Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТЫ КОНСЕРВАТОРИИ / КОМПОНЕНТЫ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ / НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Станкович Диана Федоровна

Введение. Проблема мотивации учения является ключевой в психолого-педагогической науке. Положительная мотивация определяет траекторию развития учащегося на протяжении всей учебной деятельности. Если у обучающихся отсутствуют познавательные интересы, мотивы учиться, развиваться, совершенствоваться, то в будущем таким молодым людям сложно стать конкурентоспособными специалистами. Теоретический анализ. Сравнительный анализ данной проблемы позволил сформулировать важную на сегодняшний день задачу по формированию положительной мотивации учения современных студентов в процессе учебной деятельности с помощью новых интересных форм общения. Эмпирический анализ. Автор статьи предлагает экспериментальный опыт - создание новой формы взаимодействия студента и преподавателя. В качестве такой формы рекомендуется просветительский проект как один из способов формирования положительной мотивации учебной деятельности в консерватории. Подобная практика сотрудничества педагога и студента вовсе не исключает классические занятия как таковые, а предполагает еще один путь творческой работы. Заключение. Новизнуэтой форме взаимодействия придают инновационная внутренняя составляющая и методологические основания, на которые опирается каждый просветительский проект, посвященный определенной тематике. В создании просветительского проекта как новой формы работы автором были использованы основные принципы: открытости, вариативности, диалогичности, педагогической поддержки и сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Станкович Диана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION IN TEACHING CONSERVATORY STUDENTS THROUGH ENLIGHTENING PROJECTS

Introduction. The problem of teaching motivation is a key one in psychological and pedagogical science. Positive motivation determines the trajectory of a student’s development throughout the entire educational activity. If students lack cognitive interests, motives to learn, develop, and improve then in the future it is difficult for such young people to become competitive specialists. Theoretical analysis. A comparative analysis of this problem allowed us to formulate the following: today, the teacher faces an important task of forming a positive motivation in teaching modern students in the process of educational activity with the help of new interesting forms of communication. The author of the article offers an experimental experience of creating a new form of interaction between a student and a teacher. An enlightening project is proposed as one of the ways to form a positive motivation for educational activities at the conservatory. Such a practice of cooperation between a teacher and a student does not exclude classical classes as such, but offers another way of creative work. Conclusion. The novelty of this form of interaction is given by the innovative internal component and the methodological foundations on which each enlightening project devoted to a certain topic is based. In creating an enlightening project as a new form of work, the author used the basic principles: the principle of openness, variability, dialogicity, pedagogical support and support.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 350-354 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 3, pp. 350-354

Д. Ф. Станкович

Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, Россия, 410012, г. Саратов, проспект им. Петра Столыпина, д. 1

Станкович Диана Федоровна, аспирант кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики, diana.stankovich@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8235-7895

Аннотация. Введение. Проблема мотивации учения является ключевой в психолого-педагогической науке. Положительная мотивация определяет траекторию развития учащегося на протяжении всей учебной деятельности. Если у обучающихся отсутствуют познавательные интересы, мотивы учиться, развиваться, совершенствоваться, то в будущем таким молодым людям сложно стать конкурентоспособными специалистами. Теоретический анализ. Сравнительный анализ данной проблемы позволил сформулировать важную на сегодняшний день задачу по формированию положительной мотивации учения современных студентов в процессе учебной деятельности с помощью новых интересных форм общения. Эмпирический анализ. Автор статьи предлагает экспериментальный опыт - создание новой формы взаимодействия студента и преподавателя. В качестве такой формы рекомендуется просветительский проект как один из способов формирования положительной мотивации учебной деятельности в консерватории. Подобная практика сотрудничества педагога и студента вовсе не исключает классические занятия как таковые, а предполагает еще один путь творческой работы. Заключение. Новизну этой форме взаимодействия придают инновационная внутренняя составляющая и методологические основания, на которые опирается каждый просветительский проект, посвященный определенной тематике. В создании просветительского проекта как новой формы работы автором были использованы основные принципы: открытости, вариативности, диалогичности, педагогической поддержки и сопровождения.

