Научная статья на тему 'Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков'

Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
833
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / LEARNING MOTIVATION / LEARNING-COGNITIVE MOTIVES / INTELLECTUAL ABILITIES / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Браташова Мария Владимировна

В статье рассматривается вопрос о влиянии мотивации, формирующейся у младших подростков в процессе обучения, на их интеллектуальные способности. Описывается структура мотивации учения, дается краткая характеристика ее основных компонентов (потребность, мотив, цель, сформированность учебной деятельности, интерес к учению, эмоциональное состояние). Обосновывается, почему в своей педагогической деятельности учитель должен ориентироваться на формирование учебно-познавательных мотивов у обучающихся. Перечислены основные компоненты, способствующие формированию у подростков положительной мотивации к учебе. Рассматриваются «механизмы» связи мотивации учения и интеллектуальных способностей, обосновывается непосредственное влияние мотивации учения на развитие интеллектуальных способностей младших подростков. В качестве подтверждения теоретических выводов приводятся результаты исследования, проведенного среди учащихся 6-х классов одного из лицеев г. Саратова, в процессе которого были применены методики по выявлению структуры мотивации учащихся и уровня их интеллекта (согласно VPR-модели). Оценка и интерпретация результатов эксперимента проведенный корреляционный анализ позволил сформулировать вывод о высокой степени влияния мотивации учения на уровень развития интеллектуальных способностей у младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning Motivation as a Factor in the Development of Intellectual Abilities of Younger Adolescents

The article is devoted to the impact of learning motivation on the development of intellectual abilities. The author describes the structure of learning motivation and gives a brief description of its main structural components (needs, motives, targets, formation of learning activities, interest in learning, and emotional condition). Educational-cognitive motives are highlighted as the most appropriate learning activities. The article considers the factors affecting the formation of positive learning motivation among students. The author shows that learning motivation has a direct influence on the development of intellectual abilities of younger adolescents. The correlation analysis of the experimental results used in the research which was conducted among the 6th form students of one of Saratov lyceums leads to the conclusion that the degree of learning motivation influence on the development of younger adolescents' intellectual abilities is high.

Текст научной работы на тему «Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков»

ПЕДАГОГИКА

УДК 376.5

Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков

М. В. Браташова

Браташова Мария Владимировна, ассистент кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, bratashovamv@gmail.com

В статье рассматривается вопрос о влиянии мотивации, формирующейся у младших подростков в процессе обучения, на их интеллектуальные способности. Описывается структура мотивации учения, дается краткая характеристика ее основных компонентов (потребность, мотив, цель, сформированность учебной деятельности, интерес к учению, эмоциональное состояние). Обосновывается, почему в своей педагогической деятельности учитель должен ориентироваться на формирование учебно-познавательных мотивов у обучающихся. Перечислены основные компоненты, способствующие формированию у подростков положительной мотивации к учебе. Рассматриваются «механизмы» связи мотивации учения и интеллектуальных способностей, обосновывается непосредственное влияние мотивации учения на развитие интеллектуальных способностей младших подростков. В качестве подтверждения теоретических выводов приводятся результаты исследования, проведенного среди учащихся 6-х классов одного из лицеев г. Саратова, в процессе которого были применены методики по выявлению структуры мотивации учащихся и уровня их интеллекта (согласно VPR-моде-ли). Оценка и интерпретация результатов эксперимента - проведенный корреляционный анализ - позволил сформулировать вывод о высокой степени влияния мотивации учения на уровень развития интеллектуальных способностей у младших подростков. Ключевые слова: мотивация учения, учебно-познавательные мотивы, интеллектуальные способности, развитие, младшие подростки.

001: https://d0i.0rg/10.18500/1819-7671 -2020-20-1 -94-99

В современном динамично развивающемся мире высокую значимость приобретают конкурентоспособность человека, возможность максимальной реализации его потенциала. Из эффективности каждого человека складывается и эффективность страны в целом. В связи с этим большое внимание в настоящее время уделяется проблемам развития способностей человека, начиная с детского возраста, и, в частности, проблемам детской одаренности. Государство проводит последовательную политику по поддержке одаренных, талантливых детей. Так, в 2018 г. был принят национальный проект «Образование» [1], в состав которого вошел федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на поддержку и профориентацию одаренных детей. Однако в повседневной работе педагог часто сталкивается с проблемой формирования и поддержания у ученика положительной учебной мотивации. В силу психологических особенностей детей, проявляющих выдающиеся способности, вопрос их мотивирования особенно актуален. Выявлению связи между мотивацией учения и развитием интеллектуального потенциала младших подростков, а также анализу способов формирования положительной мотивации учения посвящена данная статья.

