культура античности и возникновение римского права в большей степени определило дальнейшее культурное, социальное и правовое развитие человечества.
Основная часть. На формирование правовой культуры самым непосредственным образом влияют достижения в сфере материальной и духовной культуры. Социокультурная ситуация античной эпохи также включала в себя эти две основные группы факторов, существенно повлиявших на развитие правовой культуры этого периода. Становление правовой культуры в античный период проходило в условиях ослабления и разрушения органов родового строя и родоплеменных связей с одновременным укреплением территориальных. В результате распада общественной и родовой собственности и формирования частной собственности, консолидации родовой знати, занимающей привилегированное положение, и имущественного расслоения, приведшего к накоплению основных богатств у родовой знати, прежде всего земли, стала формироваться ранняя классовая структура, наложившая отпечаток на уже существующие в обществе правила, ценности и нормы.
Так, в Древней Греции население, согласно преданию, предписывает деление на несколько категорий: евпатридов - родовую знать; геоморов - землевладельцев; демиургов - ремесленников. В Древнем Риме -это патриции - родовая знать, члены богатых родов; плебеи - простолюдины - свободные люди, обладающие правом владения землей и обязанные нести военную службу, а также экономически зависимые переселенцы и члены обедневших римских родов, ищущие покровительства. Данная иерархическая структура включала в себя соответствующее обладание знатью полными властными полномочиями и правами. Знати, занимающей привилегированное положение и обладающей фактически безграничными правами, противостояли наделенные ограниченными правами, определяемыми знатью, земледельцы, ремесленники и переселенцы, рабы же, составляющие значительную часть общества, были лишены всех прав. К рабам относились военнопленные, потерявшие собственность, и обедневшие соплеменники, число которых достигало более трети населения государств Древнего мира. Рабы использовались в качестве основной производительной силы в ремесле, домашнем и сельском хозяйстве. Возрастающее значение и дифференциация ремесел, развитие торговли и торгово-денежных отношений привело к началу формирования рыночных отношений и к накоплению богатства как в виде натурального продукта, так и в денежном выражении. С течением времени для удобства концентрации производства и торговли начинают формироваться крупные торгово-промышленные центры, в дальнейшем получившие название «полисы» - города-государства, в которых со временем зависимость свободного населения от родовой знати изменяется в сторону усиления объемов производства и развития торговых связей, где на первое место выходит обладание собственностью, а власть отходит на второстепенные позиции. Как следствие, данный этап социокультурного развития античного общества потребовал и качественно новые, отражающие назревшую необходимость правила регулирования общественных отношений. Смена приоритетов в пользу обладания собственностью, рождение принципиально новых форм взаимодействия между людьми благодаря росту и усложнению торгово-денежных отношений не только по горизонтали иерархической структуры, т.е. внутри своего сословия, но и по вертикали, послужило причиной создания новых норм и правил и последовавшего за этим их закрепления в качестве писаных законов полиса, что, наряду с формированием института собственности, можно зафиксировать как первые в истории античности шаги к образованию государственной правовой системы, закрепляющие взаимоотношения и определенные права всех членов социума. Образование полисов явилось сильнейшим импульсом модификации правовой культуры античности от архаических правовых традиций и обычаев, где все решала знать, опираясь на собственное суждение, к писаным законам, одинаковым для всех, и оказало самое значительное влияние на формирование правовой культуры античного периода.
Свой отпечаток на правовую культуру наложил и принцип территориального расширения земель. Так, древние греки были вынуждены покидать родные места из-за скудости ресурсов, недостатка земель, отправляясь в поисках лучшей жизни на острова Средиземного моря. Безземельные крестьяне, ремесленники, торговцы, обедневшие аристократы создавали поселения, впоследствии становившиеся нередко крупными торговыми центрами. Однако, несмотря на отсутствие в Греции архаической и классической эпохи единого централизованного государства, в нем сложилось единое культурное пространство на основе общности обычаев, норм, ценностей и верований древних греков, в том числе единого обычного права. В Древнем Риме расширение территории происходило на основе идеи о богоизбранности римлян и их права господства над другими народами, в том числе силой оружия. В результате чего Древний Рим стал единодержавной, господствующей империей, в которой было строгое подчинение законам Римской империи, но не было культурного единства, поскольку государства, ставшие ее провинциями, сохраняли свои национальные и культурные традиции, в том числе и существующие обычаи в правовых решениях.