Ключевые слова: мотив, мотивация учения, педагог, студенты консерватории, компоненты, методы формирования мотивации, новая форма взаимодействия, просветительский проект

Для цитирования: Станкович Д. Ф. Формирование положительной мотивации учения студентов консерватории посредством просветительских проектов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 350-354. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-350-354 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Formation of positive motivation in teaching conservatory students through Enlightening projects D. F. Stankovich

Saratov State Conservatory, 1 Stolypin Ave., Saratov 410012, Russia

Diana F. Stankovich, diana.stankovich@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8235-7895

Abstract. Introduction. The problem of teaching motivation is a key one in psychological and pedagogical science. Positive motivation determines the trajectory of a student's development throughout the entire educational activity. If students lack cognitive interests, motives to learn, develop, and improve then in the future it is difficult for such young people to become competitive specialists. Theoretical analysis. A comparative analysis of this problem allowed us to formulate the following: today, the teacher faces an important task of forming a positive motivation in teaching modern students in the process of educational activity with the help of new interesting forms of communication. The author of the article offers an experimental experience of creating a new form of interaction between a student and a teacher. An enlightening project is proposed as one of the ways to form a positive motivation for educational activities at the conservatory. Such a practice of cooperation between a teacher and a student does not exclude classical classes as such, but offers another way of creative work. Conclusion. The novelty of this form of interaction is given by the innovative internal component and the methodological foundations on which each enlightening project devoted to a certain topic is based. In creating an enlightening project as a new form of work, the author used the basic principles: the principle of openness, variability, dialogicity, pedagogical support and support.

Keywords: motive, motivation of teaching, teacher, conservatory students, components, methods of motivation formation, a new form of interaction, enlightening project

For citation: Stankovich D. F. Formation of positive motivation in teaching conservatory students through Enlightening projects. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 3, pp. 350-354 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-20 22-22-3-350-354

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-3-350-354

Научная статья УДК 37.032

Формирование положительной мотивации учения студентов консерватории посредством просветительских проектов

© Станкович Д. Ф., 2022

Введение

В современных исследованиях в области педагогики и психологии утверждается, что положительная мотивация в обучении необходима, так как она определяет скорость и успех достижения, дает основной стимул для начала изучения и является движущей силой поддержания длительного процесса учебно-познавательной деятельности. Без достаточной мотивации людям с самыми выдающимися способностями будет трудно достигнуть поставленных целей. Поэтому мотивация учения студентов служит важным фактором успешности их профессионального образования. Чтобы создать условия в вузе для формирования положительной мотивации, необходимо опираться на знания науки в этой области.

Проблема мотивации является предметом исследования многих педагогов и ученых. Решению вопросов мотивов и мотивации посвящены монографии, например, работы В. К. Вилюнаса [1], А. Н. Леонтьева [2], А. К. Марковой [3], Х. Хекхаузена [4]. Среди представителей русских и советских исследователей, занимавшихся этими вопросами, можно отметить таких ученых, как В. М. Бехтерев [5], И. П. Павлов [6], Л. С. Выготский [7]. Стоит упомянуть одну из ранних работ в данной области - книгу профессора Петербургского университета Л. И. Петра-жицкого «О мотивах человеческих поступков» [8]. В дальнейшем проблемы мотивации учения изучали Л. И. Божович [9], Т. О. Гордеева [10], И. А. Зимняя [11].

Так как личный опыт профессиональной деятельности преподавателей в консерватории связан с исполнительством и музыкой, интересно было познакомиться с работами В. И. Петрушина [12], исследовавшего мотивацию в музыкальном обучении. Важную роль мотивации обучения в достижении профессионального успеха музыканта отмечала Д. К. Кирнар-ская [13]. Направленность на взаимоотношения педагога и учащегося была в центре внимания таких выдающихся педагогов-музыкантов, как Г. Г. Нейгауз [14], Л. А. Баренбойм [15].

