Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД ТАКТИКЕ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД ТАКТИКЕ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СЛУШАТЕЛИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / СЛУЖБА / ТАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стеценко Николай Васильевич

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с некоторыми аспектами обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка. Рассмотрено определение понятия «тактика». Определены основные составляющие педагогического процесса по подготовке слушателей образовательных организаций МВД. Изучены основные виды тактического учения. Разработан алгоритм по повышению эффективности обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стеценко Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE ASPECTS OF TRAINING STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA IN THE TACTICS OF THE SERVICE FOR THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER

This article discusses issues related to some aspects of teaching students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs tactics of service for the protection of public order. The main components of the pedagogical process for training students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs are determined. The main types of tactical exercises have been studied. An algorithm has been developed to improve the effectiveness of training students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs in the tactics of public order service.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД ТАКТИКЕ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

Педагогика

УДК 378.147

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Стеценко Николай Васильевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД ТАКТИКЕ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с некоторыми аспектами обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка. Рассмотрено определение понятия «тактика». Определены основные составляющие педагогического процесса по подготовке слушателей образовательных организаций МВД. Изучены основные виды тактического учения. Разработан алгоритм по повышению эффективности обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка.

Ключевые слова: обучение, слушатели, общественный порядок, служба, тактика.

Annotation. This article discusses issues related to some aspects of teaching students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs tactics of service for the protection of public order. The main components of the pedagogical process for training students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs are determined. The main types of tactical exercises have been studied. An algorithm has been developed to improve the effectiveness of training students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs in the tactics of public order service. Key words: training, listeners, public order, service, tactics.

Введение. Актуальность темы заключается в том, что охрана общественного порядка играет важную роль в системе безопасности страны и ее отдельных регионов. В этих условиях вопрос обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка играет важное значение при исполнении обязанностей будущими сотрудниками МВД. Как показывает практический опыт ошибки, совершаемые в действиях сотрудников полиции, приводят к необратимым потерям среди личного состава подразделения, к просчетам по отношению к поставленным целям и задачам по задержанию правонарушителей порядка и т.д.

Следует отметить, что из года в год растет общее состояние преступности (Рис. 1). Следовательно, задача по обеспечению правопорядка является одной из важных в современном обществе и государстве.

ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

разбои тятний вред Наркотики

Рисунок 1. Общее состояние преступности в РФ в 2021 году

Как свидетельствуют данные представленного рисунка самыми распространенными видами правонарушений являются кражи. Их доля в общем объеме преступлений составляет 35,3% [3, С. 2461.

Происходящие изменения в современном обществе предъявляют особые требования к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов. Это в свою очередь вызывает необходимость совершенствования педагогического процесса обучения слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел (МВД), а также уровня их подготовки. Значимость педагогического аспекта также повышается в связи с расширением круга решаемых задач воспитательного, образовательного, психолого-педагогического характера, применения профессиональных полномочий в практике профессиональной деятельности.

Вопросами изучения некоторых аспектов обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике выполнения служебных обязанностей по охране общественного порядка занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Рассмотрением данной темы занимались следующие авторы: В.М. Статного, Е.П. Мальцева, П.В. Мясникова и других. По нашему мнению, указанную тему следует рассмотреть более подробно.

В данной статье предпринята попытка изучения некоторых аспектов обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка, а также разработки алгоритма по повышению эффективности данного обучения.

Изложение основного материала статьи. Общественный порядок является основой развития любого общества и государства в целом. Следовательно, обеспечение безопасности охраны общественного порядка имеет первостепенное значение. Для успешного выполнения своих профессиональных и служебных задач в области охраны общественного порядка сотрудники должны обладать соответствующими знаниями, умения и навыками. Большую роль в этом играет тактическая подготовка будущих специалистов.

Для того чтобы приступить к выполнению своих обязанностей, будущий полицейский должен пройти специальный отбор на профессиональную пригодность, а также, сложный процесс обучения и подготовки, который включает массу различных дисциплин [51.

Современный этап профессионального обучения характеризуется инновационным подходом к тактике несения службы по охране общественного порядка, стремлением к модернизации учебного процесса и повышению его качества. Качественная и эффективная подготовка слушателей возможна на основе комплексного подхода к процессу обучения и соблюдения ряда принципов:

1) непрерывность образовательного процесса;

2) приоритетность по решению основных целей и задач обучения;

3) многовариантность подходов и методик обучения;

4) обеспечения доступности образования;

5) мотивационного подхода к процессу обучения (создание мотивационных установок для обучающихся);

6) интернационализации (создание единых стандартов для всех образовательных структур и организаций во всём мире);

7) гуманизации (поворот от потребностей общества в образовании к потребностям личности, ее способностям и желаниям);

8) демократизации (обеспечение доступности образования в любой форме и на любом его уровне для любого человека);

9) индивидуализации (персональный подход к каждому обучающемуся, создание условий для наиболее полного развития и проявления его способностей).

