УДК 101.9
doi: 10.18101/1994-0866-2017-2-51-56
О ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
© Бадмаева Наталья Цыденовна
кандидат психологических наук, доцент, Бурятский государственный университет
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]
© Миронова Татьяна Львовна
доктор психологических наук, профессор, Бурятский государственный университет
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]
© Тудупова Туяна Цибановна
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным вопросам развития творческой и интеллектуальной одаренности подрастающего поколения, что рассматривается с позиции личностного подхода. В работе раскрывается влияние мотивации, а также совокупности социальных факторов (условий воспитания, особенностей общения со взрослыми и сверстниками) на развитие интеллектуальной и творческой одаренности детей. Представлены результаты исследования мотивации учебной деятельности, интеллектуальных способностей и креативности у подрастающего поколения на разных ступенях обучения. Установлено, что от структуры мотивации, видов мотивов зависит результативность учебной деятельности. Показано, что устойчивый интерес к знаниям является надежной мотивационной основой учебной деятельности, а также важным условием развития умственных и творческих способностей личности. Ключевые слова: способности, интеллектуальная одаренность, креативность, мотивация, познавательный интерес, общение, творчество, развитие, социализация личности, социальные факторы.
Научный интерес к творчеству в разные периоды исторического развития человечества всегда был большим, а в настоящее время актуальность проблемы креативности детерминирована социальными запросами практики, в период интенсивных социально-экономических преобразований увеличивается потребность общества в творческих людях, способных ориентироваться в сложных проблемных ситуациях, находить и принимать неординарные решения. Работу по развитию и формированию творчески активной личности важно начинать как можно раньше.
Существующие современные подходы к исследованию одаренности детей часто противоречивы и не могут дать однозначного ответа на многие
вопросы. Основные трудности в работе с одаренными детьми связаны с выявлением таких детей и с разработкой программ их обучения и воспитания. Нами рассматривается творческая одаренность развивающейся личности как необходимая основа прогрессивного развития любого государства, поэтому создание условий для становления творческой одаренности у подрастающего поколения является одним из основных запросов, которые современное общество предъявляет к системе образования.
По мнению многих ученых, изучающих творческие способности, в человеке изначально заложено стремление к творческой активности, преобразовательской деятельности. Стремление к удовлетворению потребности в творчестве является тем необходимым условием для формирования мотивов к творческой деятельности, внутри которой развиваются творческие способности человека.
В разных психологических школах процессы развития творческой одаренности детей рассматриваются во взаимосвязи с мотивационными факторами, а также с внешними условиями воспитания и обучения. Действительно, исследование творческих способностей как многоуровневой системы требует комплексного подхода. Например, Л. Ф. Алексеева пишет: «Возможности проявления познавательной активности прежде всего зависят от внутренних условий субъекта, от его психического состояния и содержания, а также от внешних условий в виде системы моделей обучения» [1, с. 302].
Современные исследования соотношения коэффициента интеллекта со школьной успеваемостью показывают, что между результатами тестирования интеллектуальных способностей и успехами в школе средние корреляции равны приблизительно 0,50 [2, с. 13]. Такую корреляцию мы связываем с влиянием дополнительных факторов: семьи, личностных качеств самого учащегося, а также своеобразием его учебной мотивации. В связи с этим для исследования умственного развития необходимо собрать дополнительные сведения посредством использования разнообразных методов: наблюдения, анализа биографических данных, анализа процесса и результатов учебной деятельности учащихся и т. д.
Умственные способности школьников нами исследовались с помощью широко распространенных и известных стандартизированных тестов Равена, Векслера (в адаптации А. Ю. Панасюка). Для исследования школьной мотивации нами использовалась методики Н. Г. Лускановой, М. В. Матюхиной.
Нами установлено, что в возрасте 8-9 лет наблюдается значительный качественный скачок в развитии интеллекта, а далее темп интеллектуального развития школьников постепенно снижается.
Нами была выделена группа учащихся с высокими показателями интеллекта, что составило в среднем 29,3%. Случаи, когда ребенок очень быстро развивается в умственном отношении и при прочих равных условиях далеко опережает своих сверстников, не так уж редки.
Как известно, существует сложная взаимосвязь между мотивацией и развитием умственных способностей. Нами установлено, что на продуктивность деятельности учащегося оказывает влияние набор разнообразных мотивов. В целом учащиеся начальных классов, показавшие высокие результа-
ты по тесту Векслера, имеют высокий уровень школьной мотивации. Их мо-тивационная структура значительно отличается от структуры школьной мотивации учащихся со средними и низкими показателями интеллекта. В структуре мотивации интеллектуально одаренных школьников начального звена обучения преобладают учебно-познавательные мотивы. В то же время таких школьников побуждают к учению наряду с учебно-познавательными мотивами оценочные мотивы, мотивы долга и ответственности и мотивы престижа.
