Научная статья на тему 'Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра'

Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3233
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра»

пользовать специальные приспособления для фиксации головы и конечностей. Ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без общего напряжения и содружественных движений, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады, а также плавно переходить от одного к другому.

При корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание обращают на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса.

При корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных артикуляционных движений, особенно на перемещение кончика языка вверх. Затем ребенка учат опускать язык на дно полости рта в нейтральную позицию, чередовать его опускание и поднимание. При корковой дизартрии в основном стимулируют произношение переднеязычных звуков.

Исходя из многолетнего опыта логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом, можно сделать вывод: при коррекции дизартрических расстройств у обучающихся со сложной речевой патологией необходим, индивидуальный, систематизированный подход к каждому ребенку, учитывающий особенности речевых и психических нарушений. Учитель-логопед, работая с детьми с органическим поражением мозга, должен владеть основами невропатологии и фонетики, чтобы свободно справиться с дифференциальной диагностикой форм дизартрии и выбрать оптимальные методы коррекции.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. «Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом». - М.: Астрель, 1989. - 147 с.

2. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. «Массаж в коррекции артикуляторных расстройств». -СПб.: Сатис, 1995. - 103 с.

3. Семенова К.А., Махмудов М.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с ДЦП. - Ташкент, 1979. - 474 с.

4. Винарская Е.И. Дизартрия. - М.: Астрель, 2006. - 141 с.

5. Смирнова И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у детей с ДЦП». - СПб., 2004. - 115 с.

Л. Н. Галкина, И. В. Захарова

Особенности логопедической помощи детям с расстройствами аутистического спектра

«Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного». А. Эйнштейн

Мы, учителя-логопеды города Санкт-Петербурга, хотим поделиться опытом и проблемами, которые возникают на логопедических занятиях при развитии и коррекции речи у детей с РАС. Очень мало опубликовано работ, методических разработок, которые смогли бы помочь логопедам в оказании помощи детям с аутизмом. С тех пор, когда впервые аутизм описал детский психиатр Лео Каннер и до сегодняшнего дня прошло 73 года, а проблема аутизма до конца не изучена ни с медицинской точки зрения, ни с педагогической. Спектр

нарушений речевого развития детей с РАС очень велик, разнообразен, требует тщательной диагностики, а в последствии и кропотливой работы над всеми аспектами речи [2, 4].

Беседуя с родителями наших детей, мы узнали, что первые признаки аутизма они стали замечать у своих детей с 1,5 до 2-х лет. До поступления в школу некоторые дети занимались с разными специалистами, но положительных результатов не достигли. Мы обобщили все данные диагностических исследований и выявили характерные признаки, которые отличают ребенка с РАС от других детей с нарушениями речи. Находясь в детском учреждении, большинство аутичных детей любят одиночество, не желают общаться, избегают зрительного контакта, проявляют склонность к постоянству во всем, часто повторяют одни и те же стереотипные действия, социально неприспособленны и неадекватны в поведении, что создает большие трудности в работе над речью. Речевые нарушения у детей с РАС варьируются от полного отсутствия речи до возможности использовать ребенком несколько бытовых фраз. В данном случае мы говорим о детях с расстройствами аутистического спектра, с системным недоразвитием речи тяжелой степени. На сегодняшний день, многие дети с РАС имеют разную степень интеллектуальной недостаточности, и их проявления сильно отличаются от детей с интеллектуальными нарушениями без аутизма.

Имея большой опыт работы, коррекционное воздействие мы строим, учитывая индивидуальные особенности ребенка. В свои 5-7 лет дети с РАС часто не понимают смысла простых слов, не выполняют самые элементарные просьбы, не в состоянии ответить жестом на самые простые вопросы. Они постоянно выкрикивают какие-то непонятные звуки, а если пытаются что-то говорить, то их речь невнятна, бессвязна, поведение хаотично. Речь настолько неразборчива, что не всегда понятна даже близким людям. В сравнении с нормально развивающимися сверстниками дети с РАС отстают в речевом развитии на несколько лет, и этот разрыв увеличивается по мере взросления ребенка. Мы понимаем, что традиционные подходы логопедической работы не всегда приведут к успеху. До поступления в школу нарушения психоречевого развития у детей с РАС приобретают устойчивый характер и справиться с ними очень трудно даже специалистам.

Опираясь на опыт работы с неговорящими детьми, с детьми с задержкой речевого развития, мы начинаем учить детей с РАС пониманию смысла обращенной речи, учить слушать и слышать. Начинаем работу над развитием слуховых функций, произвольного внимания, развития подражательных способностей. Проходит очень много времени прежде, чем ребенок озвучит первые понятия, которые будут выглядеть как отдельные слоги, фрагменты слов. Опираясь на каждый правильно произнесенный слог, мы отрабатываем постепенно простые слова, которых становится с каждым разом все больше и больше.