Считаем, что соблюдение представленных принципов позволит рассматривать учебный процесс на высшем уровне и готовить будущих сотрудников с учетом всех современных профессиональных требований.

Под тактикой понимается совокупность методов и приемов теоретической и практической подготовки для решения основных служебных задач и выполнения функций.

Применительно к органам внутренних дел тактика будет охватывать вопросы теории и практики подготовки и проведения действий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, как в повседневной деятельности, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Основной целью обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка является формирование у воспитанников комплекса гражданских, нравственных, духовных, культурных качеств личности, а также знаний, умений и навыков в области осуществления оперативно-служебной деятельности.

Следует отметить, что уровень подготовки слушателей образовательных организаций МВД оказывает прямое влияние на выполнение ими своих служебных задач.

Это очень ответственная специальность, требующая высокого уровня подготовки и непрерывного повышения квалификации.

Педагогический аспект обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка должен включать в себя следующие составляющие:

1) определение основной цели обучения будущих специалистов;

2) составление обучающего материала, включающего различные техники и методики обучения;

3) определение принципов обучения профессиональной деятельности;

4) определение организационных форм обучения;

5) разработка и отбор методов обучения (в том числе использование практико-ориентированного подхода);

6) оценка эффективности процесса обучения и контроль полученных результатов.

Тактико-специальное учение несения службы по охране общественного порядка представляет собой практическую подготовку слушателей образовательных организаций МВД в условиях максимально приближенных к реальной обстановке, включающую в себя отработку и проработку основных действий будущего сотрудника на месте.

Тактические учения по форме их выполнения могут быть односторонними (с участием только одной стороными) и двусторонними (с участием двух и более лиц).

По форме моделирования ситуации тактические учения делятся на учения, проводимые в реальном режиме времени, условными или смешанными.

В учебно-образовательных организациях министерства внутренних дел России тактико-специальное обучение, в зависимости от количества отведенных учебных часов на указанную дисциплину, а также характера учебного материала может проводится в рамках одной учебной дисциплины или в рамках различных учебных дисциплин и соответственно тем, проводимые при взаимодействии нескольких кафедр (к примеру, кафедрами огневой, физической, тактико-специальной подготовки, и др.) [4, С. 885].

В зависимости от утвержденной программы подготовки слушателей и необходимости, и будет избираться тип учения.

Теоретическая подготовка является базовой основой для проведения практических занятий.

Обучение тактике несения службы по охране общественного порядка начинается с определения его концепции. Далее определяются необходимые цели и задачи, которые требуется достичь в процессе такого обучения. Следующим этапом является определение масштаба учения, места, времени и количества участников. Следует также отметить, что на этапе проведения тактических учений осуществляется подготовка ряда документов: приказ, распоряжения, план проведения учения, график, инструкция по мерам безопасности и т.д.

Занятия по тактической подготовке слушателей образовательных организаций МВД включают в себя отработку и закрепление следующих основных учебных моментов:

1) навыков и умений обращения с огневым оружием (тактика использования и применения данного оружия на практике);

2) приемов и тактики поведения в различных ситуациях;

3) техники безопасности при обращении с огнестрельным оружием;

4) методики и техники быстрого реагирования в той или иной ситуации при охране общественного порядка;

5) приемов и способов обеспечения личной безопасности в чрезвычайных ситуациях;

6) выявление фактов правонарушений общественного порядка и т.д.

С целью качественной подготовки будущего сотрудника правоохранительных органов, важным аспектом является строгая согласованность всех этапов обучения, предусмотренных учебной программой.

На наш взгляд, важными и необходимыми условиями для качественного профессионального обучения и подготовки сотрудников являются:

1) применение новых форм и методов обучения слушателей с использованием интенсивных педагогических технологий;

2) создание практической основы для быстрой реализации дифференцированной, качественной профессиональной подготовки кадров, призванных работать в новых условиях становления и развития правового государства - это то, чем обусловлен успех профессиональной деятельности сотрудника Министерства внутренних дел.