Нами установлено, что на развитие умственных способностей детей существенно влияет учебно-познавательная мотивация. При других видах мотивации, в частности оценочной и внешней социальной, имеет место повышение показателей способностей, но оно незначительное, по-видимому, это обусловлено освоением учащимися навыками и умениями общеучебных действий.
Для выявления школьников с высокими показателями творческого мышления была использована методика Гилфорда-Торранса. Данная методика позволяет оценить уровень креативности по четырем параметрам: беглости, гибкости, оригинальности, точности. Исследование креативности подрастающего поколения в образовательных учреждениях г. Улан-Удэ показало, что имеется значительный разброс в показателях параметров креативности у учащихся разных учреждений. Следовательно, на развитие творческой одаренности в значительной мере влияют внешние условия обучения и воспитания: образовательная среда, семья, благоприятный или неблагоприятный эмоциональный фон психического развития ребенка.
Нами выявлены наиболее значимые мотивы учения современных школьников, которые являются реально действующими. Выявлено, что учащиеся с высокими значениями параметров креативности чаще, чем учащиеся со средними и низкими показателями творческих способностей, в структуре мотивации имеют мотивы долженствования (долга и ответственности), самоопределения и самосовершенствования, мотивы престижа, коммуникативные и учебно-познавательные мотивы, направленные на содержание учения. Что интересно, у школьников с творческой одаренностью не были выявлены мотивы творческой самореализации, в то же время обнаружена недостаточная выраженность учебно-познавательных мотивов, связанных непосредственно с процессом учения. В структуре мотивации учащихся именно эти мотивы (творческой самореализации) являются основой развития творческих способностей, но, будучи неосознаваемыми, они не стимулируют в достаточной мере раскрытие творческого потенциала развивающейся личности [3].
Психологические факторы развития творческой одаренности являются важнейшими в проблематике системогенеза умственной деятельности человека. К ним относится, в частности, эмоционально-мотивационный фактор. По нашему мнению, исследование своеобразия влияния мотивационных факторов на развитие интеллектуальных и творческих способностей будет полезным при разработке эффективных психолого-педагогических техноло-
гий, направленных на формирование учебно-познавательной мотивации, являющейся важнейшим компонентом развивающего обучения.
Развитие интеллектуальной и творческой одаренности, а также результативность учебной деятельности зависят также от особенностей межличностных отношений в классном коллективе, эмоционального самочувствия каждого ученика. Нами проведено исследование особенностей эмоционального состояния школьников и степени их удовлетворенности отношениями с ближайшим социальным окружением: одноклассниками, родителями, учителями.
Исследование психологических особенностей творчески одаренных детей, таких как психологическая совместимость, тревожность, работоспособность, показало, что в каждой школе имеется своя особенная социально-психологическая атмосфера, которая влияет на уровень психологической совместимости школьников, степень их эмоциональной комфортности, на раскрытие творческого потенциала каждого учащегося. Благоприятный социально-психологический климат является результатом взаимодействия многих условий, важнейшим из которых является общение детей со взрослыми и сверстниками, степень удовлетворенности межличностными отношениями. Общение является важнейшим фактором социализации личности, присвоения общественно-исторического опыта человечества, а также развития высших психических функций, являющихся структурными компонентами интеллектуальной и творческой одаренности.
При изучении удовлетворенности отношениями с ближайшим социальным окружением выявлено следующее. Ответы первоклассников отличались от ответов старших школьников. Так, первоклассники отвечают, что им удается добиваться взаимопонимания чаще всего с друзьями (74%), а затем уже в семье (61%), в то время как остальные респонденты чаще называют семью. Около половины (52%) первоклассников находят взаимопонимание в классе, и в то же время 37% детей отвечают, что редко или никогда не находят взаимопонимания среди одноклассников, и 33% первоклассников редко находят взаимопонимание с друзьями. Редко находят понимание с родителями 29% первоклассников [3, с. 15-16].
В младших классах довольно редко ученики отрицательно относятся к учителю, чаще встречается конфликтное, противоречивое отношение. В нашем исследовании на вопрос: «Как часто вы находите взаимопонимание с учителем?» 28% учащихся младших классов ответили «редко» и «совсем не находят». В таких случаях у детей задерживается формирование учебно-познавательной мотивации, играющей решающую роль в интеллектуальном и творческом развитии. Это связано с тем, что потребность в доверительном отношении у них сочетается с недоверием к самому учителю, следовательно, и к той деятельности, которой он занимается.