Наблюдая за детьми, которые выкрикивают лишь отдельные звуки, иногда кажется, что функция речи и языка у них отсутствует. И мы пытаемся использовать их голосовые вокализации, как форму произвольного общения. В данном случае направляем это общение в полезные формы и используем при выполнении артикуляционных упражнений. Но как правило, дети не в состоянии воспринимать указания логопеда, они не понимают, чего от них хотят, категорически отказываются от использования логопедом логопедических зондов.

Активные волевые усилия недоступны детям с РАС. Они не могут усидеть на одном месте, удержать взгляд на лице логопеда, выполнить даже простейшие упражнения, предшествующие коррекции дефектов звукопроизношения.

Мы пользуемся в работе рекомендациями, описанными П. Друкерман, К. Морис, Г Мейроуз, Л.Г. Нуриевой [1, 2, 3, 4]. Работать приходится комплексно, использовать игровой характер выполнения тех или иных упражнений. Например, в работе над дыханием нам помогают игры с пузырями. На начальном этапе ребенок только наблюдает. На следующих занятиях мы предлагаем самостоятельно надуть пузырь, добиваемся плавности, силы выдоха, который необходим при произнесении многих звуков, отрабатываем ритмичное чередование вдоха и выдоха. Чтобы вызвать интерес используем разноцветные трубочки, которые украшаем разными бумажными зверюшками, ленточками. Эмоциональный отклик вызывает работа с подкрашенной мыльной водой. Дети с удовольствием выдувают разноцветные, переливающиеся облака из пузырей. Неоценимую помощь в работе оказывают компьютерные логопедические игры. Интерактивная развивающая программа «Лого Игры» нам помогает на индивидуальных занятиях по развитию и тренировке органов речи, дыхания и формированию навыков владения голосом. «Лого Художник» стимулирует речевую активность - заставляет ребенка голосом нарисовать на мониторе компьютера картинку. «Лого Попугай» - побуждает детей к говорению звуков, слогов, слов.

Среди наших детей встречаются аутичные дети с необычным мышлением и воображением, которое они демонстрируют во время моделирования и конструирования, при работе с мелкими деталями, будь то конструктор или мозаика. Такие дети очень сильно погружены в себя, проявляют отрешенность от окружающего мира, они очень беспомощны, зависимы от других людей, неприспособленны к жизни. Умения, которыми они хорошо владеют, не помогут им научиться жить самостоятельно и реализовать себя.

В процессе логопедической работы у детей возникает потребность взаимодействия с окружающими людьми с помощью речи. Разница между психофизическим и речевым развитием не дает детям с РАС адекватно взаимодействовать из-за специфических особенностей поведения. Постоянно необходима помощь специалиста, который будет идти от возможностей ребенка, ища все время новые подходы. Есть дети, с которыми мы должны находиться на уровне их глаз, в поле их зрения, возможно, удерживать их лицо на расстоянии нескольких сантиметров от нас, заставляя замечать нас. Проделываем все это пока не увидим мимолетное узнавание в их глазах, отклик на наш вопрос, первые звуки и слова.

Мы не забываем об индивидуальных особенностях каждого ребенка, знаем, что не все дети любят телесный контакт, и в таких случаях применяем другие методы. Для таких детей на занятиях мы используем музыку, игру на музыкальных инструментах, развивающие логопедические игры, которые находят положительный отклик у детей.

Современные дети пользуются всевозможными гаджетами, которые облегчают и усовершенствуют их жизнь: смартфоны, планшеты, музыкальные плееры. Мы согласны, что некоторых детей с РАС проще научить общаться, печатая на компьютере. Но зная, что центры речи и мелкой моторики имеют общие взаимодействия в коре головного мозга, и понимая важность развития мелкой моторики, которая несет большой вклад в становление и развитие речи, уделяем ей

на своих занятиях немало времени. Предлагаем детям игры: «Найди букву среди (мелких) игрушек», «Найди такую же букву», «Назови игрушку». Часто используем элементы изобразительной деятельности. Многие дети с РАС очень любят рисовать, раскрашивать, обводить, лепить, делать поделки из бумаги, поддерживая этот интерес мы помогаем детям овладеть символами письменной речи. На занятиях мы предлагаем не только назвать какой-либо звук, но и обозначить его буквой; вылепить букву из пластилина или глины, обвести букву по контуру, сравнить букву, написанную на гладкой поверхности с буквой, вырезанной из шершавой бумаги; найти букву на ощупь.

Мы стараемся задействовать разные рецепторы, для того, чтобы получить положительный эффект в работе над речью. Хорошим стимулом на занятиях является прием использования обонятельных способностей ребенка. Например, хороший эмоциональный отклик у ребенка появляется на запах маминых духов, любимой еды. В нашей практике наблюдали случай, когда девочка, почувствовав запах маминых духов, попыталась беззвучно произнести слово «мама», хотя до этого не произносила ни одного звука.

