Национальные приоритеты России. 2013. № 3 (10)
ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
УДК 796012.68
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ПРОЦЕССЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заплатина О. А., Механошина Е. А., Агапов В.Г.
Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово
Авторы предлагают создавать такие педагогические условия, которые позволят студенту занять активную личную позицию и в наиболее полной мере раскрыться путем формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Ключевые слова: положительная мотивация, физическая культура и спорт, профессиональная подготовка, уровень физической подготовленности.
Одной из причин ухудшения уровня физической подготовленности и снижения функциональных возможностей студентов вуза является несфор-мированность или недостаточная сформирован-ность положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом [1]. Влияние потребностей и мотивов на осуществление студентами вуза физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности приводит к саморазвитию, самосовершенствованию субъектов, помогает более успешному овладению теми необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые являются важными с точки зрения будущей профессиональной деятельности [3].
По мнению С. Н. Козловой, мотивация является не только психологической категорией, она выходит за рамки психологии и является одной из основных частей воспитательно-образовательного процесса, в связи с чем, относится и к педагогической категории тоже. Благодаря формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом студентов вуза, сама мотивация становится истинной движущей силой воспитательно-образовательного процесса, что в целом ведет к успешности будущей профессио-
нальной деятельности, подготовки к ней. Отсутствие положительной мотивации студентов вуза (в том числе и технического) к здоровому образу жизни и осознанной потребности в освоении ценностного потенциала физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности не позволяет в полной мере влиять на развитие профессионально важных физических и психофизиологических качеств будущего специалиста [6].
Так как не существует официальных требований к физической подготовленности инженера, то учет педагогического потенциала физического воспитания студентов в подготовке к будущей профессиональной деятельности должен базироваться на формировании положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, физическому самовоспитанию, на формировании потребности к овладению теми профессионально-прикладными знаниями, умениями и навыками, которые будут являться необходимыми для овладения будущей профессией, успешной адаптации к соответствующим условиям трудовой деятельности [5].
В процессе педагогического эксперимента нами была разработана схема изучения мотивов
Духовное и физическое здоровье нации
Ш
и формирования положительного отношения студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом, позволяющая выявить мотивы учебной деятельности студентов, мотивы занятий физической культурой и спортом, а также определить приоритеты выбора определенного вида физкультурно-спортивной деятельности (рис. 1).
нию различных программ здравоохранения в сферу производства. Многочисленные анализы, проводимые этим институтом, документально указывают на то, что учет интересов населения, отражаемый в программах повышения здоровья, внедряемых в современное производство, достаточно эффективно обеспечивает более высокую производительность труда настолько (благодаря этому исследовательскому подходу и возросшему уровню здоровья и работоспособности специалистов), что превышает финансовые издержки внедрения данных программ.
В ходе нашего исследования ранжирование юношами и девушками видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности выявило половую зависимость предпочтений и показало, что интересы будущих специалистов не совпадают и зависят от их половой принадлежности. Это позволило нам убедиться в необходимости осуществления дифференцированного подхода в процессе физического воспитания студентов вуза на основании формирования групп по интересам к определенному виду физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (рис. 2-4).
Рис. 1. Схема изучения мотивов и формирования положительного отношения студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом
Получив результаты изучения мотивов учебной деятельности и занятий физической культурой и спортом у студентов на этапе констатирующего эксперимента, мы посчитали необходимым изучить предпочтения данных студентов к различным видам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. В педагогическом эксперименте мы использовали методику ежегодных обследований Канадского института исследования физического состояния и образа жизни населения. Эта идея ценна тем, что позволяет выявить интересы учащейся молодежи и своевременно, целенаправленно дифференцировать, а также индивидуализировать педагогическую работу в процессе физического воспитания студентов.
Изучая наиболее предпочитаемые виды активной физкультурно-спортивной деятельности и основываясь на полученных результатах, Канадский институт исследования физического состояния и образа жизни населения способствует внедре-
Рис. 2. Ранжирование видов физкультурно-спортивной деятельности студентами горного института
Лькньш спорт
Рис. 3 Ранжирование видов физкультурно-спортивной деятельности студентами института химических и нефтегазовых технологий
Проведенное исследование показало, что девушки горного института предпочитают занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, выполнение упражнений на гибкость и координацию, девушки
т.