Перечисленные авторы серьезно занимались исследованием мотивации, в частности мотивацией учения, но рассмотрение данной проблемы в психолого-педагогической науке далеко не исчерпано. Эта тема продолжает волновать современных молодых ученых.

Изменение культурных и организационных условий протекания образовательных процессов, развитие новейших информационно-коммуникационных технологий требуют постоянного обращения к вопросам мотивации учения студентов с учетом современных тенденций. Перед

педагогами стоит главная задача - формировать у студентов познавательные мотивы, т.е. поддерживать у них убеждение в необходимости получения знаний, раскрывать их потенциал. В связи с этим нужно понимать: а) в чем заключается смысл мотивации учения; б) какие факторы влияют на мотивацию учения студентов и что способствует формированию положительной мотивации.

Теоретический анализ

Термин «мотивация» имеет в своем составе русское слово «мотив» (от лат. «moveo») и означает приводить в движение, двигать, активизировать. Мотивы и потребности связаны между собой, так как побуждение человека к активной деятельности всегда опосредовано удовлетворением его потребностей. Отечественный психолог А. Н. Леонтьев раскрывает понятие «мотив» через понятие «потребность». Потребность - это опред-меченная необходимость, которая находится вовне. Потребность сама по себе не может придать направленность необходимости. Поэтому предмет, который соответствует направленности, потребности, А. Н. Леонтьев называет мотивом [2]. Мотивационная сфера человека подобна палитре, в которой есть потребности, мотивы, цели, интересы, эмоции. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, организует, придает смысл и значимость. Теперь разберем слово «учение». Учение - это наряду с преподаванием, составная часть процесса обучения, а именно учебно-познавательная деятельность студента, в которую входят познание, самовоспитание, саморазвитие. Однако обучение - это процесс, в котором взаимодействуют два субъекта: педагог и студент. Прямо или косвенно, они влияют друг на друга, побуждая к действию.

Из этого следует, что мотивация учения -это определенный вид мотивации, связанный с побуждением к активной учебно-познавательной деятельности студентов - к получению знаний приемами самообразования, самовоспитания, при помощи педагога. Ни для кого не секрет, что часто преподаватели сталкиваются со снижением интереса студентов к занятиям. В таких случаях педагогу необходимо иметь в виду, что способствует формированию внутренней мотивации учения в процессе учебной деятельности.

В качестве примера приведем модель Золта-на Дернейя по формированию мотивации. Британский ученый, профессор психолингвистики Ноттингемского университета выделяет основные факторы, которые, по его мнению, влияют на мотивацию: преподаватель (Teacher), атмосфера занятия (Atmosphere of the Lesson), задание (Task), взаимопонимание (Contact), уверенность

в себе (Self-Confidence), интерес (Interest), самостоятельность (Independence), личная значимость (Personal Attitude), цель (Aim), культура (Culture of Communication) [16].

Если соотнести одно понятие с другим, можно выделить факторы, играющие важную роль в формировании внешних мотивов и способствующие их дальнейшему преобразованию во внутреннюю мотивацию.

Преподаватель, предоставляя свободу выбора студенту, дает возможность обучающемуся определить то, в чем он хочет участвовать. Таким образом педагог развивает самостоятельность студента.

Атмосфера занятий в основе которых лежат связь с ранее выученным материалом и изучение нового при помощи разных форм взаимодействия, способствует проявлению интереса к учебно-познавательной деятельности.

Взаимопонимание, в частности поддержка и поощрение, формируют у студентов личную значимость (ощущение компетентности).

Культура коммуникации способствует позитивному взаимоотношению и поддерживает уверенность в студентах.

Задание ориентирует учащихся на цель (смысл, целеполагание) - важный момент образовательной стратегии, который формирует положительную мотивацию учения студентов.