Таким образом, правовая культура античности формировалась не только на основе общности культур Древней Греции и Древнего Рима, например, в виде определяющего значения материальной собственности в жизни людей, но и их различия в контексте единства греческих обычаев, норм и верований и совокупности различных культур Древнего Рима.
Но, как было отмечено выше, особенного внимания заслуживает такой пласт фундамента в формировании античной правовой культуры, как возникновение городов-полисов, а также только формирующиеся представления о праве среди греческих философов на основе разработки этических норм, веры в божественный порядок вещей и концепции свободы, равенства и справедливости, имеющие особое аксиологическое значение в ключе существования иерархического общества, включающего в себя не только обладающую полными правами знать и ограниченными правами земледельцев и ремесленников, но и абсолютно бесправных людей - рабов. Раб считался собственностью, вещью господина; личность его не играла никакой роли ни в государстве, ни в обществе, ни в семье. Все, что он приобретал, считалось собственностью хозяина. Последнему принадлежала также власть разрешать и запрещать браки, и все это на фоне невероятно жестокого обращения с ними в большинстве государств древнего мира, когда, например, за украденную от постоянного голода у хозяина перепелку его могли посадить на вилы. «Несправедливым, - пишет Аристотель, - называют как нарушающего закон, так и берущего лишнее с других, и человека, не равно относящегося к другим людям ... Если человек, преступающий законы, несправедлив, а держащийся законов - справедлив, то ясно, что все, установленное законом, в известном смысле справедливо» [4, с. 94]. Здесь отдельного внимания заслуживает та часть цитаты, в которой говорится о несправедливом человеке, не равно относящемся к другим людям. И хотя Аристотель здесь имеет в виду принятие решений судьей по спорным делам, стоит отметить, что рабы не имели права ни выступать в суде в свою защиту, ни высказываться по собственному желанию в любом другом деле. Они имели право голоса только по приглашению самого судьи, что случалось крайне редко. Однако, по сути, именно рабы сыграли ключевую роль в культурном развитии древнего мира, так как их уделом было избавление свободных граждан от изнурительного ежедневного труда, что дало импульс и возможности развития дарований свободных граждан в греческом искусстве, науке, государственности в целом и культуре.
Когда Аристотель развивает свою мысль дальше, он говорит о политической справедливости, которая «...имеет место между людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, притом между людьми свободными и равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще» [4, с. 95]. Нельзя не согласиться с В.М. Розиным, который интерпретирует здесь значение мысли Аристотеля как то, что справедливость может быть гарантирована в рамках общины, устанавливающей определенную конвенцию, договор, а также, что необходимое условие справедливости - равенство и свобода субъектов [5, с. 297]. Однако нам представляется несколько другим направление мысли Аристотеля в той части, где говорится о справедливости между людьми, принадлежащими к одному общению, что В.М. Розин, возможно, не учитывает. На наш взгляд, Аристотель имеет в виду справедливость только среди себе подобных, согласно сложившейся иерархии в обществе, необходимым условием которой является равенство и свобода субъектов, но только в рамках конкретной социальной группы. Данное условие само по себе исключает безусловную одинаковую свободу, равенство и справедливость для всех граждан античного государства, так как предполагает равные права и свободы в рамках определенной социальной группы, но различные по своему объему и содержанию для каждой из них. Это отражает социальное устройство античности и представления о нем древних философов и подтверждает тот факт, что, даже несмотря на последующую смену власти в полисах от аристократов и олигархов до возникновения первой в истории демократии в Древней Греции и затем военной демократии в Древнем Риме, где правом голоса обладали все свободные граждане, кроме рабов, права голоса лишаются также и женщины.
