Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МВД / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ / СЛУШАТЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Татьяна Викторовна

Рассмотрен процесс развития положительной мотивации у слушателей системы МВД на примере изучения дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений предварительного следствия и дознания». Непосредственно перед этим исследуются особенности функционирования российского общества на современном этапе. На основании их изучения доказывается важность формирования положительной мотивации у будущих сотрудников МВД, в т.ч. на этапе подготовительных курсов. Далее приведена структура их мотивации. Продемонстрированы основные факторы, оказывающие положительное влияние на её развитие. Предложены некоторые модернизации в сфере деятельности субъектов образовательных отношений, позволяющие максимизировать таковое. Сделаны предположения относительно конкретных результатов их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION AMONG STUDENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS SYSTEM IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE «TOPICAL ISSUES OF THE ACTIVITIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION AND INQUIRY UNITS»

The process of developing positive motivation among the Ministry of Internal Affairs system students is considered by the studying the discipline «Topical issues of the activities of preliminary investigation and inquiry units» example. Immediately before this, the features of the Russian society functioning at the present stage are investigated. Based on their study, the importance of forming positive motivation among the Ministry of Internal Affairs future employees, including at the preparatory courses stage, is proved. Their motivation structure is given below. The main factors that have a positive impact on its development are demonstrated. Some modernizations in the sphere of educational relations subjects activity are proposed, allowing to maximize such. Assumptions are made about the specific results of their implementation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ»»

- другие части машины с большой долей вероятности будут пробиты насквозь, по крайней мере это справедливо для охотничьих ружей, короткоствольного оружия (пистолетов), пистолетов-пулеметов, винтовок, а также автоматов.

Учет результатов проведенного исследования в процессе формирования навыков, необходимых для обеспечения личной безопасности, позволит слушателям за период обучения в образовательных организациях МВД России достичь следующих результатов:

- научиться профессионально действовать в экстремальных стрессовых ситуациях противостояния вооруженному противнику;

- уметь грамотно использовать различные объекты в качестве укрытия, в частности, транспортные средства;

- получить навык использования различных укрытий для безопасного наблюдения за противником и, в случае необходимости, ведения огня из имеющегося оружия с соблюдением мер личной безопасности.

Результаты исследования следует использовать при проведении занятий по таким дисциплинам, как «Огневая подготовка», «Личная безопасность сотрудников ОВД» и т.д.

Литература:

1. Износ тормозных дисков. - URL: https://etlib.ru/blog/1219-iznos-tormoznyh-diskov (дата обращения 15.04.2023).

2. Мифы об оружии: расстрел автомобиля. - Часть 1. - URL: https://kalashnikovgroup.ru/media/mify-ob-oruzhii/mify-ob-oruzhii-rasstrel-avtomobilya-chast-1 (дата обращения 15.04.2023).

3. Мифы об оружии: расстрел автомобиля. - Часть 2. - URL: https://kalashnikov.media/video/mify-ob-oruzhii-rasstrel-avtomobilya-chast-2 (дата обращения 15.04.2023).

4. Можно ли спрятаться от пуль за дверью автомобиля. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=wxBcTg_A_no (дата обращения 15.04.2023).

5. Проверка мифа: можно ли укрыться за машиной во время перестрелки. - URL: https://rg.ru/2020/06/16/proverka-mifa-mozhno-li-ukrytsia-za-mashinoi-vo-vremia-perestrelki.html (дата обращения 15.04.2023).

6. Размеры тормозных дисков Toyota Land Cruiser V8 200. - URL: https://razmery.info/tehnika/tormoznye_diski/razmery-tormoznyh-diskov-toyota-land-cruiser-v8-200.html (дата обращения 15.04.2023).

