Научная статья на тему 'Выученные уроки Античности. Взгляд сквозь века'

Выученные уроки Античности. Взгляд сквозь века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
античная философия / досократики / Сократ / Платон / Аристотель / ancient philosophy / presocratics / Socrates / Plato / Aristotle

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухаметзянов В.А

В настоящей научной работе исследованию и тщательному рассмотрению подвергаются достижения античной классической философской мысли. Выбор на данный исторический период пал не случайно. Как известно, именно в Античности зародилась первая наука – философия. И разумеется, данный временной промежуток не мог не наложить свой отпечаток на последующее развитие науки. Цель работы: выделить в хронологической последовательности наиболее значимые открытия, сделанные классиками античной философии, и показать их значение в современном научном знании. Методы и объекты исследования: применены общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез); объектом исследования выступает история классической античной философии. Результаты: античная классическая философская мысль обогатила науку следующими открытиями (открытия расположены в хронологическом порядке): открытие умопостигаемого, открытие человеческой личности, открытие общего, открытие законов рассудочного мышления и как следствие формальной логики, как науки о рассудочном мышлении. Выводы: ценность «уроков» античной классической философии для современной науки прежде всего состоит в том, что именно эти «выученные уроки» лежат в фундаменте научного знания. А без их усвоения, учёный, занимающийся наукой, обречён на совершение непростительных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lessons learned from antiquity. The look of the century

In this scientific work, the study and careful consideration of the results of ancient philosophical thought. The choice for this historical period was not accidental. As you know, it was in Antiquity that the first science – philosophy was born. Of course, this time period could not but leave its mark on the subsequent development of science. The purpose of the work is to highlight in chronological order the most significant discoveries made by the classics of ancient philosophy, and show their significance in prestigious scientific knowledge. Research methods and objects: application of general scientific research methods (analysis, generalization, synthesis); the object of research is the history of classical ancient philosophy. Results. Ancient classical philosophical thought enriched science with the following discoveries (the discoveries are arranged in chronological order): the discovery of the intelligible, the discovery of the human personality, the discovery of the general, the discovery of the laws of rational thinking and, as a consequence of formal logic, as the science of rational thinking. Conclusion: the activator of the “lessons” of ancient ecclesiastical philosophy for modern science is, first of all, that these “lessons learned” belong to the foundation of scientific knowledge. And without experiencing them, a scientist engaged in science is doomed to commit unforgivable mistakes.

Текст научной работы на тему «Выученные уроки Античности. Взгляд сквозь века»

Ф^РУ м

молодёжной науки ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Выученные уроки Античности. Взгляд сквозь века

Мухаметзянов В.А.,

aserrex@mail. т

ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа, Россия)

УДК 101.1

Аннотация. В настоящей научной работе исследованию и тщательному рассмотрению подвергаются достижения античной классической философской мысли. Выбор на данный исторический период пал не случайно. Как известно, именно в Античности зародилась первая наука - философия. И разумеется, данный временной промежуток не мог не наложить свой отпечаток на последующее развитие науки. Цель работы: выделить в хронологической последовательности наиболее значимые открытия, сделанные классиками античной философии, и показать их значение в современном научном знании. Методы и объекты исследования: применены общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез); объектом исследования выступает история классической античной философии. Результаты: античная классическая философская мысль обогатила науку следующими открытиями (открытия расположены в хронологическом порядке): открытие умопостигаемого, открытие человеческой личности, открытие общего, открытие законов рассудочного мышления и как следствие формальной логики, как науки о рассудочном мышлении. Выводы: ценность «уроков» античной классической философии для современной науки прежде всего состоит в том, что именно эти «выученные уроки» лежат в фундаменте научного знания. А без их усвоения, учёный, занимающийся наукой, обречён на совершение непростительных ошибок.

Ключевые слова: античная философия, досократики, Сократ, Платон, Аристотель.