Полисное развитие привело к реформам Солона и Клисфена в VI веке до н. э. в Древней Греции, и Законы XII таблиц в Древнем Риме впервые утверждают и прописывают норму, согласно которой законом является решение народного собрания, что окончательно утверждает форму демократического правления. В связи с этим правовая культура становится значимой частью картины мира античного человека, и формирование его мировоззрения уже с детских лет включает в себя разъяснение необходимости, разумности и справедливости законов, порядков и обычаев, установленных в государстве, и прививание уважения и священного отношения к ним. Целью законов, как говорил Цицерон, является соединение многих людей, связанных между собой не только выражением общих интересов, но и согласием в вопросах права. Сократ считал, что подчинение установленным законам - долг каждого человека. По учению Сократа, в подчинении законам заключается справедливость, являющаяся одной из добродетелей, которая отождествляется со знанием. Но, кроме писаных законов, Сократ полагает также существование законов, господствующих повсюду и установленных властью бессмертных богов. От наказаний за нарушение этих законов люди не могут избавиться ни силою, ни бегством, чем они иногда избавляются от наказаний за нарушение законов писаных. И писаные, и неписаные законы имеют общий источник - справедливость, соответствие которой является критерием законности. На наш взгляд, неписаные законы, о которых говорит Сократ, это не только возможные законы морали и этики, но и предвосхищение идеи о естественных правах человека, которые, как позднее верно утверждал Аристотель, существуют сами по себе и не зависят от признания или не признания их, и это отражает духовные ориентации и верования античного общества, являясь аксиологически значимой особенностью правовой культуры эпохи.
Таким образом, правовая культура древнего мира, с одной стороны, формируется на основе несомненного достижения древних греков - демократии, отражающей необходимую в обществе свободу, равенство и справедливость в принятии решений и установлении новых порядков, базирующихся уже не столько на верованиях, обычаях и обычном праве, сколько на создаваемых писаных законах, которые формируют правосознание граждан, с другой стороны, оставляя при этом за гранью данной демократии более половины населения - рабов, женщин, переселенцев из других городов. Кроме того, малоимущие жители могли только участвовать в собрании граждан в Древней Греции, но не могли избираться в органы управления, а в древнем Риме основную роль в политической жизни играли мужчины-воины, так как равенство юридическое не подкреплялось социальным и политическим. Однако этот период характеризуется прорывом в правовой культуре и в правовом сознании общества - становлением примата закона над властью. Ограничение знати в правах стало возможным благодаря фиксации уже существующих в общественной практике правовых норм, основанных на концепции народного суверенитета, и без суда теперь никто не может быть заключен в тюрьму или предан смертной казни.