Национальные приоритеты России. 2013. № 3 (10)
института химических и нефетегазовых технологий предпочитают, наряду с вышеуказанными видами, игры в бадминтон, волейбол; выбор девушками горного института игровых видов был приближен к выбору юношей этого же института, на основании чего мы осуществляли формирование смешанных групп студентов. Это способствовало совершенствованию их умений оценивать свои возможности при распределении обязанностей в игре, расстановке игроков на площадке.
Рис. 4. Ранжирование видов физкультурно-спортивной деятельности студентами строительного института
Девушки строительного института так же, как и девушки горного института, предпочли занятия гимнастикой, аэробикой, координационными упражнениями. Юноши всех институтов в основном предпочитали упражнения с отягощениями, игры в футбол, волейбол, баскетбол. Видами двигательной деятельности, выбор которых относительно совпадает у юношей и девушек изучаемых институтов, являются в основном общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, игры с мячом.
Что касается этимологии слова «дифференциация», то сам термин «дифференциация» (франц. differentiation, лат. differentia - разность, различие) означает разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени, а в педагогической науке тесно сопряжен с понятием «обучение» и обозначает разделение учебных планов и программ с учетом склонностей и способностей учащихся.
Поэтому в ходе нашего исследования, при использовании разработанной нами рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов технического вуза, мы осуществляли разделение студентов на группы следующим образом:
1. Среди студентов горного и строительного институтов осуществлялось разделение групп на мужские и женские с учетом интересов к занятиям по выбранным видам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности при использовании на уроке музыкального сопровождения. Такой подход был использован нами в связи с тем, что девушки этих институтов сделали свой выбор в пользу занятий аэробикой, гимнастикой, акробатикой, коор-
динационными упражнениями. Это позволило нам совершенствовать такие профессионально важные качества, как общую выносливость, быстроту движений, общую адаптационную ловкость, работоспособность для подготовки к возможности активного передвижения на большие расстояния в условиях осуществления производственной деятельности, а также для выполнения проходческих работ, обслуживания геодезических пунктов и шахт, готовности к высоким физическим и психологическим затратам.
Занятия гимнастикой, акробатикой, координационными упражнениями успешно использовались также для совершенствования таких профессионально важных качеств, как общая выносливость, сила, востребованные в таких видах профессиональной деятельности, как ориентирование на местности, преодоление искусственных и естественных препятствий (что впоследствии будет использоваться для ориентирования в шахте, по плану и карте, особенно специалистам маркшейдерского дела), работа в вынужденной позе, выполнение высотных работ, работ по выполнению частых однообразных движений. Это также сопутствовало одновременному совершенствованию таких физических качеств, как динамическое и статическое равновесие, высокий уровень координации на ограниченной опоре, вестибулярная устойчивость, гибкость. Процесс физического воспитания, организованный с учетом профессионально-прикладного направления, способствовал и повышению уровня нервно-психической устойчивости, снижению личностной тревожности.
Интерес студентов к подобным занятиям укреплял их положительное отношение к физической культуре и спорту, побуждая к осознанной работе по подготовке к будущей профессиональной деятельности. Эмоциональное удовлетворение, получаемое студентами вуза в процессе занятий по физической культуре, способствовало формированию и укреплению мотивов, направленных на осуществление самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью, что играло большую роль в осуществлении успешной подготовки к будущей профессиональной деятельности на последующих курсах, когда прекращались учебные занятия по физической культуре [2]. Студенты, прошедшие вышеуказанную подготовку, впоследствии чаще остальных выбирали разнонаправленные факультативные и секционные занятия по физической культуре и спорту.
Юноши горного и строительного институтов в основном выбирали занятия игровыми видами, такими как волейбол, настольный теннис, футбол, баскетбол, а также общеразвивающие упражнения и упражнения с отягощениями. Такие занятия способствовали совершенствованию общей
Духовное и физическое здоровье нации
т
выносливости, двигательной координации, воспитанию статической, динамической и взрывной силы, силы мышц кисти, силовой выносливости. Эти физические качества необходимы при осуществлении таких видов профессиональной деятельности, как преодоление больших расстояний и препятствий при работе с механизированными и автоматизированными средствами производства, выполнению трудовых операций в условиях производства (например, при стесненности перемещения работников и оборудования).