7. Светличный, Е.Г. Обучение курсантов и слушателей тактическим навыкам использования укрытий при применении огнестрельного оружия / Е.Г. Светличный // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. -Выпуск 66 (1). - С. 189-192

8. Светличный, Е.Г. Особенности использования укрытий при стрельбе из короткоствольного огнестрельного оружия / Е.Г. Светличный // Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России». Ставрополь. -2017. - С. 130-134

9. Светличный, Е.Г. Формирование навыков стрельбы из-за укрытия у обучающихся образовательных организаций МВД / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, А.А. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2021. - Выпуск 72 (2). - С. 238-242

Педагогика

УДК 378

кандидат политических наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Седых Татьяна Викторовна

Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Ставропольский филиал) (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ»

Аннотация. Рассмотрен процесс развития положительной мотивации у слушателей системы МВД на примере изучения дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений предварительного следствия и дознания». Непосредственно перед этим исследуются особенности функционирования российского общества на современном этапе. На основании их изучения доказывается важность формирования положительной мотивации у будущих сотрудников МВД, в т.ч. на этапе подготовительных курсов. Далее приведена структура их мотивации. Продемонстрированы основные факторы, оказывающие положительное влияние на её развитие. Предложены некоторые модернизации в сфере деятельности субъектов образовательных отношений, позволяющие максимизировать таковое. Сделаны предположения относительно конкретных результатов их внедрения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудников МВД, подготовительные курсы, мотивация учащихся, слушатель, преподаватель.

Annotation. The process of developing positive motivation among the Ministry of Internal Affairs system students is considered by the studying the discipline «Topical issues of the activities of preliminary investigation and inquiry units» example. Immediately before this, the features of the Russian society functioning at the present stage are investigated. Based on their study, the importance of forming positive motivation among the Ministry of Internal Affairs future employees, including at the preparatory courses stage, is proved. Their motivation structure is given below. The main factors that have a positive impact on its development are demonstrated. Some modernizations in the sphere of educational relations subjects activity are proposed, allowing to maximize such. Assumptions are made about the specific results of their implementation.

Key words: professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs, preparatory courses, motivation of students, listener, teacher.

Введение. Особенности современного этапа истории нашей страны связаны с интенсификацией большинства процессов, происходящих во всех сферах её жизни (С.И. Аккиева, Т.В. Саенко, И.М. Сампиев) [5, С. 78-79]. Общество, характеризующееся подобными чертами, выдвигает к выпускникам системы высшего образования иные требования, чем ранее (Н.В. Бондаренко, В.А. Бородавкин, Л.М. Гохберг, К.В. Лутовина, М.Н. Охочинский, А.А. Русина, Д.К. Щеглов). В структуре компетентности успешного профессионала возрастает значение знаний, умений и навыков, носящих надпредметный характер. В частности, необходимым является осознанное стремление к самосовершенствованию на протяжении всей жизни [11, С. 71].

Сказанное в полной мере относится к будущим сотрудникам МВД [2, С. 37]. Развитие у них вышеозначенной компетенции следует начинать на этапе освоения программ подготовительных курсов (Л.К. Гейхман, И.И. Голованова, В.И. Еременко, К.В. Лутовина, Т.В. Саенко) [4, С. 92]. Это, в свою очередь, представляется возможным путём формирования у их слушателей положительной мотивации, в т.ч. в процессе изучения дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений предварительного следствия и дознания» [1, С. 53-54].

Изложение основного материала статьи. С точки зрения раскрытия темы исследования в первую очередь необходимо обратиться к содержанию дефиниции «мотивация». Сегодня наиболее распространённая её трактовка сводится к пониманию мотивации как системы побуждающих процессов, каковые характеризуются направленностью на осуществление каких-либо действий (О.Д. Волкогонова, Т.А. Басина, Б.М. Генкин, А.Т. Зуб). В качестве их цели могут выступать:

- успешное решение определённых задач;

- удовлетворение потребностей, желаний и интересов индивида [6, С. 73].

Сегодня представляется необходимой разработка универсального алгоритма повышения мотивации слушателей подготовительных курсов к изучению дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений предварительного следствия и дознания», а, следовательно, и формирования у них осознанного желания непрерывного совершенствования собственных компетенций в этой и других областях (Т.А. Басина, Б.И. Додонов, И.В. Жданова, А.Т. Зуб, А.К. Маркова). Генерация такого алгоритма представляется возможной в случае, если мы примем за основу передовые достижения педагогики и психологии (В.А. Балашова, Б.И. Додонов, И.В. Жданова, Д.Н. Кавтарадзе, О.Г. Кравцов, К.И. Лавринович, В.Л. Цветков) [9, С. 99].

С точки зрения этих наук, мотивы могут быть внутренними или внешними (Табл. 1).

Таблица 1

Внутренние и внешние мотивы

Внутренние мотивы Внешние мотивы

Получение удовольствия от факта совершения учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности [9, С. 178-179]. В о зн агр аждение за выполняемую деятельность.