Тактическая подготовка может осуществляться с помощью различных методов, имитирующих реальную ситуацию по несению службы в области охраны общественного порядка. Так, могут использоваться игровые методы, ролевые игры, решение специальных тактических задач и т.д. В такой тактической игре может участвовать целая группа обучающихся, при этом каждый участник играет определенную роль (может выступать в роли старшего наряда или подчиненного). Практический опыт доказал эффективность применения данных методов обучения, поскольку они позволяют не только обучающимся ощутить всю сложность поведения в конкретной ситуации, но и дают возможность самостоятельного принятия решения и несения ответственности за него.

В качестве имитационных служебных помещений для проведения занятий по тактической подготовке может быть использовано любое жилое помещение, оборудованное системой видеофиксации, аудиооборудованием, техникой и т.д. С целью качественного обучения, ход ролевых игр необходимо фиксировать с помощью специального оборудования, а затем совместно с обучаемыми рассматривать в групповом формате, анализировать, изучать и давать юридическую оценку. По результатам рассмотрения, обобщаются и учитываются при оценивании знаний слушателей, делаются соответствующие выводы и подводятся итоги проделанной работы.

В процессе обучения тактике несения службы по охране общественного порядка активно используется патрулирование слушателей образовательных организаций, которое позволяет выполнять все функции наряда полиции. Так, будущие сотрудники общаются с гражданами, выявляют правонарушения, составляют необходимые документы и протоколы.

Важную роль в процессе тактического обучения играет профессорско-преподавательский состав, обладающий соответствующей квалификацией и знаниями. Следовательно, высокий уровень подготовки преподавателей позволяет добиться решения поставленных целей и задач обучения, а также обеспечить практико-ориентированный подход к обучающимся. В основе эффективности обучения должны быть положены только действенные методы, способствующие получению знаний, умений и навыков в области тактики несения службы по охране общественного порядка. Кроме того, важен индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом его личностных характеристик и особенностей характера.

Немаловажную роль со стороны преподавателя играет постоянное подкрепление мотивации слушателей образовательных организаций. В противном случае учащиеся могут потерять ту нить, которая тянула их вверх, и потеряют, как им может показаться, интерес к учёбе, а, следовательно, упустят огромное количество возможностей.

Для того, чтобы у будущих специалистов «горели глаза» и они продолжали покорять вершины, необходимо стимулировать их интерес к учёбе и знаниям различными способами. Ключевую роль может сыграть фактор своевременного показа важности их труда в данный момент, а также перспективы в будущем.

Мотивационные установки слушателей являются драйвером личностного развития. Только благодаря мотивации у обучающегося возникает желание и стремление развиваться, стремиться к достижению поставленных целей и задач. Способы мотивирования обучающихся достаточно обширны и требуют вдумчивых организационных усилий преподавателей для компетентного влияния на мотивационную сферу в обучении.

Таким образом, обучение тактике несения службы по охране общественного порядка является сложной формой практического обучения слушателей. Однако, именно в процессе такого обучения будущие сотрудники имеют возможность получить практический опыт в данной сфере.

В данной статье разработан алгоритм по повышению эффективности обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка, наглядно представленный на Рисунке 2.

Рисунок 2. Алгоритм по повышению эффективности обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка

Выводы. Считаем, что предложенный алгоритм позволит не только повысить эффективность процесса обучения слушателей образовательных организаций МВД, но и создаст возможности для успешного развития педагогической деятельности в будущем на основе использования современных средств и методик обучения с целью формирования у обучающихся знаний, умений и навыков в данной области деятельности. Процесс обучения слушателей образовательных организаций МВД тактике несения службы по охране общественного порядка играет важное значение в подготовке будущих специалистов. Эффективная организация учебного процесса должна включать комплекс мероприятий по теоретической и практической подготовке с применением инновационных средств обучения, применением их на практике и возможности дальнейшего использования в профессиональной деятельности сотрудников.

Литература:

1. Звягин, М.М. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и права граждан на проведение публичных мероприятий в РФ // Современное право. - 2020. - №5. - С. 11-17.

2. Карпенко, В.А. Основные направления деятельности полиции / В.А. Карпенко. - М.: Знание, 2021. - 239 с.

3. Мочалова, Я.В. Влияние образования на формирование личности / Я.В. Мочалова // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». - 2017. - С. 246-247.

4. Мальцев, Е.П. Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации / Е.П. Мальцев, П.В. Мясников // Молодой ученый. - 2016. - № 21 (125). - С. 885-888.