Развитие, а также поддержание учебной мотивации - это двусторонний, совместный процесс преподавателя и студента, закладывающий фундамент ответственного отношения студента к учебе, а впоследствии - к будущей профессиональной деятельности.

Чтобы развить положительную мотивацию учения студентов, необходимо создавать в вузе внешние условия для возникновения крепких внутренних побуждений к процессу учения. Скажем, преподаватель может вдохновлять студентов новыми формами общения и взаимодействия. Изучать и формировать мотивацию студента педагогу лучше с помощью включенного наблюдения. Преподавателю следует опираться прежде всего на познавательные интересы как главный мотив учебной деятельности. Другой стороной формирования положительной мотивации учения студентов является сохранение гуманных отношений между педагогом и студентом. Педагог может создать условия для развития знаний и учебной деятельности, предложить идеи для творчества. Разные методы работы со студентами в основном определяются именно преподавателем. Полученные результаты позволяют использовать педагогу вариативные формы работы со студентами как новый метод в качестве совершенствования образовательной деятельности [3].

Можно выделить следующие основные компоненты положительной мотивации учения: мотив - главный компонент, выполняющий побудительную функцию;

познавательный интерес - проявление познавательных потребностей;

значимость - результат учебно-познавательной деятельности;

удовлетворение - получение чувства удовольствия от учебной деятельности.

Для формирования мотивации учения студентов важны следующие мотивы:

познавательные, чтобы поддерживать интерес, увлечения обучающихся;

социальные как необходимая польза для профессионального будущего;

дисциплинарные (порядок на занятии, позиция педагога одобрение или неодобрение).

Благодаря выявленным мотивам возможно развивать систематичный подход к проблеме формирования положительной мотивации учения студентов. Для подобной работы по формированию положительной мотивации учения студентов в вузе мы предлагаем два пути: во-первых, применять соответствующие приемы и методы в рамках установившегося образования; во-вторых, использовать дополнительные образовательно-просветительские практики, ориентированные на широкий спектр мотивов для формирования положительной мотивации.

Два варианта практик помогут в решении проблемы. Преподаватель может применять первый или второй способ, а также использовать метод комбинирования. Важно, чтобы в процессе совместной работы были заметны успехи, так как результаты определяют моти-вационный стимул для следующих действий в учении, обучении.

Необходимо выделить следующие методы, которые способствуют развитию положительной мотивации учения:

познавательные методы мотивации: побуждение к деятельности, выполнение творческих заданий;

волевые методы мотивации: предъявление требований, самооценка деятельности;

социальные методы: развитие ситуации сотрудничества;

эмоциональные методы: поощрение, создание ситуации успеха.

Данные методы важны с точки зрения стратегии учебно-познавательной деятельности.

Эмпирический анализ

Перейдем от теории к практике. Постараемся разобрать, каким образом можно повысить мотивацию учения студентов консерватории. Надо

сказать, что консерватория является творческим вузом, в котором обучаются музыканты-исполнители, теоретики, композиторы. В данном учебном заведении существует преемственность поколений, а потому имеют место крепкие образовательные традиции, связанные с той или иной «школой». Такая основательная база позволяет использовать не только сложившиеся за долгие годы формы работы (индивидуальные занятия, групповые занятия, выступление на концертах и т.д.), но и современные просветительские, образовательные надстройки в виде альтернативных форм взаимодействия преподавателей и студентов. Время стремительно идет вперед, современное поколение студентов отличается от предыдущего, ребята активно высказывают свою жизненную позицию, делятся со сверстниками и с людьми других возрастов разной информацией в виде переписок, комментариев, фото, видео.

В связи с этим перед педагогами стоит задача разработать такую форму взаимодействия преподавателя и студента, которая будет позитивно воспринята представителями современного поколения. Мы предлагаем в качестве новой формы взаимодействия просветительский проект. Этот формат очень хорошо вписывается в образовательное пространство консерватории как творческого вуза.