Однако для того чтобы проникнуть в самую суть правовой культуры античного мира, необходимо окунуться не только в пространство повседневной деятельности граждан, но и в другие культурные особенности Древнего мира. Античной культуре присущи религиозность, космологизм и антропоцентризм. Космос являет собой абсолют, всеобщий порядок, противостоящий хаосу, в котором существует все и вся - человек, природа, боги, вселенная, и все является его частью. Космосу присущи упорядоченность, совершенство и красота, которые отражают представления греков об эстетических качествах человека и пронизывают все греческое искусство. Боги управляют миром и стихиями, а человек является высшим творением на земле и находится в центре интересов социально-культурной жизни античности. Но боги не являются творцами мира, они лишь сверхъестественные двойники естественных процессов [6, с. 156]. Так, в греческой мифологии Гея - богиня-земля, Зевс - верховный бог, повелитель грома, молнии, дождя, Афина - богиня-воительница, давшая людям знания и ремесла, Апполон - бог света, прорицатель будущего, предводитель девяти муз. Боги не чужды человеческих слабостей, они благородны, справедливы, иногда жестоки. Несмотря на то, что почитание богов было священно, о чем было сказано выше, не воспрещалось говорить с ними на равных, даже ругать их или подсмеиваться над ними. В своих богах греки видели черты, свойственные человеку, что помогало им в осмыслении окружающего мира и самих себя. Развивающаяся экономическая и социальная жизнь требовала совершенствования мышления и знаний прикладного характера, необходимых в практической производственной и торговой деятельности человека. Следующей ступенью стала трансформация мировоззрения и возникновение философии, математики, естествознания, распространение образования, в том числе женского. Древние греки сформировали представление о мышлении, подчиняющемся системе правил и категорий, положили начало логики и логическим рассуждениям как новому способу построения знаний, что способствовало активному становлению науки, где на первое место выходят рациональные представления о мире. Осознание самих себя как практически равных богам, изменения в мышлении и способах познания окружающей действительности приводят античного человека к становлению его личности, осмыслению собственного «я» и своего положения в окружающем мире, что в ключе правовой культуры приводит к попытке рационального обоснования необходимости существования в обществе законов, основанных на морально-этических принципах, таких как свобода, равенство и справедливость. В одной из первых работ Платона его герой Сократ утверждает, что он не простой человек, что сам ставит себя на определенное место в жизни и стоит там насмерть. На излете античности Апулей в «Апологии или Речи в защиту самого себя от обвинения в магии» он так формулирует кредо своей жизни: «Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь» [7, с. 28]. Как верно отмечает В.М. Розин, становление античной личности обусловило формирование рациональных представлений и таких практик, как античное мышление, философия, искусство, право.
Накопленные знания заставили античных людей по-новому взглянуть на религию, способствуя поиску материальных основ мира, стремлению объяснить мир, не прибегая к помощи сверхъестественных сил. Натурфилософия, стоицизм, софизм положили начало критическому осмыслению окружающей действительности и положению человека в этом мире, разработке первых правовых теорий, вывели знания на новый уровень ценности вне зависимости от верований, хотя и сохраняли еще долгое время ярко выраженный догматизм рабовладельческого общества. Сократ считал, что главной ценностью для человека является самопознание через поиск истины, подлинного знания, смысла жизни и нравственных постулатов - справедливости и добродетели. Платон пытался совместить космическое и человеческое, материальное и духовное, считая, что «мир идеален и гармоничен и создан он существующим вечно божественным разумом» [8, с. 79]. Его размышления привели к идее создания совершенного человеческого общества, обладающего строгой иерархией, во главе с философами и аристократами, управляющими с помощью жестких законов, одновременно внедряя нравственные идеалы, чувство меры, всеми остальными людьми. Аристотель был основателем формальной логики как системы последовательных умозаключений, ведущих к обоснованным выводам. Он распространил принципы формальной логики на область античного судо-
производства в ключе выделения в процессе рассмотрения дела истинных знаний - «начал» и соответствия решений суда критерию справедливости, что существенно повлияло на представления о праве и модификации правовой культуры античного человека. Рассматривая понятие «преступление», Аристотель задает характеристики категориям «преступление», «произвольное» и «непроизвольное» действие, а также «справедливое» и «несправедливое». Об отношениях между ними Аристотель говорит, что в силу произвольности (действия), когда человек осознает, что и в отношении кого он собирается преступного сделать, именно оно и есть преступление. Однако Аристотель в своем исследовании «Афинская полития», где он изучал жизнь полисов с целью выявления их типов и эволюции в связи с уровнем экономического развития, не только считал, что полис - высшая форма человеческого объединения, имеющего целью достижение блага, а соответственно и право как регулятор общественных отношений в виде законов и норм, основанных на стремлении к свободе, равенству и справедливости, как благо, но также считал рабство естественным и необходимым по велению судьбы, когда одним суждено повелевать, а другим - повиноваться.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что судьба как зависимость личности от стихии общественной жизни, произвола правящего класса, отражающих реальную жизнь как обычных граждан, так и рабов, с одной стороны, и понимание роли свободного общества в государстве, построенном на равенстве и справедливости всех обычных граждан перед законом, (но в реальности исключающая рабов, женщин и переселенцев) как идеальная, с другой стороны, становятся доминантой правовой культуры эпохи. Человек является частью полиса, где его индивидуальность сосуществует с другими индивидуальностями, где гармония общества, основанная на свободе и равноправии, защите интересов граждан, зависит от их согласия между собой, основой чему является историческое следование устоявшимся верованиям, традициям и обычаям, которые в древнем мире со временем освобождаются от религиозно-мифологического контекста и перетекают в правила и законы, принимаемые большинством граждан античных государств.