Lessons learned from antiquity. The look of the century

Mukhametzyanov V.A.,

aserrex@mail.ru

Ufa State Oil Technical

University

(Ufa, Russia)

UDC 101.1

Abstract. In this scientific work, the study and careful consideration of the results of ancient philosophical thought. The choice for this historical period was not accidental. As you know, it was in Antiquity that the first science - philosophy was born. Of course, this time period could not but leave its mark on the subsequent development of science. The purpose of the work is to highlight in chronological order the most significant discoveries made by the classics of ancient philosophy, and show their significance in prestigious scientific knowledge. Research methods and objects: application of general scientific research methods (analysis, generalization, synthesis); the object of research is the history of classical ancient philosophy. Results. Ancient

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

classical philosophical thought enriched science with the following discoveries (the discoveries are arranged in chronological order): the discovery of the intelligible, the discovery of the human personality, the discovery of the general, the discovery of the laws of rational thinking and, as a consequence of formal logic, as the science of rational thinking. Conclusion: the activator of the "lessons" of ancient ecclesiastical philosophy for modern science is, first of all, that these "lessons learned" belong to the foundation of scientific knowledge. And without experiencing them, a scientist engaged in science is doomed to commit unforgivable mistakes.

Keywords: ancient philosophy, presocratics, Socrates, Plato, Aristotle.

Введение

Античность является колыбелью подлинного классического научного знания. Причина этому - появление первой науки, сделавшей шаг «от мифа к логосу», которой стала философия. В последствии вся история человеческой мысли постоянно обращалась к анализу наследия античных философов. Не исключением является и наше время. Настоящая исследовательская статья посвящена изучению наследия классиков античной философии.

Так, в работе была поставлена следующая цель: выделить в хронологическом порядке наиболее значимые открытия, которые были сделаны классическими античными философами, и показать на фоне нарастающего «философского нигилизма» в обществе значимость и ценность античного философского наследия для современной науки.

Для этого в ходе работы были проанализированы исследования ведущих антиковедов, работы специалистов в истории философии и философии науки, а также некоторые сохранившиеся сочинения античных классиков философии.

В ходе данной исследовательской работы были применены общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате исследования были выделены наиболее значимые открытия классиков античной философской мысли, а также дана оценка их роли в современной науке и показана необходимости в их изучении для каждого человека, который собирается заниматься научной деятельностью.

Практическая ценность данной статьи состоит в том, что систематизированный и переработанный научный материал может использоваться для подготовки специалистов, занимающихся любой научной деятельностью, а также может использоваться при составлении методических пособий, которые могут быть использованы в курсах и дисциплинах: История философии, Философия науки, Философская пропедевтика и в ряде других, смежных с философскими, дисциплинах.

Основная часть

Традиционно первым классическим античным философом считают Фалеса. И это не спроста, ведь все существующие на сегодняшний момент источники, свидетельствуют о том, что первым кто задумался о проблеме первоначала всего (о природе «архэ»), преодолев мифологию, как форму сознания родового общества, был именно Фалес. Так, рефрен всей его философской мысли можно свести к одной фразе - «все есть вода». Но за этими, казалось бы, простыми словами скрывается глубокое содержание. Еще Гегель, оценивая роль Фалеса в развитии философии, написал - «он совершил отвлечение, дабы обнять природу в одной простой

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

сущности; он выставил понятие основания, то есть определил воду как бесконечное понятие, как простую сущность мысли, не признавая за ним никакой дальнейшей определённости» [2, С. 212]. Таким образом, как отмечает А.В. Гулыга, согласно Гегелю, первоначально у Фалеса — «не чувственная вода», а «вода как мысль» [3, С 198] Так помимо чувственно-воспринимаемого мира - видимого, слышимого, осязаемого, был открыт другой мир - мир умопостигаемый. И это было поистине грандиозным открытием, ибо все законы природы, общества и мышления являются умопостигаемыми и прежде, чем наука начла бы их открывать, философия, как методология, должна была открыть умопостигаемое как таковое, что было и проделано гениальным Фалесом.