5. Светличный, Е.Г. Формирование навыков стрельбы из-за укрытия у обучающихся образовательных организаций МВД / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, А.А. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2021. - Выпуск 72 (2). - С. 238-242.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Суханова Надежда Тимофеевна

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук, доцент Вежелис Татьяна Мечисловасовна

Московский энергетический институт (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ АБИТУРИЕНТАМ И СТУДЕНТАМ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования чат-ботов в высшем учебном заведении на примере автоматизации предоставления справочной информации, ориентированной на студентов и абитуриентов. Рассматривается работа чат-ботов, возможности запуска электронного помощника с помощью месенджера и социальной сети. Приводятся варианты решений для реализации чат-бота.

Ключевые слова: чат-бот, виртуальный ассистент, backend, frontend, мессенджер, социальная сеть, искусственный интеллект, нейронная сеть, машинное обучение, публичный аккаунт.

Annotation. The article discusses the possibilities of using chatbots in a higher educational institution on the example of automating the provision of background information aimed at students and applicants. The work of chat bots, the possibility of launching an electronic assistant using a messenger and a social network are considered. Solutions for the implementation of the chat-bot are given.

Key words: chatbot, virtual assistant, backend, frontend, messenger, social network, artificial intelligence, neural network, machine learning, public account.

Введение. В последнее время многие организации прибегают в общении с пользователями и клиентами к помощи виртуальных ассистентов или чат-ботов. Высшие учебные заведения, которые стремятся к построению в своих стенах цифрового университета, также не отстают от этого тренда.

Виртуальный ассистент (ВА) - это программное средство или Интернет-ресурс, выполняющий функции секретаря пользователя в обязанности которого входят задачи планирования времени и контактов, организация и исполнение различных задач, поиск информации в Интернете и т.д. [11. ВА может использоваться как на мобильном устройстве, так и на компьютере. Виртуальных ассистентов существует довольно большое количество, но в данном случае рассматриваются только чат-боты.

По сути, чат-бот является неким помощник, посредством которого происходит взаимодействие с пользователем с помощью текстовых сообщений. Чат-бот может либо отвечает на вопрос пользователя, либо он выполняет требуемое действие. При этом возможности современных чат-ботов значительные. В частности они могут помимо текстовой информации, показывать картинки, использовать ссылки или формы и пр. [2].

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим, как работают чат-боты. Передача сообщений, вводимых пользователем, и ответов, создаваемых чат-ботом осуществляется посредством HTTP-запросов. Связь между чат-ботом и платформой, на которой он реализован, происходит посредством вебхука в виде URL, состоящего из двух взаимодействующих частей, а именно: backend и frontend.

Backend является программно-аппаратной частью сервиса, которая выполняется на сервере. Его назначение - принять сообщение от пользователя и дать ему ответ. Для разработки чат-ботов чаще всего используются язык программирования PHP. Однако на рынке программного обеспечения для создания чат-ботов представлено большое количество библиотек, написанных на Java или Python.

Frontend является клиентской стороной интерфейса. Для этого можно использовать, в частности, любой мессенджер (Facebook, Viber, Telegram). Деятельность любого бота заключается в двух принципах: набор правил и машинное обучение [3, 4].

Чат-боты первого типа основываются на некотором наборе команд или правил. При этом распознаются только зарезервированные команды. В таких ботах чаще всего используются кнопки с прописанными выражениями, подсказывающими пользователю какие лучше использовать ключевые слова.

Что касается ботов, основанных на машинном обучении, они обладают уже искусственным интеллектом. Такой бот может дать ответ пользователю даже без наличия ключевых слов. Процесс общения с пользователями позволяет таким ботам узнавать новые слова, особенности речи, т.е. становиться еще умнее.

Алгоритм работы чат-бота начинается с поступления в систему запроса. В составе системы имеется анализатор, который запрос пользователя разбивает на отдельные слова и только потом происходит их анализ. Затем анализатор ищет ответ в специальной базе данных и, выполнив этот поиск, выдает ответ пользователю.

Запустить электронного помощника можно почти в любом популярном мессенджере или социальной сети. Например: Telegram, Viber, Вконтакте, Facebook, Skype, Slack.

Для реализации чат-бота, который позволяет автоматизировать предоставления справочной информации, возможно использование различных решений. Рассмотрим эти способы разработки чат-ботов.

1. Чат-бот на базе простых алгоритмов. Для понимания принципа работы чат-ботов в целом можно реализовать его на языке программирования C#. Для его работы необходим текстовый документ, в котором первой строчкой прописывается вопрос, а следующей - ответ. Бот, созданный таким образом не способен вести диалог должным образом. Все вопросы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.