Таким образом, одним из социальных факторов, влияющих на интеллектуальное и творческое развитие ребенка, является общение со сверстниками и взрослыми. Барьеры в общении часто приводят к возникновению негативных психических состояний (эмоциональный дискомфорт, тревога, страхи). Эффективность общения старшеклассников со взрослыми во мно-
гом определяется той системой отношений, которая сложилась к этому времени у них с родителями и учителями.
По нашим данным, учащиеся 8—9-х классов, имеющие высокие значения по методике Гилфорда-Торранса, находят больше взаимопонимания в первую очередь в семье (82% учащихся), затем среди друзей (78%), затем с одноклассниками (69%) и уже потом с учителями (21—55%) [3, с. 15—16].
Средние баллы академической успеваемости учащихся экспериментальных групп показывают, что большинство учеников с высокими показателями творческих способностей хорошо справляются со школьной программой, более половины учится на «хорошо» и «отлично».
Таким образом, мы предположили, что учащиеся с высоким творческим потенциалом в большей степени удовлетворены отношениями со своей семьей, но не всегда у них складываются гармоничные отношения с другими окружающими их людьми; в большинстве случаев они не тревожны, достаточно стабильны, уверены в себе, в своих силах и возможностях, поэтому активны, работоспособны. Они имеют хорошую академическую успеваемость, но при этом не в полной мере используют свой творческий потенциал.
Нами установлены некоторые закономерности, которые могут быть использованы для совершенствования содержания и методов обучения школьников с учетом особенностей формирования творческой личности. От того, какие мотивы представлены в иерархической структуре мотивации обучающихся, зависит эффективность и продуктивность их познавательной деятельности, а также уровень самореализации интеллектуального и творческого потенциала личности.
Если педагог целенаправленно не занимается развитием познавательной мотивации учащегося, то это не способствует формированию у него положительного отношения к учебе. Устойчивый интерес к знаниям, к самому процессу познания, направленность на результат этой деятельности являются важнейшей мотивационной составляющей познавательной активности, а также основой для развития общих способностей и в целом личности.
Формирование позитивной мотивации учения будет наиболее эффективным, если создать вокруг ребенка развивающее пространство; применить комплекс методов и приемов, направленных на формирование позитивной (учебно-познавательной) мотивации; выработать единую стратегию в работе педагогов и родителей. Полученные результаты могут способствовать разработке эффективных программ, направленных на стимулирование интеллектуального и творческого развития детей, применение которых позволит ограничить влияние неблагоприятной окружающей среды на развивающуюся личность.
Таким образом, мы считаем, что для повышения умственного потенциала школьников необходимо разрабатывать и внедрять новые программы обучения, включающие этапы целенаправленного формирования учебно-познавательной мотивации, решение творческих задач в учебной деятельности, внедрение методов проблемного и интерактивного обучения. Также является важным создание благоприятного социально-психологического
климата в учебном коллективе и сотрудничество педагога и учащегося. Все это составляет необходимое условие для развития творческой одаренности развивающейся личности.
Литература
1. Алексеева Л. Ф. Активность в жизнедеятельности человека. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2000. 320 с.
2. Бадмаева Н. Ц. Мотивация умственной деятельности: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 160 с.
3. Бадмаева Н. Ц. Психологические условия развития творческой одаренности // Вестник Бурятского государственного университета. Сер.: Психология. Социальная работа. 2010. Вып. 5. С. 12-18.
ABOUT CREATIVE GIFTEDNESS OF THE DEVELOPING PERSON
Natalya Ts. Badmaeva
Cand. Sci. (Psych.), A/Prof., Department of General and Social Psychology,
Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
E-mail: [email protected]
Tatyana L. Mironova
Dr. Sci. (Psych.), Prof., Department of General and Social Psychology, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
Tuyana Ts. Tudupova
Cand. Sci. (Psych.), A/Prof., Head of Department of General and Social Psychology, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with the topical issues of creative youth development. The development of creative and intellectual giftedness is considered from the perspective of personal approach. We reveal the influence of motivation, as well as the complex of social factors (conditions of upbringing, peculiarities of communication with adults and peers) on development of intellectual and creative giftedness of children. The article presents the results of study motivation for educational activity, intellectual abilities and creativity of young people at different learning levels. It is established that the effectiveness of educational activity depends on the structure of motivation, types of motives. Sustained interest in knowledge is a reliable motivational basis for educational activity, as well as an important condition for development of intellectual and creative abilities of personality.
Keywords: abilities, intellectual giftedness, creativity, motivation, cognitive interest, communication, creation, development, socialization of personality, social factors.