Мотивация учения, являясь частным случаем общего широкого понятия мотивации, состоит из тех же основных структурных компонентов, что и мотивация вообще, но имеет свои специфические характеристики, определяемые в сфере учения и познания. Существует большое количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению мотивации, ее строению и формированию. Несмотря на разнообразие теорий, большинство авторов сходятся во в мнении, что рассмотрение проблем мотивации необходимо начинать с определения двух основных понятий: потребности и мотива.

Потребность, как и большинство психологических понятий, не трактуется в науке единообразно. Тем не менее, анализируя наиболее распространенные взгляды на определение потребности (потребность как нужда; потребность как предмет удовлетворения нужды (В. Г. Лежнев, А. Н. Леонтьев); потребность как состояние, в частности, как состояние напряжения (И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, П. А. Рудик и др.); социально-экономический подход (В. С. Магун); философский и социокультурный подходы (Б. М. Ломов, Б. И. Додо-нов, П. В. Симонов)) [цит. по: 2, с. 315-316], можно выделить и общие характеристики. К ним относится понимание потребности как внутреннего, психического состояния, являющегося одним из этапов формирования деятельности. В случае мотивации учения не насыщаемая познавательная потребность, развитая из присущей каждому ребенку потребности в новых впечатлениях, служит основой для образовательной деятельности.

Взгляды на определение мотива также весьма разнообразны (мотив как потребность; мотив как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев, С. П. Манукян); мотив как

внутреннее осознанное побуждение личности (В. И. Ковалев, А. А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен); мотив как намерение (К. Левин); мотив как формулировка (К. Обуховский, А. Ливицкий)) [2, с. 318-330]. В каждой из представленных точек зрения есть недостатки, которые не позволяют принять ту или иную теорию как единственно верную. Зачастую идеи впрямую противоречат друг другу. При выборе подхода к определению мотива авторы руководствуются различными критериями. В частности, критерием может быть «удобство» определения для данной конкретной научной дисциплины. Так, Л. П. Кичатинов считает, что для педагогики целесообразно понимать мотив как «личностный смысл деятельности субъекта» [2, с. 332]. В работах А. К. Марковой встречаем следующее определение мотива: «мотив - внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность» [3, с. 14], т. е. в данном случае акцент сделан на предмете как основной характеристике мотива, в то же время не ставится знак тождества между мотивом и предметом удовлетворения потребности. Учитывая сказанное, мы считаем целесообразным выделить два основных свойства мотива: присущий ему личностный смысл деятельности и ориентацию на предмет. Тогда в случае мотивации учения в качестве мотива выступает направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса.

К видам мотивов относят мотивы познавательные и социальные. Преобладание познавательных мотивов предполагает концентрацию ученика в большей степени на содержании учебных предметов, социальных же - на выстраивании взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса. Каждый из видов мотивов может иметь разные уровни (табл. 1).

Виды и уровни учебных мотивов Types and levels of educational motives

Таблица 1 / Table 1

Вид мотивов Уровни мотива Ориентация мотива

Познавательные Широкие познавательные Процесс учения, овладение новыми знаниями

Учебно-познавательные Способ учебных действий

Самообразование Приобретение дополнительных знаний, индивидуальная траектория развития

Социальные Широкие социальные Долг, социальная значимость

Узкие социальные Занять определенное место в коллективе, получить одобрение

Социальное сотрудничество Способы взаимодействия с другим человеком (группой)

Отметим, что учитель в своей работе должен стремиться к выведению на первый план у учеников учебно-познавательных мотивов как наиболее адекватных учебной деятельности. Именно овладение новыми способами действий обогащает ребенка, включенного в учебную деятельность, что отличает этот вид деятельности от всех остальных.

Другим компонентом мотивации учения является цель, понимаемая как направленная активность на промежуточный результат, на этап реализации мотивов деятельности. В связи с этим уровни целей полностью сопоставлены с уровнями мотивов. Могут быть выделены широкие познавательные, учебно-познавательные цели, цели самообразования и социальные цели.

Важным структурным компонентом мотивации учения является понятие «сформирован-ность учебной деятельности» или, другими словами, «умение ребенка учиться», которое разделяется на три компонента: знания ученика (то, что он уже знает), учебная деятельность ученика (как он умеет учиться) и обучаемость ученика (как он может учиться). Необходимо отметить, что понятие «учебная деятельность» не тождественно понятию «учение». Учебная деятельность предполагает не только усвоение знаний, но и усвоение способов их приобретения, развитие в области постановки учебных целей и задач, а также приемов самоконтроля и самоанализа. Обучаемость, в свою очередь, понимается как потенциал ребенка, его возможности по освоению новых знаний. Важно отметить, что компоненты умения учиться находятся в иерархической зависимости, т. е. «пробелы» в первом из них, знаниях, влекут за собой проблемы и в двух следующих - учебной деятельности и обучаемости. Также отметим, что при изучении компонента «знания» педагогу недостаточно констатировать неполноту знаний по теме, важно отметить, какой характер носит тот или иной «пробел». Например, у учащегося преобладает уровень воспроизведения, а не понимания, тем более, оценивания, ученик сталкивается с проблемами при систематизации, обобщении и т.д.

