Одной из главных задач всех специалистов нашего санатория, участвующих в коррекционном и образовательном процессах, является повышение уровня психической и социальной адаптации детей. Работа логопеда является важной частью общего комплексного воздействия в формирования у детей с онкологическими заболеваниями максимально качественного уровня жизни.
В санатории детям предлагается широкий спектр занятий и процедур, что в некоторой мере компенсирует их вынужденный «простой» в обычной жизни. Большинство детей выписываются не только с улучшением речи, но и с повышением интереса к занятиям и учебе; с позитивным эмоциональным настроем; со снижением страха и напряжения перед школьными ситуациями; с положительной установкой на посещение детского сада (обучения в школе). За 2014 -2016 годы в СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» логопедическую помощь получили 192 ребенка с онкологическим диагнозом. Из них со 125 детьми проводились регулярные логопедические занятия. Подавляющее большинство детей выписано с положительной динамикой в состоянии речи.
Совместные усилия всего медико-педагогического коллектива СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» способствуют развитию и формированию у наших пациентов тех умений и навыков, которые позволят им быть более здоровыми и адаптированными к жизненным условиям.
Список литературы
1. Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психосоциальная помощь в детской онкогематологии // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. - Дубна, 1992. - С. 76-77.
2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Элькони-на Д.Б., Венгера А.Л. - М., 1988. -136 с.
3. Психологические и психиатрические аспекты детской онкологии // Цикл лекций по детской онкологии. Т. 2, ст.38, Электр. Ж. Medline.ru. - URL: http://www.medline.ru/public/art/tom2/art38_6.phtml (дата обращения: 20.03.2017).
Я. О. Дудко
Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии человека. Воспитание всесторонне развитого ребёнка, подготовленного к школьному обучению, как с позиции познавательного развития, так и с позиции социализации в обществе является важным направлением в современном дошкольном образовании.
Пунктом 2.7. ФГОС ДО определяются особенности развития игровой деятельности ребенка и реализация пяти образовательных областей посредством игры. Приоритетным и одним из значимых направлений в дошкольном образовании является социально-коммуникативное развитие детей. Уже в дошкольном возрасте формируется социально-коммуникативная компетентность ребенка, приобретаются первые социальные и коммуникативные навыки, которые позволяют ребенку войти в мир социальных отношений [1].
Социально-коммуникативная компетентность включает в себя два понятия - социальная компетентность и коммуникативная компетентность.
32
Социальная компетентность - означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающими общую задачу, и позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.
Коммуникативная компетентность - означает готовность получения в общении необходимой информации и владение коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении.
Благодаря объединению этих компетентностей в дошкольном воспитании, у детей формируются адекватные образцы адаптивного поведения с окружающими сверстниками и взрослыми.
Для реализации социально-коммуникативной образовательной области используется ведущая деятельность для детей данной возрастной группы - игровая, включающая сюжетно-ролевую игру [1].
Изучением игровой деятельности детей занимались многие учёные в области психологии и педагогики, такие как, Д.Б. Эльконин, Л.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др. Они рассматривали игру как ведущую деятельность и придавали огромное значение социально личностному развитию ребёнка в игре.
Игра, как деятельность представляет собой сложное образование, имеющее свою структуру, которая включает целевой, мотивационный, содержательный, операционный, результативный компоненты [2].
Сюжетно-ролевая игра имеет свои компоненты: сюжет игры, содержание игры и роль. Роль является основным компонентом и средством реализации сюжета игры. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они меняются вместе с обогащением кругозора ребёнка в процессе его знакомства с окружающим. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. В нем выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Основа сюжетно-ролевой игры это мнимая или воображаемая ситуация, где ребёнок может воплотить свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает [3].
Игровая деятельность имеет особое значение как для воспитания нормально развивающихся детей, так и для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В старшем дошкольном возрасте ведущее место занимает сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети на себя берут роль взрослых людей, и воспроизводят действия взрослых в жизни, а также их отношения.
Сюжетно ролевая игра имеет большие воспитательные и развивающие возможности. Она влияет на все психические процессы: восприятие, внимание воображение, память, все виды мышления и, конечно же, на речь. В игре также идет усвоение средств интонационной выразительности, совершенствование процесса их понимания и употребления.