Идея создания просветительского проекта возникла благодаря внимательной работе со студентами консерватории на кафедре академического пения и наблюдению за ними. Первый просветительский проект был разработан и реализован в 2019 г. Его участниками были студенты, с которыми велась работа непосредственно в классе вместе с педагогом и концертмейстером на занятиях по камерному и сольному пению.

Основная идея просветительского проекта состояла в том, чтобы помочь студенту «погрузиться» в изучаемый материал. Благодаря этому были исполнены музыкальные циклы и части циклов произведений, над которым работали на занятиях. Участие студентов в данном проекте мотивировало их на дальнейшее изучение стиля и творчества композитора. Мы получили своеобразную лабораторию для творческого диалога между студентами и преподавателем, где можно генерировать новые темы, идеи.

Руководитель проекта разработал не одно мотивирующее мероприятие для студентов, а несколько просветительских проектов, которые соответствуют всем современным запросам образования и государственной политике в сфере образования [17].

После первого выступления в формате просветительского проекта сложилась практика

формулировать темы и идеи в классе с общим обсуждением. Главное отличие просветительского проекта от концертов, в которых участвуют студенты консерватории, - временной диапазон: в проекте временной минимум от 20 мин, а максимум до 45 мин. Соответственно количество участников в проекте может быть минимум двое, максимум десять человек. Это зависит от содержания выбранной программы и сценария. Главная цель проекта - познавательная активность студентов и эмоциональная включенность.

Тематика проведенных проектов отражала ключевые события в мире музыки. Так, первый проект был посвящен теме «Романтизм в музыке: от Ф. Шуберта до Н. К. Метнера» (2019 г.), второй проект - празднованию юбилея Л. Бетховена (2020 г.), третий проект назывался «Композиторы, вдохновленные весной» (2021 г.).

В отличие от обычных концертов у студентов появляется возможность реализовать собственный потенциал, творческие инициативы. В проект приглашаются студенты разных курсов. Важно также отметить, что исполнять произведения можно по нотам. На кафедре академического пения, например, уже организованы такие просветительские проекты, как «Музицируем вместе» и «Концертмейстер приглашает».

В будущем планируется создать интернет-площадку просветительского проекта. Это позволит освоить интерактивное пространство для использования просветительских рубрик в образовательных организациях, включая дополнительное образование, среднее и высшее.

Заключение

Формирование положительной мотивации учения студентов консерватории посредством просветительских проектов определяется важностью и актуальностью данной проблемы. Решение основных вопросов позволило сформулировать необходимость введения новой формы общения педагога и студента - просветительского проекта, являющегося дополнительным средством в процессе учебной деятельности студентов консерватории.

Просветительские проекты позволяют эффективно сочетать практику и теорию: студенты реализовывают свой творческий потенциал, поддерживают друг друга, позитивно взаимодействуют с педагогом. В различных своих тематических направлениях просветительские проекты оказывают преобразующее воздействие на молодежь как внутри (ее участники), так и снаружи (публика), и могут выступать средством формирования положительной мотивации учения студентов консерватории.

Новизну такой форме взаимодействия придают инновационная внутренняя составляющая

и методологические основания, на которых опирается каждый просветительский проект.

Список литературы

1. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Издательство МГУ, 1990. 283 с.

2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. : Издательство Московского университета, 1971. 38 с.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1983. 96 с.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М. : Смысл, 2003. 717 с.

5. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб. : Питер, 2001. 254 с.

6. Павлов И. П. Полное собрание сочинений : [Т. 1-6]. Т. 3, кн. 1. М. : Издательство Академии наук СССР, 1951. 392 с.

7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 с.

8. ПетражицкийЛ. И. О мотивах человеческих поступков. СПб. : Типография Э. Л. Пороховщиковой, 1904. 77 с.

9. Божович Л. И. О мотивации учения // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9, № 4. С. 65-67.

10. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М. : Академия, 2006. 336 с.

11. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : Логос, 2000. 384 с.

12. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества : учебное пособие. М. : Гаудеа-мус, 2006. 490 с.

13. Кирнарская Д. К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. М. : Academia, 2003. 368 с.

14. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога. М. : Дека-ВС, 2007. 332 с.

15. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л. : Музыка, 1974. 337 с.

16. Dornyei Z. Motivation Strategies in the Language Classroom. Cambridge University Press, 2001. 163 p.

17. Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами : научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ им. Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 163-168. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168

References

1. Vilyunas V. K. Psikhologicheskiye mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological Mechanisms of Human Motivation]. Moscow, Izdatel'stvo MGU, 1990. 283 p. (in Russian).

2. Leontiev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, Motives and Emotions]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1971. 38 p. (in Russian).

3. Markova A. K. Formirovaniye motivatsii ucheniya [Formation of Motivation of Teaching]. Moscow, Pros-veshcheniye Publ., 1983. 96 p. (in Russian).

4. Heckhausen H. Motivatsiya i deyatel'nost' [Motivation and Activity]. Moscow, Smysl Publ., 2003. 717 p. (in Russian).

5. Bekhterev V. M. Vnusheniye i ego rol' v obshchestven-noy zhizni [Suggestion and Its Role in Public Life]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 254 p. (in Russian).

6. Pavlov I. P. Polnoye sobraniye sochineniy: (T. 1-6). T. 3, kn. 1 [Complete works: Vol. 3, book 1]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1951. 392 p. (in Russian).

7. Vygotsky L. S. Izbrannyye psikhologicheskiye issle-dovaniya [Selected Psychological Studies]. Moscow, Izdatel'stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1956. 507 p. (in Russian).

8. Petrazhitsky L. I. O motivakh chelovecheskikhpostupkov [On the Motives of Human Actions]. St. Petersburg, Tipografiya E. L. Porokhovshchikovoi Publ., 1904. 77 p. (in Russian).

9. Bozhovich L. I. On the motivation of teaching. Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya [Bulletin of Practical Psychology of Education], 2012, vol. 9, no. 4, pp. 65-67 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gordeeva T. O. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology of Achievement Motivation]. Moscow, Academya Publ., 2006. 336 p. (in Russian).

11. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb-nik dlya vuzov [Pedagogical Psychology]. Moscow, Logos Publ., 2000. 384 p. (in Russian).

12. Petrushin V. I. Psikhologiya ipedagogika khudozhestven-nogo tvorchestva: uchebnoye posobiye [Psychology and Pedagogy of Artistic Creativity]. Moscow, Gaudeamus Publ., 2006. 490 p. (in Russian).

13. Kirnarskaya D. K. Psikhologiya muzykal'noy deya-tel'nosti: teoriya i praktika [Psychology of Musical Activity: Theory and Practice]. Moscow, Academia Publ., 2003. 368 p. (in Russian).

14. Neuhaus G. G. Ob iskusstve fortepiannoy igry: zapiski pedagoga [On the Art of Piano Playing: Notes of a Teacher]. Moscow, Deka-VS Publ., 2007. 332 p. (in Russian).

15. Barenboim L. A. Muzykal'naya pedagogika i ispolni-tel'stvo [Musical Pedagogy and Performance]. Leningrad, Muzyka Publ., 1974. 337 p. (in Russian).

16. Dörnyei Z. Motivation Strategies in the Language Classroom. Cambridge University Press, 2001. 163 p.

17. Elina E. G., Alexandrova E. A. New forms of interaction with students: scientific and educational festival "Week of pedagogical education". Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 2, pp. 163-168 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168

Поступила в редакцию 10.04.2022; одобрена после рецензирования 15.05.2022; принята к публикации 22.06.2022 The article was submitted 10.04.2022; approved after reviewing 15.05.2022; accepted for publication 22.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.