Таким образом, правовая культура этого периода выстраивалась двойственным, даже противоречивым образом. Подтверждением этому факту и становлению правовой культуры также послужили первые правовые теории естественного и писаного права, которые рождали вокруг себя немало споров. Основной проблемой была попытка анализа источника и причин возникновения права как такового. Ряд философов утверждали, что право коренится в самой природе вещей, источником которого выступает само мироздание. Так, Аристотель, Платон и Сократ признавали необходимым условием социокультурного развития общества писаное право, но утверждали, что помимо них существуют законы вечные, неписаные, управляющие всем мирозданием и людьми, отражающие божественный порядок вещей. Софисты же утверждали, что право - это искусственное изобретение и результат соглашения людей по поводу необходимости регулирования общественных отношений. Идеи Аристотеля, Платона и Сократа легли в основу разработки концепции естественных прав человека, базирующихся на непреходящих морально-этических ценностях свободы, равенства и справедливости, отражающих божественный порядок вещей, которые должны быть основой создаваемого людьми писаного права. Софисты же более глубоко прорабатывали концепцию позитивного (писаного) права, которое также, согласно их воззрениям, должно отражать свободу, равенство и справедливость всех перед законом, но не в связи с их божественным происхождением, а простой необходимостью сохранения баланса общественного развития. Даже несмотря на то, что реализация на практике теорий свободы, равенства и справедливости в античном обществе была невозможна, так как противоречила социальному устройству государства, эти концепции и то, что впервые в истории право стало рассматриваться и разрабатываться как необходимое условие сосуществования людей между собой, явилось фундаментальной основой культурного развития античного мира и главным вектором дальнейшего развития человечества.
В римском обществе правовая культура граждан уже была возведена в культ, что в первую очередь связано с образованием могущественной Римской империи. Заложенные в Древней Греции основы понимания права были транслированы и развиты до построения уникальной и первой в истории правовой системы в виде позитивного права, регулирующего отношения между самими римскими гражданами, римскими гражданами и переселенцами, основой которых древние римляне также признавали естественное право. При этом по-прежнему по причинам, указанным ранее, нередко наблюдалась дивергенция естественного и позитивного права. Формирование правового сознания, правовой культуры и прививание правового поведения начиналось с самого детства. Соблюдение законов и правил должно было быть безукоснительным. Римское право легитимизирует уже созданные и оправдавшие себя законы и позволяет вводить новые на основе прецедентов разрешения различных конфликтов и споров, закладывает основы возникновения и развития юридической практики. Оно окончательно закрепляет сложившиеся в Древнем Риме социальные отношения, в том числе с властью, обеспечивая тем самым воспроизводство и устойчивость социума. Именно в Риме складывается идея права: под ней понимается гарантированная для человека властью и законом справедливость. Идея римского права перемещает акценты с этических поисков Аристотеля в плоскость управления и организации. Римское право по-прежнему тесно связано со справедливостью, свободой и равенством, но несколько в другом их понимании, чем в античности, в условиях военной демократии, т.е. жесткого следования законам, независимо от восприятия их на индивидуальном
или коллективном уровне. Определяющим фактором становится обеспечение действующей властью прав граждан и гарантия исполнения закона, где временами справедливость уходит на второй план в силу доминантных позиций владения частной собственности и военных достижений в области наделения властными полномочиями. Здесь стоит отметить высказывания Лумана о том, что в действительности единственным в истории права значительным делегализатором, обремененным минимальным набором правил и обладающим максимальными возможностями и влиянием, был и остается институт частной собственности благодаря своей простой и очевидной способности обусловливать конфликты [9, с. 62]. Роль частной собственности и построенного на ней товарного оборота, многообразие культурных образцов завоеванных стран и народов с различными традициями, обычаями и правилами, в том числе в урегулировании требований, интересов, спорных ситуаций и проблем граждан требовали выработки более совершенной в условиях древнего мира правовой системы, которой стало тщательно разработанное, со временем признанное классическим римское право - величайшее достижение, представляющее огромную культурную ценность, влияние которого на последующее развитие мирового права и цивилизации невозможно переоценить.
