стического спектра с помощью гомеопатических средств, витаминов и минералов, приводим данные американских ученых, которые доказали, что ежедневное употребление глютена, являющегося основой диеты, разрушает мозг ребенка [1, 3].
Специалисты понимают, что чем раньше родители заметят симптомы аутизма у ребенка и чем раньше начнется комплексное воздействие, тем эффективнее будет результат. Такой опыт описан в книге Кетрин Морис «Услышать голос твой» [2].
При работе с детьми, у которых есть поведенческие проблемы, используем сами и советуем родителям применять элементы французской модели воспитания, которая описана Памелой Друкерман [1]. Очень хорошим приемом является установление границ ребенку, обучение его понимать слово «нет», «...мать должна поддерживать тесный контакт с малышом, обнимать его и смотреть прямо в глаза. Но она также должна дать ему понять, что он не может получить все, что хочет, и немедленно. Очень важно, чтобы у ребенка не складывалось мнение, будто он всесилен, может делать что угодно и получить что угодно.» [1, с. 41].
Есть дети, которые не способны произнести звуки, в работе с ними невозможно применять метод словесной имитации, проговаривания. В таких случаях у нас на занятиях ребенок пользуется жестами или специально подготовленными карточками, визуальными подсказками, с помощью которых он может общаться, отвечать на вопросы, выражать свои просьбы. Для этой категории детей на занятиях мы используем метод обучения глобальному чтению.
Подводя итог вышесказанному, обозначим специфические особенности логопедической помощи детям с РАС. Они выражаются в постоянном поиске индивидуальных подходов к ребенку, необходимости строить все логопедические занятия в игровой форме, в заботе о внутреннем состоянии ребенка. Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. Он должен уметь сопереживать и понимать, выдумывать и творить. Взаимодействие логопеда и детей с РАС можно представить, как работу мастера, который составляет из мелких цветных стеклянных частиц большое и красивое панно.
Список литературы
1. Друкерман П. Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания французских детей. - М.: Синбад, 2015. - 384 с.
2. Морис К. Услышать голос твой (история семейной победы над аутизмом). Перевод с английского Адама Микаэла Сакса. 1991. Электрон. ресурс. - URL:http://www.e-readmg.dub/book.php?book=139135 (дата обращения: 31.03.2017)
3. Мейроуз Г. Нутрицевтика как метод психокоррекции. Программирование настроения едой. - Изд.: Профит-Стайл, 2009. - 256 с.
4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2003. - 160 с.
М. В. Гараева
Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях у детей с онкологическими заболеваниями, имеющими нарушения речи в условиях санаторно-курортного лечения
В нашем учреждении, СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное», должность логопеда психотерапевтического кабинета введена с мая 2013 года для об-
29
служивания детей пятого отделения, на котором значительная часть пациентов имеют онкологический диагноз в стадии ремиссии (острый лимфобластный лейкоз, опухоль Вилмса, нейробластома, пилоцитарная астроцитома и пр.).
Логопедическая работа с данной группой детей имеет свои особенности. Большинство пациентов отделения до появления онкологического заболевания в их анамнезе, росли и развивались соответственно возрастным нормам. Однако интенсивное и длительное лечение; продолжительное пребывание в больнице; отрыв от семьи и изменение стиля жизни семьи больного ребенка; иногда переход родителей на иную манеру воспитания ребенка; ограничение в контактах со сверстниками; отсутствие возможности посещать детский сад, школу, массовые мероприятия (музеи, театры и пр.), могут приводить к возникновению особенностей в эмоциональном состоянии и поведении таких детей [3].
К ним можно отнести: повышенную тревожность, излишнюю капризность, плаксивость, быструю утомляемость, «выученную беспомощность», пассивность при возможности выбора той или иной деятельности или игры, а также сниженную познавательную активность, которая весьма необходима при проведении логопедической работы.
Как известно, успешность обучения ребенка предполагает высокий уровень познавательной деятельности в сочетании с положительной мотивацией к обучению. Кроме того, современные стандарты образования требует активного включения ребенка в обучение уже с детского возраста.
Мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности. Тема повышения мотивации является актуальной для логопедов, работающих с детьми, у которых есть ограниченность в речевых контактах (в нашем случае: ребенок с онкологическим заболеванием, обычно находится в «замкнутом круге»: медицинские учреждения -семья), а также при сниженном интересе к образовательной или учебной деятельности.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями, не становятся полезными. Яркие и радостные впечатления откладываются у детей на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее их развитие. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным [2].
В арсенале логопеда, работающего с контингентом детей, имеющих ограниченность в речевых контактах и со сниженной мотивацией, должно быть большое количество разнообразного наглядного и предметного материала: красочные картинки и иллюстрации, наборы игрушек и сказочных персонажей, предметы окружающего мира различной лексической тематики (кукольная посуда, мебель, одежда, фрукты, транспорт и пр.), дидактические игры и пособия, выполненные их ярких и современных материалов [1].