Для того чтобы научить ребенка удерживать произвольное внимание, развивать ручной праксис, мы используем песок, сыпучие материалы, макаронные изделия. Просим ребенка выложить контуры букв, картинок из манной или гречневой крупы.

Однако, как бы ни были хороши эти вспомогательные упражнения, работать с карандашом и ручкой все же приходится. Более сложное задание - работа в тетради, когда ребенка просим повторить рисунок по клеточкам, написать букву, слог или слово в строке, обращаем особое внимание на движения руки ребенка, следим за умением правильно держать карандаш или ручку, выдерживать размеры букв.

Занимаясь любым видом деятельности на занятии, ребенок осваивает основные правила общения. Дети с РАС воспринимают речь, как сплошной речевой поток. Они не могут спонтанно на подсознательном уровне освоить речь, как это делают дети с нормальным речевым развитием. Для них необходимо создавать специальные условия обучения. Если ребенок к нам приходит в плохом настроении, то на протяжении всего занятия можно слышать нытьё, вой, плач. В таких случаях основной упор делается на заинтересованность какой-либо деятельностью, которая в данный момент может вывести его из этого состояния. На всех дальнейших занятиях всегда поддерживаем интерес, обязательно разрабатываем систему стимулирования, которая используется до тех пор, пока поведение ребенка не нормализуется. Наши дети мотивированы на всевозможные поощрения: словесные («Молодец!», «Умница!», «Так держать!»), тактильные («погладить по голове, руке»), эмоциональные («похлопать в ладоши»), вкусовые («печенье, сухофрукты»). Работу в тетради или на отдельных листах оцениваем в виде наклеек, смайликов.

Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного выбора методики, нужного подхода к ребенку в логопедической работе, принимаем помощь родителей. Не все родители готовы к тому, что речь может появиться у ребенка после нескольких лет занятий. Они прибегают к методу нутрицептики, используют для коррекции психоречевых нарушений у ребенка гомеопатию. Родителям постоянно приходится объяснять, что нельзя вылечить ребенка с расстройством аути-

стического спектра с помощью гомеопатических средств, витаминов и минералов, приводим данные американских ученых, которые доказали, что ежедневное употребление глютена, являющегося основой диеты, разрушает мозг ребенка [1, 3].

Специалисты понимают, что чем раньше родители заметят симптомы аутизма у ребенка и чем раньше начнется комплексное воздействие, тем эффективнее будет результат. Такой опыт описан в книге Кетрин Морис «Услышать голос твой» [2].

При работе с детьми, у которых есть поведенческие проблемы, используем сами и советуем родителям применять элементы французской модели воспитания, которая описана Памелой Друкерман [1]. Очень хорошим приемом является установление границ ребенку, обучение его понимать слово «нет», «...мать должна поддерживать тесный контакт с малышом, обнимать его и смотреть прямо в глаза. Но она также должна дать ему понять, что он не может получить все, что хочет, и немедленно. Очень важно, чтобы у ребенка не складывалось мнение, будто он всесилен, может делать что угодно и получить что угодно.» [1, с. 41].

Есть дети, которые не способны произнести звуки, в работе с ними невозможно применять метод словесной имитации, проговаривания. В таких случаях у нас на занятиях ребенок пользуется жестами или специально подготовленными карточками, визуальными подсказками, с помощью которых он может общаться, отвечать на вопросы, выражать свои просьбы. Для этой категории детей на занятиях мы используем метод обучения глобальному чтению.

Подводя итог вышесказанному, обозначим специфические особенности логопедической помощи детям с РАС. Они выражаются в постоянном поиске индивидуальных подходов к ребенку, необходимости строить все логопедические занятия в игровой форме, в заботе о внутреннем состоянии ребенка. Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. Он должен уметь сопереживать и понимать, выдумывать и творить. Взаимодействие логопеда и детей с РАС можно представить, как работу мастера, который составляет из мелких цветных стеклянных частиц большое и красивое панно.

Список литературы

1. Друкерман П. Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания французских детей. - М.: Синбад, 2015. - 384 с.

2. Морис К. Услышать голос твой (история семейной победы над аутизмом). Перевод с английского Адама Микаэла Сакса. 1991. Электрон. ресурс. - URL:http://www.e-readmg.dub/book.php?book=139135 (дата обращения: 31.03.2017)

3. Мейроуз Г. Нутрицевтика как метод психокоррекции. Программирование настроения едой. - Изд.: Профит-Стайл, 2009. - 256 с.

4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2003. - 160 с.

М. В. Гараева

Формирование положительной мотивации на логопедических занятиях у детей с онкологическими заболеваниями, имеющими нарушения речи в условиях санаторно-курортного лечения

В нашем учреждении, СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное», должность логопеда психотерапевтического кабинета введена с мая 2013 года для об-

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.