Заключение. Правовая культура античности формируется на основе понимания обществом древнего мира особенного значения личности человека как высшего творения космоса, практически равного богам. Данное историческое восприятие окружающего мира можно считать фундаментальной ступенью, послужившей источником становления и развития правовой культуры в античный период и положившей начало разработке концепции свободы, равенства и справедливости философами данной эпохи как основы естественных прав человека, исходя из которых должны создаваться законы, разумно регулирующие интересы и взаимоотношения в обществе. Но, несмотря на прорыв в развитии мышления античного человека, становлении философии, науки, ускорении экономического и торгового развития, осознанная необходимость создания законов на основе естественных прав человека не получает еще должного закрепления в праве позитивном в силу сохраняющихся сословных различий и некоторых устоявшихся архаических правовых обычаев в обществе. В результате в античном мире наблюдается очевидное противоречие в желании и реальности соответствия законов данным морально-этическим правовым принципам в ключе дивергенции естественного и позитивного права. Возникновение городов-полисов и демократической формы правления ускорило создание писаного права, совершенствование которого достигло своего апогея в период расцвета Римской империи и выразилось в системе источников Римского права, ценнейшего памятника культуры античной эпохи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Неретина, С., Время культуры / C. Неретина, А. Огурцов. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 344 с.
2. Чавчавадзе, Н.З. Философские проблемы культуры / Н.З. Чавчавадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1980. - 220 с.
3. Ковалева, И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX века / И.В. Ковалева. - Вел. Новгород: НовГУ, 2002. - 160 с.
4. Аристотель Этика / Аристотель; пер. с древнегреч. Э. Радлова. - СПб.: Тип. тов-во «Общественная польза», 1908. - 207 с.
5. Розин, В.М. Культурологические исследования. Проблемы культурологии. Античная культура / В.М. Розин // Российская культурология [Электронный ресурс]. - Минск, 2008 - 2013. - Режим доступа: http://www.culturalnet.ru/main/fileex/15. - Дата доступа: 15.03.2013.
6. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 2003. - 703 с.
7. Апулей, Л. Метаморфозы в XI книгах / Л. Апулей; пер. с древнегреч. М.А. Кузмина и С.П. Маркиша. -М.: Акад. наук СССР, 1960. - 435 с.
8. Платон. Собр. соч.: в 4 т. / Платон; пер. с древнегреч. С. Апта; общ. ред. Л.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993. - Т.2. - 1993. - 528 с.
9. Luhmann, N. Le Droit Comme System Sosial / N. Luhmann // Droit et Societe. - P., 1989. - № 11/12.
Поступила 26.03.2013
LEGAL CULTURE OF ANTIQUITY A. SHCHITZOVA
The legal culture of Antiquity is studied. Spiritual, social and cultural characteristics of a person of the ancient period and their role in the legal culture of ancient Greece and Rome are revealed. The ambiguity and inconsistency in the policy approved by the law for the first time in the key concepts of freedom, equality and justice and the fundamental influence ofphilosophy, logical thinking, scientific knowledge in the formation of the legal culture of Antiquity are defined.