Фалес, работая над проблемой первоначала, сам того не ведая, задал направление для размышлений всем первым античным философам, которых позже обозначали под термином «досократики». Их объединял выход за предел мифологии и эмпирического опыта, благодаря которому они и стали отцами классической философской мысли. Но в то же время существовала одна очень большая проблема. Каждый из философов предлагал свое решение проблеме первоначала. Отсутствие согласия по вопросу об изначальной природе мира с неизбежностью ввело к переоценке как достоверности человеческого знания, так и роли человека в самом процессе познания. Так взял свои истоки кризис натурфилософии, в результате которого начался поворот к антропологической проблематике. Благодаря этому появилась философская школа «софистов». Рефрен их философской мысли состоял в знаменитом положении Протагора: «человек есть мера всех вещей. Таким образом, софисты, абсолютизировав роль человеческого познания на чувственном опыте, поставили крест на возможности, как достижения абсолютной истины, так и познания мира по средству разума. Тем самым большая часть из них была гносеологическими релятивистами и сенсуалистами [11, С. 103-104] Гносеологический релятивизм и сенсуализм же оказались оковами, так как ограничивали установку различий, останавливаясь на индивидуальном, частном и субъективном, забывая об объективном, общем и едином, скинуть которые пришлось Сократу. [5, С 201] Вступив в полемику с софистами, он продолжил начатый ими антропологический поворот, став его венцом. Если софисты делали акцент на различиях между людьми, Сократ же сделал акцент на сущности человека вообще. Так была открыта человеческая личность. То, что существует в теле человека, человеком и руководит [7, С. 258]. И это было подлинной революцией. Как совершенно справедливо заметил Тайлор Э.Б.: «Благодаря этому открытию, Сократ создал моральную и интеллектуальную традицию, которая питает Европу по настоящее время» [9, С. 65] И не только Европу, ибо сегодня совершенно невозможно представить не одну серьезную работу, посвященную сущности человека, где на авансцене бы не находилось человеческая личность и именно в этом и состоит величайшая заслуга Сократа.

К сожалению, Сократ не оставил после себя ни одного письменного источника. И этому виной не беспощадный рок времени, а принципиальная позиция философа, заключающаяся в предпочтении искать истину исключительно путём живой беседы, задавая вопросы собеседнику и наводя его на правильный путь. Благодаря этим беседам у Сократа начали появляться ученики, работы которых и являются основными источниками для изучения жизни и философских взглядов Сократа. Но каждый ученик по-своему интерпретировал образ и мысли Сократа, нередко приписывая ему свои собственные воззрения. Одним из таких учеников был Платон. Он, позаимствовав форму изложения своего учителя, в диалогах переходного периода, таких как «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен» впервые,устами Сократа, начинает излагать свои собственные мысли»[6, С. 37] Так в диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий говорит - это и девушка, и лошадь, и кувшин, апеллируя единичными понятиями. Сократ же, хотя и не даёт прямого определения прекрасного, но позволяет понять,что прекрасное есть такая

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

идея, которая через свой специфический смысл делает прекрасные предметы подлинно прекрасными. «Так не будет ли и все прекрасное прекрасным благодаря прекрасному» [7, С. 394]. Таким образом, на примере прекрасного было открыто общее. Важность данного открытия невероятно велико, ибо прежде, чем наука начала бы открывать и количественно описывать закономерности законов природы, общества и мышления, человеческой мысли было необходимо открыть общее, как идею этих законов, которая хотя и относится к природе, обществу и мышлению, но сама по себе природой, обществом и мышлением не является. К примеру, благодаря этому возникла геометрия Евклида, ибо прежде чем Евклид смог бы сказать о точке вообще, необходимо было открыть общее как таковое. И именно поэтому, общее, открытое Платоном, останется в культурном человечестве навсегда.