Работа логопеда с детьми, имеющими онкологические заболевания, обязательно должна предполагать совмещение разных видов деятельности, так как это способствует поддержанию у детей интереса - самого важного компонента мотивации.
В реальной жизни все виды деятельности так или иначе взаимосвязаны между собой, так почему бы не использовать такой же интегрированный подход на логопедических занятиях. Метод интеграции различных видов деятельности и
стремление развивать интерес ребенка к занятиям, собственно, и составляют суть различных прогрессивных методик современности. Главным правилом остается - проявлять терпение, стараясь при этом развивать внутреннюю мотивацию ребенка и его интерес к занятиям.
В самом начале занятий необходимо создавать положительный эмоциональный фон, сопровождая его приятной музыкой, сюрпризными или игровыми моментами для того, чтобы нацелить детей на восприятие учебного материала на протяжении всего занятия. Эмоциональная атмосфера и настроение на занятиях - это немаловажный фактор, влияющий на продуктивность и результаты работы. Логопед должен уметь располагать к себе людей, всегда быть в хорошем настроении [1].
Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным. Для детей 6-10 лет авторитет взрослого человека, его оценки и суждения все еще имеют очень большое значение. Безусловно, не стоит говорить малышу неправду и хвалить его, если он и в самом деле выполнил задание плохо. Но и в этом случае нужно указать ему на ошибки в мягкой форме, подсказывая нужное направление для их исправления. В то же время, если ребенку действительно удалось самостоятельно выполнить задание, правильно произнести звук или верно ответить на вопрос, не нужно стесняться похвалить его. При этом стоит не просто сказать: «Ты молодец! Все отлично!», а упомянуть конкретные достижения ребенка. При этом будет формироваться не только мотивация достижения успехов в учебе, но и адекватная самооценка малыша [2].
Ни для кого не секрет, что успешность логопедических занятий зависит не только от того, как часто и на каком уровне происходят занятия с логопедом. Не менее важным в развитии правильной речи ребенка является участие родителей в коррекционном процессе. Правильная речь - это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей, тех, кому подражают дети, для кого родители -пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Многие родители наших пациентов имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта. Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания. Роль логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятия с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую информацию.
На практике мне приходится сталкиваться с различными по социальному статусу семьями. Найти контакт, безусловно, необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Случается, что после проведения логопедического обследования возникает необходимость дополнительного обследования ребёнка другими специалистами - неврологом, психоневрологом, отоларингологом и пр. Необходимо деликатно подходить к этому вопросу, чтобы не обидеть и не напугать родителей пациентов, а объяснить всю нужность предложенного обследования.
Одной из главных задач всех специалистов нашего санатория, участвующих в коррекционном и образовательном процессах, является повышение уровня психической и социальной адаптации детей. Работа логопеда является важной частью общего комплексного воздействия в формирования у детей с онкологическими заболеваниями максимально качественного уровня жизни.
В санатории детям предлагается широкий спектр занятий и процедур, что в некоторой мере компенсирует их вынужденный «простой» в обычной жизни. Большинство детей выписываются не только с улучшением речи, но и с повышением интереса к занятиям и учебе; с позитивным эмоциональным настроем; со снижением страха и напряжения перед школьными ситуациями; с положительной установкой на посещение детского сада (обучения в школе). За 2014 -2016 годы в СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» логопедическую помощь получили 192 ребенка с онкологическим диагнозом. Из них со 125 детьми проводились регулярные логопедические занятия. Подавляющее большинство детей выписано с положительной динамикой в состоянии речи.
Совместные усилия всего медико-педагогического коллектива СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» способствуют развитию и формированию у наших пациентов тех умений и навыков, которые позволят им быть более здоровыми и адаптированными к жизненным условиям.
Список литературы
1. Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психосоциальная помощь в детской онкогематологии // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. - Дубна, 1992. - С. 76-77.
2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Элькони-на Д.Б., Венгера А.Л. - М., 1988. -136 с.
3. Психологические и психиатрические аспекты детской онкологии // Цикл лекций по детской онкологии. Т. 2, ст.38, Электр. Ж. Medline.ru. - URL: http://www.medline.ru/public/art/tom2/art38_6.phtml (дата обращения: 20.03.2017).
Я. О. Дудко
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии человека. Воспитание всесторонне развитого ребёнка, подготовленного к школьному обучению, как с позиции познавательного развития, так и с позиции социализации в обществе является важным направлением в современном дошкольном образовании.
Пунктом 2.7. ФГОС ДО определяются особенности развития игровой деятельности ребенка и реализация пяти образовательных областей посредством игры. Приоритетным и одним из значимых направлений в дошкольном образовании является социально-коммуникативное развитие детей. Уже в дошкольном возрасте формируется социально-коммуникативная компетентность ребенка, приобретаются первые социальные и коммуникативные навыки, которые позволяют ребенку войти в мир социальных отношений [1].
Социально-коммуникативная компетентность включает в себя два понятия - социальная компетентность и коммуникативная компетентность.
32