Для полноценной ролевой игры необходим достаточно высокий уровень речевого развития: достаточный объем словаря, сформированная грамматическая, фонетическая, интонационно - выразительная стороны речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) имеют особенности игровой деятельности, но проходит те же стадии развития, как и у нормально развиваю-
щихся детей. Речевые дефекты оказывают влияние на развитие и организацию игры детей. В некоторых случаях дети с нарушением речи без обучения не могут овладеть сюжетно-ролевой игрой. Из-за речевого дефекта у детей наблюдаются трудности общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. У дошкольников с нарушением речи слабая мотивация игровой деятельности, они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль самостоятельно. Дети быстро утомляются, и игра может распадаться под влиянием любых внешних факторов. У детей с речевыми нарушениями понимание речи развито значительно лучше, чем ее активное применение, но оно ограничено ситуацией общения. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны.
Дошкольники с ТНР имеют особенности психических процессов, им характерны: снижение объёма вербальной памяти и продуктивности запоминания, неустойчивость, быстрая истощаемость внимания, скудность воображения, отставание в развитии словесно-логического мышления, что приводит к тому, что дети не могут вовремя включиться в игровую деятельность, переключиться с одного сюжета на другой. Таким образом, можно сказать, что игры детей с ТНР примитивны, однообразны по своим сюжетам. Взаимодействие детей во время игры кратковременное, общение примитивное, навыки диалога недостаточно сформированы [4, 5].
Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра и развитие речи взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра помогает добиться хороших результатов в речевом развитии детей с ТНР.
Для более эффективного развития детей с ТНР в игровой деятельности, важно создать предметно-игровую среду, подобрать специальные методы и приемы обучения, использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, а также тесно взаимодействовать всем педагогам группы.
Исходя из опыта работы, на начальных этапах обучения детей сюжетно ролевой игре значительная роль принадлежит взрослому. Он предлагает сюжет, определяет содержание, распределяет роли и контролирует ход игры. Взрослый много разговаривает в игре, чем вызывает у детей потребность в общении и речевую активность. Дети с ТНР требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. В процессе обучения дети уже могут самостоятельно придумывать сюжет, распределять роли, но роль взрослого не ослабевает, он продолжает контролировать, следить за речью детей и при случае оказывает помощь детям в игре. Кроме потребности, мотива и активности в речевой деятельности, сюжетно-ролевая игра позволяет формировать все компоненты речи.
В логопедических группах обучение и воспитание строится по лексическим темам. Так, организовывая игру по определенной лексической теме, мы отрабатываем лексический материал, закрепляя и активизируя его в речи ребенка.
На основе этого лексического материала педагоги обучают и закрепляют правильные грамматические конструкции, умение грамматически правильно строить предложение, согласовывая все части речи, употреблять предлоги. Через сюжетно-ролевую игру дети учатся общению со сверстниками, где главным выступает ведение диалога между детьми. Дети должны научиться договариваться, объяснять свои желания, мысли и решения. В процессе игрового общения появляется возможность использовать разнообразные средства общения, как вер-
бальные, так и невербальные (мимика, жесты, позы). Очень важно использование интонационной выразительности в игре, это позволяет лучше понимать речь, дополняет и обогащает её.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка, а также развитию диалогического общении.
Диалогическому общению в игровой деятельности детей уделяется большое значение в технологии, разработанной Т.С. Овчинниковой. Технология называется «Алфавит общения».
Данная технология разработана согласно требованиям ФГОС ДО в области социально-коммуникативное развитие. Она направлена на совершенствование коммуникативных навыков и расширение словаря детей в совместной и самостоятельной деятельности в различных речевых ситуациях. Т.С. Овчинникова предлагает использовать различные виды диалога в каждой предложенной детям сюжетно-ролевой игре [6].
Включение различных технологий способствует оптимизации речевого развития детей в игровой деятельности, но требует дополнительных методик формирования коммуникативных навыков и умений для полноценного общения между детьми как в игре, так и в повседневной жизни.
Сюжетно-ролевая игра оказывает благотворное влияние не только на речь, но и на эмоционально-волевую сферу ребёнка: формирует произвольность поведения, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, доброжелательное отношение к партнерам по игре, умение совместно преодолевать трудности и решать конфликтные ситуации.
Таким образом, исходя из обзора специальной литературы и опыта работы с детьми с нарушениями речи, можно сказать, что значение сюжетно-ролевой игры в процессе обучения детей с ТНР очень велико. Играя, мы решаем поставленные задачи ФГОС ДО и проводим успешную коррекцию речевых нарушений у детей совместными усилиями педагогов группы.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
2. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии]: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб.: ЛОИУУ, 1996. - 95 с.
3. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -366 с.
4. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.
6. Овчинникова Т.С., Дудко Н.О., Сорокина С.П., Ветрова С.М. Использование сюжетно-ролевой игры в коррекционно-развивающей деятельности для детей С ТНР // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтоге-неза. Материалы III междунар. науч. конф. 09.12.2015 / под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб., 2015. - С. 136-140.