Открыв общее, «Платон раздробил умозрение на простейшие исходные элементы (понятия) и тем самым сделал возможным открытие суждений и умозаключений. Стало теперь конкретным и представление о мышлении как человеческой деятельности. Эта деятельность выступила как оперирование понятиями, что открыло дорогу для выявления правил, которыми должен руководствоваться при этом человек, чтобы прийти к истине, — законов формальной логики.» [10, С. 265]. Это бы суждено сделать великому ученику и критику Платона - Аристотелю. Первое что сделал Аристотель на пути к данному открытию — это вернул общее внутрь единичной вещи. Если Платон считал, что «Реально и сначала существуют идеи, или понятия вещей, и не в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном нам мире, а все вещи, которые нас окружают, - всего лишь порождения этих идей и являются их отражениями, или тенями, и поэтому реально не существуют» [4, С. 89], то Аристотель, критикуя идеи своего учителя, восклицал, что невозможно «чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть» [1, С. 71]. Это позволило сформулировать «основные принципы родовидового мышления, которые лежат в основе научной рациональности» [8, С. 207] Следующим шагом было открытие Аристотелем силлогизма - умозаключения, в силу которого, признав истинность посылок, нельзя не согласиться с истинностью заключения. Благодаря этому началась формализация мыслительных процессов, что дало импульс к появлению формальной логики, как науки. Так был сделан заключительный шаг, в результате которого Аристотель «за формами языка сумел увидеть формы мышления» [10, С. 187] и сформулировать основные законы человеческого рассудочного мышления: закон тождества (логические выводы справедливы только в том случае, если все понятия в пределах рассуждения сохраняют один и тот же смысл), закон противоречия (не могут быть одновременно истинными два противоречащих высказывания об одном и том же предмете), закон исключённого третьего (из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно) Таким образом была открыта формальная логика. Значение этого открытия прежде всего заключается в том, что оно «дисциплинирует» мысль человека. А без этого совершенно невозможно познание ни в одной области науки. [10, С. 189]

Заключение

Подводя итог, необходимо сделать следующий вывод. Классической античной мыслью была проделана огромная работа, результатами которой стали следующие фундаментальные открытия:

- открытие умопостигаемого, сделавшее возможной науку как таковую

- открытие человеческой личности, сделавшее возможным появление общественных наук

- открытие общего, сделавшее возможным появление естествознания

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

- открытие законов рассудочного мышления и как следствие формальной логики, дающей возможность избежать заблуждений при анализе и обработке информации.

Все они являются неотъемлемыми элементами интеллектуального наследия человечества, ведь именно они лежат в фундаменте современного научного знания. И именно поэтому всякому человеку, которому захотелось бы серьезно и основательно заняться наукой, непременно необходимо овладеть этим наследием, ибо, не выучив уроки Античности, на которых основывается базис сегодняшних научных знаний, он с неизбежностью обречен на совершение непростительных для исследователя ошибок. Потому-то и столь верными теперь кажутся слова великого классика немецкой философии Карла Маркса «и почему историческое детство человечества там, где оно развивалось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью» [8, С. 3]

Библиографический список

1. Аристотель. Метафизика, пер. с греческого П.Д. Первова и В.В. Розанова. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 232 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. СПб.: Наука, 1993. 350 с.

3. Гулыга А.В. Гегель, 2-е изд. М: Молодая Гвардия, 2008. 288 с.

4. Гусев Д.А. Курс лекций по философии. М: Директ-Медиа, 2014. 520 с.

5. Кессиди Ф.Х. Сократ. СПб.: Алетейя, 2001. 352 с.

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель, 3-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2005. 392 с.

7. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. I / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1990. 860 с.

8. Пронина Е.Н. Античная философия. Краткий курс. М.: Изд-во АСТ, 2018. 272 с.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб.: Петрополис, 1997. 336 с.

10. Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Кн.2: Вечные проблемы философии: От проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. М.: URSS, 2020. 344 с.

11. Татаркевич В. История философии, пер. с польск. В.Н. Красков. Пермь: Изд-во Перм. унта, 2000. 482 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.