Степень значимости результата выполняемой деятельности для конкретного индивида. Психологическое давление, принуждающие к реализации тех или иных форм учебной, профессиональной и иных видов деятельности [6, С. 73-74].

При этом именно внутренние факторы будут в первую очередь влиять на оценку значимости изучаемой дисциплины для слушателя подготовительных курсов [4, С. 93].

В целях максимизации их влияния преподавателю следует выступать в роли не носителя готовых знаний, умений и навыков, но наставника, указывающего слушателям путь к получению таковых (И.В. Жданова, О.Г. Кравцов, В.В. Никитина) [2, С. 38]. Для этого, в свою очередь, необходимо установление доверительных отношений со слушателями, что во многом облегчит работу с ними.

Уже на первом занятии педагог должен узнать о мотивах выбора слушателями данного направления подготовки [8, С. 240]. Таким образом, им предоставляется возможность самим дать положительный ответ о важности и необходимости изучения дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений предварительного следствия и дознания» с точки зрения эффективного осуществления учебной и профессиональной деятельности в дальнейшем [1, С. 55].

Далее, действенным средством развития мотивации обучающихся является ориентация хода занятия не на оценку, а на результат [3, С. 5]. Некоторые учебные занятия могут быть проведены в соревновательной форме, - социальному фактору присуще немаловажное значение с точки зрения улучшения мотивации слушателей к формированию определённых знаний, умений и навыков [10, С. 25].

В ходе обучения слушателей интересующей нас дисциплине может сложиться такая ситуация, при которой будет непросто мотивировать тех из них, которые не достигли определённых успехов по результатам первых занятий [6, С. 74]. Дело в том, что зачастую части слушателей не удаётся качественно выполнить задание преподавателя. Тогда под давлением социального фактора (более «успешных» товарищей) они отказываются совершенствовать систему собственных знаний, умений и навыков, всеми способами пытаясь избежать «общественного порицания» [1, С. 56]. Выход из подобной ситуации возможен при условии уделения чуть большего внимания таким обучающимся [3, С. 6]. Это, последнее, может выражаться в следующих аспектах:

- подбор упражнений, которые могут помочь ликвидировать отставание;

- указание на возможность освоения дополнительных материалов, в т.ч. мультимедийных, для более глубокого изучения дисциплины [7, С. 363].

Главное значение таких мер - формирование у слушателей понимания того факта, что в дальнейшем они смогут преуспеть в усвоении необходимого материала. Таким образом мы получаем обучающихся, которые характеризуются наличием достаточно высокого уровня мотивации к изучению интересующей нас дисциплины.

Далее, в ходе рассматриваемого процесса немаловажную роль играет формирование позитивного отношения курсантов к выбранной профессии (В.А. Балашова, Д.Н. Кавтарадзе, Н.А. Ковтун, Я.О. Тарасова, В.Л. Цветков) [9, С. 121-122]. Для этого преподаватель с необходимостью должен уметь демонстрировать важность и нужность профессии сотрудника органов внутренних дел [7, С. 364]. В данном случае внимание обучающихся следует заострять на проблемах, непосредственно связанных с их будущей профессиональной компетенцией [8, С. 242].

Теперь следует подвести итоги статьи.

Выводы. Таким образом, мы можем заключить, что в связи с интенсификацией большинства процессов, происходящих во всех сферах жизни нашей страны, к выпускникам учреждений, входящих в систему высшего образования, предъявляются иные требования, чем ранее. В структуре их компетентности возрастает значение знаний, умений и навыков, носящих надпредметный характер. В частности, необходимым является осознанное стремление к самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Эти положения в полной мере относятся к будущим сотрудникам МВД. Развитие у них вышеозначенной компетенции следует начинать на этапе освоения программ подготовительных курсов. Это, в свою очередь, представляется возможным путём формирования у их слушателей положительной мотивации, в т.ч. в процессе изучения дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений предварительного следствия и дознания».

Сегодня представляется необходимой разработка универсального алгоритма повышения мотивации слушателей подготовительных курсов к изучению указанной дисциплины, а, следовательно, и формирования у них осознанного желания непрерывного совершенствования собственных компетенций в этой и других областях.

