ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями как фактор оздоровления организма студентов
Можаева А. Л.
Можаева Алёна Леонидовна /ЫагЪае^а А1уопа ЬеотсСота — студент, факультет культурологии, кафедра социально-культурных технологий и туризма, Пермский государственный институт культуры, г. Пермь
Аннотация: в данной статье поднимается проблема формирования устойчивой мотивации у студенческой молодёжи к занятиям физической культурой как фактора оздоровления организма. Это очень актуальный вопрос, ведь студенты сегодня - это главный трудовой резерв нашей страны, и их здоровье является залогом здоровья и благополучия всей нации. В статье описаны наиболее значимые мотивы студенческой молодёжи к занятиям физическими упражнениями и выявлены предпочтения студентов в сфере физической культуры.
Ключевые слова: анализ, маркетинг, физические упражнения, физическая культура, студенты, мотивация, здоровье.
Физическая культура - важнейший компонент развития личности в целом, сохранения и укреплении здоровья организма, а также продуктивной профессиональной деятельности. К тому же, физическая активность снимает стресс, нервно-психическое напряжение, что в условиях повышенной нагрузки, учебной, и не только, очень важно для студентов.
Важной составляющей плодотворной физкультурно-спортивной деятельности является мотивация. В настоящее время у студенческой молодёжи нет сформированной потребности в постоянных систематических занятиях физической культурой, что постепенно снижает уровень персонального здоровья, уровень физической подготовки и развития, физической и умственной работоспособности у студенческой молодёжи [1, 2, 5, 6].
Выпускнику ВУЗа помимо профессиональных и личностных качеств важно иметь крепкое здоровье и физическую подготовленность. Здоровье и учеба студентов связаны напрямую, ведь чем крепче здоровье студента, тем плодотворнее его обучение. Студенту, для того чтобы успешно адаптироваться к условиям обучения в вузе, сохранить и укрепить здоровье за время обучения, необходим здоровый образ жизни и постоянная оптимальная двигательная активность. [1, 2, 4, 5, 6] и др.
Актуальность проблемы заключается в том, что отсутствие физической нагрузки и двигательной активности студентов вузов ведет к ограниченности формирования не только организма, но и личности в целом, поэтому физическая деятельность имеет особую социальную значимость. [1, 2, 3].
Цель заключается в том, чтобы на основе проанализированного теоретического материала разработать рекомендации по формированию устойчивой мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями.
Исследование проводилось на базе высших учебных заведений города Перми (ПГИК, ПГНИУ, ПНИПУ, ПГГПУ) с 2014-2015 гг. Общее количество студентов участвующих в эксперименте 1250 человек. На первоначальном этапе обучения студенты являются наиболее уязвимой частью молодёжи, так как постоянно сталкиваются с трудностями, связанными с высокой учебной нагрузкой и невысокой двигательной активностью. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения всегда была одна из самых важных проблем человеческого общества, поэтому такую большую роль играет изучение мотивов, интересов и потребностей современной студенческой молодежи в занятиях физическими упражнениями
На основании проведённого исследования, наиболее значимые мотивы заниматься физическими упражнениями для студентов - это их внутренние мотивы, которые связанны с получением удовольствия от занятий физкультурой и спортом, так ответило 48% респондентов из 100%. Это говорит о том, что физкультура вузов не полностью удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы студентов.
На втором месте стоят мотивы, связанные с перспективой обладания эстетически красивым телом 73% опрошенных. Тем не менее, большая часть студенческой молодёжи не занимается физической культурой на регулярной основе, не уделяет соответствующего внимания укреплению своего здоровья и занятиям физкультурой. Главной причиной этому является нехватка времени - 62% респондентов, усталость и лень - 20% , а также отсутствие спортивного инвентаря для полноценных занятий физкультурой - 10%.
В последнее время, особую популярность среди молодежи приобрели новые нетрадиционные виды физической культуры. Девушки отдают предпочтение упражнениям на растяжку и для укрепления осанки, предпочли бы заниматься фитнесом, шейпингом, стрейчингом, гимнастикой. Молодые люди же отдают предпочтение занятиям тяжелой атлетикой, восточными единоборствами, плаванию, спортивным играм и соревнованиям.
Итак, данные полученные в ходе исследования позволяют сделать следующие выводы: нужно целенаправленное приобщение студентов к занятиям физкультурой, как одного из важнейших факторов оздоровления организма, здоровому образу жизни, укреплению и сохранению здоровья, улучшению качества жизни. Поэтому главной задачей физической культуры в Вузах будет являться формирование познавательного интереса студентов к физической активности.
Для решения этой задачи, нужно брать во внимание индивидуальные возможности и предпочтения студента при выборе вида физкультурно-оздоровительной деятельности, а также нужно вырабатывать у студенческой молодёжи осмысленное желание заниматься физкультурой, приобщаться к здоровому образу жизни.
Следовательно, необходимо разнообразить занятия по физкультуре, с помощью введения в программу вузов игровых и соревновательных методов, новых нетрадиционных видов физической деятельности, с помощью которых, каждый студент сможет реализовать свои собственные желания, потребности в движении и активности.
Для этого можно включать в ход занятий эстафеты, игровые виды спорта, и обеспечить для этого нужный спортивный инвентарь, оборудование, учебно-тренировочную базу.
Организовать спортивные секции по интересам студентов, которые уже успели полюбиться и взрослым: волейбол, баскетбол, настольный теннис, занятия фитнесом, йогой, занятия в тренажёрном зале.
Также можно проводить такие физкультурно-оздоровительные мероприятия, как: «День красоты и здоровья», Туристические слёты и так далее.
Все это позволит повысить степень физического и психологического здоровья студенческой молодёжи, поднять уровень их мотивации к занятиям физкультурой, сформировать потребность в ведении правильного образа жизни. Ведь спорт, физическая деятельность, здоровый образ жизни позволят студентам адаптироваться к современным реалиям и будущей профессиональной деятельности, обеспечат им высокую работоспособность, творческую предприимчивость, а в дальнейшем - трудовое долголетие.
Таким образом, мотивация к занятиям физкультурной деятельностью - это то состояние человека, когда он постоянно направлен на достижение оптимального уровня своей физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям спортом и постоянной физической активности - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных знаний и навыков до глубоких психофизиологических познаний теории и методики физического развития и интенсивных занятий спортом[1, 4, 5, 6].
В заключении отметим, что занятия физкультурой в вузах должны предусматривать индивидуальные возможности студентов, их потребности и мотивы, для того, чтобы студент не терял интерес к дисциплине «Физическая культура», не снижалась посещаемость и эффективность занятий. Все это в целом поможет создать у студентов нужду к постоянной физической активности в течение всей жизни, осознать необходимость ее присутствия в их последующей профессиональной деятельности.
Литература
1. Бауэр В. А. Воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом / В.А. Бауэр - М.: Альфа-пресс, 2008. 42 с.
2. Виленский М. Я. Формирование личности в процессе занятия физической активностью/М. Я. Виленский - М.:Инфра, 2005. 93 с.
3. Рогов М. /".Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования / М. Г. Рогов - М.: Издательство Юрайт, 2010. 349 с.
4. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин - Спб.: Юнит, 2007. 603 с.
5. Окуньков Ю. В. Физическая культура как фактор всестороннего развития специалистов/Ю. В. Окуньков - Спб.: Питер, 2005. 25 с.
6. Пятков В. В. Формирование мотивации и ценностного отношения студента к занятиям физической культурой/В.В.Пятков. С.: Сургут, 2009. - 184 с.