Игровые виды, используемые на занятиях по физической культуре, способствовали совершенствованию самообладания в неблагоприятных ситуациях, повышению уровня нервно-психической устойчивости, снижению ситуативной и личностной тревожности, которые впоследствии будут важны при работе с коллективом в экстремальных условиях осуществления профессиональной деятельности [4].
2. Среди студентов строительного института и института химических и нефтегазовых технологий мы использовали формирование смешанных групп с учетом интересов к выбранным видам физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (также с применением музыкального сопровождения). Поскольку в некоторых группах интересы девушек и юношей совпадали (это были в основном игровые виды), то мы организовывали работу таким образом, чтобы были учтены и физические возможности студентов, и успешно осуществлялась подготовка к будущей профессиональной деятельности. Это учитывалось в основном при формировании команд (волейбол, баскетбол), игровых пар (настольный теннис).
Занятия в смешанных группах позволили нам положительно влиять на такие качества, как ситуативная тревожность, устойчивость в стрессовых ситуациях, уровень сформированности которых совершенствовался, на наш взгляд, в процессе работы в коллективе, при проявлении студентами решительности, ответственности не только за себя, но и за команду, партнера. Желание победить в игре способствовало как воспитанию силы воли и стойкости, так и проявлению уважения к товарищу по
команде, чувства взаимопомощи, желания взять на себя ответственность за более слабого игрока.
Чувство пространства, развиваемое в игре, способствовало формированию такого профессионально важно качества, как самоконтроль обстановки на рабочем месте (в забое, на высотных стройках), чувство «мяча» или «ракетки» - высокой точности координации рук, а сама игровая обстановка - устойчивости к длительным шумовым воздействиям и другим неблагоприятным факторам производства (перепады температур, условия дискомфорта, нерегламентирован-ный режим труда и отдыха и т. д.). Совершенствование физических качеств студентов в игре влияло на приобретение ими чувства уверенности в своих силах, способствовало повышению самооценки, уровня нервно-психической устойчивости, силы воли, снижению личностной тревожности, побуждало к физическому самосовершенствованию, самовоспитанию.
3. Формирование групп с учетом различных отклонений в состоянии здоровья позволило в процессе занятий решать задачи сохранения и укрепления здоровья студентов вуза. Продуктивность этих занятий была обусловлена оздоровительной направленностью средств физического воспитания. Работа в этом направлении позволила повысить функциональные возможности организма студентов вуза, их работоспособность, обеспечивала положительную динамику в формировании профессионально важных физических и психофизиологических качеств личности студента.
Работа по оздоровлению проводилась среди всех студентов изучаемых факультетов, потому что независимо от формирования групп по интересам имелись студенты, нуждающиеся в индивидуальном подходе по состоянию здоровья. Все студенты без исключения были ознакомлены с осуществлением контроля за функциональным состоянием собственного организма. Такая работа была необходима не только для того, чтобы успешно осуществлять физическое самовоспитание и самоподготовку к будущей профессиональной деятельности, но и для того, чтобы ориентировать студентов на ведение здорового образа жизни, самостоятельное приобретение знаний о своем организме для сохранения здоровья и благополучного осуществления жизнедеятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса - М., 2003. - 427 с.
2. Бальсевич В. К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания // Педагогика. - 2004. -№ 1. - С. 26-32.
3. Бодров В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе профессионального отбора // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. -№ 1. - С. 73-81.
4. Галактионов А. И. Инженерная психология. Тенден-
ции развития психологической науки - М.: Наука, 1989. - С. 130-144.
5. Жидких В. П. Основы непрерывного физкультурного образования молодежи на этапах освоения рабочей и инженерной профессии // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 6. - С. 45-49.
6. Козлова С. Н. Педагогические основы формирования мотивов профессиональной деятельности студентов технического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук - Самара, 1998. - 15 с.