Его создание представляется возможным в случае, если мы примем за основу передовые достижения педагогики и психологии. С точки зрения этих наук, мотивы могут быть внутренними или внешними. При этом внутренние факторы будут в первую очередь влиять на оценку значимости изучаемой дисциплины для слушателя подготовительных курсов.

В целях максимизации их влияния преподавателю следует выступать в роли не носителя готовых знаний, умений и навыков, но наставника, указывающего слушателям путь к получению таковых. Для этого, в свою очередь, необходимо установление доверительных отношений со слушателями, что во многом облегчит работу с ними.

Действенным средством развития мотивации обучающихся является ориентация хода занятия не на оценку, а на результат. В этой связи некоторые учебные занятия могут быть проведены в соревновательной форме, - социальному фактору присуще немаловажное значение с точки зрения улучшения мотивации слушателей к формированию определённых знаний, умений и навыков.

Далее, по ходу обучения слушателей интересующей нас дисциплине может сложиться такая ситуация, при которой будет непросто мотивировать тех из них, которые не достигли определённых успехов по результатам первых занятий. Части слушателей не удаётся качественно выполнить задание преподавателя. Под давлением социального фактора они отказываются совершенствовать систему собственных знаний, умений и навыков, всеми способами пытаясь избежать «общественного порицания». Выход из подобной ситуации возможен при условии уделения чуть большего внимания таким обучающимся.

Кроме того, в формировании положительной мотивации учащихся немаловажную роль играет формирование позитивного отношения курсантов к выбранной профессии.

Литература:

1. Аветисян, А.Д. Использование современных образовательных технологий в обучении участковых уполномоченных полиции / А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 1(92). - С. 53-56

2. Аветисян, А.Д. Современные образовательные технологии в деятельности преподавателей при подготовке участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях системы МВД России / А.Д. Аветисян, А.А. Рясов, Г.Г. Жигалова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 36-39

3. Алёхин, И.А. Воспитание нравственно-волевой устойчивости у военнослужащих / И.А. Алехин, А.А. Белянский // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 5-6

4. Асянова, С.Р. Основы психологической и педагогической техники в правоохранительной деятельности / С.Р. Асянова // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2019. - № 2(84). - С. 90-96

5. Говердовская, Е.В. Современное состояние высшего образования в Кабардино-Балкарской республике / Е.В. Говердовская // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2020. - № 1-2. - С. 78-81

6. Дашков, С.Ю. Мотивация курсантов и слушателей при изучении дисциплины «огневая подготовка» как основа развития профессиональных компетенций сотрудника полиции / С.Ю. Дашков, Р.В. Пахомов // Молодой учёный. - 2021. -№ 41(383). - С. 72-74

7. Коблов, Ф.Ч. К вопросу о формировании профессионализма сотрудников органов внутренних дел / Ф.Ч. Коблов // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 10(125). - С. 363-364

8. Кучмезов, Р.А. Характеристика способности устанавливать доверительные отношения с населением у сотрудников полиции / Р.А. Кучмезов // Современные педагогические технологии профессионального образования: сборник статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции. - Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2019. - С. 239-244

9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 351 с.

10. Моисеева, Т.В. Высшее образование как фактор социального, гражданского и профессионального становления личности / Т.В. Моисеева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 25-29

11. Тимофеев, В.И. Актуальные вопросы совершенствования системы высшего профессионального образования в контексте современных требований рынка труда / В.И. Тимофеев, Д.К. Щеглов // Инновации. - 2019. - № 10(252). -С. 71-77

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и дошкольной психологии Сельмурзаева Марижа Рамзановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ажиев Магомед Вахаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания Озиева Любовь Сосламбековна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОБРАЗА ИДЕАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к изучению образа идеального педагога. Большое влияние оказывают классные руководители на участие учащихся в ежедневных занятиях, активное участие в воспитательной работе, внеклассной и внешкольной работе, приобщение к литературе и искусству, интерес к науке и технике. Процесс становления мастерства в области воспитания является для молодых специалистов более сложным, чем становление мастерства обучения. Особый интерес представляет взгляд исследователей на позицию «учителя». В развитии и профессиональной позиции педагога, особую роль играет совместная деятельность. Педагогическое сознание характеризует одновременно педагогическое мышление учителя, отдельные аспекты его педагогической культуры и социально-педагогические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.