Компонент мотивации учения, описанный выше, служит необходимым условием формирования интереса к учению - также важного составляющего элемента мотивации. Интерес к учению имеет прямую связь с двумя другими компонентами мотивации - мотивами и целью. А. Н. Леонтьев полагал, что для возникновения интереса необходима следующая цепочка действий: создание мотива - раскрытие перед учащимися пути постановки цели [4].

Часто основным фактором, влияющим на интерес к учению, называют эмоциональное состояние ребенка. Нельзя не согласиться, что эмоции крайне важны при формировании этого компонента. Однако некоторые авторы сходятся во мнении, что эмоции не могут быть главным фактором влияния на интерес. В частности, А. К. Маркова считает, что «связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика» [5, с. 11]. Для устойчивого же интереса основными факторами выступают уровень сформированности учебной деятельности, связь мотивов и целей.

Важным вопросом в практической деятельности педагога является выделение факторов, влияющих на формирование устойчивой положительной мотивации учения у школьника. Считаем возможным выделить следующие основные факторы:

1) личность учителя (стиль педагогической деятельности, свободное владение своим предметом, личностные характеристики и т.д.);

2) содержание учебного материала (научная обоснованность, ориентация на актуальный уровень развития; логичность изложения);

3) организация учебной деятельности (моти-вационный этап, операционально-познавательный этап, рефлексивно-оценочный этап);

4) коллективные формы учебной деятельности;

5) оценка учебной деятельности.

Понимание структуры мотивации учения

важно как с теоретической, так и практической точки зрения. Диагностика отдельных компонентов помогает сделать вывод и об уровне сформированности мотивации учения, а также увидеть причины проблем в мотивационной сфере и способы их корректирования. Но здесь важно ответить на главный вопрос: зачем нужно формировать положительную мотивацию учения? Действительно ли она влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка и если да, то в какой степени?

Механизмы связи мотивации учения и интеллекта заложены в самой структуре мотивации. Как уже отмечалось, в качестве потребности мотивации учения выступает познавательная потребность. Ее активизация ведет за собой потребность в новой информации, ее анализе, необходимость освоения новых способов учебной деятельности, т. е. стимулирует умственную деятельность обучающихся. Сформированные учебные мотивы делают интеллектуальный труд внутренним необходимым условием гармоничного состояния ребенка. Таким образом, можно

говорить о том, что положительная мотивация учения является своего рода «спусковым механизмом», запускающим активную работу мозга, активную интеллектуальную деятельность. Активизация же интеллектуальных процессов неминуемо приводит к развитию интеллекта. Следовательно, можно утверждать, что мотивация учения - один из ведущих факторов, обеспечивающих позитивное интеллектуальное развитие школьников и высокую результативность их обучения.

Теоретические выводы подтверждаются и эмпирическими результатами. Нами был проведен эксперимент по выявлению степени влияния мотивации учения на развитие интеллекта младших подростков, учащихся 6 класса (всего 53 чел.). При этом был диагностирован уровень мотивации учения и интеллекта в начале эксперимента, проведен комплекс технологий, направленных на корректирование мотивации учащихся, и проведена повторная диагностика в конце эксперимента. Диагностика мотивации учения была составлена на основе описанной выше структуры и включала изучение трех основных мотивационных компонентов - мотива, цели и умения учиться. Результаты диагности-

ки по каждому компоненту были вначале описаны как наличие («есть») или отсутствие («нет») по каждому из пунктов, а затем переведены в числовые коэффициенты (например, мотивы: широкие познавательные - 6, учебно-познавательные - 10, мотивы самообразования - 8).

При диагностике уровня интеллекта нами была использована VPR-модель интеллекта (Ф. Вернон, В. Джонсон, Т. Бушар), в которую входят следующие показатели: вербальные способности, академическая успеваемость, легкость продуцирования, числовой фактор, память, перцептивная скорость, пространственный фактор, умственное вращение. В результате были получены числовые показатели по каждому компоненту и суммарный уровень интеллекта.

Комплекс технологий по корректированию мотивации учения основывался на факторах формирования устойчивой положительной мотивации учения, описанных выше.

В итоге на конец эксперимента были получены показатели, приведенные в табл. 2 (15 из 53 результатов).

Наглядно результаты обработки данных представлены на рисунке.

Таблица 2 / Table 2

Суммарные показатели уровня мотивации учения и уровня интеллекта и их изменения

(на примере 15 испытуемых) Total indicators of motivation for learning and intelligence levels and their changes (evidence from 15 subjects)

№ Показатель мотивации (начало экперимента) Показатель мотивации (конец экперимента) Изменение мотивации Показатель интеллекта (начало экперимента) Показатель интеллекта (конец экперимента) Изменение уровня интеллекта

1 51 71 20 115 124 9

2 27 31 4 108 114 6

3 9 21 12 92 98 7

4 28 34 6 105 112 7

5 15 15 0 85 86 2

6 41 55 14 104 113 9

7 21 15 -6 96 97 0

8 39 47 8 89 90 1

9 23 37 14 83 91 8

10 19 19 0 73 75 2

11 27 27 0 83 83 0

12 37 41 4 91 98 7

13 20 30 10 86 96 10

14 15 15 0 78 86 8

15 23 33 10 81 86 5

140

120

100

80

60

40

20

Мотивация

на начальный

период

(суммарное

значение)

Мотивация

на конечный

период

(суммарное

значение)

Интеллект

на начало

периода

(абсолютное

значение)

Интеллект

на конец

периода

(абсолютное

значение)

и I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I

13 5 7 9 11131517192123252729313335373941434547495153

Сравнение уровней мотивации учения и интеллекта на начало и конец эксперимента (цвет online) Comparison of motivation for learning and intelligence levels at the beginning and end of the

experiment (color online)

Примерное совпадение графиков двух показателей у испытуемых позволило предположить наличие зависимости между уровнем мотивации и уровнем интеллекта. Подтверждением данного предположения стало дальнейшее изучение результатов. Нами были найдены коэффициенты корреляции между показателями мотивации и интеллекта на начало эксперимента на конец эксперимента (Л2), а также между изменениями двух этих величин (Л3). Получены следующие результаты: Л1 = 0,66, Л2 = 0,72, Я3 = 0,51. Показатель Я2 попадает в категорию высокой степени зависимости между двумя величинами - Л1 и Л3 - в категорию средней степени зависимости, причем Л1 ближе к категории высокой степени зависимости.

Помимо изучения результатов по всем испытуемым была сделана выборка учащихся с наиболее высокими показателями интеллекта. Для этой выборки также были найдены корреляционные коэффициенты между уровнем мотивации и интеллекта на начало и конец эксперимента. Значения этих коэффициентов

имеют тот же диапазон, что и предыдущие значения (0,68 и 0,69).

Таким образом, мы приходим к основному выводу, согласно которому уровень мотивации учения имеет высокую степень влияния на уровень интеллекта учащихся младшего подросткового возраста.

Список литературы

1. Национальный проект «Образование» (подписан Президентом РФ 7 мая 2018 г.). URL: https://edu.gov. ru/national-project/ (дата обращения: 15.01.2018).

2. ИльинЕ. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011. 512 с.

3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения : книга для учителя. М. : Просвещение, 1990. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977. 247 с.

5. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983. 64 с.

0

Образец для цитирования:

Браташова М. В. Мотивация учения как фактор развития интеллектуальных способностей младших подростков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 94-99. Б01: https://doi. о^/10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99

Learning Motivation as a Factor in the Development of Intellectual Abilities of Younger Adolescents

M. V. Bratashova

Maria V. Bratashova, https://orcid.org/0000-0002-4253-0259, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, bratashovamv@gmail.com

The article is devoted to the impact of learning motivation on the development of intellectual abilities. The author describes the structure of learning motivation and gives a brief description of its main structural components (needs, motives, targets, formation of learning activities, interest in learning, and emotional condition). Educational-cognitive motives are highlighted as the most appropriate learning activities. The article considers the factors affecting the formation of positive learning motivation among students. The

author shows that learning motivation has a direct influence on the development of intellectual abilities of younger adolescents. The correlation analysis of the experimental results used in the research which was conducted among the 6th form students of one of Saratov lyceums leads to the conclusion that the degree of learning motivation influence on the development of younger adolescents' intellectual abilities is high. Keywords: learning motivation, learning-cognitive motives, intellectual abilities, development.

References

1. Natsionalnyi proekt «Obrazovanie» (podpisan Prezide-nyom RF 7 Maya 2018 g.) [National Project «Education»]. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed 15 January 2018).

2. Il'in E. P. Motivaciya i motivy [Motivation and Motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 512 p. (in Russian).

3. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formirovanie motivacii ycheniya: kniga dlya ychitelya [Formation of Success Motivation]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 192 p. (in Russian).

4. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1977. 247 p. (in Russian).

5. Markova A. K., Orlov A. B., Fridman L. M. Motiva-tsiya ycheniya i ee vospitanie y shkol'nikov [Motivation for Success and Its Development in Schoolchildren]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 64 p. (in Russian).

Cite this article as:

Bratashova M. V. Learning Motivation as a Factor in the Development of Intellectual Abilities of Younger Adolescents. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 94-99. DOI: https://doi. org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-94-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.